Проект "ТУРИСТИЧЕСКАЯ ТРОПА"
проект (подготовительная группа)
Проект "ТУРИСТИЧЕСКАЯ ТРОПА" - это описание систематизированной планомерной работы по развитию у старших дошкольников навыков и знаний туристической деятельности, воспитание потребности к ЗОЖ, коллективизма, товарищества, развитие познавательной активности. Работа по проекту проводилась с детьми 6-7 лет и включала в себя следующие разделы:
1. Туристическая техника (вязание простейших узлов, установка палатки, складывание различных видов костров из макетов).
2. Топография (знакомство с топографическими знаками, картами).
3. Ориентирование на местности (знакомство с компасом, ориентирование по местным природным признакам, ориентирование на территории детского сада в поисках "клада").
4. Туристическая полоса препятствий (передвижение по горизонтальным, вертикальным верёвкам, "Маятник" и т.п.)
5. Растения , животные и основные достопримечательности родного края.
Вся работа проводилась с использованием изготовленных игр: "Юный топограф", "Туристическое лото", "Знай свой край" и т.п. Завершилась наша работа туристической прогулкой "В гости к Лесовичку" и слётом "Юный турист 2018".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "ТУРИСТИЧЕСКАЯ ТРОПА" | 45.52 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДЕТСТВА «ЖЕМЧУЖИНКА»
ПРОЕКТ
«ТУРИСТИЧЕСКАЯ ТРОПА»
Руководитель проекта : педагог дополнительного
образования по физической культуре- Бойкова С.И.
Проектная группа: воспитатели Кабикова О.С.,
Егорова М.Д.
2018г.
Содержание
I. Введение………………………………………………………..3
2. Актуальность проекта………………………………………. 4-5
3. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты……… 6
4. Аннотация проекта …………………………………………. 7-8
5. Этапы реализации проекта программы……………………. 9-10
6. План мероприятий …………………………………………….11-13
7. Ресурсы …………………………………………………………14
8. Риски и пути преодоления рисков ……………………………15
9. Выводы ………………………………………………………….16-17
10. Литература …. …………………………………………………18
Введение.
«Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений своей юности, что день, проведенный ребенком среди рощ и полей... заменяет много недель на учебной скамье.
К.Д Ушинский
Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребёнка-дошкольника, культивирования здорового образа жизни. Анализируя физкультурно- оздоровительную работу со старшими дошкольниками, мной было принято решение об организации туристско- краеведческого направления в данной работе. Предстоящий вид деятельности представлен проектом «Туристическая тропа».
Работа по проекту «Туристическая тропа» предполагает; развитие у детей 6-7 лет элементарных навыков туристической техники (вязание простейших туристических узлов, укладка рюкзака, разведение костра (макетов), подбор продуктов и одежды для похода, преодоление туристической полосы препятствий; приобретение знаний: о видах туризма, правилах поведения в походе, в живой природе, об основах безопасности в пешем походе, о природе родного края, основных достопримечательностях родного города. Также работа по проекту охватывает изучение основ топографии и ориентирования по местным признакам, по карте и по компасу. Ну какой поход без туристической песни. Работа по проекту охватывает слушание туристических песен, разучивание понравившейся и выступление на фестивале туристической песни «В кругу друзей».
Актуальность.
В настоящее время проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья дошкольников. Объём познавательной информации для ребенка постоянно увеличивается, растёт доля умственной нагрузки параллельно с гиподинамией. Необходим существенный фактор стимулирования физического развития детского организма. Этим фактором на наш взгляд является – туризм. К туристической деятельности, как одной из форм работы с дошкольниками, прибегают крайне редко: считается, что туризм – это дело средней общеобразовательной школы. Однако мы уверены, что детский туризм может и должен использоваться в качестве дополнительного образования в ДОО. Предлагаемая нами система работы по использованию элементарных форм туризма с одной стороны, позволяет удовлетворить потребность детей в активной деятельности в рамках оздоровительной работы детского сада, а с другой – способствует становлению эффективного взаимодействия ДОО с родительской общественностью.
Дошкольный туризм является мощнейшим фактором оздоровления детей. Занимаясь пешим туризмом с элементами спортивного туризма, дети успешно овладевают разными видами ходьбы и бега, лазания (по вертикальным веревкам), перелезания, подлезания, ползания по наклонным поверхностям, передвижения по параллельным веревкам способствует совершенствованию такого ценного в оздоровительном плане физического качества, как выносливость. Именно это качество в сочетании с закаливанием обеспечит формирование механизмов эффектной защиты от сердечно – сосудистых и респираторных заболеваний.
Образовательная ценность детского туризма не менее велика. В процессе подготовки к пешему походу дети в совместной деятельности со взрослыми познают основы краеведения. Упражнения по ориентированию, топографии стимулируют мыслительную деятельность, развивают пространственную ориентацию. Обогащаются знания детей, пополняются практические навыки правильного поведения в природе.
Высока воспитательная ценность туризма. Походы, прогулки проходят всегда в коллективе, где воспитываются положительные взаимоотношения, где создаются благоприятные условия для воспитания у старших дошкольников чувства ответственности, укрепляются волевые качества – умение терпеть, ждать, преодолевать трудности. Дети учатся быть отзывчивыми, помогать слабым. В походе закрепляется способность правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников.
Уникальность туризма заключается в том, что он всесезонен. Следовательно, можно добиться стойкой динамики снижения заболеваемости детей ОРЗ, ОРВИ и повышения уровня их физического развития, а так же решить ряд проблем психологического здоровья дошкольников.
Цель проекта.
Совершенствование системы работы Учреждения по физкультурно-оздоровительному направлению в условиях активизации двигательной активности дошкольников средствами туризма.
Задачи проекта:
- Формировать у дошкольников начальные представления о здоровом образе жизни.
- Способствовать накоплению двигательного опыта и практических умений ребят средствами детского туризма.
- Воспитывать у педагогов и родителей потребность в здоровом образе жизни, осознанном отношении к своему здоровью и здоровью ребенка.
- Воспитывать у детей чувство ответственности за ближнего, взаимовыручки, бережное отношение к растительному и животному миру.
- Развивать навыки безопасного поведения в походах, повышая экологическую культуру педагогов, родителей и детей.
- Способствовать созданию условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребёнка.
- Накопить и систематизировать методический материал по детскому туризму для дальнейшей разработки технологии освоения детского туризма старшими дошкольниками.
Аннотация проекта.
Наш проект:
- По доминирующему принципу: информационно-познавательный, практико- ориентированный.
- По характеру содержания: включает детей, педагогов подготовительной группы, педагога дополнительного образования.
- По характеру участия ребенка в проекте: участник теоритического и практического этапа.
- По характеру контактов: осуществляется внутри подготовительной группы и в контакте с семьей.
- По количеству участников: дети 6-7 лет, воспитатели, педагог дополнительного образования и родители (35-40 человек)
- По продолжительности: долгосрочный (9 месяцев).
Наш проект «Туристическая тропа» направлен на разработку модели развития поисково-исследовательской деятельности в ДОУ и семье, которая будет способствовать формированию потребности дошкольников к ЗОЖ, способностей детей самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности.
В основе нашей инновационной деятельности лежат следующие принципы:
- принцип открытости – быть способным к восприятию личности ребенка, открытым, принимать и уважать его желания.
- принцип деятельного подхода – ребенок познает мир, получает знания через все виды туристической деятельности, также является активным участником в процессе познания, передаче информации, привлекая к этому друзей и взрослых.
-принцип добровольного участия – право ребенка на выбор вида деятельности, партнера совместной деятельности.
Этапы реализации проекта.
№ п/п | Этап реализации | Содержание работы | сроки |
1 | Подготовительно - проектировочный | - анализ идеи проекта; - установка цели и задач проекта; - составление плана работы; - определить уровень физического развития детей; - проинформировать родителей о предстоящей работе, показ презентации; - анкетирование родителей; - подбор методической литературы | Сентябрь 2017г. |
2 | Практический | - познакомить детей с туризмом и его видами; - познакомить с правилами поведения в походе, в живой природе; -познакомить детей с правилами безопасности в походе; - изучение основ туристической техники (вязание туристических узлов, установка палатки, укладка рюкзака, раскладывание костра (макета); - изучение детьми основ топографии, ориентирования на местности (по местным признакам, по карте, компасу); - разучивание туристической песни, выступление на фестивале туристической песни «В кругу друзей»; -игры по ориентированию; - туристическая прогулка с участием родителей | Октябрь- апрель 2017-2018г |
3 | Заключитель-ный | - Туристический слет ( во втором отделение) с участием родителей: «Туристическая весна»; - подведение итогов работы по проекту. | |
План мероприятий
3№ п/п | Мероприятия | Сроки | Ответственные | ||
Подготовительно-проектировочный этап | |||||
1 | Анализ темы, сбор методического материала по дошкольному пешему туризму. | Сентябрь | Бойкова С.И. Воспитатели группы | ||
2 | Составление ознакомительной презентации для старших дошкольников. «Туризм и его виды» Диагностика общего физического развития. | Сентябрь | Бойкова С.И. Воспитатели группы | ||
3 | Составление презентации для родителей по дошкольному пешему туризму. Анкетирование. | сентябрь | Воспитатели группы | ||
4 | Составление плана работы с детьми по проекту. | сентябрь | Бойкова С.И. | ||
Практический этап | |||||
1 | Ознакомление детей с туризмом и его видами, туристическим снаряжением (показ презентации: «Туризм и его виды»). | октябрь | Бойкова С.И. Кабикова О.С. | ||
2 | Занятия с детьми по обучению элементам туристической техники (вязание узлов) | Октябрь | Бойкова С.И. Кабикова О.С. | ||
3 | Продолжить обучение детей элементам тур. техники ( раскладывание и установка палатки, правильный сбор рюкзака, раскладывание костра и т.д.). Знакомство с правилами безопасности во время туристической прогулки. | Октябрь, ноябрь декабрь | Бойкова С.И. Кабикова О.С. | ||
4 | Изготовление карточек с топографическими знаками, знаками туристской маркировки. Работа с детьми по карточкам (в игровой форме). Дидактическая игра «Юный топограф» Составление картотеки туристических игр. Обучение детей ориентированию на местности (в игровой форме). Игровая ситуация «Записки старого пирата», «Как дети Умке помогли» | Ноябрь, декабрь, январь | Бойкова С.И., воспитатели группы. | ||
5 | Консультации для воспитателей детей старшего возраста «Игры по ориентированию» ( с показом дидактического материала). | Январь | Бойкова С.И. Егорова М.Д. | ||
6 | Разучивание туристической речевки и песни. Продолжать практические занятия по ориентированию (на территории детского сада) и туристской техники. Знакомство детей с компасом | Февраль март | Бойкова С.И., Виноградова Е.А, | ||
7 | Игры по ориентированию с помощью компаса по темам: «Найди ключик», «Ориентировка по маршрутной карте». Дидактические игры. Закрепление навыков туристской техники. | Март, Апрель, май | Бойкова С.И., воспитатели групп | ||
8 | Прогулка с участием родителей «Туристскою тропой по родному микрорайону». | Апрель, май | Бойкова С.И., воспитатели групп, родители. | ||
Заключительный (обобщающий) этап | |||||
1 | Туристический слет (второе отделение) с участием родителей: «Туристическая весна» | Апрель, Май | Бойкова С.И., воспитатели групп | ||
2 | Подведение итогов по проекту. | Бойкова С.И. Кабикова О.С. Егорова М.Д. |
Ресурсы.
Материально-технические:
- верёвки для вязания туристических узлов;
- канцелярские товары, для изготовления дидактических игр по топографии и ориентированию; для изготовления макетов костров;
- верёвки альпинистские, для туристической полосы препятствий;
- наградные атрибуты (значки- «Юный турист»), грамоты.
- Бросовый материал(картонные коробки), для изготовления брёвен для макетов костра.
Интернет-ресурсы:
Риски и пути преодоления рисков.
Риски:
- негативная реакция родителей к данному виду деятельности;
- нежелание родителей участвовать в мероприятиях по реализации проекта;
- понижение интереса у детей, из-за сложности учебного материала;
-занятость детей другими видами деятельности;
- плохие погодные условия для занятий на улице и реализации выхода на туристическую прогулку.
Предупреждение и преодоление рисков:
- провести с родителями работу ознакомительного характера (презентации, размещение статей в родительском уголке о содержании работы с детьми и т.п.;
- раскрыть перед родителями значение туризма для дошкольников;
-раскрыть перед детьми способы и значение туристической деятельности, возможности детей в данной деятельности;
-заинтересовать детей содержание работы;
-корректировка содержания запланированной работы, для повышения интереса детей;
-анализ работы группы для поиска удобного времени для занятий;
-корректировка содержания деятельности в зависимости от погодных условий.
Выводы.
Когда мы планировали этот проект, то не могли прогнозировать полученный результат, так как туристической деятельностью занимаются преимущественно школы. Проанализировав материал по туризму, выбрали то, что оптимально подошло бы для дошкольников. Работу разделили по направлениям:
- Ознакомительное;
- Туристическая техника;
- Топография;
- Ориентирование на местности;
- Туристическая полоса препятствий;
- Финал.
Первые положительные результаты не заставили себя ждать. Детей очень заинтересовал материал презентаций для ознакомления с пешим туризмом и видами туризма. Когда начились занятия по туристической технике, интерес детей вырос еще больше. Они с удовольствием учились вязать туристические узлы, раскладывать палатку, складывать костры, укладывать рюкзак, быстро усваивали информацию. Топографией мы занимались не много. Дети очень быстро освоили топографические знаки, продемонстрировав свои знания в дидактической игре «Юный топограф». Мы боялись остудить интерес детей повторением материала и быстрым темпом двигались вперёд. Закрепляли материал вскользь, не навязывая лишнего повторения. Перешли к ориентированию осторожно, начиная с самого простого (с ориентирования в групповой комнате, на территории детского сада), далее ориентирование по местным признакам и по компасу. В ориентировании по компасу, мы взяли только определение сторон горизонта и промежуточные направления. Дети очень быстро освоили туристическую полосу препятствий. Ловко поднимались и спускались с помощью веревки по гимнастической лестнице даже те, кто в лазанье по гимнастической стенке не проявлял хороших результатов. Новизна упражнения, необычное лазанье придавали детям стимул . Впереди у нас туристическая прогулка и турслет.
Проведенная работа показала, что туристическая деятельность с дошкольниками не только приемлема, а необходима! Туризм в ДОУ, по нашему мнению, оздоравливает детский организм, делает его более выносливым, закаленным; стимулирует познавательную способность детей; способствует воспитанию товарищества, волевых проявлений характера, сострадания и помощи слабому. Мы считаем, что туристической деятельностью вполне могут заниматься дети с пяти лет, только в старшей группе необходимо больше игровых моментов и более упрощенного подхода к направлениям данной деятельности.
Литература.
- Бочарова Н. И. Туристические прогулки в детском саду, - Москва, 2004.
2.Кузнецова С.В. Туризм в детском саду. –Москва, Обруч, 2013
3. Крапивник В., Усвицкий Будь сильным здоровым. - Москва, 1991.
4. Интернет – ресурсы:
5. Потапова Л. «Детям о природе. Экология в играх для детей 5-10 лет». Ярославль, 2000г.;
6. Слиж С. «Вместе весело шагать по просторам». Организация семейных прогулок-походов. Дошкольное воспитание. – 2005. №1.
7.Куликов В. «Словарь юного туриста».-М., 2003.
Основы туристической деятельности / Сост. Е. Ильина. –М., 2000
- Земскова-Названова Л. «Люби и знай родной свой край» - занятия по краеведению с малышами.-М.,2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН РАБОТЫ НА ЭКОЛОГИЧЕКОЙ ТРОПЕ: "ВСЕ ВРЕМЕНА ГОДА НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ" (подготовительная группа)
ПЛАН работы на экологической тропе: «Все времена года на экологической тропинке» Возраст детей: подготовительная группа.Место проведения: экологическая тропинка на территори...
Мастер-класс "Путешествие в мир природы по экологической тропе" или "Знакомьтесь, экологическая тропа!"
Мастер-класс предназначен для педагогов детских садов. Цель: познакомить педагогов с организацией экологической тропы, оформлением паспорта объектов экологической тропы. Был опробирован на муниципальн...
МАСТЕР – КЛАСС «Путешествие в мир природы по экологической тропе» или «Знакомьтесь, экологическая тропа!»
Мастер- класс для воспитателей ДОУ «Путешествие в мир природы по экологической тропе» ...
Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»
Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...
Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста
Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...
Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста
Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...
Прогулка по экологической тропе в старшей группе «ПО ЗАСНЕЖЕННЫМ ТРОПИНКАМ»
Конспект занятия. От цели и задач к подробному описанию прогулки....