Мастер-класс «Использование инновационной технологии ТРИЗ в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДО»
методическая разработка (старшая группа)
Мастер-класс
«Использование инновационной технологии ТРИЗ в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДО»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
triz.docx | 898.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Чайка» корпус 3, Алтайский край, Локтевский район, г.Горняк
Мастер-класс
«Использование инновационной технологии ТРИЗ в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДО»
Пахомова
Лариса Борисовна
воспитатель
высшей квалификационной категории
Цель: повышение компетентности педагогов в применении методов ТРИЗ
Задачи:
1.Познакомить педагогов с технологией ТРИЗ.
2.Побудить к использованию методов и приемов ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми.
3.Cформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование технологии ТРИЗ в своей педагогической деятельности
Материал и оборудование:
1. Ноутбук и проектор.
2. Презентация по теме.
3. Фото игр и образовательной деятельности.
4. Атрибуты к дидактическим играм.
5. Буклеты.
Ход мастер-класса
СЛАЙД 1
Вступительное слово: Добрый день, уважаемые коллеги. Меня зовут П.Л.Б, являюсь воспитателем МБДОУ « Детского сада «Чайка», корпус №3
Мне хотелось бы вам задать вопрос, который бы казалось, не имеет отношения к нашей встречи:
Съесть конфету - хорошо. Почему?
Д: Потому, что она сладкая.
В: Сладкая конфета - это плохо. Почему?
Д: Могут заболеть зубы.
В: Мы с вами работаем в детском саду- плохо. Почему? А хорошо, почему?
Вы сегодня собрались на мастер - классе
Это плохо. Почему? А хорошо, почему?
Итак, с вами познакомились с приемом инновационной технологии ТРИЗ, который называется «Хорошо - плохо» и перешли к теме моего мастер-класса:
«Использование инновационной технологии ТРИЗ в развитии речи детей в процессе образовательной деятельности дошкольников в рамках ФГОС ДО»
Пусть эта встреча принесет вам радость общения, положительные эмоции и улыбки.
Почему я выбрала эту тему?
Актуальность и проблема
В современном образованииосновной задачей является воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.Именно поэтому образование на современном этапе развития невозможно представить без использования современных технологий активного обучения.
Одной из эффективных педагогических технологий для развития творческого мышления, творческого воображения и творческой речи у детей, которая включает в себя 70 методов и приемов,является технология ТРИЗ.
Дословно, теория решения изобретательских задач.
Создал эту удивительную технологию изобретатель, ученый, писатель-фантаст Генрих Саулович Альтшуллер.
Новизна состоит в том, что технология ТРИЗ позволяет не просто развить фантазию детей, а научить ребенка системно думать, решать задачи творческого характера.Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не дает детям готовые знания, раскрывая перед ними истину, он учит ее находить.
Цель мастер-класса: практическое освоение приемов технологии ТРИЗ.
повышение компетентности педагогов в применении методов ТРИЗ
Для достижения поставленной цели, мы должны решить следующие педагогические задачи.
Вы их видите на слайде.
Задачи:
1.Познакомить педагогов с технологией ТРИЗ.
2.Побудить к использованию приемов ТРИЗв процессе образовательной деятельности по речевому развитиюдошкольников.
3.Cформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование технологии ТРИЗ в своей педагогической деятельности.
Что же такое ТРИЗ для дошкольников?
Это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.Применяя приемы и методы ТРИЗ – технологии в детском саду, развиваются с одной стороны такие качества мышления, как гибкость, подвижность, системность, а с другой стороны поисковая активность, стремления к новизне, творческое воображение и развитие речи, что очень важно для будущего школьника.Занятия с использованием приёмов ТРИЗ помогают детям увидеть неожиданное рядом.
Используя в своей работе приемы методики ТРИЗ я разработала :
-Картотеку игр и тренингов на формирование системного мышления для детей старшего дошкольного возраста,
-Лэпбук с дидактическими играми с элементами ТРИЗ по развитию речи, творческого воображения у детей для детей старшего дошкольного возраста.
Практическая часть.
Уважаемые коллеги, сейчас предлагаю вам познакомиться с некоторыми приемамиТРИЗ.
Ни для кого не секрет, что все дети любят отгадывать загадки. Но мне, важнее научить ребят составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.В то же время, сочинение загадок – это творчество и развитие речи.
Сейчас мы с вами поучимся составлять загадки по моделям кандидата педагогических наук, сертифицированного ТРИЗ-специалиста Аллы Нестеренко.
При составлении загадок использую три основных модели и приёмы, которые вам сейчас покажу. Объектами для составления загадок служат предметы,с которыми дети чаще всего сталкиваются: игрушки, предметы домашнего обихода, домашние животные и т. д
Детям предлагается назвать яркие, характерные признаки внешнего вида (цвет, форму, величину, отметить те качества и свойства, которые дети хорошо знают)
Перед нами таблица, с моделью 1.
«Какой? – Что такое же у другого объекта?»
Предположим мы решили составить загадку о самоваре.
После заполнения таблички вставляем между строчками правого и левого столбцов связки «Как» или «Но не».
Например:
блестящий, как монета;
шипящий, как вулкан;
круглый, но не арбуз. Что это? или Кто это?
Переходим к составлению загадок по модели 2:
«Что делает? | Что делает так же?». |
рыщет | хитрая лиса; |
охотится | смелый охотник; |
воет | злая собака |
Строится содержание загадки: не называя загаданный объект, перечисляются действия, которые через связки «но не» или «как» сравниваются с другими объектами. Например, про волка
Итоговая загадка:
рыщет, но не хитрая лиса;
охотится, но не смелый охотник;
воет, как злая собака.
Особенностью освоения 3 модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.
Например, про зонт.
Похож на солнце, но не греет;
Похож на крышу, но не тяжелый;
Как гриб, но на тонкой ножке.
«На что похоже» | «Чем отличается» |
на солнце | не греет |
на крышу | не тяжелый |
как гриб | на тонкой ножке |
Далее предлагает составить загадку в целом, используя связки «Как» или «Но», «Но не» или «Но без».
Солнце, но не греет;
Крыша, но не тяжелый;
Гриб, но на тонкой ножке.
Например, загадка про гребешок.
- На что похож гребешок? – На забор.
- А чем отличается от забора? – Через него не перелезть.
- Еще на что похож? – На траву, но не растет.
- А еще на что похож? - На пилу, но не пилит.
Далее предлагает составить загадку в целом, используя связки «Как» или «Но», «Но не» или «Но без».
На что похоже? | Чем отличается? |
На забор. | через него не перелезть. |
На траву, но не растет. | не растет |
На пилу | не пилит. |
Забор, но через него не перелезть;
трава, но не растет;
пила, но не пилит.
Таким образом технология обучения составлению загадок, трудный процесс, но он позволяет решить проблемы речевого развития, ещё и доставляет детям радость. А еще загадка, это игра, а игра, как мы знаем, это ведущий вид деятельности детей.
2.Уважаемые коллеги и я хочу познакомить вас с методикой синквейн. Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и стали использовать его как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат.
Уважаемые коллеги, может быть кто-то из вас знает, что такое синквейн? Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение пяти строк».
Синквейн – нерифмованная пятистрочная стихотворная форма, написанное в соответствии с определёнными правилам.
Самое главное, что мне очень импонирует в данном методе, это то, что Синквейн –получается у всех!
Правила составления синквейна.
Первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею.
Вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.
Третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.
Четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме (пословицы, афоризмы)
Пятая строка – слово, связанные с первым, отражающие сущность темы (ассоциация).
Алгоритм синквейна для детей, которые не умеют читать, похож на ёлочку.
Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко! Дети, которые не умеют читать, устно составляют синквейнпри помощи наводящих вопросов, они учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения.
Например,
Кто? Кукла
Какая? Красивая, Любимая
Что делает? Стоит, Сидит, Улыбается
Предложение. Моя кукла самая красивая.
Ассоциация. Игрушка.
1. Дождь.
2. Мокрый, холодный.
3. Капает, стучит, льется.
4. Я не люблю дождь.
5. Вода
Давай попробуем составить синквейн на тему
3. Салат из сказок.
Игра «Салат из сказок» помогает развивать не только речь ребенка, но и память, мышление, фантазию. Смысл игры состоит в том, что можно сочинить собственную сказку, смешав героев разных сказок. Давайте попробуем
(карточки - картинки с изображением сказок, педагоги пробуют составить новую сказку).
– Предлагаю детям подумать и назвать сказки. В 1 столбик мы записываем названия сказок, во 2 столбик – одного персонажа из данной сказки, в 3 столбик – место действия в данной сказке.
1Маша и медведь. | Девочка Маша | в лесу |
2. Колобок. | колобок | в лесу |
3. Лиса и журавль. | лиса | дома |
- Предлагаю детям объединить этих трёх персонажей в одну сказку. Дети самостоятельно придумывают сказку. Они могут взять свои любимые сказки, поменять персонажей.
Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам вариативность использования всвоей работе разнообразных методов и приёмов (элементов) технологии ТРИЗ. После мастер – класса вы можете познакомиться с лэпбуками.
И позвольте подвести результаты нашей совместной работы методом синквейна, который можно использовать для проведения рефлексиии составить синквейн на тему «Мастер-класс».
Совместное составление синквейна.
Мастер – класс
Интересный, поучительный
Учи,сближает, развивает
Дело мастера боится
Праздник
Я думаю, что мне удалось заинтересовать вас в применении приемов технологии ТРИЗ, так как вы активно участвовали, были эмоциональные. Используйте игры ТРИЗ-технологии, и перед вами в полной мере раскроется неиссякаемый источник детской фантазии.
На экране изображение чемодана, мясорубки и корзины. У вас на точно такие же картинки. Я предлагаю вам выбрать, как вы поступите с информацией, полученной на мастер - классе.
Чемодан - информацию забираю с собой, и буду использовать в своей
деятельности.
Мясорубка – было интересно, информацию нужно переработать,
подумать, докрутить.
Корзина – материал не нужный, выброшу в корзину.
Мне остаётся только поблагодарить Вас за внимание! Творческих всем успехов!
Всем участникам мастер-класса вручаются буклет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Использование инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДО»
Интересный материал по использованию различных современных технологий в детском саду. Самое главное, что эффективный в работе и деткам очень нравится....
Мастер-класс «Использование инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДО»
Наиболее оптимальным условием развития речевых коммуникаций детей, выступает культуросообразная среда, несущая в себе знаки, символы и образцы речи как средства и формы общения. Не...
Консультация для педагогов на тему: «Использование инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДО»
Консультация для педагогических работников ДОУ об использовании инновационных технологий в воспитательно-образовательном процессе....
: «Использование инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию детей в рамках ФГОС ДО».
Перед воспитателями кроме образовательных и воспитательных задач еще стоят задачи, направленные на устранение недостатков в сенсорной, волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями раз...
консультация для педагогов на тему: «Использование инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию детей в рамках ФГОС ДО».
Перед воспитателями кроме образовательных и воспитательных задач еще стоят задачи, направленные на устранение недостатков в сенсорной, волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями раз...
Мастер-класс для педагогов «Использование инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДО»
Повышение профессионального уровня педагогов;- формирования опыта по использованию инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДО....