Программа по здоровьесбережению воспитанников старшего дошкольного возраста "Неболейка"
рабочая программа

Митрошина Ольга Викторовна

Создание условий, гарантирующих охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья участников образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_zdorove_sberezhenie.docx66.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/с №1 г. Починка

Программа по здоровьесбережению воспитанников

старшего дошкольного возраста

«НЕБОЛЕЙКА»

Воспитатель: Митрошина О.В.

Содержание

  1. Пояснительная записка.

  1. Цели и задачи Программы.

  1. Принципы системы работы по здоровьесбережению воспитанников.

  1. Организация двигательного режима.

  1. Система здоровьесберегающих технологий, используемых в работе ДОУ.

  1. Планирование работы по профилактике заболеваемости и оздоровлению воспитанников старшего дошкольного возраста.

  1. Работа с семьями воспитанников по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей.

  1. Литература.

Пояснительная записка.

Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Словосочетания «здоровьесберегающие технологии» и формирование здорового образа жизни заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы педагогов всех элементов образовательной структуры, начиная от дошкольных учреждений.

  • настоящее время отмечается усиление оздоровительно-образовательного потенциала физической культуры, включающего в себя формирование культуры движений, осознанной установки детей на здоровый образ жизни,

развитие ценностных ориентаций, положительных личностных качеств и активной жизненной позиции по отношению к собственному здоровью. В работе с детьми широко используются новые виды физкультурных занятий, которые дополняют и обогащают традиционные формы двигательной деятельности, ведется разработка и внедрение в практику дошкольных учреждений инновационных технологий образования и оздоровления детей.

  •   настоящее время проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья детей. Объем познавательной информации для дошкольников достаточно высок, растет доля умственной нагрузки и в режиме дня. Вследствие этого нередко наблюдается переутомление детей, снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья дошкольников, но и на перспективы их дальнейшего развития.

Поэтому, начиная с младшего возраста необходимо приобщать детей к здоровому образу жизни, формировать культуру здоровья, воспитывать осознанное отношение к ценности своего здоровья.

Здоровье детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры людей, социально-экологической ситуации в стране. Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к качеству отношений дошкольного учреждения и семьи. Главным приоритетом концепции дошкольного учреждения является оптимизация психологической и физической нагрузки воспитанников, создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей.

Роль дошкольного учреждения на сегодняшний день состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью.

Цель программы: Создание условий, гарантирующих охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья участников образовательного процесса.

Задачи:

  • Создание комфортного микроклимата, в детском коллективе, в ДОУ в целом;

  • Внедрение современных здоровьесберегающих технологий в структуру профилактической оздоровительной и образовательно-воспитательной модели ДОУ.

  • Повышение физкультурно-оздоровительной грамотности педагогов и родителей;

  • Обучение навыкам здоровьесберегающих технологий: формирование у детей знаний, умений и навыков сохранения здоровья и ответственности за него;

  • Формирование профессиональной позиции педагога, характеризующейся мотивацией к здоровому образу жизни, ответственности за здоровье детей.

Ожидаемый результат:

  1. Достижение стабильных качественных показателей оздоровительной работы
  1. Создание системы мер, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья воспитанников.

  1. Психологическая комфортность и безопасность условий пребывания детей дошкольного возраста в детском саду.

  1. Создание современной предметно-развивающей среды, обеспечивающей охрану и укрепление физического и психического здоровья детей:

оборудование центров двигательной активности детей в группах; соответствие физкультурного оборудования и инвентаря программным требованиям; гарантия безопасности занятий.

  1. Снижение уровня заболеваемости детей.

  1. Сформированность у детей культурно-гигиенических навыков, знаний о правильном питании, умений в организации самостоятельной двигательной деятельности (подвижные игры, упражнения, гимнастики и пр.)

  1. Повышение профессиональной компетентности педагогов, которая предполагает: знание программ, методик и технологий по здоровьесбережению детей; использование в работе диагностических данных о ребенке; создание условий для полноценного физического, психического и социально-личностного развития ребенка; систематическое планирование физкультурно-оздоровительной работы.

Основные принципы системы работы по здоровьесбережению воспитанников:

Принцип активности и сознательности  определяется через участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей. Обеспечение высокой степени инициативы и творчества всех субъектов образовательного процесса.

Принцип систематичности и последовательности в организации здоровьесберегающего и здоровьеобогащающего процесса. Принцип предполагает систематическую работу по оздоровлению и воспитанию валеологической        культуры        дошкольников,        постепенное усложнение

содержания  и  приемов  работы  с  детьми  на  разных  этапах педагогической технологии,        сквозную        связь        предлагаемого содержания, форм, средств и методов работы;

«Не навреди» - Это принцип является первоосновой в выборе оздоровительных технологий в детском саду, все виды педагогических и оздоровительных воздействий должны быть безопасны для здоровья и развития ребенка.

Доступности и индивидуализации  Оздоровительная работа в детском саду должна строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Системного подхода  оздоровительная направленность образовательного процесса достигается через комплекс избирательно вовлеченных компонентов взаимодействия и взаимоотношений, которые направлены на полезный результат – оздоровление субъектов образовательного процесса (из теории функциональных систем П.К. Анохина).

Оздоровительной направленности  нацелен на укрепление здоровья в процессе воспитания и обучения. Оздоровительную направленность должны иметь не только физкультурные мероприятия, но и в целом вся организация образовательного процесса в детском саду.

Комплексного междисциплинарного подхода. Работа учитывает тесную связь между медицинским персоналом ДОУ и педагогическим коллективом, а также отсутствие строгой предметности.

Организация двигательного режима детей.

     Одним из условий рациональной организации деятельности детей в ДОУ является обеспечение оптимального двигательного режима, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и способствует поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего дня.

Модель режима двигательной активности детей

Виды занятий

Варианты содержания

Особенности

организации

Утренняя

Традиционная

гимнастика

гимнастика

Ежедневно утром, на

Аэробика

открытом воздухе или в

Ритмическая гимнастика

зале.

Корригирующая

Длительность 10-12

гимнастика

мин.

Физкультурные

Традиционные занятия

занятия

Игровые и сюжетные

занятия

Два занятия в неделю в

Тематические занятия

Занятия на свежем

физкультурном зале.

воздухе

Длительность 20-35

мин.

Физкультминутки

Упражнение для снятия

общего и локального

утомления

Ежедневно проводятся

Упражнения для кистей

Музыкальные

рук

во время занятий по

минутки

Гимнастика для глаз

развитию речи, ИЗО,

Гимнастика для

формированию

улучшения слуха

математических

представлений.

Дыхательная гимнастика

Упражнения для

Длительность 3-5 мин.

профилактики

плоскостопия

Корригирующая

Разминка в постели –

Ежедневно, при

гимнастика после

корригирующие

открытых форточках в

сна

упражнения и

спальне или группе.

самомассаж

Длительность 7-10 мин.

Оздоровительная ходьба

по массажным и

ребристым дорожкам

Развитие мелкой

моторики

Подвижные игры

Подвижные игры средней

Ежедневно, на

и физические

и низкой интенсивности

утренней прогулке.

упражнения на

Народные игры

Длительность 20-25

прогулке

Эстафеты

мин.

Спортивные упражнения

Игры с элементами

спорта (футбол,

бадминтон, хоккей)

Музыкальные игры

На прогулке во второй

Школа мяча

половине дня

Длительность 15-

20мин.

«Недели

Занятия по валеологии

здоровья»

Самостоятельная

двигательная

деятельность

Спортивные игры и

4 раза в год (в октябре,

упражнения

Совместная трудовая

январе, марте, июле)

деятельность детей,

педагогов и родителей

Развлечения.

Спортивные

Игровые

Праздники проводятся

Соревновательные

праздники и

Сюжетные

2 раза в год.

физкультурные

Творческие

Длительность не более

досуги

Комбинированные

часа.

Формирующие здоровый

Досуги - один раз в

квартал.

образ жизни

Длительность не более

30 мин.

Самостоятельная

Самостоятельный выбор

Ежедневно, во время

двигательная

движений с пособиями с

прогулки, под

деятельность

использованием

руководством

самодельного или

воспитателя.

приспособленного

Продолжительность

инвентаря.

зависит от

индивидуальных

особенностей.

Участие

Подготовка и

родителей в

проведение

физкультурно-

физкультурных

оздоровительных,

досугов, праздников,

массовых

дней здоровья.

мероприятиях,

занятиях

Утренняя гимнастика важна для закаливания организма, повышения работоспособности детей после сна и регулярной физической тренировки в целях совершенствования мышечного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Ее следует проводить при открытой форточке. Свежий воздух воздействует на кожные рецепторы холодом, что способствует быстрому повышению возбудимости ЦНС и восстановлению нормальной работоспособности. На утренней гимнастике целесообразна частая смена упражнений при многократной повторяемости (до 8—12 раз) одного упражнения (в соответствии с рекомендациями Ю.Ф. Змановского).

Утренняя гимнастика может проводиться в различной форме. Традиционная утренняя гимнастика состоит из двигательных

упражнений (различные виды ходьбы и бег), комплекса общеразвивающих упражнений для разных групп мышц, прыжков в чередовании с ходьбой, дыхательных упражнений и заключительной части (ходьбы). Вводная и заключительная части выполняются в кругу, для исполнения комплекса упражнений дети строятся в колонны.

Игровая гимнастика включает 3-6 имитационных упражнений. Образные движения объединяются одной темой.

Гимнастика с использованием различных предметов проводится как традиционная утренняя зарядка с гимнастическими палками, обручами, лентами, флажками, мешочками и т.д.

Музыкальные занятия.

   В ходе проведения используются ритмические, музыкально-дидактические, речевые,        хороводные,        музыкальные, коммуникативные пальчиковые игры, игры с пением. Большое внимание на занятиях уделяется упражнениям на развитие дыхания.

   Динамическая пауза - заполненная разнообразными видами двигательной деятельности, отличающейся значительным преобладанием умственной нагрузки или однообразием движений. Динамические паузы предназначены для предупреждения утомления и снижения работоспособности. Поэтому они проводятся во время занятий по математике, развитию речи, ИЗО-деятельности.

Снять напряжение также помогают физминутки, логоритмическая гимнастика, пальчиковые игры.

Физкультминутки проводятся с целью повышения умственной работоспособности и снижения утомления, обеспечивают кратковременный активный отдых. Физкульминутка состоит из 3-4 упражнений для больших групп мышц, активизирующих дыхание и кровообращение.

Логоритмическая гимнастика - форма активного отдыха для снятия напряжения после продолжительной работы в положении сидя. Она выполняется под музыку, чтения стихотворения или пения детей и педагога. Логоритмические упражнения объединяются в комплексы общеразвивающих упражнений, в которых задействованы все группы мышц.

Пальчиковые игры развивают у детей мелкую моторику, координацию движений и внимание, активизируют речевые навыки, мышление и память.

Профилактическая гимнастика проводится с целью повышения функциональных возможностей организма, работоспособности и восстановления здоровья. Профилактическую гимнастику можно проводить во время занятий, перед прогулкой, приемом пищи, началом игровой деятельности, в любую свободную минутку. Продолжительность - 2-3 минуты.

Самомассаж.

   Массаж - система приемов дозированного механического воздействия на

кожу и подлежащие ткани тела человека.

   Самомассаж - способ регуляции организма, один из приемов регулирования кровотока. Детей обучают выполнять поглаживающие, разминающие, постукивающие и похлопывающие движения в направлении кровотока.

Гимнастика для глаз.

   Упражнения для глаз включают фиксацию зрения на различных точках, движении взгляда. Упражнения способствуют восстановлению нормального зрения, рекомендуется выполнять 2 раза в день.

   Дыхательная гимнастика способствует нормализации дыхания, укрепляет дыхательную мускулатуру, предупреждает застойные явления в легких.

   Дыхательные упражнения выполняются 2-5 минут, можно стоя, сидя и лежа на спине.

Бег, ходьба, подвижные и спортивные игры на прогулке.

Дозированные бег и ходьба на прогулке - один из способов тренировки и совершенствования выносливости. В начале и в конце прогулки дети выполняют пробежку, после чего переходят на ходьбу, шагая в ритме.

Подвижные и спортивные игры развивают у детей наблюдательность, восприятие отдельных вещей, совершенствуют координацию движений, быстроту, силу, ловкость, меткость, выносливость и другие психофизические качества.

Игры необходимо подбирать игры с учетом возраста детей, учитывая степень подвижности ребенка в игре. Игры должны включать различные виды движений и содержать интересные двигательные игровые задания.

Релаксационные упражнения и бодрящая гимнастика.

Релаксационные упражнения выполняются для снятия напряжения в мышцах, вовлеченных в различные виды активности. Релаксация – состояние

покоя, расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий. Рекомендуется выполнять релаксационные упражнения перед дневным сном с использованием музыки и ароматерапии.

   Бодрящая гимнастика проводится после дневного сна. Цель: сделать более физиологичным переход от сна к бодрствованию, улучшить настроение детей и поднять мышечный тонус. После пробуждения дети выполняют некоторые упражнения в постели, потягивание, встают и по массажным коврикам («дорожкам здоровья») переходят в другую комнату,далее выполняют упражнения ритмической гимнастики. Общая продолжительность бодрящей гимнастики - 7-15 минут.

Закаливание.

    Закаливание повышает сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям, способствует ускорению обмена веществ, оказывает благотворное влияние на психосоматическое состояние ребенка.

    В дошкольном учреждении используют методы закаливания, абсолютно безвредные для всех детей.

   Обязательное условие закаливания — соблюдение принципов постепенности и систематичности. Эффект в снижении острой заболеваемости проявляется через несколько месяцев после начала процедур, а стойкий эффект — через год.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕРЫ ЗАКАЛИВАНИЯ

  • Ежедневно проводить воздушные ванны в сочетании с физическими упражнениями.
  • Полоскать рот кипяченой водой комнатной температуры после каждого приема пищи.

Широко использовать для закаливания и оздоровления не традиционное физкультурное оборудование.

  •         Ежедневно в утренней гимнастике использовать ритмические движения.
  • После сна выполнять упражнения для пробуждения.
  • Применять точечный массаж.
  • В осенне-зимний период применять чесночные бусы.

Система здоровьесберегающих технологий, используемых в работе ДОУ

Виды здоровьесберегающих технологий:

Виды

Время проведения в

Особенности методики

здоровьесберегающих

режиме дня

проведения

технологий

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

1.Подвижные

и

Как  часть  физ. занятия,  как

Игры   подбираются

в

спортивные игры

прогулке,   в   группе   со

соответствии

с

средней

степенью

программой

подвижности, ежедневно

Используются

только

элементы

спортивных игр.

2.Физкультурные

Вовремя  ООД,    1,5-2

Рекомендуются для всех

минутки

минуты во всех возрастных

детей

в

качестве

группах

профилактики

утомления.

3.Пальчиковая

В

любое время

Рекомендуется

детям

с

гимнастика

с

речевыми

проблемами.

подгруппой и всей группой.

 

4.Дыхательная

В

разных

формах

Проветривание

гимнастика

физкультурно-

помещения

и

оздоровительной

работы,

обязательная

гигиена

полости

носа

перед

проведением процедур.

5.гимнастика для глаз

Ежедневно  по  3-5минут  в

Рекомендуется

показ

свободное

время,

в

воспитателя

и

зависимости

от

использование

интенсивности

нагрузки,

наглядности.

6.Закаливание

Ежедневно

Комплексы

(упражнения

после

физ.упражнений

в

сна)

спальне и группе.

7.Динамические паузы

Во  время  ООД  и  между

В  ООД

в

виде

игр.

ООД   2-5минут   по   мере

Между

ООД

в

виде

утомляемости.

танцевальных

движений,

элементов

релаксации.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни

1.Физкультурное

2-3   раза   в   неделю   в

Занятия

проводятся

в

занятие

спортивном

или

соответствии

музыкальном залах.

программой

ДОУ.  Перед

занятием

необходимо

хорошо

проветрить

помещение.

2.Проблемно-игровые

В  свободное  время,  можно

Занятие

может

быть

(игротреннинги

и

во  второй  половине  дня.

организовано

не

игротерапия)

Время

строго

не

заметно

для

ребенка,

фиксировано

посредством включения

педагога

в

процесс

игровой деятельности.

3.Коммуникативные

2 раза в неделю по 30 мин.

входят беседы, этюды и

игры

игры   разной

степени

подвижности,

занятия

рисованием,

лепкой

и

др.

4. Занятия

1 раз в неделю по 30 мин

Могут быть включены в

факультатива

сетку занятий в

«Букварь здоровья»

качестве

познавательного

развития

5.Самомассаж

В зависимости от

Необходимо объяснить

поставленных педагогом

ребенку серьезность

целей, сеансами либо в

процедуры и дать детям

различных формах

элементарные знания о

физкультурно-

том, как не нанести вред

оздоровительной работы

своему организму

3. Коррекционные технологии

1.Сказкотерапия

2-4 занятия в месяц по 30

Занятия используют для

мин.

психологической

терапевтической и

развивающей работы.

Сказку может

рассказывать взрослый,

либо это может быть

групповое

рассказывание, где

рассказчиком является

не один человек, а

группа детей

2.Технологии

В различных формах

Используются в

музыкального

физкультурно-

качестве

воздействия

оздоровительной работы;

вспомогательного

либо отдельные занятия 2-4

средства как часть

раза в месяц в зависимости

других технологий; для

от поставленных целей

снятия напряжения,

повышения

эмоционального

настроя и пр.

3.Технологии

Сеансами по 10-12 занятий

Группы составляются

коррекции поведения

по 25-30 мин.

не по одному признаку -

дети с разными

проблемами

занимаются в одной

группе. Занятия

проводятся в игровой

форме

4.Фонетическая

2 раза в неделю

Цель занятий -

ритмика

 не раньше чем

фонетическая грамотная

через 30 мин. после приема

речь без движений

пищи.

Работа с родителями по вопросам сохранения и укрепления

здоровья детей.

     Задачи: Формирование у родителей системы знаний в вопросах укрепления и сохранения физического и психического здоровья детей.

     Мероприятия: родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации: « Как сохранить здоровье ребенка», «Организация закаливания», «Одежда и здоровье ребенка», «Формирование у детей привычки здорового питания», «Роль витаминов в детском питании», «Профилактика простудных заболеваний у детей дошкольного возраста», «Закаливаем детей дома и в саду».

      Анкетирование родителей: «Физическое развитие и оздоровление в семье», «Развитие двигательной активности ребенка в  семье».

    Памятки для родителей: «Как не нужно кормить ребенка», «Витамины, здоровые продукты и здоровый организм», «Советы родителям по питанию»

«Здоровый образ жизни», «Игры с детьми на свежем воздухе», «Значение режима дня для        здоровья дошкольника», «Чего нельзя делать в дошкольном возрасте», «Как организовать полноценный сон ребенка», «Как сохранить зрение ребенка»

    Индивидуальные беседы и консультации с родителями по запросу.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ю. Ф. Змановский  Программа «Воспитываем детей здоровыми»
  2. Авдеева Н.Н., Князева О.Л. Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста».
  3. Программа «Здоровый ребёнок», разработанная коллективом ДОУ по физическому развитию и оздоровлению детей от 1,5 до 7 лет)
  4. Программа « От рождения до школы» под ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
  5. Алямовская, В.Г. Как воспитать здорового ребенка.
  6. Береснева, З.И. Здоровый малыш: программа оздоровления детей в ДОУ/ под ред. З.И. Бересневой
  7. Волошина, Л.Н. Играйте на здоровье / Л.Н.Волошина
  8. Кочеткова Л.В.. Оздоровление детей в условиях детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по здоровьесбережению воспитанников старшего дошкольного возраста

Программа направлена на обеспечение своевременного физического развития детей, охрану, сохранение и укрепление их здоровья; способствует снижению заболеваемости путем комплексного использования всех и...

Программа по здоровьесбережению детей дошкольного возраста

В данной программе отражена работа сотрудников доу по сохранению и укреплению здоровья дошкольников...

Программа по здоровьесбережению "Расту здоровым" для детей старшего дошкольного возраста

Программа "Расту здоровым" способствует созданию условий для укрепления физического, психического и социвльного здоровья детей старшего дошкольного возраста....

Программа по здоровьесбережению детей дошкольного возраста

Хорошее здоровье, созданное в детстве, сдужит фундаментом для общего развития человека....

Титульный лист рабочей программы по здоровьесбережению для детей дошкольного возраста "Здоровый малыш"

Титульный лист рабочей программы по здоровьесбережению для детей дошкольного возраста "Здоровый малыш"...

Программа по здоровьесбережению воспитанников старшего дошкольного возраста

Цели и задачи программы Цель программы: Создание условий, гарантирующих охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья участников образовательного процесса.  Задач...