Проект по формированию здорового образа жизни у детей средней группы "Всегда здоров"
проект (средняя группа)
Человек – совершенство природы. Но для того, чтобы он мог пользоваться благами жизни, наслаждаться её красотой, очень важно иметь здоровье. «Здоровье – не всё, но без здоровья – ничто», - говорил мудрый Сократ.
Здоровье детей и их развитие – одна из главных проблем семьи и детского сада. Здоровье детей за последние годы имеет устойчивую тенденцию к ухудшению. И речь идёт не только о физическом, но и психическом здоровье. Неблагоприятное экологическое состояние окружающей среды, предельно низкий социально-экономический уровень жизни населения страны привели к снижению защитно-приспособительных возможностей организма.
Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_zdorovesberezheniyu.docx | 238.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
по формированию основ здорового образа жизни у детей средней группы «Ягодка»
«Всегда здоров»
Разработали: Климова А.О(воспитатель)
Верле А.Ю(воспитатель)
2023г.
Введение
"Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье ребенка - это важнейший труд воспитателя".
В.А.Сухомлинский
Человек – совершенство природы. Но для того, чтобы он мог пользоваться благами жизни, наслаждаться её красотой, очень важно иметь здоровье. «Здоровье – не всё, но без здоровья – ничто», - говорил мудрый Сократ.
Здоровье детей и их развитие – одна из главных проблем семьи и детского сада. Здоровье детей за последние годы имеет устойчивую тенденцию к ухудшению. И речь идёт не только о физическом, но и психическом здоровье. Неблагоприятное экологическое состояние окружающей среды, предельно низкий социально-экономический уровень жизни населения страны привели к снижению защитно-приспособительных возможностей организма.
Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Таким образом, тема здоровья особенно актуальна в наше время, ведь любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Формируя у детей представление о том, что здоровье – одна из главных ценностей жизни, мы учим их беречь и укреплять своё здоровье.
Целью проекта является создание максимально благоприятных условий для формирования первичных представлений о ценностях здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
Данная цель осуществляется путем решения следующих задач:
Образовательные:
- дать детям понятие о здоровье, здоровом образе жизни;
- формировать у детей ответственность за своё здоровье;
- способствовать педагогическому просвещению родителей воспитанников по вопросам ЗОЖ;
Развивающие:
- развивать умение избегать опасных для здоровья ситуаций.
Воспитательные:
- воспитывать привычку к здоровому образу жизни.
Участники проекта: воспитатель, дети, родители, медицинская сестра.
Тип проекта:
1.по методу – практико - ориентированный
2.по количеству участников - групповой
3.по продолжительности - краткосрочный (декабрь, январь, февраль)
Этапы реализации проекта
Для достижения поставленной цели были разработаны следующие этапы работы:
.
I Подготовительный этап | ||
Месяц | Работа с методической литературой: | Работа с родителями: |
Декабрь | Голицина Н.С., Шумова И.М. «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей». Лободин В.Т., Федоренко А.Д., Александрова Г.В. «В стране здоровья» . Шорыгина Т.А. «Я и мое тело» Оформление картотек: дыхательной гимнастики, оформление картотеки массажа и самомассажа. Подбор иллюстраций и картин, имеющих отношение к здоровью (микробы и вирусы, строение тела человека, полезные и вредные продукты и др). | Анкетирование родителей: «Здоровый образ жизни моей семьи» Вопросы для обсуждения на родительском собрании: «Мы то, что мы едим», «Здоровая семья – здоровый ребёнок». |
II Организационный этап | ||
Работа с воспитанниками: | Работа с родителями: | |
Январь | Дыхательная гимнастика (по методике А. Н. Стрельниковой)(ежедневно) Массаж и самомассаж: упражнения с массажными мячиками, су – джок (ежедневно после сна) | Консультации: «Как заставить ребенка есть фрукты и овощи», «Компьютер - плюсы и минусы», |
Беседы «Что такое здоровье?», «Правила личной гигиены», «Чистота залог здоровья», «Береги здоровье смолоду», «Как уберечься от болезней», «О вкусной и здоровой пище»; «Скелет – наша опора», «Здоровье – главная ценность человеческой жизни» | Создание сборника загадок о здоровье (придумывание загадки и создание иллюстрации к ней) | |
Опытно-экспериментальная деятельность «Почему нельзя есть снег?». «Осторожно, кока-кола!», «Фруктовая лаборатория». Дегустация витаминных напитков (шиповник, имбирный чай, лимонный напиток). Дегустация отваров целебных трав (ромашка, чабрец, мелисса), | Фотовыставки «Со спортом дружить – здоровым быть», «Я люблю овощи и фрукты!». | |
Мультсеанс «Смешарики» из серии «Азбука здоровья»: «Распорядок», «Быть здоровым здорово», «Личная гигиена», «Кому нужна зарядка» | ||
Составление рассказов на тему «Чтобы быть здоровым…», «Как моя семья выезжала на отдых». | ||
Чтение художественной литературы: Г. Зайцев «Приятного аппетита», М. Безруких «Разговор о правильном питании», Н. Рыжкова «Как люди речку обидели»; В.П. Катаев «Грибы»; К.И. Чуковский «Айболит», Г. Остер «Про Петьку – микроба». | ||
Занятия: «Путешествие в страну здоровья», «Полезные и вредные привычки» | ||
Рисование «Мой полезный завтрак», коллективная работа «Микробы на ладошках», | ||
Лепка «Овощи и фрукты – полезные продукты» | ||
Сюжетно – ролевые игры: «Игрушки на приеме у врача» «Скорая помощь»,, «Фитнес-клуб» «Аптека». | ||
Дидактические игры: «Азбука здоровья», «Полезно – вредно», «Оденем куклу на прогулку», «Угадай на вкус», «Угадай по запаху», «Что сначала, что потом» «Правила гигиены», «Наши помощники», «Что любят наши зубки?» «Вылечи больной зуб», «Полезные и вредные продукты», «Что было бы, если бы…», «Если кто-то заболел», | ||
Экскурсия «Кабинет медицинской сестры» | ||
III Заключительный этап. | ||
Февраль | Подведение итогов, создание мультимедийной презентации по проекту, транслирование педагогического опыта сайте педагога. | Фотовыставка для родителей о проекте «Всегда здоров» |
Заключение
Здоровье человека – жизненно важная ценность. Чтобы сохранить и укрепить здоровье, необходимо научиться управлять своим организмом. Но для того, чтобы управлять организмом, надо, прежде всего, знать его: как он устроен, как работает, что для него полезно, а что вредно, понимать его ценность.
В настоящее время и воспитатели, и родители обеспокоены проблемой здоровья детей. Очень важным является формирование у ребёнка правильного отношения к своему здоровью, навыков здорового образа жизни. Как это сделать? Как нацелить ребёнка на то, что нужно ухаживать за своим телом, своей кожей, беречь глаза, уши, зубы, руки и ноги? Как научить его следовать определённому режиму дня, заботится о сне, о питании? Как помочь ему уберечь себя в мире, полном опасностей и неожиданностей?
Данный проект разработан с целью решения этой проблемы, а именно с целью создания необходимых условий для понимания ценности здоровья и способов его сохранения детьми дошкольного возраста.
Предложенный комплекс мероприятий позволит:
- Сформировать у детей представление о своем здоровье, мерах его сохранения и укрепления.
- Возникновению у детей мотивации к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих.
- Повысить сопротивляемость организма детей к заболеваниям.
- Повысить компетентность родителей в вопросах сохранения здоровья своего ребенка.
- Ориентировать родителей на совместное с педагогом приобщение детей к здоровому образу жизни.
Таким образом, путем реализации проекта осуществляется комплексный подход в формировании культуры ЗОЖ у воспитанников ДОУ.
Данный проект будет интересен педагогам ДОУ. Ведь долг педагогов и родителей заключается не только в том, чтобы дать качественные знания детям, но и в том, чтобы сформировать сознательную установку на здоровый образ жизни, научить их с малых лет жить в гармонии с собой и окружающими миром.
Список использованной литературы.
- Голицина Н.С., Шумова И.М. «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей» - М., «Скрипторий 2003», 2010. – 156 с.
- Лободин В.Т., Федоренко А.Д., Александрова Г.В. «В стране здоровья» - М., «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2011. – 132 с.
- Музова О.В «Физкультурно-оздоровительная работа. Комплексное планирование по программе под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Младший, средний, старший дошкольный возраст»- Волгоград, Учитель, 2011. – 124 с.
- Утробина К.К. «Занимательная физкультура для дошкольников»- М., Гном, 2003. – 89 с.
- Шорыгина Т.А. «Беседы о здоровье» - М., «Сфера», 2008. – 96 с.
Методику дыхания по А.Н.Стрельниковой применяют для лечения и профилактики многих заболеваний дыхательной системы (в том числе, пневмонии и астмы), болезней сердечно - сосудистой системы и проблем неврологического характера. Применяется дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой для детей и с целью исправления нарушений осанки, формирования нормальной походки, развития пластичности и гибкости – специальные упражнения укрепляют позвоночник, способствует лучшему развитию костной и мышечной ткани. Кроме всего прочего, регулярное выполнение упражнений методики нормализует общий гормональный фон, благотворно сказывается на артериальном давлении, улучшает общее самочувствие и укрепляет иммунитет. В пользу гимнастики А.Н.Стрельниковой можно привести еще и тот аргумент, что нередко упражнения методики применяются даже в лечение заикания, правда, в этом случае, комплекс упражнений подбирается индивидуально.
Рекомендации для детей дошкольного возраста.
Цель проведения дыхательной гимнастики с дошкольниками – это, прежде всего, укрепление их здоровья.
Значение такой гимнастики для общего физического развития дошколят велико, ведь:
- упражнения для органов дыхания помогают насытиться кислородом каждой клеточке организма ребенка.
- упражнения учат ребятишек управлять своим дыханием, что, в свою очередь, формирует умение управлять собой.
- правильное дыхание улучшает работу головного мозга, сердца и нервной системы ребёнка, дыхательной и пищеварительной системы организма, укрепляет общее состояние здоровья.
- дыхательная гимнастика – отличная профилактика болезней органов дыхания.
Кстати, медленный вздох поможет ребенку успокоиться, расслабиться, справиться с волнением и раздражительностью, тем самым, поможет избежать стресса.
Дыхательную гимнастику полезно будет выполнять, прежде всего, дошкольникам, которые часто болеют простудными заболеваниями, бронхитами и бронхиальной астмой. Выполнение дыхательных упражнений значительно облегчает болезнь, сокращает её длительность и уменьшает возможность развития осложнений.
Правильно подобранный комплекс упражнений дыхательной гимнастики поможет развитию еще несовершенной дыхательной системы ребёнка и укрепит защитные силы организма.
Основа гимнастики – носовое дыхание, ведь оно стимулирует нервные окончания всех органов, которые находятся в носоглотке.
Показания и правила проведения занятий.
Дыхательные упражнения подходят для всех возрастных групп дошкольников. Он могут проводиться как дома, так и в детском саду: во время утренней гимнастики или на прогулке.
Совет. Выполнение дыхательной гимнастики противопоказано немногим, однако лучше проконсультироваться с врачом, какие конкретно упражнения подойдут вашему ребенку.
Вначале дыхательные упражнения покажутся детям непростыми, поэтому взрослым необходимо помочь ребятишкам их освоить, обратив скучные движения в веселую игру.
Одна из основных задач – научить малыша правильно, достаточно глубоко дышать, при этом максимально наполняя лёгкие, вдыхая, и расширяя грудную клетку, а выдыхая – освобождать легкие от воздуха, который там остался, выталкивая его с помощью сжатия лёгких. Ребёнок, который не до конца выдыхает, оставляет в лёгких «отработанный» воздух, мешающий поступлению свежего воздуха в нужном объёме.
Как проводить гимнастику с дошкольниками.
Дыхательную гимнастику с детьми дошкольного возраста можно проводить дважды в течение 10-30 минут, и делать это лучше не ранее, чем через час после приема пищи.
Важно, чтобы занятия были проведены в интересной детям игровой форме.
Чтобы детям было интересно, упражнения можно называть по-детски, забавно.
Можно выдумывать свои упражнения, на основе базовых.
Интересной будет гимнастика с применением игрушек.
Полезно выполнять упражнения на улице в тёплое время года, на свежем воздухе.
Если занятия проводятся в помещении, то нужно предварительно проветривать его.
Заниматься нужно в легкой одежде и при температуре воздуха не выше 17-20 Сº.
Важно постоянно заниматься дыхательной гимнастикой с ребёнком, так как результаты занятий будут видны только после продолжительного курса.
Нагрузку можно увеличивать постепенно, увеличивая число повторений и усложняя упражнения.
Совет. Если родителям важно приучить ребенка делать дыхательные упражнения, то неплохо делать их вместе с ним.
Техника выполнения упражнений.
Дыхательную гимнастику могут проводить педагог, инструктор, воспитатель или медицинский работник ДОУ. Освоить её могут и родители.
В основе методики проведения занятий дыхательной гимнастики для дошкольников - специальные статические и динамические дыхательные упражнения. А в основе самих дыхательных упражнений лежит упражнение с удлинённым и усиленным выдохом, сочетаемое с физическими упражнениями, которые направлены на общее укрепление организма и физическое развитие ребенка. Этого можно достичь, произнося в момент отрабатывания упражнений гласные звуки (а-а-а, о-о-о, у-у-у), шипящие согласные (ж, ш) и сочетания звуков (ах, ха, фу, ух,). Всё это лучше делать именно в игровой форме, например: жужжит пчёлка, гудит самолёт, едет поезд и т.д).
Упражнения можно делать в любое время, в любом месте и даже в любой позиции: даже сидя или лежа (при плохом самочувствии). Правда, с профилактической целью хватает и одного сеанса в день (утром вместо зарядки или вечером за несколько часов до сна); а с целью лечебной – по 2 раза в день, утром и вечером по полчаса за 30-40 минут до еды.
Сначала придется научить ребеночка правильно вдыхать воздух: вдох должен быть коротким и отрывистым, только носом. Показать малышу, как вдыхается аромат яблока, понюхать с ним цветок, запах скошенной травы (в парке, например). А затем – приступать к осваиванию первых трех главных упражнений, которые выполняются в ритме строевого шага (почувствовать ритм можно, просто пошагав 2-3 минуты на месте).
Итак, рассмотрим три упражнения, которые, по мнению автора, являются основными в комплексе.
Упражнение «Ладошки» (разминочное)
Исходное положение: встать прямо, показать ладошки «зрителю», при этом локти опустить, руки далеко от тела не уводить — поза экстрасенса.
Делайте короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимайте ладошки в кулачки (хватательное движение). Руки неподвижны, сжимаются только ладошки. Причем все пальцы сжимаются одновременно и с силой. Это очень важно.
Сразу же после активного вдоха выдох уходит свободно и легко через нос или через рот. В это время кулачки разжимаем.
Опять шмыгнули носом (звучно, на всю комнату) и одновременно сжали ладони в кулачки. И снова после шумного вдоха и сжатия ладоней в кулаки выдох уходит свободно, пальцы рук разжимаем, кисти рук на мгновение расслабляем.
Не следует растопыривать пальцы при выдохе. Они так же свободно расслабляются после сжатия, как и выдох уходит абсолютно свободно после каждого вдоха.
В дыхательной гимнастике очень важно научиться не думать о выдохе! Активен только вдох, выдох пассивен. Не задерживайте воздух в груди и не выталкивайте его. Не мешайте организму выпустить «отработанный» воздух.
Сделав 4 коротких шумных вдоха носом (и, соответственно, 4 пассивных выдоха), сделайте паузу — отдохните 3-5 секунд. В общей сложности нужно выполнить 24 раза по 4 коротких шумных вдоха-выдоха.
Норма — 96 вдохов-выдохов. Это так называемая стрельниковская «сотня».
Упражнение «Погончики»
Исходное положение: встать прямо, сжатые в кулаки кисти рук прижать к поясу.
В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкайте кулаки к полу, как бы отжимаясь от него или сбрасывая с рук что-то. При этом во время толчка кулаки разжимаются.
Плечи в момент вдоха напрягаются, руки вытягиваются в струну (тянутся к полу), пальцы рук широко растопыриваются. Это тоже очень важно.
На выдохе вернитесь в исходное положение: кисти рук снова на поясе, пальцы сжаты в кулаки — выдох ушел.
Делая следующий шумный короткий вдох, снова резко с силой толкните кулаки к полу, а затем вернитесь в исходное положение — выдох уходит самостоятельно через нос или через рот.
Если при выдохе вы выпускаете (именно выпускаете, а не выталкиваете!) воздух через рот, то рот широко не открывайте. При выдохе губы слегка разжимаются (в момент вдоха они слегка сжаты) — воздух уходит абсолютно пассивно. Не думайте об этом!
Подряд нужно сделать 8 вдохов-движений без остановки. Затем отдых (пауза) — 3-5 секунд и снова 8 вдохов-движений.
Это упражнение можно делать сидя и даже лежа. Если у вас травмирована рука, используйте одну здоровую руку. Постепенно, очень осторожно, с каждым днем тренировки начинайте включать в работу и больную руку. Со временем она «разработается». Норма:
• 12 раз по 8 вдохов-движений,
• или 6 раз по 16 вдохов-движений,
• или 3 раза по 32 вдоха-движения.
Упражнение «Насос» («Накачивание шины»)
Исходное положение: встать прямо, руки опущены. Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена (смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона («понюхайте пол»).
Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью — в этот момент абсолютно пассивно уходит выдох через нос или через рот.
Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем, выдыхая, слегка выпрямитесь, пассивно выпуская воздух через нос или через рот.
Сделайте подряд 8 поклонов-вдохов, после чего остановитесь, отдохните 3-5 секунд — и снова 8 поклонов-вдохов.
Норма — 12 раз по 8 вдохов. В общей сложности — 96 вдохов-выдохов — стрельниковская «сотня». Вы можете выполнять и по 16 вдохов-движений, затем пауза 3-5 секунд и снова 16 вдохов-поклонов. В этом случае необходимые 96 вдохов-движений разбиваются на 6 подходов с паузами между ними. В итоге получатся все те же 96 дыхательных движений.
Через 2-3 дня ежедневной тренировки (а для некоторых людей и через более длительный период времени) можно уже делать не по 16 вдохов-движений, а по 32. Затем отдых — 3-5 секунд и снова 32 вдоха-движения без остановки. И так 3 раза. В общей сложности — 96 движений («сотня»).
Кому тяжело, пусть делает без остановки только по 8 вдохов-движений. Потренируйтесь так в течение 1-2 недель, а когда вам станет легче, можно попытаться увеличить количество выполняемых за 1 подход вдохов-движений до 16, а в перспективе — до 32 движений.
Это упражнение напоминает накачивание шины, нужно постараться делать его легко, без лишних усилий и напряжения в пояснице.
Существуют и ограничения. При травмах головы и позвоночника, при смещениях межпозвонковых дисков и позвоночных грыжах, при многолетнем остеохондрозе и радикулите, при повышенном артериальном, внутричерепном и внутриглазном давлении, при камнях в печени, почках и мочевом пузыре, близорукости более 5 диоптрий ни в коем случае низко не наклоняйтесь! Кисти рук в момент поклона даже не должны опускаться до колен. Ни в коем случае не кланяйтесь ниже! «Шину накачивайте» легко и просто в ритме строевого армейского шага. Возможно, после первых тренировок у вас появится боль в пояснице — не пугайтесь! Продолжайте тренироваться, но очень осторожно, учитывая указанные выше ограничения. И, конечно же, подряд без остановки делайте только по 8 вдохов-движений. Постепенно боль отступит, и ваша поясница перестанет вас беспокоить.
Помимо вышеуказанных трех основных упражнений, есть и другие:
«Кошка»
«Обнимание плеч»
«Большой маятник»
«Повороты головой»
«Ушки»
«Маятник головой»
«Перекаты»
«Шаги»
Выполнение дыхательных упражнений во время зарядки, физкультминутки или прогулки – отличный способ профилактики возникновения простудных заболеваний, поднятия общего жизненного тонуса и укрепление психофизического здоровья дошкольников, что обеспечит правильное их развитие.
Рассказ «Как люди речку обидели»
Жила-была голубая Речка с чистой, прозрачной водой. Она была очень веселой и любила, когда к ней приходили гости.
- Посмотрите, какая я чистая, прохладная, красивая. Как много жильцов в моей воде: и рыбы, и раки, и птицы, и жуки. Я приглашаю вас в гости, приходите искупаться, отдохнуть. Я буду вам рада, - говорила Речка.
Однажды к ней в гости пришли папа, мама и мальчик Костя. Семья расположилась на берегу и начала отдыхать: загорать и купаться. Сначала папа развел костер, потом наловил много-много рыбы. Мама нарвала огромный букет красивых белых кувшинок, но они быстро увяли, и их пришлось выбросить. Костя вытащил из реки много ракушек, разбросал их по берегу, а некоторые разбил камнем, чтобы выяснить, что у этих ракушек внутри. И еще он наступил на большого черного жука, который неосторожно оказался рядом.
Когда семья собралась уходить домой, папа выбросил все пустые банки в речку, мама спрятала в кустах грязные пакеты и бумажки. А Костя выбросил в речку сломанные ветки и осколки разбитой стеклянной бутылки.
Когда гости ушли, голубая речка посерела, стала грустной и больше
никогда никого не звала к себе в гости.
Вопросы по содержанию:
- Какой была Речка до прихода Костиной семьи? Опиши ее.
- Почему она посерела и погрустнела после того, как папа, мама и Костя отдохнули на ее берегу?
- Как папа, мама и Костя обидели Речку и ее жителей?
- Почему так нельзя поступать?
- Что бы ты сделал на месте Кости?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по формированию здорового образа жизни у детей среднего возраста совместно с родителями.Тема: «За здоровый образ жизни»
Здоровый образ жизни - залог нашего здоровья и хорошего настроения. В здоровом образе жизни есть три составляющие - соблюдение режима дня, правильное питание и физическая активность. В нашем про...
ПРОЕКТ «Формирование здорового образа жизни у детей средней группы»
Формировани культуры здорового образа жизни...
Конспект НОД по формированию здорового образа жизни для детей средней группы «Поможем Пете быть здоровым»
Цель: формировать у детей представления о здоровом образе жизни....
Проект по формированию здорового образа жизни у детей с ОВЗ «Волшебные правила здоровья»
Здоровье - первая и важная потребность человека. В уставе Всемирной организации здравоохранения сказано, что «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополуч...
Проект по формированию здорового образа жизни у детей 4-5 лет "В здоровом теле - здоровый дух"
Формирование здорового образа жизни является актуальной проблемой в современном обществе. Дошкольный возраст – это фундамент физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет ид...
Конспект НОД по формированию здорового образа жизни для детей средней группы «Я здоровье берегу, сам себе я помогу!»
занятие для средней группы...
Проект по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредством валеологии "Путешествие в страну Здоровье"
Актуальность проекта Здоровье человека является необходимым условием реализации всех заложенных в человеке возможностей, основа основ достижения любых успехов. Забота о своём здоровье позв...