Проект «Туристические тропинки»
проект

 Измалкова Анна Викторовна

Проект «Туристические тропинки» физкультурно-оздоровительной направленности .Сущность педагогического проекта состоит в том, что средствами детского туризма создаются условия, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья детей, повышение их двигательной активности и развитие у детей основных движений (ходьба, бег, прыжки) и физических качеств (выносливость, сила, координация движений, ловкость). Все это способствует успешному проживанию периода детства, дальнейшей адаптации и социализации детей в современном обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл godovoy_proekt_po_turizmu.docx43.4 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение                                город Калининград «центр развития ребенка» детский сад № 134

Проект

физкультурно-оздоровительной направленности

«Туристические тропинки»

Специализация проекта

физическое развитие детей старшего дошкольного возраста

г. Калининград

2023 год

Аннотация к проекту

Актуальность педагогического проекта связана с тем, что сегодня существует социальный заказ общества на воспитание здорового и активного, в том числе и в двигательной сфере, ребенка, который сформулирован в нормативных документах.

Для достижение этой цели обеспечивается решением следующих задач: сохранение и укрепление здоровья детей, содействие их нормальному физическому развитию, обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам, развитие физических качеств. В соответствии со ст. 28 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» в компетенцию образовательной организации входит создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом. Образовательные программы, начиная с дошкольной системы образования и кончая высшим учебным заведением, должны быть преемственными и закладывать основы физического здоровья и высокой жизненной активности обучающихся. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена образовательная область «Физическое развитие», которое включает приобретение опыта в двигательной деятельности, развитие физических качеств и основных движений и становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.

              Сущность педагогического проекта состоит в том, что средствами детского туризма создаются условия, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья детей, повышение их двигательной активности и развитие у детей основных движений (ходьба, бег, прыжки) и физических качеств (выносливость, сила, координация движений, ловкость). Все это способствует успешному проживанию периода детства, дальнейшей адаптации и социализации детей в современном обществе.

             Цель проекта: создание условий для сохранения и укрепления здоровья, повышения двигательной активности и развития основных движений (ходьба, бег, прыжки) и физических качеств (выносливость, сила, координация движений, ловкость) у детей средствами детского туризма. 

Задачи проекта:

– повышать функциональные и адаптационные возможности организма детей средствами физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья детей;

– обогащать опыт основных видов движений (ходьба, бег, прыжки);

– развивать физические качества как основу физической подготовки ребенка – будущего туриста;

– формировать основы безопасного поведения в природе;

– развивать познавательную активность, основы экологической культуры, навыки рационального природопользования, природоохранной деятельности и здорового образа жизни.

В проект включены: этапы и перспективные календарно-тематические планы реализации проекта в старшей группе и в подготовительной к школе группе, мониторинг результативности внедрения проекта (диагностика физической подготовленности детей).

              Масштаб проекта: долговременный.     

              Сроки реализации проекта: Сентябрь 2023 г. – май 2024 г. на базе старших дошкольных групп в совместной деятельности детей, педагогов и родителей (законных          представителей).

             Описание проекта и его обоснование

Предлагаемый проект представляет педагогическую работу по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста средствами детского туризма.

В последние годы наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья и физической подготовленности детей.  Низкая двигательная активность ведет к тому, что уровень физического развития, соответствующий возрастным нормам, имеют лишь 65% детей, каждый четвертый дошкольник болеет в течение года более четырех раз, около 40% дошкольников имеют избыточный вес. У большинства дошкольников отсутствует интерес к двигательной активности: они предпочитают просмотр телевизора, компьютерные и малоподвижные игры.

Интенсивное развитие современного общества, постоянно изменяющиеся технологии, возрастающие физические и психологические нагрузки на организм человека требуют пересмотра основных подходов в образовательной деятельности дошкольников. Это ориентирует педагогов дошкольных образовательных организаций на использование в своей деятельности более эффективных форм, методов и средств, позволяющих достигать целей дошкольного образования по физическому и познавательному развитию детей. Одной из таких форм является детский туризм.

В Федеральной целевой программе по развитию туризма записано, что цель этой программы состоит в стимулировании интереса молодежи к историческому и культурному наследию России, к защите окружающей среды путем развития системы внутреннего туризма как средства гражданского образования и патриотического воспитания молодежи. В нашей стране все более популярным становится семейный туризм, который включает в себя пешие или велосипедные прогулки, прогулки на самокатах, «зеленый туризм» (туры выходного дня с ночевкой в палатках), в которых принимают участие родители вместе с детьми. Все это – формы активного отдыха, т.е. физической и культурно-досуговой деятельности, которые снимают усталость и напряжение, восстанавливают физические, психические и эмоциональные ресурсы, приобщают к здоровому образу жизни и ребенка, и взрослого. Специфика активного отдыха для дошкольника заключается в создании обстановки, побуждающей к творческому использованию двигательного опыта, проявлению физических качеств в процессе игрового общения со сверстниками и взрослыми.  По словам Т.Е. Харченко, основу всех форм активного отдыха дошкольников составляет двигательная деятельность, а главная их цель – оздоровить организм и удовлетворить естественную биологическую потребность ребенка в разнообразных  движениях.

В системе физкультурно-оздоровительной работы в дошкольной образовательной организации детский туризм – это эффективная форма совместного активного отдыха детей, родителей и педагогов, которая позволяет при минимальных затратах времени, увеличить резервы здоровья, укрепить его средствами естественных сил природы (солнца, воздуха, воды), восстановить силы, работоспособность, обогатить двигательный опыт, удовлетворить познавательную активность детей, сформировать экологические представления и навыки рационального природопользования и природоохранной деятельности, безопасного поведения в природе. Двигательная деятельность детей в природных условиях развивает у дошкольников интерес к занятиям туризмом и физической культурой, повышает мотивацию на здоровый образ жизни и безопасное поведение в природе.

Виды дошкольного туризма, по Н.И. Бочаровой, – это туристская прогулка, туристская экскурсия и туристский поход. Туристическая прогулка – непродолжительный по времени групповой выход на территорию детского сада или в ближайшее его окружение, в парк, в поле, в лесопосадку, к водоему с активным способом передвижения в целях отдыха и познания окружающей природы и мира. Туристская экскурсия – групповое посещение одного или нескольких экскурсионных объектов в учебно-познавательных целях. Туристический поход – прохождение группы по определенному маршруту активным способом с целью познания, физического развития, выполнения в пути общественно полезной и краеведческой работы.

Таким образом, детский туризм – эффективное средство физического развития детей дошкольного возраста. В представленном проекте это развития детей реализуется на основе интеграции содержания социально-коммуникативной, познавательной, речевой и художественно-эстетической образовательных областей, и разных видов детской деятельности – двигательной, игровой, познавательно-исследовательской, экологической, коммуникативной, изобразительной.

Содержание реализации проекта

Программное содержание:

– повышать функциональные и адаптационные возможности организма детей средствами физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья детей;

– обогащать опыт основных видов движений (ходьба, бег, прыжки, повороты);

– развивать физические качества как основу физической подготовки ребенка – будущего туриста;

– ознакомить с основами туристической деятельности;

– формировать основы безопасного поведения в природе;

– развивать познавательную активность, основы экологической культуры, навыки рационального природопользования, природоохранной деятельности и здорового образа жизни;

– развивать самостоятельность, инициативность, активность детей в физической, туристической и познавательной деятельности;

– стимулировать и поддерживать интерес к занятиям физической культурой и спортом, туризму, краеведению.

Работа с детьми реализуется по 5 тематическим туристическим тропинкам (маршрутам, направлениям):

1. Туристическая тропинка «Стану настоящим туристом».

2. Туристическая тропинка «Сильные, ловкие, быстрые и смелые» включает 9 мероприятий.

3. Туристическая тропинка «Будем охранять и правильно использовать природу».

4. Туристическая тропинка «Безопасное поведение в природе и основы здорового образа жизни».

5. Туристическая тропинка «Познаю мир природы».

Этапы и план реализации проекта

Проект реализовывался в три этапа.

Первый этап. Аналитико-прогностический (подготовительный).   Срок: август – начало сентября 2023 г. Задача: обосновать актуальность проекта.

Содержание

Сроки

1

Анализ данных исходного мониторинга по физическому развитию детей на начало учебного года, выявление проблем

сентябрь

2

Анализ содержания и отбор методической литературы

август

3

Разработка перспективного планирования

август

Второй этап. Внедренческий (практический). Срок: вторая половина сентября 2023 г. – май 2024 г. Задача: создать условия для сохранения и укрепления здоровья, повышения двигательной активности и развития основных движений и физических качеств у детей средствами детского туризма.

Содержание

Сроки

1

Разработка конспектов и проведение мероприятий по ТТ «Стану настоящим туристом» и «Познаю мир природы».

сентябрь-ноябрь

2

Разработка конспектов и проведение мероприятий по ТТ «Сильные, ловкие, быстрые и смелые»

декабрь-январь

7

Разработка конспектов и проведение мероприятий по ТТ «Познаю мир природы», «Сильные, ловкие, быстрые и смелые», «Будем охранять и правильно использовать природу»

февраль

8

Разработка конспектов и проведение мероприятий по ТТ «Будем охранять и правильно использовать природу» и «Безопасное поведение в природе и основы здорового образа жизни»

март

9

Разработка конспектов и проведение мероприятий по ТТ «Познаю мир природы» и «Безопасное поведение в природе и основы здорового образа жизни»

апрель-май

10

Разработка конспектов и проведение итогового мероприятия «У похода есть начало, а конца походу нет!».

май

Третий этап. Итоговый (обобщающий). Срок: конец мая – июнь 2024г.  Задача: оценить результаты реализации проекта. Обобщить опыт.

Содержание

Сроки

1

Анализ данных итогового мониторинга по физическому развитию детей на конец учебного года, выявление динамики

май

2

Определение эффективности проведённой работы

май

3

Творческий отчет  по проекту

май

4

Разработка рекомендаций воспитателям и родителям по проблеме использования детского туризма для физического и познавательного развития детей дошкольного возраста

июнь

5

Распространение позитивных результатов педагогического проекта

май-июнь

Перспективный план мероприятий по проекту «Туристические тропинки».

2023-2024 учебный год. Старшая группа

Примечание: сокращение ТТ – туристическая тропинка

Месяц

Неделя

Тема

Форма проведения

Программное содержание

Сентябрь

1

ТТ «Стану настоящим туристом».

 «Что такое туризм? Кто такие туристы?»

Беседа, презентации

Ознакомить с понятиями «туризм», «турист», какие качества необходимы туристам, как их в себе воспитать.

2

ТТ «Познаю мир природы» Золотая осень. Какие цветы растут на нашем

участке?

Целевая прогулка по участку детского сада

Уточнить представления детей о цветах, разных по окраске, строению и названиям; обратить внимание детей на то, что некоторые цветы приятно пахнут. Повторить правило: цветы рвать нельзя.

3

ТТ «Стану настоящим туристом». Как узнать сторону света? Ориентир в лесу.

Наблюдение-практикум

Презентация.

Дать представление о сторонах света и природных приметах, по которым их можно определить.

4

ТТ «Стану настоящим туристом». Как узнать, какое это дерево?

Наблюдение-практикум

Расширить представления о разных видах деревьев, их отличительных особенностях. Закрепить названия деревьев родного края.

Октябрь

1

ТТ «Стану настоящим туристом».

«Что берем в поход», «Можно-нельзя», «Завяжи узелки». «Шнуровка». Правильное поведение на природе

Дидактические игры: по туризму. Видео.

Ознакомить с основами туристической деятельности, формировать качества, необходимые туристу.

2

ТТ «Стану настоящим туристом».

«Юные туристы», развлечение «Туристы на привале».

Досуговые мероприятияспортивно-познавательное мероприятие

Расширить знания детей о туризме, его видах, особенностях. Сформировать желание участвовать в настоящих походах.

3

ТТ «Познаю мир природы»

 Осень. Что растет в лесу?

Беседа, презентация.

Дать детям первоначальные знания о лесе: в лесу растет много разных деревьев, кустарников. Прохладно, осенью листва на деревьях желтеет и краснеет, поэтому лес становится красивым, в нем пахнет грибами.

4

ТТ «Стану настоящим туристом».

 Какие деревья растут около нашего детского сада

Туристическая прогулка по территории детского сада на велосипедах

Упражнять детей в умении отыскивать знакомые деревья; показать особенности ели, рябины, березы, разных кустарников. Развивать выносливость.

Ноябрь

1

ТТ «Стану настоящим туристом». Пешеходный туризм

Прогулка к речке.

Туристическая прогулка к речке.

Ознакомить с особенностями пешеходного туризма. Ознакомить с основами туристической деятельности, работой экскурсовода. Формировать наблюдательность, внимание, память.

Развивать выносливость.

2

ТТ «Познаю мир природы»

 Приметы зимы

Экскурсия по участку детского сада

Продолжать знакомить детей с сезонными изменениями в зимней природе. Обратить внимание детей на то, что стало с листьями на деревьях, с травой, птицами, насекомыми; дать понятие, что для роста растений необходимы почва, вода, тепло, свет, воздух.

3

ТТ «Стану настоящим туристом».

 Самые интересные места нашего города

Туристическая прогулка. Видео.

Познакомить детей с культурно-просветительскими организациями родного города (края). Привить любовь к родному краю. Оздоровить организм детей.

4

ТТ «Стану настоящим туристом».

 Мои впечатления от туристических прогулок по территории детского сада

Творческая мастерская (рисование, лепка, пластилинография, аппликация)

Закрепить представления о туризме, туристических походах и качествах, необходимых туристу. Формировать умения выразить свои впечатления от туристических прогулок. Привить любовь к родному краю, воспитывать уважение к взрослым, которые построили детский сад, озеленяют его территорию и работают в нем сейчас.

Декабрь

1

ТТ «Сильные, ловкие, быстрые и смелые».

Веселые старты

Спортивное развлечение

Обогащать опыт основных видов движений (ходьба, бег, прыжки). Развивать физические качества как основу физической подготовки ребенка – будущего туриста.

2

ТТ «Сильные, ловкие, быстрые и смелые».

«Через ручеёк», «Охотники и зайцы», Кто скорее снимет ленту, «Затейники», Удочка.

Подвижные игры

Бег – развитие скорости; прыжки – развитие силы, выносливости и равновесия.

3

ТТ «Сильные, ловкие, быстрые и смелые».

Будем здоровы!

День физкультуры и здоровья в группе

Создать условия для двигательной активности детей. Приобщить детей к физкультурным занятиям и здоровому образу жизни.

4

ТТ «Сильные, ловкие, быстрые и смелые».

Зимние забавы

Физкультурный праздник

Показать привлекательность зимних месяцев года; развивать интерес к зимним видам спорта посредством эстафет и конкурсов. Закрепить знания и умения, полученные на занятиях по физической культуре. Развивать быстроту, силу, ловкость.

Январь

1

ТТ «Сильные, ловкие, быстрые и смелые».

 «Наседка и цыплята», «Кто дальше бросит мешочек», «Мыши в кладовой», «Попади в круг», «Проползи – не задень»  

Подвижные игры

Развитие скорости, быстроты реакции, выносливости, координации движений,  ловкости и гибкости

2

ТТ «Сильные, ловкие, быстрые и смелые».

 «Необитаемый остров»

Спортивное развлечение.

Формировать интерес к физической культуре. Закреплять основные движения и навыки выполнения физических упражнений. Совершенствовать умение выполнять задания по туристической деятельности и в сюжетных эстафетах.

3

ТТ «Сильные, ловкие, быстрые и смелые». «Кто туризмом занимается, тот силы набирается»

Спортивный досуг.

Развитие физических качеств и умений, которые необходимы туристам.

Февраль

1

ТТ «Сильные, ловкие, быстрые и смелые».

Мы – туристы

 

Игра-соревнование

Развитие физических качеств и умений, которые необходимы туристам.

Сплочение детского коллектива.

2

ТТ «Сильные, ловкие, быстрые и смелые».

 Папа, мама, я – туристская семья

Игра-эстафета

Развитие физических качеств и умений, которые необходимы туристам. Сплочение членов семьи.

3

ТТ «Будем охранять и правильно использовать природу». Зеленая елочка – живая иголочка

Целевая прогулка и наблюдение

Наблюдение за елью. Показать особенности ели, по которым ее легко выделить среди других деревьев (ветви покрыты зелеными иголками, похожа на пирамидку).

4

ТТ «Будем охранять и правильно использовать природу».

Зеленая елочка – живая иголочка

Целевая прогулка и труд в природе на участке детского сада

Воспитывать эмоционально положительное отношение, сочувствие к живой ели, желание облегчить ее зимнее существование; дать представление о том, что в сильный мороз деревья могут замерзнуть, большое количество снега на лапах ели может сломать их. Окучивание деревьев снегом, отряхивание снега в веток.

Март

1

ТТ «Будем охранять и правильно использовать природу».

Поможем пернатым!

Целевая прогулка и наблюдение

Наблюдение за внешним видом и поведением птицам, прилетающих к кормушкам, какой корм они предпочитают, и занесение сведений в календарь наблюдений. Ежедневная подкормка птиц на участке.

2

ТТ «Будем охранять и правильно использовать природу».

 Берегите воду!

Экологический праздник по теме «Бесценная и всем необходимая вода».

Сформировать ценностное отношение к воде, повысить мотивацию на бережное к ней отношение, сформировать привычку пить только чистую воду, навыки рационального использования воды, умений пользоваться разными способами ее очистки.

3

ТТ «Охрана природы и безопасное поведение в туристических походах и поездках».

Полезные и вредные растения

Беседа,

Презентация

Ознакомить детей с полезными и вредными растениями, правилами сбора полезных растений и обращения с вредными растениями.

.

4

ТТ «Безопасное поведение в природе и основы здорового образа жизни»

Айболит в гостях у детей

ООД

Продолжать воспитывать  понимание ценности здоровья, потребность вести здоровый образ жизни, воспитывать; объяснить, что зимой организму потребуется пища с витаминами, которых много во фруктах, шиповнике, зеленом луке.

Апрель

1

ТТ «Безопасное поведение в природе и основы здорового образа жизни»

Беседа, видео.

Продолжать воспитывать потребность бережно относиться к своему здоровью, формировать представления о том, что в весеннее время особенно полезны богатая витаминами пища и солнце.

2

ТТ «Безопасное поведение в природе и основы здорового образа жизни»

 Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!

ООД

Формировать представления о своем организме, способах укрепления и закаливания здоровья, о пользе физической активности; воспитывать мотивационную сферу гигиенического поведения и осознанного выполнения правил ЗОЖ.

3

ТТ «Безопасное поведение в природе и основы здорового образа жизни»

 «Безопасное поведение в природе»

Презентация, видео.

Расширить представления о том, как нужно себя вести на природе.

4

ТТ «Познаю мир природы»

 Весна в лесу

ООД

Познакомить с особенностями жизни леса в весенний период. Формировать  представления о жизни лесных животных. Учить детей находить, узнавать мать-и-мачеху. Обратить внимание детей на то, что весенние цветы появляются в солнечных местах. Цветы нужны насекомым: они пьют сок цветов, кормятся на цветах.

Май

2

ТТ «Познаю мир природы»

 Дары летнего леса

Ягоды и грибы.

Познавательная беседа ООД,

Презентация  .

Познакомить детей с особенностями жизни леса в летний период (в лесу тепло, на открытых местах – даже жарко; много травы, зеленых деревьев, на некоторых уже поспевают плоды. Много птиц и насекомых, можно увидеть белку, зайца, ужа, лягушек и т.д. Можно собирать ягоды и грибы.

3

ТТ «Безопасное поведение в природе и основы здорового образа жизни».

Безопасный отдых на природе (правила поведения на воде)

Игра-викторина

Правила поведения при повышенной пожароопасности в лесу.

Правила безопасного поведения на воде (при купании в реке, пруду, море).

4

Итоговое интегрированное мероприятие «У похода есть начало, а конца походу нет!».

Досуг (совместно с родителями)

Закрепить экологические представления и знания детей, бережное отношение к природе, умения правильно вести себя в природе.

Ожидаемые результаты и социальный эффект от внедрения проекта

В результате реализации проекта:

– будут созданы условия для сохранения и укрепления здоровья, повышения двигательной активности и развития основных движений и физических качеств у детей средствами детского туризма;

– повысятся функциональные и адаптационные возможности организма детей (станут меньше болеть, повысится работоспособность, активность);

– 70-80% детей будут иметь соответствующий возрасту и высокий уровень физической подготовленности;

– дети будут хорошо знать простейшие основы туристической деятельности, правила безопасного поведения в природе и выполнять их;

– дети овладеют навыками рационального природопользования, природоохранной деятельности и здорового образа жизни;

– повысится самостоятельность, инициативность, активность детей в физической, туристической и познавательной деятельности;

– возрастет интерес к занятиям физической культурой и спортом, туризму, краеведению.

– родители станут более заинтересованы в туристической деятельности как средстве физического развития детей.

Цель диагностики детей: определение начального уровня физической подготовленности детей.

Первое условие. Выбор содержания, соответствующего потребностям, возможностям и интересам детей 5-6 лет.

Работа с детьми реализуется по 5 тематическим туристическим тропинкам (маршрутам, направлениям):

1. Туристическая тропинка «Стану настоящим туристом» включает 9 мероприятий. Формы организации деятельности детей: беседа, наблюдение-практикум, турниры, туристические прогулки по территории детского сада на велосипедах, самокатах и пешком, творческая мастерская.

2. Туристическая тропинка «Сильные, ловкие, быстрые и смелые» включает 9 мероприятий. Формы организации деятельности детей: ООД (физкультурные занятия по развитию основных движений и физических качеств, которые необходимы туристу), подвижные игры, спортивные развлечения, физкультурный праздник, игра-викторина, игра-соревнование, игра-эстафета.

3. Туристическая тропинка «Будем охранять и правильно использовать природу» включает 5 мероприятий. Формы организации деятельности детей: целевая прогулка и наблюдение, труд в природе, экологический праздник, природоохранная деятельность.

4. Туристическая тропинка «Безопасное поведение в природе и основы здорового образа жизни» включает 5 мероприятий. Формы организации деятельности детей: ООД, беседа, экспериментирование, игра-викторина.

5. Туристическая тропинка «Познаю мир природы» включает 6 мероприятий. Формы организации деятельности детей: целевая прогулка и экскурсия по участку детского сада, беседа, ООД.

Первые четыре туристические тропинки реализуются последовательно (одна за другой), начиная с сентября и заканчивая маем. Мероприятия пятой туристической тропинки «Познаю мир природы» проводятся посезонно (осень – зима – весна – лето). Введение этого маршрута обусловлено тем, что туристические походы в лес осуществляются в любое время года, поэтому будущие туристы должны хорошо знать сезонные особенности природы: какая погода и температура воздуха в это время года, какие могут быть осадки, как выглядят деревья, каких зверей можно встретить в лесу, что можно принести из леса и т.д.  

Второе условие. Комплекс разнообразных методов и средств работы с детьми, обеспечивающих достижение цели и задач проекта.

Методы реализации проекта:

Словесные методы: беседа, рассказ, объяснение.

Наглядные методы: показ, демонстрация, рассматривание иллюстраций, картинок, плакатов, схем, моделей, компьютерных презентаций и т.д.

Игровые методы: сюрпризные моменты, квесты по туризму, дидактические, подвижные и спортивные игры, игры-викторины, турниры, игры-соревнования.

Практические методы: экскурсии по участку детского сада, наблюдения за сезонными изменениями в природе, труд в природе, детское экспериментирование, туристические прогулки по территории детского сада пешком и на велосипедах (самокатах).

Творческие методы: детские праздники (физкультурные, экологические).

Средства реализации проекта: художественная и научно-популярная литература для детей, природа родного края, физкультурное и туристическое оборудование, живопись, музыка, ресурсы Интернета.

Третье условие. Взаимодействие и сотрудничество детей и взрослых.

Важнейшим условием полноценной жизни человека в современном обществе является наличие положительного опыта социального взаимодействия, готовности к продуктивному сотрудничеству с другими людьми. Наличие такого опыта является основой личного и профессионального успеха, а также эмоционального благополучия и здоровья. В Законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 обозначено, что содержание современного образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми. В ФГОС ДО указано, что одной из целей образовательной программы детского сада является развитие каждого ребенка на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Для усиления результативности и эффективности воздействия на ребенка педагоги и родители должны действовать по единой программе, выполнять общие задачи, согласовывать свои действия и помогать друг другу.

Четвертое условие. Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников.

Цель этого взаимодействия – развитие доверительных, уважительных и ответственных и взаимоотношений сотрудничества с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области образования и воспитания.

Совместные физкультурные и туристические мероприятия, организуемые для детей и их родителей, имеют наиболее высокий оздоровительный и воспитательный эффект.

Воспитатели совместно с родителями обогатили развивающую предметно-пространственную среду за счет обновления и дополнения оснащения и оборудования для физкультурно-оздоровительной и туристической работы:

• Помещение группы: Зона для подвижных игр. Атрибуты для выполнения физических упражнений, утренней гимнастики и гимнастики после сна, подвижных игр (мячи, палки, флажки, погремушки, игрушки и нестандартное оборудование, сделанное своими руками из списанного инвентаря, подручных средств и бросовых материалов – кольцебросы, туннель, массажные коврики, дорожки здоровья и др.).

• Площадка для прогулок. Зона для двигательной активности детей и проведения подвижных игр со специальными постройками для этого (лесенки, домики, скамейки и т.д.) Выносные атрибуты для подвижных игр: мячи разных размеров, кубики, кольца, ленты, флажки, кегли, летающие тарелочки и др.

На третьем этапе – заключительном (в конце мая – начале июня) проводилась оценка результатов реализации проекта, обобщался и готовился к распространению позитивный опыт педагогической работы воспитателя по проекту, был составлен творческий отчет по проекту (прослушан и одобрен на заседании педсовета детского сада). Разработаны рекомендации для воспитателей и родителей по проблеме использования детского туризма для физического и познавательного развития детей дошкольного возраста.

Мониторинг результативности внедрения проекта

Цель: определить эффективность и успешность внедрения проекта.

Мониторинг результативности внедрения проекта проводился в форме педагогической диагностики уровня физической подготовленности старших дошкольников в два этапа: начало учебного года (сентябрь) и конец учебного года (май). Диагностика проводилась по 2 направлениям:

I. Изучение уровня физической подготовленности (20 критериев).

II. Изучение уровня начальных представлений о здоровом образе жизни (4 критерия).

Диагностический инструментарий представлен в приложении 2.

Первый этап диагностики проходил в сентябре 2023 года. По окончанию первого этапа диагностики получили следующие результаты.

I. Изучение уровня физической подготовленности детей.

              II. Изучение уровня начальных представлений о здоровом образе жизни.

Оценка результатов внедрения проекта

Оценка результатов внедрения проекта по 12-ти критериям, в которых отражены достижения детей, педагогическая работа воспитателя, заинтересованность родителей и шкалы оценивания.

Шкала оценки:

0 баллов – качество не сформировано / мероприятие не проведено

1 балл – качество сформировано частично / мероприятие частично реализовано

2 балла – качество сформировано / мероприятие проведено на отлично

Общая оценка:

17-24 баллов – отличные результаты, проект эффективен, положительно влияет на личностное развитие дошкольников

16-12 баллов – удовлетворительные результаты, некоторые вопросы требуют доработки

0-11 баллов – результаты неудовлетворительные, эффективность не достигнута

Оценка результатов внедрения проекта по критериям в баллах

Критерии

Оценка, в баллах

1

Созданы условия для сохранения и укрепления здоровья, повышения двигательной активности и развития основных движений и физических качеств у детей средствами детского туризма

2

Повышение функциональных и адаптационных возможностей организма детей (стали меньше болеть, повысилась работоспособность, активность)

3

Соответствующий возрасту и высокий уровень физической подготовленности детей

4

Хорошее знание простейших основ туристической деятельности, правил безопасного поведения в природе, их выполнение на практике

5

Овладение детьми навыками рационального природопользования, природоохранной деятельности и здорового образа жизни

6

Повышение самостоятельности, инициативности, активности детей в физической, туристической и познавательной деятельности

7

Наличие у детей устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом, туризму, краеведению

8

Заинтересованность и активность родителей в  туристической деятельности как средстве физического развития детей

9

Выполнение воспитателем всех этапов реализации проекта

10

Педагогическая работа осуществляется воспитателем по календарно-тематическому плану реализации проекта в старшей группе

11

Проведен мониторинг результативности внедрения проекта (диагностика физической подготовленности детей)

12

Составлен перспективный план мероприятий проекта для подготовительной к школе группы

ИТОГО

ВЫВОД: оценка результатов внедрения проекта –    балла.

Литература

  1. Алешина, Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). Конспекты занятий [Текст] / Н.В. Алешина. – М.: УЦ Перспектива, 2011. – 296 с.
  2. Бочарова, Н. И. Туристские прогулки в детском саду [Текст] /
    Н. И. Бочарова. – М.: АРКТИ, 2013. – 118 с.
  3. Дедулевич, М. Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / М. Н. Дедулевич, В. А. Шишкина. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2015. – 245 с.
  4. Зеленова,  Н.Г.  Мы  живем  в  России.  Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (старшая группа) [Текст] / Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2016. – 109 с.
  5. Казина, О. Б. Веселая физкультура для детей и их родителей (занятия, развлечения, праздники, походы) [Текст] / О. Б. Казина. – М.: АСТ, 2013. – 144 с.
  6. Казина, О. Б. Физическая культура в детском саду [Текст] /
    О. Б. Казина. – Ярославль: Академия развития, 2013. – 213 с.
  7. Степаненкова, Э. Я. Физическое воспитание в детском саду [Текст] / Э. Я. Степаненкова. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 195 с.
  8. Тимофеева, Е. А. Подвижные игры с детьми дошкольного возраста [Текст] / Е. А. Тимофеева. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 120 с.Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019 - 2025 годы)» (подготовлен Ростуризмом 27.07.2018) [Электронный ресурс]. – URL:  https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56662025/
  9. Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы» [Электронный ресурс]. – URL:  http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2012/191
  10. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
  11. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ Электронный ресурс]. – URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
  12. Харченко, Т. Е. Организация двигательной деятельности детей в детском саду [Текст] / Т. Е. Харченко. – СПб. : Детство-пресс, 2013. – 174 с.

Диагностика уровня физического развития детей старшего дошкольного возраста

Карта индивидуального физического развития ребенка старшего дошкольного возраста

ФИО ребенка:

Дата рождения:

Воспитатели:

Уровни показатели (баллы):

1 –большинство компонентов недостаточно развиты;

2 –отдельные компоненты не развиты; 

3 –соответствует возрасту;

4 – высокий.

Условные обозначения: I – начало года, II– конец года

 

ФИО ребенка

I

II

Критерии развития

1.

Образовательная область «Физическое развитие»

 

 

 

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни:

 

 

1.1.

Умеет быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдает порядок в своем шкафу. Сформированы навыки опрятности, личной гигиены

 

 

1.2.

Владеет простейшими навыками поведения во время еды, пользуется вилкой, ножом

 

 

1.3.

Имеет начальные представления о составляющих здорового образа жизни, факторах, разрушающих здоровье. Знает о значении ежедневных физических упражнений, соблюдении режима дня

 

 

1.4.

 Знает о значении ежедневных физических упражнений, соблюдении режима дня

 

 

 

Физическая культура:

 

 

1.5.

Выполняет ходьбу и бег легко, ритмично, сохраняя правильную осанку и темп

 

 

1.6.

Умеет лазать по гимнастической стенке до 2,5 м с изменением темпа

 

 

1.7.

Может прыгать на мягкое покрытие в обозначенное место

 

 

1.8.

Может прыгать в длину с места (не < 80 см)

 

 

1.9.

Может прыгать с разбега (не < 100 см),

 

 

1.10.

Может прыгать в высоту с разбега (не < 40 см)

 

 

1.11.

Может прыгать через короткую и длинную скакалку

 

 

1.12.

Выполняет упражнения на статическое и динамическое равновесие

 

 

1.13.

Умеет перестраиваться в колонну по трое, четверо, равняться, размыкаться в колонне, шеренге

 

 

1.14.

Умеет выполнять повороты направо, налево, кругом

 

 

1.15.

Ходит на лыжах скользящим шагом на расстояние около 2 км, ухаживает за лыжами

 

 

1.16.

Умеет кататься на самокате

 

 

1.17.

Участвует в упражнениях с элементами спортивных игр: городки

 

 

1.18.

Участвует в упражнениях с элементами спортивных игр: бадминтон

 

 

1.19.

Участвует в упражнениях с элементами спортивных игр: футбол

 

 

1.20.

Участвует в упражнениях с элементами спортивных игр: хоккей

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Туристический проект "Веселая тропинка"

Туристический проект "Веселая тропинка"...

Педагогический проект "Туристические тропинки"

Сущность педагогического проекта состоит в том, что средствами детского туризма создаются условия, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья детей, повышение их двигательной активности и развити...

Проект "ТУРИСТИЧЕСКАЯ ТРОПА"

Проект "ТУРИСТИЧЕСКАЯ ТРОПА" - это описание систематизированной планомерной работы по развитию у старших дошкольников навыков и знаний туристической деятельности, воспитание потребности к ЗО...

Проект "Туристические тропинки"

Актуальность. Ты вспоминаешь не страну большую,Какую ты изъездил и узнал,-Ты вспоминаешь Родину – такую,Какой её ты в детстве увидал.К.Симонов    Детский туризм – ...

Конспект туристического похода по туристической тропе в ДОУ

Во время похода у детей формируются представления об активном отдыхе....

Физкультурно-познавательный проект «По туристическим тропинкам»

Дошкольный туризм позволяет объединить воспитательно-образовательные, оздоровительные задачи, и реализовать их в разных организационных формах детско-взрослой деятельности.   Такая форма раб...

Проект «Туристическая тропа»

         Одним из требований ФГОС ДО, по реализации образовательной Программы в дошкольных учреждениях, является создание условий для развития ребенка и открывающих воз...