Программа по здоровьесбережению детей старшего дошкольного возраста
рабочая программа (подготовительная группа)
Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Словосочетания «здоровьесберегающие технологии» и формирование здорового образа жизни заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы педагогов всех элементов образовательной структуры, начиная от дошкольных учреждений. Данная программа направлена на сбережение здоровья детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Здоровьесбережение детей старшего дошкольного возраста | 44.78 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ДЕТСКИЙ САД «ЁЛОЧКА»
665740, Иркутская область, Братский район, с. Покосное, ул. Сибирская 17
Программа по здоровьесбережению детей
старшего дошкольного возраста
«Здоровье в наших руках»
на 2020 – 2022 учебный год
«Согласовано» Старшим воспитателем МКДОУ д/с «Ёлочка» Листопад Е.В. __________________ Е.В. Листопад «____» ___________2020 г. | «Утверждаю» Заведующий МКДОУ д/с «Ёлочка» _____________А.Ю. Сливинская «____»______________2020 г. |
Составитель:
воспитатель
Шеголева Оксана Валерьевна
с. Покосное, 2020 г.
Содержание
- Пояснительная записка.
- Цели и задачи Программы.
- Принципы системы работы по здоровьесбережению воспитанников.
- Организация двигательного режима.
- Система здоровьесберегающих технологий, используемых в работе ДОУ.
- Планирование работы по профилактике заболеваемости и оздоровлению воспитанников старшего дошкольного возраста.
- Работа с семьями воспитанников по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей.
- Литература.
Пояснительная записка
Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Словосочетания «здоровьесберегающие технологии» и формирование здорового образа жизни заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы педагогов всех элементов образовательной структуры, начиная от дошкольных учреждений.
- настоящее время отмечается усиление оздоровительно-образовательного потенциала физической культуры, включающего в себя формирование культуры движений, осознанной установки детей на здоровый образ жизни,
развитие ценностных ориентаций, положительных личностных качеств и активной жизненной позиции по отношению к собственному здоровью. В работе с детьми широко используются новые виды физкультурных занятий, которые дополняют и обогащают традиционные формы двигательной деятельности, ведется разработка и внедрение в практику дошкольных учреждений инновационных технологий образования и оздоровления детей.
- настоящее время проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья детей. Объем познавательной информации для дошкольников достаточно высок, растет доля умственной нагрузки и в режиме дня. Вследствие этого нередко наблюдается переутомление детей, снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья дошкольников, но и на перспективы их дальнейшего развития.
Поэтому, начиная с младшего возраста необходимо приобщать детей к здоровому образу жизни, формировать культуру здоровья, воспитывать осознанное отношение к ценности своего здоровья.
Здоровье детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры людей, социально-экологической ситуации в стране. Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к качеству отношений дошкольного учреждения и семьи. Главным приоритетом
Концепции дошкольного учреждения является оптимизация психологической и физической нагрузки воспитанников, создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей.
Роль дошкольного учреждения на сегодняшний день состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью.
- Цели и задачи программы
Цель программы: Создание условий, гарантирующих охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья участников образовательного процесса.
Задачи:
- Создавать комфортный микроклимат в детском коллективе, в ДОУ в целом;
- Внедрять современные здоровьесберегающие технологии в структуру профилактической оздоровительной и образовательно-воспитательной модели ДОУ.
- Повышать физкультурно-оздоровительную грамотность педагогов и родителей;
- Обучать навыкам здоровьесберегающих технологий: формировать у детей знания, умения и навыки сохранения здоровья и ответственности за него;
- Формировать профессиональную позицию педагога, характеризующуюся мотивацией к здоровому образу жизни, ответственность за здоровье детей.
Ожидаемый результат:
- Достижение стабильных качественных показателей оздоровительной работы.
- Создание системы мер, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья воспитанников.
- Психологическая комфортность и безопасность условий пребывания детей дошкольного возраста в детском саду.
- Создание современной предметно-развивающей среды, обеспечивающей охрану и укрепление физического и психического здоровья детей: оборудование центров двигательной активности детей в группах, соответствие физкультурного оборудования и инвентаря программным требованиям, гарантия безопасности занятий.
- Снижение уровня заболеваемости детей.
- Сформированные у детей культурно-гигиенические навыки, знания о правильном питании, умения в организации самостоятельной двигательной деятельности (подвижные игры, упражнения, гимнастика и т.д.)
- Повышение профессиональной компетентности педагогов, которая предполагает: знание программ, методик и технологий по здоровьесбережению детей, использование в работе диагностических данных о ребенке, создание условий для полноценного развития физического, психического и социально- личностного развития ребенка, систематическое планирование физкультурно-оздоровительной работы.
- Основные принципы системы работы по здоровьесбережению воспитанников.
Принцип активности и сознательности определяется через участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей. Обеспечение высокой степени инициативы и творчества всех субъектов образовательного процесса.
Принцип систематичности и последовательности в организации здоровьесберегающего и здоровьеобогащающего процесса. Принцип предполагает систематическую работу по оздоровлению и воспитанию валеологической культуры дошкольников, постепенное усложнение содержания и приемов работы с детьми на разных этапах педагогической технологии, сквозную связь предлагаемого содержания, форм, средств и методов работы.
«Не навреди». Это принцип является первоосновой в выборе оздоровительных технологий в детском саду, все виды педагогических и оздоровительных воздействий должны быть безопасны для здоровья и развития ребенка.
Принцип доступности и индивидуализации. Оздоровительная работа в детском саду должна строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Принцип системного подхода. Оздоровительная направленность образовательного процесса достигается через комплекс избирательно вовлеченных компонентов взаимодействия и взаимоотношений, которые направлены на полезный результат – оздоровление субъектов образовательного процесса (из теории функциональных систем П.К. Анохина).
Принцип оздоровительной направленности нацелен на укрепление здоровья в процессе воспитания и обучения. Оздоровительную направленность должны иметь не только физкультурные мероприятия, но и в целом вся организация образовательного процесса в детском саду.
Принцип комплексного междисциплинарного подхода. Работа учитывает тесную связь между медицинским персоналом ДОУ и педагогическим коллективом, а также отсутствие строгой предметности.
- Организация двигательного режима детей.
Одним из условий рациональной организации деятельности детей в ДОУ является обеспечение оптимального двигательного режима, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и способствует поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего дня.
Перспективный план физкультурно-оздоровительной работы
№ | мероприятие | Варианты содержания | Сроки исполнения | Ответственный |
1 | Утренняя гимнастика | Традиционная гимнастика | Ежедневно утром | Инструктор по ФИЗО |
2 | Физкультурные занятия | - традиционные занятия - игровые и сюжетные занятия - тематические занятия - занятия на воздухе | Два занятия в неделю в зале, одно на улице. Длительность 25-30 мин. | Инструктор по ФИЗО |
3 | Физкультминутки Музыкальные минутки | Упражнение для снятия общего и локального утомления Упражнения для кистей рук Гимнастика для глаз Гимнастика для улучшения слуха Дыхательная гимнастика Упражнения для профилактики плоскостопия | Ежедневно проводятся во время занятий по развитию речи, ИЗО, формированию математических представлений. Длительность 3-5 мин. | Воспитатели |
4 | Корригирующая гимнастика после сна | Разминка в постели – корригирующие упражнения и самомассаж. Оздоровительная ходьба по массажным и ребристым дорожкам. Развитие мелкой моторики | Ежедневно, при открытых фрамугах в группе. Длительность 7-10 мин. | Воспитатели |
5 | Подвижные игры и физические упражнения на прогулке | Подвижные игры средней и низкой интенсивности. Народные игры Эстафеты Спортивные упражнения Катание на санках Игры с элементами спорта (футбол, бадминтон, хоккей) | Ежедневно, на утренней прогулке. Длительность 20-25 мин. | Инструктор по ФИЗО, воспитатели |
6 | «Недели здоровья» | Занятия по валеологии. Самостоятельная двигательная деятельность. Спортивные игры и Упражнения. Совместная трудовая деятельность детей, педагогов и родителей. Развлечения. | 4 раза в год (в октябре, январе, марте, мае) | Инструктор по ФИЗО, воспитатели, родители. |
7 | Спортивные праздники и физкультурные досуги | Игровые Соревновательные Сюжетные Творческие Комбинированные Формирующие здоровый образ жизни | Праздники проводятся 2 раза в год. Длительность не более часа. Досуги - один раз в квартал. Длительность не более 30 мин. | Инструктор по ФИЗО, музыкальный руководитель, воспитатели. |
8 | Самостоятельная двигательная деятельность | Самостоятельный выбор движений с пособиями, с использованием самодельного или приспособленного инвентаря. | Ежедневно, во время прогулки, под руководством воспитателя. Продолжительность зависит от индивидуальных особенностей. | Воспитатели. |
9 | Участие родителей в физкультурно- оздоровительных, массовых мероприятиях, занятиях | Подготовка и проведение физкультурных досугов, праздников, дней здоровья. | Воспитатели, родители. | |
10 | Закаливающие мероприятия: -босохождение; - ходьба по массажным дорожкам; - облегченная одежда в помещении - пребывание на воздухе; | На зарядке, На занятиях, после сна. | Ежедневно, В течение года В соответствии с сезоном. | Инструктор по ФИЗО, воспитатели. |
Утренняя гимнастика стимулирует деятельность головного мозга, улучшает работу сердца и легких, укрепляет мышцы, повышает обмен веществ в организме и создает бодрое, жизнерадостное настроение, как бы «заряжая» ребенка энергией на весь день.
Утренняя гимнастика может проводиться в различной форме.
Традиционная утренняя гимнастика состоит из двигательных упражнений (различные виды ходьбы и бег), комплекса общеразвивающих упражнений для разных групп мышц, прыжков в чередовании с ходьбой, дыхательных упражнений и заключительной части (ходьбы). Вводная и заключительная части выполняются в кругу, для исполнения комплекса упражнений дети строятся в колонны.
Игровая гимнастика включает 3-6 имитационных упражнений. Образные движения объединяются одной темой. Этот вид утренней гимнастики используется в работе с младшими дошкольниками.
Гимнастика с использованием различных предметов проводится как традиционная утренняя зарядка с гимнастическими палками, обручами, лентами, флажками, мешочками и т.д.
Оздоровительные занятия проводятся регулярно.
Музыкальные занятия
В ходе проведения используются ритмические, музыкально-дидактические, речевые, хороводные, музыкальные, коммуникативные, пальчиковые игры, игры с пением. Большое внимание на занятиях уделяется упражнениям на развитие дыхания.
Динамическая пауза, заполненная разнообразными видами двигательной деятельности, отличающейся значительным преобладанием умственной нагрузки или однообразием движений. Динамические паузы предназначены для предупреждения утомления и снижения работоспособности. Поэтому они проводятся во время занятий по математике, развитию речи, изодеятельности.
Снять напряжение также помогают физминутки, логоритмическая гимнастика, пальчиковые игры.
Физкультминутки проводятся с целью повышения умственной работоспособности и снижения утомления, обеспечивают кратковременный активный отдых. Физкультминутка состоит из 3 - 4 упражнений для больших групп мышц, активизирующих дыхание и кровообращение.
Логоритмическая гимнастика - форма активного отдыха для снятия напряжения после продолжительной работы в положении сидя. Она выполняется под музыку, чтения стихотворения или пения детей и педагога. Логоритмические упражнения объединяются в комплексы общеразвивающих упражнений, в которых задействованы все группы мышц.
Пальчиковые игры развивают у детей мелкую моторику, координацию движений и внимание, активизируют речевые навыки, мышление и память. Был о установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому необходимо уделять внимание развитию движений пальцев рук.
Профилактическая гимнастика проводится с целью повышения функциональных возможностей организма, работоспособности и восстановления здоровья. Профилактическую гимнастику можно проводить во время занятий, перед прогулкой, приемом пищи, началом игровой деятельности, в любую свободную минутку. Продолжительность - 2-3 минуты.
Массаж - способ лечения и предупреждения болезней. Суть его заключается в механическом воздействии специальными приемами на поверхность тела или какого-либо органа.
Самомассаж – способ регуляции организма, один из приемов регулирования кровотока. Детей обучают выполнять поглаживающие, разминающие, постукивающие и похлопывающие движения в направлении кровотока.
Гимнастика для глаз
Упражнения для глаз включают фиксацию зрения на различных точках, движении взгляда. Упражнения способствуют восстановлению нормального зрения, рекомендуется выполнять 2 раза в день.
Дыхательная гимнастика способствует нормализации дыхания, укрепляет дыхательную мускулатуру, предупреждает застойные явления в легких.
Дыхательные упражнения выполняются 2-5 минут, можно стоя, сидя и лежа на спине.
Бег, ходьба, подвижные и спортивные игры на прогулке
Дозированные бег и ходьба на прогулке - один из способов тренировки и совершенствования выносливости. В начале и в конце прогулки дети выполняют пробежку, после чего переходят на ходьбу, шагая в ритме.
Подвижные и спортивные игры развивают у детей наблюдательность, восприятие отдельных вещей, совершенствуют координацию движений, быстроту, силу, ловкость, меткость, выносливость и другие психофизические качества.
Игры необходимо подбирать игры с учетом возраста детей, учитывая степень подвижности ребенка в игре. Игры должны включать различные виды движений и содержать интересные двигательные игровые задания.
Релаксационные упражнения и бодрящая гимнастика
Релаксационные упражнения выполняются для снятия напряжения в мышцах, вовлеченных в различные виды активности. Релаксация – состояние покоя, расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий. Рекомендуется выполнять релаксационные упражнения перед дневным сном с использованием музыки и ароматерапии.
Бодрящая гимнастика проводится после дневного сна.
Цель: сделать более физиологичным переход от сна к бодрствованию, улучшить настроение детей и поднять мышечный тонус. После пробуждения дети выполняют некоторые упражнения в постели, потягивание, встают и идут по массажным коврикам («дорожкам здоровья»), далее выполняют упражнения ритмической гимнастики. Общая продолжительность бодрящей гимнастики - 7-15 минут.
- Система здоровьесберегающих технологий, используемых в работе ДОУ
Можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
1. Медико-профuлактические
2.Физкультурно – оздоровительные;
3.Технологии обеспечения социально – психологического благополучия ребенка; 4.Здоровьесберегающие образовательные технологии.
5.Технологии валеологического просвещения родителей.
6.Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования.
Рассмотрим каждую из них.
Составляющие элементы медико-профилактической технологии:
• организация мониторинга здоровья дошкольников
• разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
• организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста,
• физического развития дошкольников,
• закаливания;
• организация профилактических мероприятий в детском саду;
• организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов;
• организация здоровьесберегающей среды в ДОУ
Составляющие элементы физкультурно-оздоровительных технологий:
• развитие физических качеств, двигательной активности
• становление физической культуры дошкольников,
• дыхательная гимнастика,
• массаж и самомассаж,
• профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки,
• воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье.
Составляющие Технологии обеспечения социально – психологического благополучия ребенка:
- обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка,
- обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника.
Здоровьесберегающие образовательные технологии:
- физкультурные занятия
- самостоятельная деятельность детей,
- подвижные игры,
- утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная),
- двигательно-оздоровительные физкультминутки,
- физические упражнения после дневного сна,
- физкультурные прогулки,
- физкультурные досуги,
- спортивные праздники,
- оздоровительные процедуры в водной среде (летом).
Технологии валеологического просвещения родителей:
• папки-передвижки, беседы, личный пример педагога, нетрадиционные формы работы с родителями, практические показы (практикумы) и др. формы работы.
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов:
• технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
- Планирование работы по профилактике заболеваемости и
оздоровлению воспитанников старшего дошкольного возраста
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА | |||
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | |||
1 | Утренняя гимнастика с использованием корригирующих и дыхательных упражнений | ежедневно | воспитатели |
2 | Организация жизни детей в адаптационный период, создание комфортного режима | ежедневно | воспитатели |
3 | Физкультурные занятия | Три раза в неделю | Инструктор по ФИЗО |
4 | Спортивные развлечения и праздники | Один раз в месяц | Инструктор по ФИЗО, музыкальный руководитель, воспитатели. |
5 | Специальные гимнастические упражнения для профилактики плоскостопия, нарушения осанки. | ежедневно | воспитатели |
6 | Гимнастика после дневного сна | ежедневно | воспитатели |
7 | Прогулки на воздухе с включением подвижных игр и игровых упражнений | ежедневно | воспитатели |
8 | Организация самостоятельной двигательной активности детей | ежедневно | воспитатели |
9 | Гимнастика для глаз | ежедневно | воспитатели |
10 | Пальчиковая гимнастика | ежедневно | воспитатели |
11 | Дыхательная гимнастика в игровой форме | ежедневно | воспитатели |
12 | Хождение босиком по «дорожке здоровья» | ежедневно | воспитатели |
13 | Обширное умывание | ежедневно | воспитатели |
14 | Игры с водой | в теплое время года | воспитатели |
15 | Воздушные ванны (облегченная одежда соответствует сезону года) | ежедневно | воспитатели |
16 | Хождение босиком на траве | В теплое время года | воспитатели |
- Работа с родителями по вопросам сохранения и укрепления
здоровья детей
Задачи | Мероприятия |
Формирование у родителей системы знаний в вопросах укрепления и сохранения физического и психического здоровья детей. | 1.Папки-передвижки, родительские собрания, информационные уголки, индивидуальные и групповые консультации: «Осенние прогулки с ребенком». «Жизнь ребенка в семье в период адаптации в детском саду». «Укрепим здоровье ребенка». «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ». «Витаминный календарь». «В здоровом теле, здоровый дух». «Как одевать ребенка дома и на улице» «Внимание! Инфекционные заболевания. Как их предупредить». «Аптека на окне». «О правилах личной гигиены ребенка». «О пользе прогулок для получения новых знаний и впечатлений». «Правила поведения на прогулке зимой». «Зимние травмы и как их избежать». «Чтоб ребенок был здоров». «Одежда и обувь ребенка на зимней прогулке». «Как организовать летний отдых детей». 2.Рекомендации, памятки: «Одеваем ребенка в соответствии с погодой». Рекомендации действий взрослых при обморожениях детей. «Организация прогулки с ребенком в праздничные дни». «Одежда детей ранней весной». «Советы родителям по питанию» 3.Участие родителей в спортивном празднике. 4.Индивидуальные беседы и консультации с родителями по запросу. |
8. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Ю. Ф. Змановский Программа «Воспитываем детей здоровыми»
- Авдеева Н.Н., Князева О.Л. Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста».
- Программа «Здоровый ребёнок», разработанная коллективом ДОУ по физическому развитию и оздоровлению детей от 1,5 до 7 лет)
- Программа « От рождения до школы» под ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
- Алямовская, В.Г. «Как воспитать здорового ребенка».
- Береснева, З.И. «Здоровый малыш: программа оздоровления детей в ДОУ» под ред. З.И. Бересневой
- Волошина, Л.Н. «Играйте на здоровье»
- Кочеткова Л.В.. Оздоровление детей в условиях детского сада.
- Крылова И.И. «.Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме:«Комплексное использование профилактических и оздоровительных мероприятий в работе по здоровьесбережению детей старшего дошкольного возраста»
«Здоровье и счастье наших детей во многом зависит от постановки физической культуры в детском саду и семье… » Н. М. Амосов: Здоровье детей – будущее страны!...
Cтатья по здоровьесбережению детей старшего дошкольного возраста
Cтатья по здоровьесбережению детей старшего дошкольного возраста...
План по самообразованию Тема: «Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам здоровьесбережения детей старшего дошкольного возраста»
В работе представлен план по самообразованию воспитателя «Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам здоровьесбережения детей старшего дошкольного возраста»...
Программа по здоровьесбережению воспитанников старшего дошкольного возраста
Программа направлена на обеспечение своевременного физического развития детей, охрану, сохранение и укрепление их здоровья; способствует снижению заболеваемости путем комплексного использования всех и...
Программа по здоровьесбережению воспитанников старшего дошкольного возраста "Неболейка"
Создание условий, гарантирующих охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья участников образовательного процесса....
Программа по здоровьесбережению воспитанников старшего дошкольного возраста
Цели и задачи программы Цель программы: Создание условий, гарантирующих охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья участников образовательного процесса. Задач...
КАРТОТЕКА БУРЯТСКИХ НАРОДНЫХ ИГР для детей старшего дошкольного возраста (приложение к парциальной программе социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста «Приобщение к основам культуры народов Прибайкалья»)
Использование в игровой деятельности народных бурятских игр позволяет педагогам и родителям приобщить детей старшего дошкольного возраста к самобытной культуре бурят, коренных жителей Прибайкалья...