Проект "Туристические тропинки"
проект (старшая группа)
Актуальность.
Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,-
Ты вспоминаешь Родину – такую,
Какой её ты в детстве увидал.
К.Симонов
Детский туризм – это интегрированный способ обучения и воспитания детей, что оказывает содействие решению воспитательных, оздоровительных, учебных задач, многогранно развивая ребенка: интеллектуально, морально, физически, духовно.
Детский туризм – это, прежде всего, здоровье детей, их физическая закалка, двигательная активность, а так же захватывающий вид активного отдыха. Формировании правильного образа жизни у дошкольников, профилактика и внедрение новых форм оздоровления детей, а также развитие экологического мировоззрения, формирование экологической культуры подрастающего поколения, через получение представлений о природных и культурных особенностях родного края. Туризм как средство оздоровления характеризуется общедоступностью и рекомендован практически каждому ребенку – дошкольнику при отсутствии у него серьезных патологий. Туристические прогулки имеют ни с чем несравнимый оздоровительный эффект. Доказано, что продолжительное выполнение умеренной нагрузки в виде циклических упражнений способствует совершенствованию такого ценного в оздоровительном плане физического качества, как выносливость, терпимость, сила воли, ответственность. Именно эти качества в сочетании с занятиями туристской деятельности обеспечивают формирование механизмов эффективной защиты ребенка от заболеваний.
Для многих семей, дети которых посещают ДОУ, туризм является прекрасным средством активного отдыха. Он способствует развитию у них умения интересно и содержательно организовывать свой досуг; повышает мотивацию ребенка и его родителей на здоровье и здоровый образ жизни. В туризме дети получают знания о безопасном поведении в окружающей среде.
Краеведение – это живое познание окружающего мира, углубленное ознакомление с окружающей природной и социальной средой. Деятельность, целью которой является пробуждение у детей ценностного отношения к природе, прошлому и настоящему. Именно эта деятельность и является особенным типом развивающей среды, которая обеспечивает свободу и активность малыша, максимально удовлетворяет его потребности и интересы, имеет интенсивно развивающийся характер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент по социальным вопросам
Администрации Заводоуковского городского округа
Автономное учреждение дошкольного образования муниципального образования
Заводоуковский городской округ «Центр развития ребенка-детский сад «Светлячок»
Проект
«Туристические тропинки»
Автор:
Мальцева Екатерина Михайловна - воспитатель;
Участники: Воспитатели, дети, родители
г. Заводоуковск, 2021год.
Содержание:
1. Актуальность проекта
2. Тип проекта
3. Участники проекта
4. Цель проекта
5. Задачи проекта
6. Ожидаемые результаты
7. Этапы реализации проекта
8. Перспективное планирование
9. Работа с родителями
10. Список используемой литературы
Актуальность.
Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,-
Ты вспоминаешь Родину – такую,
Какой её ты в детстве увидал.
К.Симонов
Детский туризм – это интегрированный способ обучения и воспитания детей, что оказывает содействие решению воспитательных, оздоровительных, учебных задач, многогранно развивая ребенка: интеллектуально, морально, физически, духовно.
Детский туризм – это, прежде всего, здоровье детей, их физическая закалка, двигательная активность, а так же захватывающий вид активного отдыха. Формировании правильного образа жизни у дошкольников, профилактика и внедрение новых форм оздоровления детей, а также развитие экологического мировоззрения, формирование экологической культуры подрастающего поколения, через получение представлений о природных и культурных особенностях родного края. Туризм как средство оздоровления характеризуется общедоступностью и рекомендован практически каждому ребенку – дошкольнику при отсутствии у него серьезных патологий. Туристические прогулки имеют ни с чем несравнимый оздоровительный эффект. Доказано, что продолжительное выполнение умеренной нагрузки в виде циклических упражнений способствует совершенствованию такого ценного в оздоровительном плане физического качества, как выносливость, терпимость, сила воли, ответственность. Именно эти качества в сочетании с занятиями туристской деятельности обеспечивают формирование механизмов эффективной защиты ребенка от заболеваний.
Для многих семей, дети которых посещают ДОУ, туризм является прекрасным средством активного отдыха. Он способствует развитию у них умения интересно и содержательно организовывать свой досуг; повышает мотивацию ребенка и его родителей на здоровье и здоровый образ жизни. В туризме дети получают знания о безопасном поведении в окружающей среде.
Краеведение – это живое познание окружающего мира, углубленное ознакомление с окружающей природной и социальной средой. Деятельность, целью которой является пробуждение у детей ценностного отношения к природе, прошлому и настоящему. Именно эта деятельность и является особенным типом развивающей среды, которая обеспечивает свободу и активность малыша, максимально удовлетворяет его потребности и интересы, имеет интенсивно развивающийся характер.
Тип проекта: долгосрочный, исследовательско - познавательно -творческий.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители и педагоги.
Цель проекта: создание условий для сохранения и укрепления здоровья, повышения двигательной активности и физических качеств у детей средствами детского туризма.
Задачи проекта:
-познакомить детей с туризмом как с самой активной формой отдыха и оздоровления;
- развитие форм и моделей семейного туризма;
- развивать познавательную активность;
-учить преодолевать препятствия, ориентироваться на местности, лучше узнавать друг друга;
- развивать поисково-исследовательскую деятельность, совершенствовать навыки безопасного поведения в природе.
Ожидаемый результат
- Сформированы знания о детском туризме.
- Знакомы с правилами соблюдения безопасности в туристическом походе;
- Сформированы такие качества, как самостоятельность, организованность, отзывчивость, доброжелательность, выносливость и ловкость;
- Знают, что туристические походы и экскурсии закаливают организм человека, он реже болеет, становится сильнее, выносливее и более организованным;
- Знают представителей растений лесной зоны своей местности, о том какие растения могут предсказывать погоду;
- Знают лекарственные растения, которые могут помочь туристам в пути, если случится травма;
- Знают представителей животного мира родного края и правила безопасного поведения при встрече с животными, умение по следам определять животных;
- Знают об органах восприятия и общения;
- Знают как можно оказать первую медицинскую помощь.
- Умение собирать рюкзак, класть в него, только то, что понадобится в походе.
- Умение правильно подбирать лекарственные препараты для аптечки.
- Умение подбирать правильно обувь, одеваться в соответствии с погодными условиями.
- Умение правильно вести себя при передвижении по городу, в лесу, у реки.
- Умение читать карту своей местности.
- Увеличение доли родительской активности участвующих в ознакомлении детей с правилами безопасного поведения в природе на туристической тропе и участие в мероприятиях экологической направленности.
Этапы реализации проекта:
Этапы проекта | Содержание работы | Участники |
1 этап Подготовительный август | Обдумывание идеи проекта, сбор информации, материала для реализации идеи. | Педагоги ДОУ, родители, воспитанники ДОУ. |
2этап Организационный сентябрь - апрель | Составление плана проекта, определение сроков реализации и ответственных за отдельные этапы проекта. Консультаций по теме проекта и реализации задач. Проведение занятий с детьми (комплексные, тематические), посещение выставок в музее, парка и т.д. Совместная работа детей, родителей и педагогов по созданию и оформлению выставок совместных работ, фото выставок и фотоколлажей по теме проекта. | Педагоги ДОУ, родители, воспитанники ДОУ. |
3 этап Итоговый май | Анализ результатов проектной деятельности. Обобщение опыта. | Педагоги ДОУ, родители, воспитанники ДОУ. |
Перспективное планирование.
Месяц | Форма проведения | Тема | Задачи |
Сентябрь | Беседа | «Стану настоящим туристом». 1. «Что такое туризм? Кто такие туристы?» | Познакомить с понятиями «туризм», «турист», какие качества необходимы туристам, как их в себе воспитать. |
Сентябрь | Туристический поход по территории детского сада | «Мы туристы» | формирование представления у детей о том, что такое туристический поход; расширение представлений о предметном мире, знакомство с назначением и использованием таких предметов, как маршрутная карта, рюкзак, палатка; совершенствование двигательных навыков и физических качеств детей, укрепление здоровья; закрепление навыков безопасного поведения; воспитание желания участвовать в совместной деятельности наравне со всеми. |
Сентябрь | Презентация | Просмотр презентаций «Мы - туристы» | Познакомить детей с значением слов туризм, туристы. Выявить знания детей о туризме. Объяснить детям, для чего люди ходят в туристические походы. |
Октябрь | Занятие по обучающей системе «Играй и развивайся» и сенсорного контроллёра Kinect | «Переход дороги» | Закреплять знания детей о правилах безопасности на дороге, дорожных знаках. Развивать навыки творческого рассказывания, построения высказываний – рассуждений. Развивать память, внимание, логическое мышление. |
Октябрь | Туристический поход в парк | «Маршруты рюкзачка» | Формировать и сплачивать детский коллектив через совместную деятельность; развивать интерес к туристической деятельности, здоровому образу жизни; знакомить с правилами поведения на природе и в экстремальных ситуациях, назначением предметов, необходимых в походе; развивать ловкость, координацию движений, выносливость, пространственное мышление, умение ориентироваться по карте. |
Ноябрь | Творческая мастерская. Изготовление макета. | «Наш Детский сад» | Привлечь родителей к участию в проектной деятельности. Помочь детям научиться ориентироваться на макете детского сада. |
Ноябрь | Игра - исследование. | «Что такое компас? Знакомство с географическими направлениями» | Вызвать интерес к прибору, с помощью которого определяются географические направления, обучать работе с прибором. |
Ноябрь | Игра - исследование | «Ориенти- ровка на местности» | Выявить умение детей применять полученные знания при ориентировке на макете детского сада. Закрепить умение находить север, юг, запад, восток с помощью |
Декабрь | Экскурсия по участку детского сада | «Приметы зимы» | Продолжать знакомить детей с сезонными изменениями в зимней природе. Обратить внимание детей на то, что стало с листьями на деревьях, с травой, птицами, насекомыми; дать понятие, что для роста растений необходимы почва, вода, тепло, свет, воздух. |
Декабрь | Занятие по обучающей системе «Играй и развивайся» и сенсорного контроллёра Kinect | «Опасные ситуации» | Закреплять знания детей о транспорте, о правилах дорожного движения. Развивать навыки творческого рассказывания, построения высказываний – рассуждений. Развивать память, внимание, логическое мышление. |
Декабрь | Туристический поход на центральную площадь | «Скоро, скоро Новый год» | Познакомить детей с историей новогодней игрушки, открытки; развивать наблюдательность, внимание и умение слушать; способствовать воспитанию уважительного отношения к традициям, и народным праздникам. |
Январь | Игра - исследование. | «Что такое карта?» | Вызвать интерес к рассматриванию карты, стремиться научиться её читать. Вызвать желание знать о городах Самарской области, умение ориентироваться по карте своего города. |
Январь | Просмотр презентации на видео. | «Животный и растительный мир родного края» | Выявит уровень знаний детей о животных и растениях родного края, о том что некоторые виды занесены в Красную книгу, для чего нужно беречь и охранять природу. Выявить знания детей о том, как нужно себя вести при встрече с дикими животными и ядовитыми растениями. |
Январь | Экскурсия в краеведческий музей | «Дикие животные и птицы родного края» | Познакомить детей с животными и птицами нашего края; Воспитывать у детей уважение и интерес к музейным экспонатам, людям, внимательным к жизни животных, любящим и охраняющим их. Познакомить с профессией экскурсовода музея. |
Февраль | Познавательная экскурсия в библиотеку | «Туристы – путешественники» | Рассказать детям кто такие туристы, как они путешествуют: пешком, на велосипедах, на лыжах, на лодках и т. д.; |
Февраль | Занятие по обучающей системе «Играй и развивайся» и сенсорного контроллёра Kinect | «Путешественник» | Знакомить детей с географическим положением материков Земли, формировать патриотические чувства. |
Февраль | Выставка рисунков. | «Если с другом вышел в путь...» | Увидеть в рисунках детей то, как они понимают, что такое туризм, чем занимаются туристы. |
Март | Игра - соревнование | «Кто быстрее соберёт рюкзак?» | Закрепить знания детей о том, что необходимо класть в рюкзак, развивать ловкость, внимание, быстроту в движениях. |
Март | Разучивание туристских речёвок, песен. | Речёвка «Мы туристы» Песни «Когда мои друзья со Мной» | Познакомить детей с туристскими речёвками, песнями, разучить их, объяснить детям что с песнями шагается веселее, они поднимают настроение и бодрость духа. |
Апрель | Просмотр презентации на видео. | «Правила безопасного поведения в лесу, у водоёма» | Закреплять знания детей о безопасном поведении в лесу, у водоёма. |
Апрель | Игра | «Придумай и Отгадай» | Закрепить знания детей о туризме, умение из набора различных предметов выбирать необходимые для похода, которые удобно переносить в рюкзаке. |
Апрель | Квест по туризму | «Стану настоящим туристом» | Продолжать знакомить с основами туристической деятельности, формировать качества, необходимые туристу. |
Май | Игра-викторина | В походе | Развитие физических качеств и умений, которые необходимы туристам. |
Май | Туристический поход в парк совместно с родителями | «Мы – туристы» (весёлые эстафеты) | Предоставить детям возможность применять двигательные умения и навыки, приобретенные ранее. |
Май | Турнир смекалистых совместно с родителями | «Клуб веселых туристов» Просмотр видеофильма «Мы – туристы» | Расширить знания детей о туризме, его видах, особенностях. Сформировать желание участвовать в настоящих походах. |
Работа с родителями:
- Проведение совместного похода в парк, краеведческий музей, библиотеку, на площадь.
- Консультация для родителей «Детский туризм - дело серьёзное».
- Помощь в организации «уголка туриста» туристическим снаряжением: компас, рюкзак, палатка, котелок и др.
- Помощь в изготовлении макета «Наш детский сад»
- Консультация для родителей «Как научить детей любить и беречь природу»
- Помощь в организации «птичьей столовой» на участке (кормушки)
- Сбор необходимых медикаментов для аптечки, которая необходима в туристических походах.
- Создание видеофильма «Мы – туристы»
Список используемой литературы:
- Большакова Е. Л. Мы – юные туристы / Е. Л. Большакова // Воспитатель. - 2008.- № 4 – С. 83-87
- Бочарова Н. И. Туристические прогулки в детском саду: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2004.- 116с.
- Витушкина Н. А. Туризм и краеведение в детском саду / Н. А. Витлушкина // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2006. - № 8 – С. 71-79
- Бочарова Н.И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста, АРКТИ, 2003
- Вавилова Е.Н. Укрепление здоровья детей М.: Просвещение, 1986
- Картушина М.Ю. «Быть здоровыми хотим» ТЦ Сфера, 2004
- Кузнецова С.В.Туризм в детском саду, Москва, Обруч, 2013 год.
- Интернет – ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/27/picture-189289-1359305945.jpg)
ПЛАН РАБОТЫ НА ЭКОЛОГИЧЕКОЙ ТРОПЕ: "ВСЕ ВРЕМЕНА ГОДА НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ" (подготовительная группа)
ПЛАН работы на экологической тропе: «Все времена года на экологической тропинке» Возраст детей: подготовительная группа.Место проведения: экологическая тропинка на территори...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/17/picture-317915-1613528113.jpg)
Мастер-класс "Путешествие в мир природы по экологической тропе" или "Знакомьтесь, экологическая тропа!"
Мастер-класс предназначен для педагогов детских садов. Цель: познакомить педагогов с организацией экологической тропы, оформлением паспорта объектов экологической тропы. Был опробирован на муниципальн...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/05/picture-193130-1362504266.jpg)
МАСТЕР – КЛАСС «Путешествие в мир природы по экологической тропе» или «Знакомьтесь, экологическая тропа!»
Мастер- класс для воспитателей ДОУ «Путешествие в мир природы по экологической тропе» ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/04/picture-841386-1478251829.jpg)
Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»
Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...
Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста
Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...
Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста
Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/11/picture-1186939-1573481749.jpg)
Прогулка по экологической тропе в старшей группе «ПО ЗАСНЕЖЕННЫМ ТРОПИНКАМ»
Конспект занятия. От цели и задач к подробному описанию прогулки....