Комплекс артикуляционной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста (от 3 до 4 лет)
картотека (младшая группа)
Если у ребенка обнаружена задержка в развитии речи (после 3 лет), гимнастика станет отличным помощником в реабилитации. При заикании можно использовать гимнастику для расслабления мимических и артикуляторных мышц. При проведении различных упражнений можно заметить у ребенка трудности в выполнении определенных заданий и вовремя обратиться к специалисту. Таким образом, артикуляционная гимнастика может выполнять различные функции в зависимости от возраста детей:
- профилактическую;
- коррекционную;
- диагностическую.
Чем раньше будут приняты меры по коррекции звукопроизношения, тем меньше времени потребуется на достижение результата — формирование чистой и правильной речи ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 214.09 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД №41 "РОСИНКА"
КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
(ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ)
г. Нижневартовск
№ | Название | Комплекс | Цель, описание: |
1 | «Хоботок» | Я слегка прикрою рот, Губы – «хоботом» вперед. Далеко я их тяну, Как при долгом звуке: у-у-у. | Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность. Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10. |
2 | «Птенцы» (Домик открывается) | Ротик широко открыт, Язычок спокойно спит. | Цель: научиться спокойно, открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении. Описание: Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (пропевания звука «а»: «а-а-а», подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.) |
3 | «Шарик» | Шарик слева, шарик справа, Есть у нас одна забава: В щеки дуем – чередуем, То в одну, а то в другую. | Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений и умение переключаться. Описание: Ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую щёки, как бы перегоняя воздух из одной щёки в другую. |
4 | «Самовар» | Щеки надую и выпущу пар, И запыхчу, как большой самовар. | Цель: укреплять мускулатуру губ и щек. Описание: Сжать губы, надуть щёки, удержать воздух 2-3 секунды и выпустить через губы, произнося «Пых!». |
5 | «Хомячок» | Языком давить стараюсь, В щеку сильно упираюсь. Раздалась моя щека, Как мешок у хомяка. | Цель: развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щек. Описание: Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд. |
6 | «Лошадка» | Цок-цок-цок по мостовой- Идет лошадка к нам с тобой. Щелкай язычком быстрее, Чтоб она пришла скорее. | Цель: отрабатывать подъём языка, подготавливать его к выработке вибрации, растягивать подъязычную связку (уздечку). Укреплять мышцы языка. Описание: Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»). |
7 | «Любопытный язычок» | Вот и вышел на порог Любопытный язычок. «Что он скачет взад-вперед?» - Удивляется народ. | Цель: укреплять мышцы языка, развивать его подвижность. Описание: Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз. |
8 | «Маляр» | Стал язычок твой маляром, Он будет красить старый дом: Вперед-назад, вперед-назад… Ремонту каждый будет рад. | Цель: укреплять мышцы языка и развивать его подвижность. Описание: Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок», делая движения языком вперёд-назад. |
9 | «Улыбка» | Широка Нева-река, И улыбка широка. Зубки все мои видны – От краев и до десны. | Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность. Описание: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10. |
10 | «Барабанщик» | В руки барабан возьмем И играть на нем начнем. Язычок наверх подняли, «Д-д-д-д» застучали. | Цель: отрабатывать подвижность языка и подготавливать его к вибрации, необходимой для звука «р». Укреплять мышцы языка (особенно кончика языка). Описание: Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчётливо и многократно повторяя: «д-д-д». Звук «д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя (дуем на кончик языка). Темп убыстряется постепенно. |
11 | «Язык здоровается с верхней губой » | Улыбнись, не будь груба, Здравствуй, верхняя губа! | Цель: отрабатывать движение языка вверх, укреплять мышцы языка и развивать его подвижность. Способствовать растяжке подъязычной связке (уздечки, если она укорочена.) Описание: Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу. Подержать язык на верхней губе 3-5 секунд, убрать в рот. |
12 | «Часики» («маятник») | Влево-вправо кончик ходит, Будто места не находит. | Цель: укреплять мышцы языка, отрабатывать его подвижность. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть острый язык как можно дальше вперед и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому: «Тик-так, тик-так». (10-12 раз). Проделать упражнение 10-15 раз. |
13 | «Улыбка-хоботок» | Улыбается ребенок, Хобот вытянул слоненок. Вот зевает бегемот, Широко открыв свой рот. | Цель: укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путем переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание. Описание: Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я». Взрослый выполняет поочерёдно движения губами в любом порядке («у – и – а», «а – у - и», «и – у - а», удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребёнок повторяет) |
14 | «Зайчик» | Губку верхнюю подняв, Замер зайчик, зубки сжав. | Цель: отрабатывать движение верхней губы вверх и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ. Описание: Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опуская её обратно. Упражнение выполняет |
15 | «Поиграем на губах» | Цель: развитие артикуляционного аппарата. Описание: Через губы вдуваем воздух, периодически их смыкая: б-б-б-б. | |
16 | «Сдуй ватку с ладошки» | Цель: развитие артикуляционной моторики. Описание: Вытянуть губы вперед трубочкой и подуть на ватку или бумажку. Можно сдувать ватку со стола, с ладошки другого ребенка. | |
17 | «Заборчик» | Цель: развитие артикуляционной моторики. Описание: Улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать до 10. | |
18 | «Чистим зубки снаружи» | Зубки верхние снаружи Нам почистить очень нужно. Зубки нижние – не хуже, Тоже чистки просят дружно. | Цель: отрабатывать произвольные движения языка, развивать координацию движений. Укреплять мускулатуру языка. Описание: Улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны зубов, имитируя чистящее движение. Так же «чистим» наружную сторону нижних зубов. |
19 | «Пятачок» | Цель: развитие артикуляционной моторики. Описание: Вытянуть вперед губы пятачком и покрутить им вправо-влево, вправо-влево(8-10 раз). | |
20 | «Рыбка шевелит губами» | Цель: развитие артикуляционной моторики. Описание: Смыкать и размыкать губы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс утренней гимнастики для детей младшего дошкольного возраста, с элементам дыхательной гимнастики тема: «Воробушки»
сюжетно-игровая утренняя гимнастика...
Комплекс артикуляционной гимнастики для детей среднего дошкольного возраста
Комплекс артикуляционной гимнастики для детей среднего дошкольного возраста позволит предотвратить нарушения звукопроизношения у детей....

Комплекс артикуляционной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста
Специально подобранные упражнения позволяют улучшить работы мышц, участвующих в процессе речи, поставить дыхание, помочь в правильной постановке звуков....

Комплексы артикуляционной гимнастики для детей старшего дошкольного возраста
В данном разделе представлены различные комплексы артикуляционной гимнастики как общие, так и направленные на различные группы звуков. Прежде чем начать выполнение артикуляционной гимнастики, ознакомь...

Консультация для родителей. "Комплекс артикуляционной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста".
Артикуляционный комплекс упражнений – это зарядка для укрепления мышц речевого аппарата. Самостоятельно проводимая артикуляционная гимнастика в домашнем формате не только допустима, но и ве...

Комплекс артикуляционной гимнастики для детей Старшего дошкольного возраста
Комплекс артикуляционной гимнастики для детей Старшего дошкольного возраста...

Комплекс артикуляционной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста
Специально подобранные упражнения позволяют улучшить работы мышц, участвующих в процессе речи, поставить дыхание, помочь в правильной постановке звуков....