Рабочая программа кружка по ОБЖ
рабочая программа (старшая группа)
Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Люди очень часто страдают из - за своей собственной неосторожности, беспечности, из-за неумения или нежелания предвидеть последствия своих необдуманных поступков. Они забывают принимать необходимые меры, чтобы оградить себя и свои семьи от чрезвычайных ситуаций. Наименее защищенными и подготовленными к действию в подобных ситуациях оказываются дети. И как ни печально, именно дети страдают на пожарах, на дорогах, на воде, в лесу, так как не знают, как вести себя в сложившихся экстремальных ситуациях. По данным статистики МЧС России ежегодно большое количество детей становятся жертвами ЧС, вследствие, своего незнания и легкомыслия. Это не может не вызвать тревогу.
Забота о сохранности детской жизни – важнейшая задача дошкольного учреждения, семьи и государства. Очень важно каждого ребенка подготовить к встрече с различными сложными, а иногда и опасными жизненными ситуациями. Необходимо дать детям знания о правильном поведении дома, на улице, в транспорте, в лесу и т.д.
Самые первые шаги в обучении детей вопросам безопасности осуществляются в дошкольных образовательных учреждениях.
Дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность. Определить, правильно или неправильно ведёт себя человек в тех или иных обстоятельствах очень сложно. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует разъяснить детям подробно, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Ребенок должен осознанно действовать в той или иной обстановке. У дошкольников обязательно нужно развивать самостоятельность и ответственность, чтобы в опасные моменты своей жизни, они всегда могли адекватно действовать. Ведь столкнувшись с опасной ситуацией, дети начинают ее решать методом проб и ошибок. На это уходит время и не всегда достигается лучший результат. В опасной же ситуации ребенок должен уметь найти быстрое решение проблемы и желательно с наименьшим ущербом для здоровья. Нужно помочь ребенку вступить в мир готовым к любым неожиданностям.
Рабочая программа кружка разработана на основе программы Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной «Безопасность», в которой рассматривается шесть блоков, затрагивающих основные сферы жизни ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka.docx | 36.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Люди очень часто страдают из - за своей собственной неосторожности, беспечности, из-за неумения или нежелания предвидеть последствия своих необдуманных поступков. Они забывают принимать необходимые меры, чтобы оградить себя и свои семьи от чрезвычайных ситуаций. Наименее защищенными и подготовленными к действию в подобных ситуациях оказываются дети. И как ни печально, именно дети страдают на пожарах, на дорогах, на воде, в лесу, так как не знают, как вести себя в сложившихся экстремальных ситуациях. По данным статистики МЧС России ежегодно большое количество детей становятся жертвами ЧС, вследствие, своего незнания и легкомыслия. Это не может не вызвать тревогу.
Забота о сохранности детской жизни – важнейшая задача дошкольного учреждения, семьи и государства. Очень важно каждого ребенка подготовить к встрече с различными сложными, а иногда и опасными жизненными ситуациями. Необходимо дать детям знания о правильном поведении дома, на улице, в транспорте, в лесу и т.д.
Самые первые шаги в обучении детей вопросам безопасности осуществляются в дошкольных образовательных учреждениях.
Дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность. Определить, правильно или неправильно ведёт себя человек в тех или иных обстоятельствах очень сложно. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует разъяснить детям подробно, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Ребенок должен осознанно действовать в той или иной обстановке. У дошкольников обязательно нужно развивать самостоятельность и ответственность, чтобы в опасные моменты своей жизни, они всегда могли адекватно действовать. Ведь столкнувшись с опасной ситуацией, дети начинают ее решать методом проб и ошибок. На это уходит время и не всегда достигается лучший результат. В опасной же ситуации ребенок должен уметь найти быстрое решение проблемы и желательно с наименьшим ущербом для здоровья. Нужно помочь ребенку вступить в мир готовым к любым неожиданностям.
Рабочая программа кружка разработана на основе программы Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной «Безопасность», в которой рассматривается шесть блоков, затрагивающих основные сферы жизни ребёнка.
1. «Ребёнок и другие люди».
Первый раздел касается взаимодействия с людьми: знакомыми, незнакомыми, сверстниками, старшими приятелями на улице, дома и в детском саду. Ребёнок учится оценивать ситуации с точки зрения «опасно-неопасно», принимать решение и соответственно реагировать, стоит ли доверять людям, полагаясь на приятную внешность, как вести себя с агрессивными субъектами, впускать ли незнакомцев в дом, как избежать опасных ситуаций .
2. Ребенок и природа.
Всегда ли общение с природой несёт пользу? Что даёт самой природе деятельность человека? В этом разделе обсуждаются ситуации, несущие потенциальную опасность (неприятные моменты при встрече с различными животными и растениями), а также – вопросы экологии и загрязнения окружающей среды. Дети учатся бережному отношению к живой природе, пониманию того, что всё в мире взаимосвязано.
3. Ребенок дома.
Сколько опасностей таит в себе наше комфортное жилище? Можете ли вы спокойно оставить ребёнка дома? Умение грамотно обращаться с окружающими ребёнка предметами в домашней обстановке приходит не сразу. А тем временем мы, взрослые, стараемся воспитывать в детях привычку безопасного поведения и научить их видеть моменты неоправданного риска в повседневности. О том, как вести себя на балконе, у открытого окна, предусмотреть возможную опасность в быту поведает ребятам третий раздел программы.
4. Здоровье ребенка.
Как сберечь и приумножить здоровье ребёнка? Что делать и чего стоит избегать, чтобы организм хорошо развивался, а физическая активность приносила только радость? Четвёртый раздел программы расскажет ребятам об организме человека, ценности здорового образа жизни, напомнит о пользе витаминов, личной гигиены, утренней гимнастики, закаливания, прогулок на свежем воздухе, и важности своевременного обращения к врачу. Взрослея, человек становится всё более ответственным за сохранение и укрепление собственного здоровья. Однако здоровые привычки закладываются именно в детстве, поэтому есть необходимость уделять особое внимание охране здоровья и физическому воспитанию в этом возрасте.
5. Эмоциональное благополучие ребенка.
Отдельный раздел в программе посвящен эмоциональной «безопасности» и защите от психического травматизма - благоприятной атмосфере, которая должна сопутствовать воспитанию ребёнка. Ответственность за этот аспект лежит в большей степени на взрослых – родителях и педагогах, которые в силах помочь ребятам разрешить без потерь конфликтные ситуации и преодолеть негативные эмоциональные последствия страхов, драк, ссор. Внутреннее благополучие не менее важно, чем внешнее, а навыки саморегуляции в сложных ситуациях так же значимы, как и следование правилам «безопасного» поведения. Этот раздел поможет ребёнку научиться нормальному взаимодействию с людьми и комфортному общению.
6. Ребенок на улице.
Выход ребёнка в «большой мир» сопровождается встречей с множеством объектов, которые требуют навыков безопасного обращения. Улица, тротуар, светофор, пешеходная «зебра», проезжая часть дороги, дорожные знаки, транспорт (метро, автобус, автомобиль) – эти понятия входят в круг представлений ребёнка в дошкольном детстве, а с ними и новые правила. Раздел шестой поможет ребятам познакомиться с основными ПДД для водителей, пешеходов, велосипедистов, расскажет о работе ГАИ и научит, что делать, если ребёнок потерялся.
Кружок «Азбука безопасности» нацелен на формирование представлений об адекватном поведении в неожиданных ситуациях, навыков самостоятельного принятия решений, а также – на воспитание ответственности за свои поступки. На занятиях дети тренируются самостоятельно разбираться в ситуации и реагировать на неё, опираясь на полученные ранее знания и собственный опыт. Ребёнок овладевает способностью быть предусмотрительным, оценивать и анализировать ситуацию, видеть возможные последствия тех или иных действий.
Цель программы: обучение ребенка правильному поведению дома, на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными, острыми, колюще-режущими предметами, животными и ядовитыми растениями; способствовать становлению у детей дошкольного возраста экологической культуры, ценностей здорового образа жизни.
Задачи программы:
• Создавать условия для сознательного изучения детьми правил ОБЖ.
• Уточнить, систематизировать и углубить знания детей о правилах ОБЖ, формировать привычки их соблюдения.
• Развивать у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
• Способствовать овладению приемами элементарного практического взаимодействия с окружающими предметами, с помощью которых можно предотвратить стихию, бедствие.
• Формировать чувства ответственности за свои поступки и личное отношение к соблюдению и нарушению правил ОБЖ.
• Расширить знания детей о профессиях (пожарный, инспектор ППС, водитель, полицейский, спасатель, врач) .
• Развивать в детях желание заниматься физической подготовкой, соблюдать режим дня, заботиться о своём здоровье.
• Привлечь внимание родителей к данному вопросу и участию в кружковой деятельности.
Принципы программы
1. Интеграция в разные виды деятельности
2. Доступность
• учет возрастных особенностей
3. Систематичность и последовательность
• постепенная подача материала от простого к сложному;
• повторение усвоенных правил и норм в течение всего года;
• индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье на основе учета их интересов и способностей.
4. Наглядность.
• учет особенностей мышления
5. Опора на внутреннюю мотивацию, интересы детей.
Целевые ориентиры:
К пяти годам в результате освоения программы ребёнок:
«Ребёнок и другие люди»
- имеет представление о том, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения;
- понимает, кто является «своим» и «чужим» среди окружающих; знает, что с что не надо разговаривать с чужим человеком на улице;
- знает, что нельзя открывать дверь незнакомому человеку.
«Ребёнок и природа»
- представления о съедобных и несъедобных грибах;
- знает, что нельзя гладить и брать на руки бездомных животных;
- нельзя дразнить и мучить наших четвероногих соседей.
«Ребёнок дома»
- знает предметы, опасные для жизни и здоровья, пользоваться которыми могут только взрослые;
- знает предметы, которыми нужно пользоваться осторожно.
«Здоровье ребёнка»
- знает о пользе овощей и фруктов для здоровья;
- имеет представление о строении тела человека;
- имеет представление о том, что такое здоровье и болезнь; о том, что врач лечит, помогая побороть болезнь и выздороветь;
- имеет представление о полезных для здоровья продуктах;
- знают о необходимости выполнения гигиенических процедур;
- имеет представление о том, что нужно закаляться, заниматься спортом, есть овощи и фрукты, чтобы не болеть;
- знают, что купаться можно только в разрешённых местах и под присмотром взрослого.
«Ребёнок на улице»
- имеет представление о правилах уличного движения: люди ходят по тротуарам, переходят улицу по переходам при разрешающем сигнале светофора; детям играть у дорог и на перекрёстках опасно;
- понимает значения сигналов светофора;
- знает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети»;
- различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра»;
- правильно называет элементы дороги; знает правила движения по обочине дороги;
- имеет представление о безопасности игр во дворе (где можно кататься на велосипеде, играть в мяч и т.д.).
Целевые ориентиры:
К шести годам в результате освоения программы ребёнок:
«Ребёнок и другие люди»
- знает, что опасно доверять незнакомому человеку, нельзя поддаваться на его уговоры, идти с ним куда-либо, садиться в машину;
- имеет представление о том, как вести себя дома, когда остаётся один, знает, что нельзя открывать дверь незнакомому человеку;
- имеет представление о правилах поведения в ситуации насильственных действий со стороны незнакомого взрослого на улице.
«Ребёнок и природа»
- различает и правильно называет съедобные и несъедобные грибы;
- знает, что планета Земля – наш общий дом, в котором живут звери, птицы, рыбы, насекомые, а человек – часть природы, а небрежное и жестокое обращение с ней ухудшает жизнь человека;
- знает, что нельзя гладить и брать на руки бездомных животных, они могут быть агрессивны, больны; их можно и нужно кормить, но трогать и играть с ними опасно;
- знает правила поведения во время грозы.
«Ребёнок дома»
- знает о предметах, опасных для жизни и здоровья, о последствиях неосторожного обращения с такими предметами;
- имеет представление о мерах пожарной безопасности;
- имеет представление о работе милиции.
«Здоровье ребёнка»
- имеет элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях (микробах, вирусах);
- знает о необходимости укреплять здоровье с помощью зарядки, витаминов;
- имеет представление о назначении и работе сердца, органов дыхания;
- имеет представление о том, что такое здоровье и болезнь; о необходимости своевременного обращения к врачу;
- понимает, что здоровье зависит от правильного питания – еда должна быть не только вкусной, но и полезной;
- имеет представление о том, что одежда защищает человека от жары и холода, дождя и ветра; чтобы сохранить здоровье и не болеть, надо правильно одеваться;
- имеет представление о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья;
- знает правила поведения на воде.
«Ребёнок на улице»
- соблюдает элементарные правила поведения на улице и в транспорте, элементарные правила дорожного движения;
- понимает значения сигналов светофора, сигналы регулировщика;
- имеет представление о предупреждающих, указательных, запрещающих дорожных знаках; умеет различать знаки;
- узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи»;
- различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра»;
- знает правила игр во дворе (где можно кататься на велосипеде, играть в мяч и т.д.).
Целевые ориентиры:
К семи годам в результате освоения программы ребёнок:
«Ребёнок и другие люди»
- знает, как можно защититься в ситуации насильственных действий незнакомого взрослого на улице;
- знает, что нельзя входить в подъезд дома с незнакомым взрослым; нельзя одному входить в подъезд, лифт; знает, как правильно вести себя, если чужой пытается войти в квартиру, при разговоре с незнакомым по телефону;
- умеет сказать «нет» приятелям, пытающимся вовлечь его в опасную ситуацию;
- знает, что доверят можно только близким людям; лучше не вступать в разговор с незнакомцем, нельзя поддаваться на его уговоры, идти с ним куда-либо, садиться в машину.
«Ребёнок и природа»
- различает и правильно называет съедобные ягоды и ядовитые растения; знает, что нельзя трогать незнакомые цветы, кустарники;
- имеет представление о том, какие действия вредят природе, портят её, а какие способствуют её восстановлению;
- знает правила поведения при контакте с животными.
«Ребёнок дома»
- называет предметы, которыми детям пока нельзя пользоваться. А также предметы, которыми следует пользоваться осторожно;
- имеет представление о том, что опасные предметы должны храниться в специально отведённых местах;
- знает правила поведения при пожаре; имеет представление об истории пожарной службы;
- умеет вызывать «скорую медицинскую помощь»;
- знает, что нельзя самим открывать окна и выглядывать из них, выходить на балкон и играть там.
«Здоровье ребёнка»
- знает о пользе витаминов и их значении для здоровья человека;
- знает, что такое здоровье и болезнь, что необходимо своевременно обращаться к врачу, о важности прививок для профилактики заболеваний;
- имеет представление о назначении и работе пищеварительной системы, о назначении мышц, костей, суставов, их ролью в строении тела человека, а также с возможностями движения различных частей тела;
- понимает, что здоровье зависит от правильного питания; называет полезные продукты;
- имеет представление о характерных особенностях профессиональной одежды; об основном назначении одежды человека, в зависимости от времени года, его занятий в данное время;
- знает, что для того, чтобы чувствовать себя бодрым и здоровым, нужно соблюдать правильный режим дня;
- имеет представление о видах спорта и пользе занятий ими для здоровья.
«Ребёнок на улице»
- имеет представление о правилах этичного и безопасного поведения в городском транспорте;
- соблюдает элементарные правила поведения на улице, элементарные правила дорожного движения;
- понимает значения сигналов светофора, сигналы регулировщика;
- узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи»;
- различает проезжую часть, тротуар, подзетный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра»;
- знает, где можно кататься на велосипеде, а где нельзя, и какие правила при этом нужно соблюдать
- знает, что если потерялся на улице, то обращаться за помощью можно не клюбому взрослому, а только к милиционеру, военному, продавцу.
Комплексно-тематическое планирование кружка «Азбука Безопасности » в старшей группе.
Месяц | Тема | Содержание работы |
сентябрь | Контакты с незнакомыми людьми на улице | Обсудить с детьми типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице, то, как правильно вести себя в таких ситуациях |
Съедобные ягоды и ядовитые растения | Познакомить детей со съедобными ягодами и ядовитыми растениями, а также научить различать их и правильно называть | |
Прогулка по селу | Уточнять, расширять знания детей о транспорте, развивать умение находить признаки сходства и различия видов транспорта, называть их, учить культуре поведения в транспорте | |
Микробы и вирусы | Дать детям элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях (микробах, вирусах) | |
октябрь | Чтобы нам не болеть | Формировать осознанное отношение к необходимости укреплять здоровье с помощью зарядки, витаминов; воспитывать доброе отношение к тем, кто заботится о здоровье детей (врачам). |
Улица полна неожиданностей | Расширять представления о правилах поведения во дворе, на улице; учить видеть всё то, что представляет опасность для жизни и здоровья | |
Для чего нужны дорожные знаки | Познакомить детей с предупреждающими, указательными, запрещающими дорожными знаками; учить различать знаки; закреплять навыки выполнения правил дорожного движения | |
Путешествие в страну правил дорожного движения (досуг) | Продолжать знакомить с правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях; развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем мире; воспитывать чувство ответственности
| |
ноябрь | Я потерялся | Учить детей правильно действовать в обстановке, если потерялся, не пугаться и не теряться в этой ситуации |
Взаимосвязь и взаимодействие в природе | Развивать у детей понимание того, что планета Земля – наш общий дом, в котором живут звери, птицы, рыбы, насекомые, а человек – часть природы; что на жизнь и здоровье человека и животных влияют чистота водоёмов, почвы и воздушной среды | |
Контакты с животными | Объяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасны | |
Если чужой приходит в дом | Научить детей правильно себя вести дома, когда они остаются одни | |
декабрь | Пожароопасные предметы | Помочь детям хорошо запомнить основные группы пожароопасных предметов, которыми нельзя самостоятельно пользоваться |
Предметы, требующие осторожного обращения | Предложить детям хорошо запомнить основные предметы, опасные для жизни и здоровья, помочь им самостоятельно сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами | |
Пожар | Познакомить детей с правилами пожарной безопасности, учить осторожному обращению с огнём | |
Огонь – судья беспечности людей (досуг) | Обучать детей мерам пожарной безопасности, сформировать у детей элементарные знания об опасности шалостей с огнём | |
январь | Насильственные действия незнакомого взрослого на улице | Учить детей правилам поведения в ситуации насильственных действий со стороны незнакомого взрослого на улице |
Пешеходы и пассажиры (Я – пешеход) | Рассмотреть и обсудить различные ситуации поведения на улице; закреплять знание безопасного поведения | |
Правила дорожного движения | Закреплять знания детей о правилах, о работе светофора, регулировщика | |
февраль | Служба «02» | Познакомить детей со службой «02»; сформировать представления о том, что опасно подходить к чужому человеку, брать у него что-либо, открывать дверь квартиры в отсутствие взрослого |
| Как работает сердце человека | Познакомить детей с назначением и работой сердца |
Как мы дышим | Ознакомить детей с органами дыхания | |
Здоровье и болезнь | Научить заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью. | |
март | Незнайка на улице (досуг) | Закрепить знания детей о правилах безопасного поведения на дороге и правилах дорожного движения |
Здоровая пища | Помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания – еда должна быть не только вкусной, но и полезной | |
Одежда и здоровье | Дать представление о том, что одежда защищает человека от жары и холода, дождя и ветра; чтобы сохранить здоровье и не болеть, надо правильно одеваться | |
| Гроза | Знакомство детей с правилами поведения во время грозы |
апрель | В здоровом теле – здоровый дух (досуг) | Формировать у детей умение заботиться о своём здоровье; расширять и обогащать знания детей о пользе физических упражнений для здоровья; развивать положительные эмоции и дружелюбие |
Режим дня | Сформировать у детей представления о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья | |
Игры во дворе | Обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, научить их необходимым мерам предосторожности. | |
Безопасность | Закрепление представлений о предметах, которые могут угрожать жизни и здоровью людей. | |
май | Красный, жёлтый, зелёный (досуг) | Повторение правил поведения на улице, дорожного движения. |
| Контакты незнакомыми людьми дома | Рассмотреть и обсудить опасные ситуации, как контакты с чужими людьми. |
| Обучение правилам поведения на воде | Познакомить с правилами поведения на воде и через игровые ситуации отработать их применение |
| Азбука безопасности (викторина) | Закреплять представления о дорожных знаках и правилах поведения на дорогах; продолжать совершенствовать знания о правилах поведения в природе |
Литература:
- Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 144с.
- ОБЖ. Средняя и старшая группы. Разработки занятий. Изд. 2-е переработанное. / Сост. М.А. Фисенко. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2005. – 96с.
- Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. / Сост. Н.А. Извекова, А.Ф. Медведева и др.; Под ред. Е.А. Романовой, А.Б. Малюшкина. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64с.
- Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников ДОУ. – М.: ЛИНКА ПРЕСС, 2007. – 176с.
- Старцева О.Ю. Школа дорожных наук: Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64с.
- Хидтунен Е. Помоги мне стать самостоятельным. – М.: «Издательский Дом «ЮНИОН-паблик», 2005 г.
- Черепанова С.Н. Правила дорожного движения дошкольникоам. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 80 с.
- Шорыгина Т.А. Осторожные сказки: безопасность малышей»- М.: Книголюб, 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по тестопластике «Мукосолька» (разработана на основе программы художественного воспитания, обучения и развития детей Лыковой И. А.) для детей 4 - 6 лет Срок реализации - 2 года
Описаны цели, задачи кружковой работы с детьми средней и старшей групп, а также перспективный план работы на два учебных года....
"Юные исследователи" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей 6-7 лет
Данная программа разработана с целью: способствовать развитию у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, любознательности, умения применять полученные навыки на практике...
"Зелёный огонёк" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей старшей группы
Данная программа разработана с целью: снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей посредством повышения уровня знаний ими правил дорожного движения;- сохранение здоровья детей и взрос...
Рабочая программа кружка социально-педагогической направленности по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования
Данная программа является вариативной частью основной образовательной программы. Она основана на образовательных потребностях и интересах детей, членов их семей и педагогов, а так же отражает специфик...
Рабочая программа кружка "Рабочая мастерская"
Занятие для старшей-подготовительной группы из подвижного и лего конструктора....
Рабочая программа кружка « Развивай-ка » Срок реализации программы 2020-2021 учебный год.
Рабочая программа кружка« Развивай-ка » Срок реализации программы 2020-2021 учебный год....
Рабочая программа кружка «Чудеса на песке» игры-эксперименты с песком Программа рассчитана для детей раннего возраста (2-3 года)
Рабочая программа кружка«Чудеса на песке»игры-эксперименты с пескомПрограмма рассчитана для детей раннего возраста(2-3 года)...