Мастер-класс «Использование инновационной технологии ТРИЗ в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДО»
учебно-методический материал (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Чайка» корпус 3, Алтайский край, Локтевский район, г.Горняк
Мастер-класс
«Использование инновационной технологии ТРИЗ в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДО»
Пахомова
Лариса Борисовна
воспитатель
высшей квалификационной категории
Цель: повышение компетентности педагогов через практическое освоение приемов технологии ТРИЗ.
Задачи:
1.Познакомить педагогов с технологией ТРИЗ.
2.Побудить к использованию методов и приемов ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми.
3.Cформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование технологии ТРИЗ в своей педагогической деятельности
Материал и оборудование:
1. Ноутбук и проектор.
2. Презентация по теме.
3. Фото игр и образовательной деятельности.
4. Атрибуты к дидактическим играм.
5. Буклеты.
План проведения мастер-класса.
1.Актуализация темы.
2.Теоретическая часть.
3.Ознакомление с методами, приёмами использования ТРИЗ.
4.Практикум.
5.Рефлексия, вывод.
Ход мастер-класса
СЛАЙД 1
Вступительное слово: Добрый день, уважаемые коллеги. Меня зовут Пахомова Лариса Борисовна, являюсь воспитателем МБДОУ « Детского сада «Чайка», корпус №3
Свое выступление мне хотелось бы начать с вопроса, который бы казалось, не имеет отношения к нашей встречи:
-Съесть конфету это - хорошо. Почему? (Потому, что она сладкая)
-Сладкая конфета - это плохо. Почему? (Могут заболеть зубы)
- Мы с вами работаем в детском саду - это плохо. Почему? (устаем, испытываем стресс)
- А хорошо, почему? (встреча с детьми)
-Мы сегодня собрались на мастер-классе - это плохо. Почему? (Отнимает много времени)
А почему это хорошо? (узнать что-то новое, познакомиться с технологиями)
Итак, с вами познакомились с одним из приемов инновационной технологии ТРИЗ, называется он «Хорошо - плохо», который учит выделять в предметах и объектах окружающего мира отрицательные и положительные стороны.
Так пусть эта встреча принесет вам радость общения, и только положительные эмоции.
Тема моего мастер-класса: «Использование инновационной технологии ТРИЗ в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДО»
Почему я выбрала эту тему?
Актуальность и проблема
В соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников.
Проблема развития речи одной из актуальных, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.
Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему.
Поэтому необходимо применение новых форм, методов и технологий.
Одной из таких технологий является, инновационная технология ТРИЗ (дословно) - это теория решения изобретательских задач, которая позволяет быстро и качественно решить проблемы речевого развития.
Автор этой удивительной технологии изобретатель, ученый, писатель-фантаст Генрих Саулович Альтшуллер.
Новизна состоит в том, что технология ТРИЗ позволяет не просто развить фантазию детей, а научить ребенка системно думать, решать задачи творческого характера. Педагог не дает детям готовые знания, раскрывая перед ними истину, он учит ее находить.
Цель мастер-класса:
повышение компетентности педагогов через практическое освоение приемов технологии ТРИЗ.
Для достижения поставленной цели, мы должны решить следующие педагогические задачи.
Вы их видите на слайде.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с технологией ТРИЗ.
2. Побудить к использованию приемов ТРИЗ в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников.
3. Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование технологии ТРИЗ в своей педагогической деятельности.
Что же такое ТРИЗ для дошкольников?
Это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.
Используя в своей работе приемы технологии ТРИЗ я разработала :
-Картотеку игр и тренингов на формирование развития речи и системного мышления.
- Лэпбук с дидактическими играми, с приемами ТРИЗ по развитию речи, творческого воображения
Практическая часть.
Уважаемые коллеги, сейчас предлагаю вам познакомиться с некоторыми приемами ТРИЗ.
Ни для кого не секрет, что все дети любят отгадывать загадки. Но мне, важнее научить ребят составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.
Сейчас я покажу вам, как можно составлять загадки по моделям кандидата педагогических наук, ТРИЗ-специалиста Аллы Нестеренко.
Объектами для составления загадок служат различные предметы.
При составлении загадок используются три основных модели.
Все они заполняются по готовым опорным таблицам, подробнее рассмотрим одну из них.
Перед нами опорная таблица, с моделью 1
1. Выбор объекта (вписывается на верхней строчке – для читающих детей, для других – картинка или схематический рисунок)
2. Составление опорной таблицы вида: «Какая? (какой? какое?)» «Что бывает таким же? »
Предположим мы решили составить загадку о самоваре.
3..Заполняем левую часть таблицы: «Какой?»
Блестящий, шипящий, круглый
4. Заполняем правую часть таблицы: «Что бывает таким же? »
Монета, вулкан, арбуз
5.После заполнения таблицы вставляем «слова – связки» «Как» или «Но не».
Например:
блестящий, как монета;
шипящий, как вулкан;
круглый, но не арбуз. Что это?
Попробуем составить загадку на слово: «Солнце»
1.Заполняем левую часть таблицы: «Какое?» Яркое Круглое жаркое
2.Заполняем правую часть таблицы: «Что такое же яркое (круглое, жаркое), но не солнце?» Лампа Колесо огонь
3. Вставка «слов – связки» - но НЕ. Составление загадки о солнце
4. Что это?
Загадка:
Яркое, но не лампа?
Круглое, но не колесо?
Жаркое, но не огонь? Что это?
При составлении загадок по второй модели, используется действия предмета, что делает и кто делает также?
Особенностью освоения 3 модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и отличие. «На что похоже?», «Чем отличается?»
Таким образом, технология обучения составлению загадок, трудный процесс, но он позволяет решить проблемы речевого развития, ещё и доставляет детям радость.
2. Еще один методический прием - это синквейн.
Его сравнительно недавно педагоги стали использовать его как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат.
Уважаемые коллеги, может быть кто-то из вас знает, что такое синквейн? Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение пяти строк», написанное в соответствии с определёнными правилам.
Самое главное, что мне очень импонирует в данном методе, это то, что Синквейн – получается у всех!
Правила составления синквейна.
Первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею.
Вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.
Третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.
Четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме (пословицы, афоризмы)
Пятая строка – слово, связанные с первым, отражающие сущность темы (ассоциация).
Алгоритм синквейна для детей, которые не умеют читать, похож на ёлочку.
Например,
Кто? Кукла
Какая? Красивая, Любимая
Что делает? Стоит, Сидит, Улыбается
Предложение. Моя кукла самая красивая.
Ассоциация. Игрушка.
Давай попробуем составить синквейн на слово: Педагог
Педагог
Добрый, терпеливый
Учит, наставляет, заботится, помогает
Учитель владеет необходимыми навыками
Наставник, друг, Мастер, призвание
Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко! Дети, учатся выделять главную мысль, отвечая на вопросы и по определенному алгоритму, создают свои устные нерифмованные стихотворения.
3. Еще хотелось бы познакомить вас с одним методическим приемом работы по развитию речи: игра «Салат из сказок»,
которая помогает развивать не только речь ребенка, но и память, мышление, фантазию.
Смысл игры состоит в том, что можно сочинить собственную сказку, смешав героев разных сказок. Заполнение таблицы.
В 1 графу мы записываем названия трех сказок, во 2 графу – персонажи, предметы из данной сказки, в 3 графу – место действия в данной сказке.
Обговорить характер наших героев, какая сказка становится основой для нового произведения. И можно начинать творить. Здесь нет неправильных сюжетов и сцен.
И всё зависит от фантазии ребёнка. Волк может стать беззащитным, Колобок коварным, слон маленьким, а Теремок убежит от жильцов, которые ему не понравились.
-Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам вариативность использования в своей работе разнообразных методов и приёмов (элементов) технологии ТРИЗ. Все эти приемы отражены в буклете и лэпбуке.
Позвольте, подвести результаты нашей совместной работы, методом синквейна, который можно использовать для проведения рефлексии.
Прошу составить синквейн на тему «Мастер-класс».
Совместное составление синквейна
1.Мастер – класс
2.Интересный, поучительный
3.Учит, сближает, развивает, обучает
4.Дело мастера боится, Мастер-класс –это опыт.
5.Праздник, фестиваль, общение, мастерство
Я думаю, что мне удалось заинтересовать вас в применении приемов технологии ТРИЗ, так как вы активно участвовали, были эмоциональные. Используйте приемы ТРИЗ-технологии, и перед вами в полной раскроется неиссякаемый источник детской фантазии.
В завершении предлагаю вам оценить информацию полученную на мастер-классе.
На экране изображение чемодана, мясорубки и корзины.
У вас на точно такие же картинки. Я предлагаю вам выбрать, как вы поступите с информацией
Чемодан - информацию забираю с собой, и буду использовать в своей
деятельности.
Мясорубка – было интересно, информацию нужно переработать,
подумать, докрутить.
Корзина – материал не нужный, выброшу в корзину.
Мне остаётся только поблагодарить Вас за внимание! Творческих всем успехов!
Всем участникам мастер-класса вручаются буклет.
Составлению загадок по модели 2:
- Составление опорной таблицы вида: Что делает? Кто делает так же?
- Выбор объекта (вписывается на верхней строчке – для читающих детей, для других – картинка или схематический рисунок).
- Заполнение левой части таблицы: «Что делает?»
- Заполнение правой части таблицы: «Кто делает то же действие?»
- Вставка «слов – связки» - но НЕ. Составление загадки про волка
Что делает? | Кто делает так же? |
рыщет | хитрая лиса; |
охотится | смелый охотник; |
воет | злая собака |
Итоговая загадка:
рыщет, но не хитрая лиса;
охотится, но не смелый охотник;
воет, как злая собака.
Особенностью освоения 3 модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и отличие. «На что похоже?», «Чем отличается?»
1. Составление опорной таблицы вида: «На что похоже?», «Чем отличается?»
2. Выбор объекта (вписывается на верхней строчке – для читающих детей, для других – картинка или схематический рисунок)
3. Заполнение левой части таблицы: «На что похожа? (не зонт, на крышу на гриб)
4. Заполнение правой части таблицы: «Чем отличается?» (не греет, не тяжелый, на тонкой ножке)
5. Вставка «слов – связки» - КАК, НО не
Например, про зонт.
Похож на солнце, но не греет;
Похож на крышу, но не тяжелый;
Как гриб, но на тонкой ножке.
«На что похоже» | «Чем отличается» |
на солнце | не греет |
на крышу | не тяжелый |
как гриб | на тонкой ножке |
Далее предлагает составить загадку в целом, используя связки «Как» или «Но», «Но не» или «Но без».
Солнце, но не греет;
Крыша, но не тяжелый;
Гриб, но на тонкой ножке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Использование инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДО»
Интересный материал по использованию различных современных технологий в детском саду. Самое главное, что эффективный в работе и деткам очень нравится....
Мастер-класс «Использование инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДО»
Наиболее оптимальным условием развития речевых коммуникаций детей, выступает культуросообразная среда, несущая в себе знаки, символы и образцы речи как средства и формы общения. Не...
Консультация для педагогов на тему: «Использование инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДО»
Консультация для педагогических работников ДОУ об использовании инновационных технологий в воспитательно-образовательном процессе....
Мастер-класс «Использование инновационной технологии ТРИЗ в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДО»
Мастер-класс «Использование инновационной технологии ТРИЗ в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДО»...
: «Использование инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию детей в рамках ФГОС ДО».
Перед воспитателями кроме образовательных и воспитательных задач еще стоят задачи, направленные на устранение недостатков в сенсорной, волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями раз...
консультация для педагогов на тему: «Использование инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию детей в рамках ФГОС ДО».
Перед воспитателями кроме образовательных и воспитательных задач еще стоят задачи, направленные на устранение недостатков в сенсорной, волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями раз...
Мастер-класс для педагогов «Использование инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДО»
Повышение профессионального уровня педагогов;- формирования опыта по использованию инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДО....
- Мне нравится (1)