Мастер- класс для педагогов "Развитие мелкой моторики"
методическая разработка

Елена Антоновна Подвербная

Для коллег

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesyolye_palchiki_master-klass.docx37.19 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер–класс для педагогов «Развитие мелкой моторики»

                                                                                   

Составила : Подвербная Е.А.

Цель и задачи:

1. Показать важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

2. Поделиться с педагогами своими разработками по этой теме.

3. Апробировать с педагогами несколько игр и упражнений по развитию мелкой моторики.

Участники: Педагоги

Форма проведения: мастер – класс

Добрый день, уважаемые коллеги!

Тема нашего сегодняшнего мастер–класса «Веселые пальчики».

Сегодня я хочу сегодня затронуть вопрос о важности работы по развитию мелкой моторики, поделиться с вами своими находками по данной теме, поупражняться в играх и упражнениях на развитие мелкой моторики.

Прежде чем начать наш мастер-класс, хочу попросить взять лист бумаги со стола обеими руками, мы с вами сейчас будем мять бумагу, следуя моим инструкциям.

Читается стихотворение:

Раз, два, три, четыре, пять

Мы бумажку будем мять!

Мы бумажку будем мять!

Свои ручки развивать!

(Плотную бумагу берём со стола и мнём обеими руками, как будто лепим снежок) .

В ручку правую возьмём

И чуть-чуть её помнём.

Мы чуть-чуть её помнём

Левой ручке отдаём.

(Берём в левую руку и мнём только левой рукой) .

В ручку левую возьмём

И чуть-чуть её помнём.

Мы чуть-чуть её помнём

И на стол быстрей кладём.

(Убираем смятую бумагу на край стола или парты)

На бумажку посмотри,

На что похоже говори!

(Дети отвечают на что похожа их смятая бумажка)

1, 2, 3, 4, 5!

Мы закончили играть.

Пальчики свои встряхнём,

Заниматься мы начнём!

Вопросы педагогам:

Для чего мы делали это упражнение?

Какие были ощущения, что вы чувствовали при выполнении упражнения?

Послушай – и ты узнаешь,

посмотри – и ты поймешь,

сделай сам – и ты научишься.

Это выражение подходит к структуре работы каждого мастер-класса, сегодня оно так же будет определять этапы нашей работы.

Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

«Рука – это своего рода внешний мозг! » - писал Кант.

В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Поэтому, одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие мелкой пальцевой моторики.

Сегодня на мастер-классе я бы хотела с вами поделиться знаниями и умениями в области развития мелкой моторики у детей и возможности его применения в ДОУ.
Предлагаемое нестандартное оборудование способствует не только развитию мелкой моторики ребенка, но образному мышлению, восприятию, координации движений в целом.
Чтобы ребенок благополучно и активно развивался, чтобы речь была правильной, в чем же тут секрет? Оказывается, все дело в пальчиках, а точнее, в хорошо развитой мелкой моторики. Все дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Иными словами, если развитие пальчиков отстает, то задерживается и речевое развитие. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Т.е. еще раз обращаю ваше внимание, чтобы наши детки были активными, разговорчивыми, смышлеными – мы должны развивать у них мелкую моторику рук.

В процессе игр и упражнений на развитие мелкой моторки у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность.

При проведении пальчиковых игр, тренировать ручку ребёнка нужно мягко, но достаточно энергично; пальчики сжимать тоже энергично. Напевать или проговаривать – ритмично. Двигать ручками и пальчиками нужно в такт словам. Это обеспечит максимальный эффект занятий, и как результат, чёткую координацию между речевым и двигательным центрами, что очень полезно для развития речи.

Стихи, сопровождающие упражнения, - это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувства ритма. Они учат слышать рифму, ударения, делить слова на слоги.

Чувство ритма важно и при обучении письму (для выработки ровного почерка), для запоминания стихов, для предупреждения нарушения письма (пропуска гласных).

Отношение к рукам у человечества всегда было особым. Руки добывали огонь, пищу. Они защищали, строили жилище, создавали всё необходимое для жизни. По рукам судили о здоровье, о положении человека в обществе (белоручка или трудяга), его силе, энергичности, профессии (музыкальные руки, рабочие руки), о характере, темпераменте (флегматичные или быстрые, нервные руки). Не случайно в русском языке так много выражений, связанных с руками.

Предлагаю вам вспомнить пословицы, поговорки, высказывания о руках.

«Мастер на все руки»

«Золотые руки»

«Положа руку на сердце»

«Рукой подать»

«Руками развести»

«Руки опускаются»

«Обеими руками «за»

«Своя рука – владыка»

«Чужими руками жар загребать»

«Руки не оттуда растут»

«Как рукой сняло»

Практическая часть

Знакомство с разновидностями пальчиковых игр

Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

Различные игры с пальчиками

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

способствует овладению навыками мелкой моторики;

помогает развивать речь;

повышает работоспособность головного мозга;

развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

развивает тактильную чувствительность;

снимает тревожность.

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.

Дети с удовольствием принимают участие в играх – потешках. Самый известный вариант такой игры – «Сорока-белобока», но есть и более сложные для проговаривания и показа.

Игры с предметами и материалом

Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковые игры, но и разнообразные действия с предметами. Предлагаю Вам ряд игр и упражнений с такими предметами.

Игры с прищепками, скрепками

1. Упражнения с речевым сопровождением.

Бельевой прищепкой поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги

(от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

Сильно кусает котёнок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш! ».

Гусь

Гусь стоит,

И всё гогочет.

Ущипнуть тебя он хочет.

Га – га – га!

Берут в руки бельевую прищепку.

Бельевой прищепкой прищепляют ногтевые фаланги пальцев (правой, а затем левой руки).

На каждый ударный слог.

От большого пальца к мизинцу.

2. Представьте вместе с ребенком, что прищепки - это маленькие рыбки, а кружочек или квадратик, выполненный из картона - это кормушка. Ну, а ребенку надо помочь рыбкам пообедать, то есть, прикрепить их по периметру фигуры.

3. Очень интересно для детей «приделывать иголки» ежу, вырезанному из картона и т. д.

Аналогично со скрепками.

«Ёжик»

Ёжик, ёжик, где гулял?

Где колючки растерял?

Ты беги скорей к нам, ёжик,

Мы тебе сейчас поможем.

«Морковка»

Прицеплю листочки ловко,

И получится морковка.

Предложите ребенку круглую щетку для волос.

Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:

«У сосны, у пихты, елки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник».

Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек).

Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. «Ходить» можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно — и двумя одновременно, говоря:

«В зоопарке мы бродили,
К каждой клетке подходили
И смотрели всех подряд:
Медвежат, волчат, бобрят».

Насыпьте в чашку 1 кг гороха или фасоли.

Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

"Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи".

Можно использовать сухой горох. Ребенок перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем.

Игры с пробками от бутылок

Берем две крышечки ложем резьбой вверх – это лыжи. Дети ставят в крышечки пальчики. Двигаемся на «лыжах» -

«Мы едим на лыжах,

мы мчимся с горы,

мы любим забавы снежной зимы»

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Если пробки просверлить посередине - можно использовать тоже для нанизывания бус.

 «Комканье платка» — берем носовой платок за уголок и показываем ребенку, как целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает. Можно одновременно комкать и два платка руками.

«У меня живёт проглот –

Весь платок он скушал, вот! »

Ребенок комкает, начиная с угла, платочек так, чтобы он весь уместился в кулачке.

Выкладывание фигур из счетных палочек.

Игры с бусинами, макаронами

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п. Бусины можно сортировать по размеру, цвету, форме.

Игры с пуговицами

Подберите пуговицы разного размера и цвета. Попросите ребенка выложить рисунок по образцу. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, мячики, бусы и т. д.

Рисование на крупе, рассыпанной на подносе.

Берём яркий поднос, насыпаем мелкую крупу и

Рисуем солнышко, кружок, дорожку. Чтобы дорожка получилась разная, сначала нарисуем ее большим пальчиком. Указательным, мизинцем.

Рассортировать фасоль, горох, орешки.

Нужно разложить содержимое тарелочки в 3 кружечки.

Выкладывание контуров предметов фасолью.

Берем бархатную бумагу и рисуем на ней фасолькой. Фасольку берем из кружечки.

Выкладывание контуров предметов нитью т.е. рисуем нитью. 

Это может быть и солнышко, и дерево цифра, буква и т.д.

Берем горошинку –
Дома я одна скучала,
Горсть горошинок достала.
Прежде чем начать играть
Надо пальчику сказать,
Пальчик, пальчик, мой хороший,
Ты прижми к столу горошек,
Покрути и покатай,
И другому передай! (Передаем.)

Для развития тактильных ощущений, можно сшить такие мешочки, наполнив их крупой, фасолью, ватой и т.д. Перебирая мешочек, малыш массажирует сам себе пальчики.
Бусы. Хорошо развивает руку ребенка нанизывание на шнурок, на нитку макароны, сушки и т.д.

Аквагимнастика.

Ни для кого не секрет, что маленькие дети любят игры с водой. Суть метода заключается в следующем. В миску наливаем немного воды, вода должна быть комфортной температуры, на дно миски выкладываем любые подручные материалы - пуговицы разных форм, размеров и цветов, камушки, ракушки, игрушки от киндер-сюрпризов и т.д.. А дальше, включая наше воображение, пальчики превращаются в осьминогов, человечков, рыбок, которые «путешествуют» по морскому дну или находят таинственные клады. Здесь нет предела фантазии.

Ниткография - выкладывание узоров или геометрических фигур из шерстяных или холщевых ниток разной толщины и длины на бархатной бумаге.

Развитие графической моторики

Рисование по трафаретам. Штриховка. Выполнение графических узоров.

Конструирование и работа с мозаикой, пазлами.

Освоение ремесел: шитье, вышивание, вязание, плетение, работа с бисером и др.

Художественно-творческая деятельность

И, конечно же, такие традиционные формы работы по развитию мелкой моторики как:

Рисование

Лепка (пластилин, солёное тесто, глина)

Аппликация (мозаичная, обрыванием).

Модульное оригами.

На них мы не будем заострять наше внимание

Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук (мячиком-ёжиком, бигудями, грецкими орехами, карандашами, камушками, зубными щётками и т. д.)

Массаж рук грецким орехом

(Катаем орех между ладонями)

Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех.

Научусь я два ореха между пальцами держать.

Это в школе мне поможет буквы ровные писать

Маленькая птичка принесла яичко.

Мы с яичком поиграем, мы яичко покатаем,

Покатаем, не съедим, его птичке отдадим.

Игра с шестигранными карандашами

(Грани карандаша легко укалывают ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение).

«Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик,

Быть послушным научу»

(Упражнение «Накрути ленточку на палочку»


Пальчиковые игры с карандашами.

Научить детей самомассажу рук не сложно с помощью граненных карандашей. Ребенок массирует запястья, кисти рук и пальцы, ладони, тыльную поверхность ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж и игры с карандашами будут стимулировать речевое развитие малыша, способствовать овладению тонкими движениями пальцев, улучшать кровоснабжению пальцев рук.

«Ладошки»

- Нарисую я ладошку,

Отдохну потом немножко.

Обрисовываем концом карандаша ладони, лежащие на столе, массируя карандашом межпальцевые зоны.

«Качалочки»

- Карандаш не отдыхает,

Между пальцами гуляет.

Прокатываем карандаш между пальчиками, стараясь его не уронить.

Упражнение « Утюжок».

Толстый карандаш положить на стол, прогладить его сначала одной ладонью, потом другой, покатать карандаш по столу в разных направлениях.

Карандаш я покачу

вправо-влево – как хочу.

Упражнение « Добывание огня».

Положить шестигранный карандаш на ладошку, прикрыть его другой ладонью и прокатить между ладонями сначала медленно,потом быстрее от кончиков пальцев к запястьям.

Упражнение « Волчок».

Вращать длинный тонкий карандаш на столе указательным и большим пальцами сначала одной руки, а потом другой. Выполнять вращение большим и средним пальцами.

Упражнение « Вертолёт».

Вращать длинный тонкий карандаш между большим, указательным и средним пальцами. Пусть он вращается быстро, как винт вертолёта!

Отправляется в полёт

необычный вертолёт.

Упражнение «Скольжение»

Продвигаться вверх и вниз по длине шестигранного карандаша, уперев острым концом в стол, перехватывая его пальцами.

По карандашу скольжу,

Съехать вниз скорей спешу.

 

Игра с крупными бигудями

В машине, в машине
Шофер сидит.
Машина, машина,
Идёт, гудит.
Би – би - би!

Би – би - би!

Катают бигуди между ладошек

Вперёд – назад.

Руки держат перед собой.

Хочу закончить наш мастер – класс словами Сухомлинского:

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке. Тем умнее ребенок». Буду рада, если данные методы вы будете использовать в своей работе. А мне остаётся только поблагодарить Вас за внимание, мне было приятно с вами работать.

Желаю всем творческих успехов.

Литература:

Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук: популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития»., 1997.

Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития»., 1997.

Громова О.Н., Прокопенко Т.А. Игры – забавы по развитию мелкой моторики у детей. М., Гном и Д, 2001.

Ермакова С.О. Пальчиковые игры для детей от года до трех лет. М.,2008.

Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М., 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по развитию мелкой моторики у детей 3-4 лет "Божья коровка"

Мастер-класс по развитию мелкой моторики у детей.  "БОЖЬЯ КОРОВКА"Игры, направленные на развитие мелкой моторики рук, внимания, контроля над своими движениями, тактильной чувствительности, развит...

Мастер - класс на тему "Мелкая моторика, как фактор речевого развития"

Показать важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста, поделиться наработками по данной теме....

"Мастер-класс по развитию мелкой моторики рук для родителей." совместно с психологом Мараевой А.Л.

Мастер  класс для родителей «1,2,3,4,5- вышли пальчики гулять»    Сегодня мы с вами являемся участниками мастер – класса, моя задача показать вам приемы игр с пальчиками и об...

Мастер-класс по развитию мелкой моторики рук у детей.

Родительское собрание в форме мастер-класса по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста, прведенное в старшей логопедической группе....

МАСТЕР – КЛАСС «Средства развития мелкой моторики у дошкольников как метод активизации речевой сферы ребенка»

Затронут вопрос о важности работы по развитию мелкой моторики. Представлены педагогические находками по данной теме....

МАСТЕР КЛАСС ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК У ДЕТЕЙ С ОВЗ ТЕМА: «В ГОСТИ К ЗОЛУШКЕ»

МАСТЕР КЛАСС  ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК У ДЕТЕЙ С ОВЗ ТЕМА: «В ГОСТИ  К  ЗОЛУШКЕ»...