Программа по здоровьесбережению детей старшего дошкольного возраста "Не-болейка"
рабочая программа (подготовительная группа)
Программа "Не-болейка" для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neboleyka.doc | 619 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №14 «Алиса» г. Смоленск
Программа
по здоровьесбережению
«Не-болейка»
подготовительная к школе группа (5-7 лет)
2023 – 2024 учебный год
(срок реализации программы)
Составил:
Воспитатели:
Новикова С.О
Мартыновская И.А
Смоленск
2023г
ОГЛАВЛЕНИЕ
№ | Наименование разделов | стр |
I. | Целевой раздел | 3 |
Пояснительная записка | 3 | |
Актуальности реализации программы | 3 | |
Цели и задачи программы | 3 | |
Срок реализации программы | 4 | |
Принципы построения программы | 4 | |
Организация работы с детьми | 5 | |
Уровень подготовки детей | 7 | |
Планируемые результаты реализации программы | 7 | |
II. | Содержательный раздел | 8 |
Перспективное планирование | 8 | |
Особенности взаимодействия с родителями | 10 | |
III. | Организационный раздел | 11 |
Учебно тематическое планирование | 11 | |
Программно-методическое обеспечение | 12 | |
Приложение | 13 |
I. Целевой раздел
Пояснительная записка
Программа кружка по здоровьесбережению«Будь здоров» разработана в соответствии с Законом «Об образовании», СаНПиН и ФГОС и ФОП дошкольного образования.
Программа кружка рассчитана для детей 5-7 лет и направлена на формирование у дошкольников представлений о здоровье, умений и навыков здорового образа жизни и установок на заботу о своем здоровье, на совершенствование всех видов движений и развитие физических качеств.
Содержит три основных блока:
1. Блок работы с детьми направленный на решение задач валеологического воспитания во всех видах детской деятельности;
- Блок работы с семьей;
- Блок по созданию развивающей среды в группе.
#1040;ктуальности реализации программы
Статистика свидетельствует: физиологически зрелыми сегодня рождается
не более 10% детей, т.е. большинство сразу после рождения не готовы к
физиологически полноценной жизни. Более того до 25-35% детей, приходящих в 1 класс, имеют физические недостатки или хронические заболевания. Приведенные цифры заставляют задуматься о причинах этого. Одной из главных причин является культурный кризис общества, низкий уровень культуры отдельного человека, семьи, воспитательного пространства
- целом.
- связи с этим возникает уверенность, что воспитание валеологической
культуры актуально уже в дошкольном возрасте. Что же такое валеологическая культура?
Под валеологической культурой ребенка мы понимаем совокупность нескольких компонентов: осознанного отношения к здоровью и жизни, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, а так же самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные со здоровым образом жизни, безопасным поведением, оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
#1062;ели и задачи программы Цель: формирование у дошкольников представлений о здоровье, умений и навыков здорового образа жизни и установок на заботу о своем здоровье; повышение физической подготовленности детей, уровня здоровья при одновременном развитии их умственных способностей.
Задачи:
- Помочь детям овладеть основами гигиенической и двигательной культуры.
- Формировать у детей адекватные представления об организме человека. Помочь ребёнку создать целостное представление о своём теле.
- Обучать детей уходу за своим телом, навыками оказания первой элементарной помощи.
- Развивать представление о том, что полезно, а что вредно для организма.
- Формировать привычку ежедневных физических упражнений.
- Изучать причины возникновения экстремальных ситуаций, умение находить выходы из них, соблюдение мер безопасности.
- Выработать у детей осознанное отношение к своему здоровью, умение определить свое состояние и ощущение.
- Формировать потребность в физическом и нравственном совершенствовании, в здоровом образе жизни.
- Профилактика и устранения вредных привычек.
- Осуществление валеологического мониторинга.
Познавательный цикл реализует следующие задачи:
- Ознакомление детей с важнейшими анатома – физиологическими понятиями (строение тела человека, первоначальные представления о строении и функциях органов);
- Развитие умения обосновывать и соблюдать правила гигиены;
- Развитие умения сознательно вырабатывать полезные привычки правильного поведения;
- Обучение детей правильному поведению в экстренной ситуации, умению избегать опасных положений;
- Развитие представлений о поведении человека в различных ситуациях;
- Постоянное внимание к речевой культуре через проблемные, обобщающие вопросы и другие задания, ориентированные на самостоятельность суждений и действий;
- Развитие любознательности, познавательных интересов, творческих способностей, умения сравнивать и обобщать;
- Усвоение системы культурно –гигиенических знаний об организме человека;
- Содействие становлению форм естественного поведения – соблюдение правил личной и общественной гигиены в повседневной жизни детей.
Срок реализации программы – 1 год:
- - занятия с детьми проходят с октября месяца по апрель, 1раз в неделю
- - время проведения –25 - 30 минут
- - в месяц – 4 занятия – 2 часа
- - количество детей – 12, возраст 5-7 лет.
Принципы построения программы
Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь
знаний, умений и навыков.
Принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.
Принцип повторения умений и навыков — один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания предполагает то, что главной целью образования становится ребенок, а не окружающий мир. Педагог, опираясь на индивидуальные особенности ребенка, планирует его развитие, намечает пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима.
Принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для организма детей в результате завышенных требований и физических нагрузок.
Принцип успешности заключается в том, что на первом
этапе формирования здоровья ребенок получает задания, которые
он способен успешно выполнить.
Принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества (игровые технологии, работа в парах, подгруппе, индивидуально, организация исследовательской деятельности и др.).
Принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья.
Принцип взаимодействия детского сада и семьи, преемственности при переходе в школу направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребенка и обеспечения возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе.
Принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития детей.
Принципы взаимодействия с детьми:
- Сам ребенок – молодец, у него - все получается, возникающие трудности – преодолимы;
- Постоянное поощрение всех усилий ребенка, его стремление узнать что-то новое и научиться новому;
- Исключение отрицательной оценки ребенка и результатов его действий;
- Сравнение всех результатов ребенка только с его собственными, а не с результатами других детей;
- Каждый ребенок должен продвигаться вперед своими темпами и с постоянным успехом.
Организация работы с детьми
Основными средствами обучения детей является:
- Наблюдения
∙
∙
∙
Беседы
Экспериментирование
Развлечения
- Практическая деятельность
Для успешной реализации программных задач используются занятия по содержанию:
- Традиционные
- Физкультурные минутки
- Игровые
- Занятия – путешествия
- Обучающие
- Познавательные
Организация работы с детьми строится с учетом следующих методических требований:
- Структура занятий:
- Организационный момент
- Гимнастика
- Дидактическая игра или игра-беседа на повторение изученного
ранее
- Познавательный блок
- Сообщение нового материала через игру-беседу или самостоятельные выводы детей на основе наблюдения, опыта и т. п.
- Дидактическая или подвижная игра на закрепление
- Релаксация под музыку
- Выполнение санитарно-гигиенических требований:
- Занятия проводятся в хорошо проветренном, чистом помещении
- Уровень освещения соответствует санитарно-гигиеническим требованиям
- Дети должны быть одеты в удобную одежду, которая не стесняет их движения
- Занятия проводятся не раньше чем через 30 минут после еды и не позднее, чем за 1 час до еды
- Музыка для релаксации должна быть не громкой
- Подбор упражнений должен соответствовать возрастным особенностям детей
·Контроль условий пребывания ребенка в Центре осуществляется мед. Работниками.
- Учет психо-физиологических и эмоционально-личностных особенностей детей:
- Соответствие уровня материала познавательным возможностям и интересам детей данного возраста;
- Соответствие упражнений двигательным возможностям детей;
·Учет индивидуальных особенностей ребенка (темперамент, анамнез, эмоциональное состояние и др.);
- Учет социального анамнеза и опыта ребенка, тактичное упоминание
- любых фактах жизни ребенка;
- Учет индивидуальных особенностей познавательной сферы каждого ребенка (уровень внимания, памяти, мышления и др.) и уровня его работоспособности.
Уровень подготовки детей
Для определения уровня усвоения материала в конце каждого месяца предполагается проведение итогового контрольно-проверочного занятия, итоги которого заносятся в таблицы (см. приложение 1).
Диагностика валеологической культуры ребенка помогает выявить способы и образцы социального поведения, взаимодействия и общения со сверстниками и взрослыми. Выявляет осознанное отношение ребенка к здоровью и жизни человека, решение задач, связанных с поддержанием, укреплением и сохранением здоровья, оказанием элементарной медицинской, психологической помощи и самопомощи.
- работе используются такие методы диагностики как наблюдение, беседа, анкетирование, анализ продуктивной деятельности, вопросы к детям
- др.
Показателями эффективности работы по валеологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста будет наличие у детей:
- знание правил гигиены и ухода за своим телом;
- знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;
- знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите;
- знание о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности.
Планируемые результаты реализации программы
- концу года ребенок должен знать и иметь представление:
- о важности занятий гимнастикой и физкультурой;
- о пользе закаливания;
- о ценности своего здоровья;
- об основных функциях организма;
- об основных витаминах в продуктах питания;
- о некоторых внешних признаках здоровья и болезни, о путях передачи инфекций;
- о первой помощи при травме;
- о необходимости обращаться ко взрослым в трудных ситуациях и несчастных случаях;
- о правилах ухода за зубами;
Ребенок должен уметь:
- выбирать полезные продукты, богатые витаминами;
- проводить закаливающие процедуры;
- правильно пользоваться личными вещами;
- вовремя и правильно мыть руки;
- пользоваться телефоном при вызове скорой помощи, милиции, пожарной машины;
- оказывать первую медицинскую помощь
II. Содержательный раздел
Перспективное планирование
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН КРУЖКА ПО ВАЛЕОЛОГИИ
«НЕБОЛЕЙКА»
| |||
Содержание раздела | Количество часов | Форма проведения | Срок исполнения |
1. Из чего мы состоим? (наличие основных жизненноважных органов И систем) | 1 | Беседа Игра | Октябрь |
| 1 | Беседа, дидактические игры, игровые упражнения | Октябрь |
#1063;то необходимо для роста и развития человека (пища, вода, воздух, тепло, одежда, жиль, режим, человеческое общение) | 1 | Беседа, рисование | Октябрь |
#1042; здоровом теле – здоровый дух (формирование привычки к ежедневным физическим упражнениям, играм) | 1 | Подвижные игры, беседы | Октябрь |
#1042; гостях у Мойдодыра | |||
| 1 | Беседа, практикум | Ноябрь |
| 1 | Беседа, игры, кроссворд, просмотр мультфильма | Ноябрь |
| 1 | Игра, практикум | Ноябрь |
| 1 | Рассматривание картинок, игры | Ноябрь |
| |||
| 1 | Игры,беседы, рисование | Декабрь |
| 1 | Практические занятия | Декабрь |
| 1 | Обыгрывание ситуаций,беседы | Декабрь |
| 1 | Практикум, обыгрывание ситуаций | Декабрь |
#1047;олотые правила питания | |||
| 1 | Беседы , рисование | Январь |
| Беседа,рисование, чтение худ.литературы | Январь | |
| 1 | Беседа,практикум | Январь |
| 1 | Ролевая игра, рисование | Январь |
| |||
| 1 | Беседа,игры | Февраль |
| 1 | Беседы, рассматривание иллюстраций | Февраль |
| 1 | Рассматривание Красной книги природы. | Февраль |
| 1 | Беседы, просмотр мультфильмов | Февраль |
#1054;ткуда берутся болезни | |||
| 1 | Беседы, чтение худ.литературы | Март |
#1050;ак вести себя во время болезни | 1 | Беседы, чтение худ.литературы | Март |
#1063;то нужно делать,чтоб не заболеть. | 1 | Игры, практикум,физ.минутки, гимнастика для глаз | Март |
4. Физкультура -залог здоровья! | 1 | Физкультурное занятие | Март |
#1054;вощи и фрукты - полезные продукты | |||
| 1 | Беседы, рисование, загадки | Апрель |
| 1 | Аромотерапия, Дид.игры | Апрель |
| 1 | Беседы, игры,загадки | Апрель |
| 1 | Праздник Здоровья «Поиски клада» | Апрель |
Итого: 28 часов |
Особенности взаимодействия с родителями
- Консультации по сохранению и укреплению здоровья, в родительском уголке в разделе «На здоровье!».
- Индивидуальные беседы на темы оздоровления организма детей и родителей.
- Оформление выставок рисунков «Советы детям»
- Фотовыставки
- Оформление альбома «Я - Чудо!»
«Здоровье ребенка во многом зависит от обстановки, которая окружает его дома. Доброжелательные семейные отношения определяют его эмоциональное состояние, его психическое здоровье. Положительный результат оздоровительной работы возможен только при поддержке родителей».
Темы консультаций для родителей:
- «Режим дня дошкольника»;
- «Научите ребенка правильно дышать»;
- «Профилактика простудных заболеваний через закаливание организма»;
- «Здоровье и здоровый образ жизни»;
- «Прогулки – это важно»;
- «Закаливание детей дошкольного возраста».
III. Организационный раздел
Учебно тематическое планирование Программа валеологического воспитания состоит из 7 разделов,
каждый из которых делится на 4 темы, рассчитанных на 1 месяц.
- «Человек – живое существо» II. «В гостях у Мойдодыра»
III. «Помоги себе сам»
IV. «Золотые правила питания»
V. «Человек и природа»
VI. «Откуда берутся болезни»
VII. «Овощи и фрукты - полезные продукты»
Раздел «Человек – живое существо» ставит перед собой задачи ознакомления детей со строением тела человека, с функциями основных органов и систем, с тем, что необходимо человеку для нормального существования. Человек не может прожить без тепла, света, без пищи и гигиенических навыков, без труда, человеческого общения и занятия спортом.
Второй раздел «В гостях у Мойдодыра» предполагает сформировать у
детей элементарные гигиенические умения и навыки. Как правильно ухаживать за зубами и что влияет на здоровье людей, как водой и мылом можно предупредить различные болезни, закаливание организма водой, солнцем и воздухом.
Задача раздела «Помоги себе сам» заключается в следующем: «Формирование элементарных навыков оказания первой медицинской помощи умение вести себя умело в экстремальных ситуациях, обращаться за помощью в службу милиции, скорой помощи, пожарную службу» решает задачу «Изучать причины возникновения экстремальных ситуаций, умение находить выходы из них, соблюдение мер безопасности».
Раздел «Золотые правила питания» предполагает дать детям представления о правильном и полезном питании, какие продукты полезны для организма, а какие – нет. Закрепить у детей правила поведения за столом и правила сервировки стола как теоретически, так и практически.
- разделе «Человек и природа» мы знакомим детей с охраной окружающей среды, учим называть и различать лекарственные и ядовитые растения и грибы.
«Откуда берутся болезни» - название одного из разделов программы, из которого дети узнают о возникновении болезней и способов их профилактики, о формировании правильного отношения к своему здоровью.
Последний раздел «Овощи и фрукты – полезные продукты» решает задачу «Развивать представление о том, что полезно, а что вредно для
организма» через формирование знаний о витаминах, в каких продуктах они содержатся, и какую пользу приносят организму человека».
Программно-методическое обеспечение
- Авдеева, Н. и др. Безопасность глазами ребенка: Учебно-методическое пособие по работе с детьми старшего дошкольного возраста. /Авдеева Н., Князева О., Стёркина Р.// Основы безопасности жизни. – 2000. - №4. – С.10-13.
- Белая, К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольника [текст]: методическое пособие – 2-е изд. – М. : 2000. -108 с.
- Богина, Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях [текст]: методическое пособие /Т.Л.Богина. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 112с.-(Библиотека воспитателя)
- Борисова, Е.Н. Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками [текст]: методическое пособие – 2-е изд. переработ. – М. : Глобус; Волгоград: Панорама, 2009. – 144 с. – (Дошкольное образование)
- Внимание! Опасно! Правила безопасного поведения ребенка [текст]. – М.: Школьная пресса, 2007. – 24с. – (Я – человек).
- Деркунская, В. Как воспитать ребенка валеологическикультурным?: [текст]/В.Деркунская, Н.Поведенок// Дошкольное воспитание. – #8470; С.12-15.
- Змановский, Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми [текст]: методическое
пособие – 2-е изд. испр. и доп.. – М.: 94 с.
- Кондратьева. Н.Н. Мы. Программа экологического образования [текст]: программа – 2-е изд. – М.:АРКТИ, 2002. – 172 с.
- Лоскин, В.А., Голубева, Л.Г. Растем играя: Пособие для воспитателей,
родителей и инструкторов физической культуры. – М.: Просвещение,
2002. – 110с.
10. Маханева, М.Д. Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений [текст, таблицы]: рекомендации - 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2000. – 107с. – (Развитие и воспитание дошкольника).
Приложение 1
Диагностика валеологической культуры ребенка (старший дошкольный возраст)
Раздел: «Человек – живое существо»
Ф.И. ребенка
Показатели
#1048;меет устойчивые
представления о человеке половых
различиях и особенностях
внешнего вида.
- Знает о строении тела человека, наличие и функционирование основных органов и систем.
#1047;нает о необходимых факторах жизни и развитии человека (питание, тепло, свет, режим дня, забота о здоровье)
#1048;меет представление о поведении, сохранении и укреплении здоровья, о пользе ежедневных физических упражнений.
- Умеет правильно выражать свои эмоции и чувства, учитывать настроение и эмоциональное состояние окружающих.
- Может самостоятельно организовать подвижные игры, планировать самостоятельную двигательную активность.
Вопросник по определению уровня знаний по теме:
"Ознакомление с организмом человека"
(до изучения и после изучения темы)
Вопросы по теме
- Как ты понимаешь, что такое организм?
- Какие части тела ты знаешь?
- Из каких маленьких частичек состоит наш организм?
- Какие органы ты можешь назвать?
- Для чего человек должен знать свой организм?
- Как можно использовать знания об организме в жизни?
Раздел: «В гостях у Мойдодыра»
Ф.И. ребенка
Показатели
#1047;нает и выполняет основные
правила ухода за зубами
- Знает основные причины болезни зубов.
3Умеет обслуживать себя и владеет полезными привычками, элементарными навыками личной гигиены.
#1047;нает основные принципы и виды закаливания организма.
5С удовольствием учувствует в закаливающих мероприятиях в детском саду и дома.
#1059;меет одеваться в соответствии с погодой.
- Умеет выполнять дыхательную гимнастику, массаж и самомассаж.
#1041;ез напоминания, по мере необходимости моет руки ( перед едой, после прогулки, после посещения туалета…)
Раздел: «Помоги себе сам»
Ф.И. ребенка
Показатели
1Умеет пользоваться опасными
бытовыми приборами под
присмотром взрослых (игла,
ножницы, нож..)
- Умеет правильно пользоваться бытовыми электроприборами под присмотром взрослых (телевизор, пылесос, компьютер..)
#1047;нает и называет свой адрес, место работы родителей, как с ними можно связаться в случае необходимости.
#1059;меет элементарно себя обезопасить от контакта с незнакомыми людьми на улице.
#1059;меет оказать элементарную медицинскую помощь себе и другим (промыть глаза, смазать рану..)
#1059;меет пользоваться телефоном, вызывать службы спасения
(01,02,03)
- Знает и соблюдает правила дорожного движения.
8
Раздел: «Человек и природа»
Ф.И. ребенка
Показатели
#1047;нает правила поведения в
природе.
#1059;меет называть и различать
некоторые ядовитые растения и
грибы.
#1047;нает некоторые лекарственные
растения и их свойства.
#1055;роявляет осторожность при
общении с животными, может
обезопасить себя в случае
нападении.
#1047;нает о влиянии загрязнения
окружающей среды на жизнь и
здоровье людей.
#1048;меет представление о Красной
книге.
- Самостоятельно делает замечания нарушителям общественного порядка и природы.
#1059;меет ухаживать за растениями, с удовольствием трудится в природе..
#1053;аблюдатален в природе, любит
экспериментировать и ставить
опыты.
Разделы: «Золотые правила питания» «Овощи и фрукты - полезные продукты»
Ф.И. ребенка
Показатели
#1059;меет правильно питаться,
соблюдать меру в еде.
#1059;меет отличать полезные и
неполезные для организма
продукты, разумно их
употреблять.
#1042;ладеет культурой приема пищи,
правилами поведения за столом.
#1059;меет правильно сервировать
стол, знает и называет столовые
приборы.
#1047;нает о ценности употребления в
пищу овощей и фруктов.
#1047;нает о целебных свойствах лука
и чеснока.
- Знает о наличии витаминов в продуктах, какие и как полезны для организма.
Раздел: «Откуда берутся болезни?»
Ф.И. ребенка
Показатели
#1059;меет определять состояние
своего здоровья и здоровья
окружающих.
#1059;меет назвать и показать, что у
него болит, какая часть тела, какой
орган.
#1048;меет общие представления о
микробах и вирусах, способах
передачи некоторых инфекционных
заболеваний.
#1048;меет представления о душевно и
физической боли.
#1047;нает как себя вести во время
болезни.
#1047;нает и выполняет элементарные
правила ухода за больным
человеком.
#1047;нает, что такое лекарства, какую
пользу и вред могут принести
человеку.
#1048;меет общее представления о
прививках, для чего они нужны
человеку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Я все смогу!» Коррекционно-развивающая программа для детей старшего дошкольного возраста
Программа «Я все смогу!» предназначена для детей 6 – 7 лет, имеющих повышенный уровень тревожности по поводу предстоящего обучения в школе, заниженную самооценку, неуверенность в собственных силах, де...
Методическое обеспечение. Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста "Юные исследователи"
Данная программа направлена на формирование исследовательской деятельности старших дошкольников. Программа приведена в соответствии с ФГОС ДО в 2017 году....
План-программа приобщения детей старшего дошкольного возраста к театральному искусству
В течение пяти лет я работала руководителем театрального кружка детского сада и собирала материал. Сюда включены не только задания для детей, но и для педагогов. Может быть, кому-либо эти материалы пр...
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «КЛУБ ОБЩЕНИЯ»
Программа обращает нас к проблеме общения и его роли для развития личности ребенка.Актуальность поставленных задач определяется тем, что именно ранние формы общения во многом определяют дальнейшее их ...
Программа для детей старшего дошкольного возраста по народному творчеству "Культура Вепсов"
Основная цель программы заключается в том, чтобы приобщить детей к культурам своей страны, в большей степени к вепсской культуре. Тем самым развивать в детях чувство патриотизма ,знания своей страны ...
«Край, в котором я живу «Моя Якутия!» (ПРОГРАММА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РОДНЫМ КРАЕМ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОГРАММЕ)
В пособии представлены содержание программы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем – Республикой Саха (Якутия) в условиях городского социума, а также методические рек...