Проект по формированию здорового образа жизни у детей с ОВЗ «Волшебные правила здоровья»
проект
Здоровье - первая и важная потребность человека. В уставе Всемирной организации здравоохранения сказано, что «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов». Это отражено и в ряде нормативно-правовых документов, в том числе и ФГОС ДО. Среди основных задач физического воспитания дошкольников:
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
- овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 37.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников № 9 «Колокольчик»
Проект по формированию здорового образа жизни у детей с ОВЗ
«Волшебные правила здоровья»
Разработали:
Кузнецова А. В. воспитатель.
Шпак С.А. воспитатель.
Прокопенко А.Н. учитель-дефектолог.
Канск 2021 г.
Содержание
Актуальность……………………………………………………………………………... | 3 |
Проблема…………………………………………………………………………………. | 3 |
Идея проекта…………………………………………………………………………….. | 4 |
Цель и задачи……………………………………………………………………………. | 4 |
Деятельность по реализации проекта………………………………………………….. | 4 |
Прогнозируемый результат…………………………………………………………… | 7 |
Ресурсное обеспечение…………………………………………………………………. | 7 |
Актуальность
Здоровье - первая и важная потребность человека. В уставе Всемирной организации здравоохранения сказано, что «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов». Это отражено и в ряде нормативно-правовых документов, в том числе и ФГОС ДО. Среди основных задач физического воспитания дошкольников:
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
- овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.
Необходимо помнить, что бережное отношение к своему здоровью, а, следовательно, и установка на здоровый образ жизни не появляются у детей с ОВЗ сами собой, а вырабатываются в результате целенаправленного воспитания. В дошкольном возрасте ребенок приобретает многие привычки, которые в сочетании с обучением дошкольников методам сохранения и совершенствования здоровья приведут к положительным результатам. Однако нередко эти привычки складываются без осознания ребенком с ОВЗ их значимости. Надо понимать, что концепция здорового образа жизни, особенно при нарушениях в развитии детей, становится не только задачей профилактики и укрепления здоровья, но и движущей силой преодоления многих социально обусловленных трудностей. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного, прививать ценностное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него.
Как известно, ни одна, даже самая лучшая оздоровительная программа не может дать 100 % ожидаемых результатов, если не реализуется совместно с семьёй. Для продуктивного взаимодействия педагогов и семьи необходимо выстроить партнерские отношения, в ходе которых будут применены новые методы и приемы здоровьесберегающих технологий для обеспечения благоприятных условий развития и воспитания детей в семье и дошкольном учреждении.
Проблема
Проблема сохранения и укрепления здоровья детей особенно актуальна в наше время. В последнее время ухудшилось здоровье жителей России, особенно детей. Ухудшение здоровья детей обусловлено многими причинами: наследственность; неблагоприятная экологическая обстановка; рост объема познавательной информации и умственной нагрузки; снижение двигательной активности и др.
Вследствие этого наблюдается переутомление детей, снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет на состояние здоровья дошкольников с ОВЗ. Данные нарушения приводят к снижению жизненных и социальных возможностей, недостаточным овладением навыками самообслуживания, подготовке к профессиональной деятельности, что впоследствии может вызвать затруднение в вопросах интеграции в общество. Обучение дошкольников бережному отношению к своему здоровью – главная задача не только ДО, но и современного образования.
Анализируя статистику заболеваемости наших воспитанников, мы пришли к выводу, что проводимых оздоровительных мероприятий в ДОО недостаточно, в семьях воспитанников не всегда уделяется должное внимание здоровому образу жизни. Анкетирование родителей показало, что несмотря на полную осведомленность и положительную мотивацию, значительная часть семей не находит ему места в своей жизни.
Идея проекта
Наше дошкольное учреждение занимается этой проблемой целенаправленно уже много лет. Опираясь на многолетний опыт работы, мы решили разработать проект по взаимодействия всех участников коррекционно-образовательного процесса для успешной установки на здоровый образ жизни детей с ОВЗ в условиях образовательного учреждения. Данный проект подразумевает широкое использование разнообразных форм коррекционной работы доступных
образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать
особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание
психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок
перестанет ощущать себя не таким как все и приобретает право на счастливое
детство. Главное, чтобы у педагогов было желание работать с детьми с
особыми вариантами развития, помогать им занять достойное место в
обществе и наиболее полно реализовать свои личностные возможности
для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Разработка проекта продиктована стремлением к сотрудничеству с семьями воспитанников с целью выстраивания партнерских отношений, так как лишь тесное взаимодействие родителей, воспитателей группы и других специалистов ДО позволит организовать более эффективную деятельность по сохранению и укреплению здоровья детей. Формирование у семей воспитанников с ОВЗ потребности в здоровом образе жизни и как следствие снижение заболеваемости детей. Местом реализации данного проекта является МБДОУ № 9 .
Цель проекта
Создание комплексного подхода по сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка с ОВЗ и формирование основ здорового образа жизни.
Задачи проекта
- Формировать целостное понимание здорового образа жизни у детей с ОВЗ.
- Закреплять и расширять представления детей с ОВЗ и их родителей о способах сохранения и укрепления здоровья.
- Активизировать воспитательные возможности родителей.
- Привлечь родителей к участию в образовательном проекте дошкольного учреждения.
- Реализовать комплексный подход к формированию здорового образа жизни, сохранять и укреплять здоровье детей.
- Пропагандировать занятия физкультурой и спортом как лучшего средства от любых болезней.
Деятельность по реализации проекта
Целевая группа проекта: воспитанники группы № 5 МБДОУ № 9, педагоги, родители/ЗП.
Вид проекта: долгосрочный.
Срок реализации проекта: 10 месяцев (август 2021г. - май 2022 г.)
Этапы реализации проекта:
№ | Этап | Содержание |
1 | Подготовительный август-сентябрь 2021 г. |
|
2 | Основной октябрь 2021-апрель 2022 г. |
|
3 | Заключительный май 2022 г. |
|
Формы реализации проекта:
Для реализации проекта «Волшебные правила здоровья» использовались следующие формы работы с детьми педагогами:
- проведение зарядок, занятий по ФК, закаливающих процедур;
- чтение художественной литературы с показом иллюстраций,
- проведение гимнастики: дыхательная, артикуляционная, для глаз;
- физкультурные минутки;
- просмотры мультфильмов «Мойдодыр», «Федорино горе»;
- просмотр презентаций «Где живут витамины», «Микробы и бактерии» , «Виды спорта»;
- пальчиковые игры;
- подвижные игры;
- художественное творчество;
- сюжетно-ролевые игры;
- беседы;
- экскурсии.
На основном этапе реализации проекта родители – становятся активные участники следующих мероприятий.
- Гость группы «Мама-спортсмен»
- Гость группы «Мама знает, какие продукты полезны для здоровья»
- Гость группы «Мама - ловкая и быстрая
- Гость группы «Мама мастер на все руки»
- Гость группы «Уроки от доктора Айболита»
- «Папа, мама, я - спортивная семья» совместное мероприятие
- Гость группы «Уроки Мойдодыра»
- Экскурсия в Дом спорта «Текстильщик
- Итоговое мероприятие «День здоровья»
Содержание работы:
№ | Название | Содержание |
1 | Гость группы мама Ярослава К. «Мама-спортсмен» | Проведение зарядки мамой Ярослава, в которую входят: ритуал приветствия, общеразвивающие упражнения, гимнастика, игры под музыку. Все знают, что полезно начинать день с зарядки. А если ее проводит любимая мама то это еще и праздник, масса положительных эмоций! Личный пример родителей –большая сила в воспитании ЗОЖ у детей. |
2 | Гость группы мама Давида К. «Мама знает, какие продукты полезны для здоровья» | Беседа в свободной деятельности. Мама Давида рассказала о пользе продуктов: чтение художественной литературы с показом иллюстраций, проведение пальчиковых игр. |
3 | Гость группы мама Андрея М. «Мама - ловкая и быстрая» | Организация и проведение мамой Андрея М. подвижных игр в свободной деятельности. |
4 | Гость группы мама Андрея Т. «Мама мастер на все руки» | Мастер-класс для родителей от мамы Андрея Т. -изготовление нестандартного оборудования для утренней зарядки. |
5 | Гость группы мамы Данила Е. и Кирилла Д. «Уроки от доктора Айболита» | Проведение комплекса упражнений гимнастики для глаз от мамы Данила и мамы Кирилла. |
6 | «Папа, мама, я - спортивная семья» | Совместное мероприятие, приуроченное ко дню Защитника Отечества. |
7 | Гость группы мама Ани В. «Уроки Мойдодыра» | Включение мамы Ани в образовательный процесс – формирование КГН. |
8 | Экскурсия в Дом спорта «Текстильщик». | Совместный поход с родителями и детьми в дом спорта. Ознакомление с дополнительными спортивными кружками, секциями для детей дошкольного возраста. |
9 | Итоговое мероприятие «День здоровья» | Спортивный досуг на свежем воздухе. Совместная деятельность детей, педагогов, родителей. |
Итог проекта - совместное мероприятие с родителями «День здоровья», основной целью которого является совместное оздоровительное время препровождение родителей с детьми и педагогами.
В рамках проекта родители становятся желанными «гостями», приходя в группу с интересной и познавательной информацией, касающейся темы физического развития детей и не только.
Ценность всех этих мероприятий заключается в том, что родители имеют возможность непосредственно оценить результаты физического, и духовного развития своего ребёнка, быть не созидателями, а активными участниками. Благодаря этому, родители сближаются с детьми, понимают их потребности не только физиологические, но и потребность общения. Становясь участниками деятельности с детьми, папы и мамы чувствуют себя успешными родителями, они заинтересованы в развитии детей и сами приобретают новые умения.
Совместная работа педагогов и родителей по формированию и привитию навыков здорового образа жизни и физического развития, воспитание у дошкольников правильного отношения к своему здоровью, понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку природой.
Таким образом, можно сделать вывод, что вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада в ходе проекта «Волшебные правила здоровья» отвечает актуальным взглядам, потребностям и ценностям современного общества в отношении формирования физического развития детей.
Прогнозируемые результаты
- У детей и родителей сформируется целостное понимание здорового образа жизни.
- Расширятся представления детей и их родителей о способах сохранения и укрепления здоровья.
- Произойдет сплочение детско-родительского коллектива, повышение активности семей воспитанников в жизни детей и повышение педагогической грамотности семей воспитанников в вопросах ЗОЖ.
Дальнейшее развитие проекта
В результате данного проекта будет создана эффективная система работы в ДОО, по сохранению и укреплению здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни, которая обеспечит комплексное решение оздоровительных, образовательных, развивающих и воспитательных задач, а также совершенствование образовательного процесса с дошкольниками с ОВЗ.
По итогам реализации данного проекта планируем расширить его границы за счет вовлечения в данную деятельность всех групп дошкольного учреждения.
Ресурсное обеспечение
- Анохина И.А. Модель формирования у дошкольников культуры здоровья в ДОУ: методические рекомендации/ И.А Анохина - Ульяновск: УИПКПРО, 2018.-44 с.
- Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: методическое пособие /Л.В Гаврючина. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 160 с.
- Доронова, Т.Н. Основные направления работы ДОУ по повышению психолого-педагогической культуры родителей / Т.Н. Доронова // Дошкольное воспитание. - 2014. - №1. - С. 63.
- Крылова Н.И. Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия/ Н.И. Крылова - Волгоград: Учитель, 2019. - 218 с.
- Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях/ М.Н. Кузнецова - М.: «Аркти», 2012. - 87 с.
- Нежина, Н.В. Охрана здоровья детей дошкольного возраста / Н.В. Нежина // Дошкольное воспитание. - 2014. - №4. - С. 14-17.
- Полтавцева Н.В., Стожарова М.Ю. Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании Н.В. Полтавцева, М.Ю Стожарова. - Ульяновск: изд-во УлГПУ, 2017. - 262 с.
- Юрко, Г.П. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста / Г.П. Юрко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 98 с. 31. Шишкина В.А., Мащенко М.В. Какая физкультура нужна дошкольнику/ В.А. Шишкина, М.В. Мащенко М.: Просвещение, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие по здоровьесберегающим технологиям/ Правила здорового образа жизни. "Как научить ребенка быть здоровым"
Методическое пособие для занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Воспитатели и педагоги в своей практике часто сталкиваются с проблемой: как научить детей сберечь свое здоровье и при этом не н...
Формы организации образовательной деятельности по формированию у дошкольников привычек здорового образа жизни, приобщению детей к ценностям здорового образа жизни в подготовительной к школе группе №9 «Веселые ребята»
Сохранение и укрепление здоровья детей одна из главных стратегических задач развития страны.Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То,...
Буклет "Здоровый образ жизни! Полезен он для всех. Здоровый образ жизни! Удача и успех! "
Буклет для родителей.Нам, взрослым, необходимо объяснить детям, что здоровье – одна из главных ценностей жизни....
Образовательный проект по формированию положительного отношения к здоровому образу жизни, укрепление физического и психического здоровья воспитанников старшей группы «День здоровья»
Проект «День здоровья»Цель: Формирование интереса, эмоционально положительного отношения к здоровому образу жизни, укрепление физического и психического здоровья воспитанников.Задачи:Обогащать и ...
Презентация "Здоровый образ жизни! Полезен он для всех.Здоровый образ жизни! Удача и успех."
Оздоровительные мероприятия в группе компенсирующей направленности....
Педагогический проект по формированию первичных представлений о своем физическом «Я» и здоровом образе жизни в группе раннего возраста 2-3 года
Цель данного проекта: создание педагогических условий для формирования представлений о своем физическом «Я» (строении человеческого тела, о значении каждого органа для нормальной жизн...
Дидактический материал к проекту по формированию первичных представлений о своем физическом «Я» и здоровом образе жизни в группе раннего возраста 2-3 года
В предложенном приложении к проекту подобран дидактический материал, помогающий сформировать у детей первичные представления о своем физическом "Я" и здоровом образе жизни у детей 2-3 лет....
- Мне нравится (1)