Мастер- класс «Влияние развития мелкой моторики на речевое развитие младшего дошкольника»
методическая разработка (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Мастер- класс «Влияние развития мелкой моторики на речевое развитие младшего дошкольника»
Цель: показать родителям приёмы и способы развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи: познакомить родителей с играми, направленными на развитие
речи малышей посредством развития мелкой моторики.
Материал:
- экран;
- проектор;
- пуговицы;
- гречка;
- манка;
- цветной картон;
- нитки;
- бельевые прищепки;
- шаблоны ежика, солнышка;
- бумажные салфетки;
- соленое тесто.
Этапы, методы приемы | Ход деятельности |
Слайд 1 Слайд 2 слайд 3 Игротренинг Игра «Мастерская золушки» слайд 4 Физкультминутка. слайд 5 Практическая часть итог Рефлексия | Родителям предлагается расположиться на заранее приготовленные места для них за столами. Добрый вечер, уважаемые родители! Хочу вам процитировать двух знаменитых людей «Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев» (В.А. Сухомлинский) «Рука – это вышедший наружу мозг человек»(Н. Кант) Как вы понимаете эти высказывания? (Ответы род) Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка. Если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие. Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру. Развитие речи дошкольников в игре — это ещё и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашим ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений Исходя из вышесказанного тема нашего мастер – класса «Влияние развития мелкой моторики на речевое развитие младшего дошкольника». Для развития мелкой моторики руки существует разные формы работы с детьми: пальчиковые игры и упражнения, игры направлены на тактильные ощущения, изобразительная деятельность , действия с предметами: мозаика, шнуровки, нанизывание, выкладывание. Я подробно остановлюсь на тех упражнениях, которые вы можете использовать в домашних условиях. Пальчиковая гимнастика, которая решает множество задач в развитии ребенка: - помогает развивать речь; - повышает работоспособность головного мозга; - развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение; - развивает тактильную чувствительность; - снимает тревожность. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Давайте познакомимся с некоторыми из них. «Кольцо»: соединить большой и указательный пальцы вместе, остальные пальцы поднять вверх. Пальцы в данном положении удержать под счёт до 10 (3 раза). «Коза»: вытянуть вперёд указательный палец и мизинец. При этом средний и безымянный пальцы прижаты большим пальцем к ладони (2-3 раза под счёт до 10). «Заяц»: вытянуты вверх средний и указательный пальцы. При этом мизинец и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони (3 раза под счёт до 10). «Вилка»: вытянуть вверх три пальца (указательный, средний, безымянный) расставлены врозь. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони (1 раз под счёт до 10). « Шарик» , « Апельсин» На выставке представлена литература о значении и содержании пальчиковой гимнастики. Как было сказано выше развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с предметами. Игры с пуговицами. Подберите пуговицы разного размера и цвета. Попробуйте выложить рисунок, дома Вы можете попросить малыша сделать такой же. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, мячики, бусы и т. д. Пока Вы заняты пришиванием пуговиц, ребёнок может выкладывать из пуговиц, ярких ниточек красивые узоры. Попробуйте вместе с ребёнком сделать панно из пуговиц. Пуговицы пришивать (с Вашей помощью), а можно укрепить их на тонком слое пластилина (без Вашей помощи). Родители выкладывают узоры из пуговиц. Игра с прищепками: 1 стол «Иголки для ежа» (родители прищепляет прищепки к шаблону, воспитатель рассказывает стихотворение. Б. Заходера. Что ж ты ёж, такой колючий? Это я на всякий случай. Знаешь кто мои соседи? Лисы, волки и медведи. 2стол « Лучики для солнышка» (родители прищепляет прищепки к шаблону, воспитатель рассказывает стихотворение) Смотрит солнышко с небес И такое чистое, доброе, лучистое 3стол «Елочка» (родители прищепляет прищепки к шаблону, воспитатель рассказывает стихотворение) Елочка- елка, зеленая иголка. Где ты выросла? в лесу. Что в лесу? Морозы, белые березы. Задание состоит в том, чтобы на края шаблона нацепить обычные бельевые прищепки тремя пальцами. Оно кажется очень простым, но маленькому ребенку действительность открывается через ощупывание предметов и через механические действия с ними. Работа с пластилином Лепить из пластилина можно начинать уже в 2 года, главное подбирать доступные задания и не забывать мыть руки. Лепим колбаски, колечки, шарики; режем пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а потом слепляем кусочки снова. Из каждого маленького кусочка делаем лепешку или монетку. Можно надавить на нашу лепешку настоящей монеткой, чтобы получить отпечаток. Если пластилин по какой-то причине вас пугает, изготовьте для малыша соленое тесто. Игра доставит удовольствие вне зависимости от результата. Вот рецепт: мука - соль - вода - подсолнечное масло. Мука и соль берется в одинаковом количестве, а воды на треть меньше (например, на стакан муки стакан соли, 2/3 стакана воды, ст. ложка масла). Перемешать и замесить. Если лепится плохо, добавить воды. Тесто может долго храниться в холодильнике в целлофановом пакете. Чтобы вылепленные фигурки стали твердыми, запекайте их в духовке, чем дольше, тем лучше. Затвердевшие фигурки можно будет раскрасить красками. Всякий раз, когда вы готовите настоящее тесто, давайте кусочек полепить и малышу. Предлагаю сделать коллективное панно из соленого теста. «Зима» «Кто дальше бросит» Родители комкают листы белой бумаги и кидают. Рисование Рисование - одно из самых любимых занятий всех детей. Чем чаще ребенок держит в руках кисточку, карандаш или фломастер, тем легче ему будет в школе выводить первые буквы и слова. Предлагайте детям разнообразные задания: это использование книжек-«раскрасок», рисование пальцами на стене в ванной, используя обычные краски, дорисовывание, штриховки, игры -обводки. Обводить можно все, что попадется под руку: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, ложку и т. д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления печений или кексов. Существует множество фабричных игр – обводок. Если ваш ребенок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему порисовать пальцами. Можно рисовать одним, двумя, а можно сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определенного цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так получается салют или бусы или еще что-нибудь. Рисование на крупе На цветной картон насыпается ровным слоем манка, мука получается отличный фон для рисования пальчиками. Рисование нитками Родителям предлагается нарисовать дорожки нитками Играть с пальчиками рук можно дома, в гостях, на улице, в транспорте, в песочнице и т. д. Давайте попробуем вместе помочь малышу в речевом развитии и займемся развитием мелкой моторики. Все зависит от вас и вашей фантазии. Поэтому, если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки! Нам важно знать ваше мнение по мастер –классу. У вас на столах лежат картинки: солнышко, солнышко немного закрытой тучкой, и большая туча с краешком солнца. Если вы будете использовать игры с детьми дома, нужно поднять руку с картинкой солнышка, если послушали и еще не знаете будете использовать или нет –поднять солнышко немного закрытой тучкой. Если информация вам не пригодилась и использовать не будете.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние развития мелкой моторики на речевое развитие детей
Движения пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, ч...
Развитие мелкой моторики пальцев рук; Развитие мелкой моторики в домашних условиях
Документ содержит две памятки для родителей...
Мастер-класс для педагогов: «Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей». Вопрос – ответ с педагогами «Что такое мелкая моторика и где ее применять в работе?».
Мастер-класс для педагогов: «Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей».Вопрос – ответ с педагогами «Что такое мелкая моторика и где ее применять в работе?»....
Сценарий мастер-класса «Использование нетрадиционных приемов и материала для развития мелкой моторики как стимула развития речи».
Представлен мастер-класс по ознакомлению педагогов с нетрадиционными приёмами и материалами для развития мелкой моторики как стимула развития речи детей дошкольного возраста...
Мастер-класс "Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики и речевого развития на основе пальчиковых игр"
Данный материал предназначен для педагогов ДОУ и родителей....
Мастер - класс «Использование нетрадиционных приёмов и материала для развития мелкой моторики, как стимула развития речи»
Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности при этом носит игровой характер....
Влияние развития мелкой моторики на речевое развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста
Учеными доказано, что в последние 10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. В наше время наметился снижающийся уровень бытовой культуры: широкое распространение получили низкопробная ли...