Особенности организации подвижных игр для детей с нарушением слуха и речи.
статья
роль подвижных игр и игровых упражнений в развитии ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности организации подвижных игр для детей с нарушением слуха и речи.
Здоровый ребенок – счастье семьи. Именно дошкольный возраст является важнейшим периодом, когда формируется человеческая личность и закладываются прочные основы физического здоровья.
Двигательная активность – главный источник и побудительная сила охраны и укрепления здоровья, совершенствования физических и интеллектуальных способностей маленького ребенка. Дошкольник познает мир, осваивает речь, пространственно-временные связи предметов и явлений при помощи движений. Их развитие составляет центральную задачу физического воспитания.
Исследования физического и моторного развития детей с нарушением слуха (Р.Д. Бабенкова, А.А. Катаева, АА. Коржова, Г.В. Трофимова) и речи (стёртая форма дизартрии – Е.Ф. Архипова, Е.Н. Винарская) выявили ряд существенных особенностей в состоянии здоровья и развития:
- Функциональные нарушения осанки, которые встречаются у детей с нарушением слуха и речи в 2,6 раза чаще по сравнению с детьми с нормальным слухом и речью.
- У детей с нарушением слуха отмечается общая моторная недостаточность: неловкость, ограничение объема активных движений, быстрая утомляемость при нагрузках, недостаточное подражание при имитации движений.
У детей со стертой формой дизартрии проявления общей моторной недостаточности вариативны и качественно неоднородны. У одних детей наблюдается двигательная неловкость, малоподвижность, скованность, замедленность всех движений, иногда с ограничением объема движений одной половины тела. У других – явления двигательной гиперактивности, беспокойства, быстрый темп движений, большое количество лишних движений при выполнении произвольных и непроизвольных двигательных актов.
- У детей с нарушением слуха и речи отмечается отставание вестибулярных функций, выражающееся в резком сокращении времени продолжительности статического равновесия и большей «ассимитрии» движений.
- У дошкольников недостаточно сформированы пространственные представления, с трудом формируются не только речевые, но и двигательные стереотипы.
Систематическое проведение подвижных игр и упражнений положительно влияет на процессы роста и развития детского организма, способствует развитию потребности в двигательной активности, формированию основных движений и двигательных качеств, коррекции и профилактике нарушений физического развития детей с нарушением слуха и речи.
Незаменимым и универсальным средством физического воспитания выступают подвижные игры и игровые упражнения на свежем воздухе. Общеизвестно, что задания в игровой форме особенно привлекательны для детей. В играх в ненавязчивой, развлекательной форме используются естественные движения, свойственные человеку: ходьба, бег, прыжки, метание и т.д. (в процессе игры у них тренируются разные группы мышц). Дети не просто бегают, а догоняют кого-то или спасаются от ловящего; не просто прыгают, а изображают зайчиков или воробушков и т. д.
По мере овладения ребенком двигательными навыками у него развивается и координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает и совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д. Для детей с речевыми нарушениями проговаривание стихов и другого речевого материала одновременно с движениями дает ряд преимуществ: речь ритмизуется движениями, становится более громкой, четкой и эмоциональной. Для детей в подвижных играх создаются благоприятные условия для развития способностей, от которых зависит формирование правильной речи.
Чтобы игра достигла поставленной цели, необходимо учитывать:
- реальные физические возможности каждого ребенка, уровень двигательной активности детей;
- тему, которую дошкольники изучают. Подвижные игры, соединенные с дидактическими задачами обучения, развивают речевую активность детей, способствуют повышению результативности работы учителя-логопеда;
- характер игры;
- время проведения;
- погодные условия;
- характер предшествующей деятельности детей.
Объяснение игр требует от педагога серьезной подготовки, эмоциональной выразительности, умение пробудить у детей интерес к игре. Прежде чем педагог предложит игру, он должен заблаговременно познакомить детей с ее элементами, поупражнять в тех движениях, которые им трудны.
Перед детьми ставится игровая цель, определяются игровые правила и сигналы. Важно раскрыть последовательность игровых действий, указать местоположение играющих и атрибутов. Объясняя игру, педагог не должен отвлекаться, делая замечания детям. С помощью вопросов проверяет, все ли дети поняли игру. С детьми игра объясняется поэтапно, т. е. в процессе игры, в старшей – перед началом игровых действий.
Сам педагог принимает активное участие в игре, помогая, подбадривая, отмечая малейшие успехи тех, кто с трудом или частично справляется с заданием. Необходимо проявить терпимость к детям, которые не могут или не понимают и в связи с этим неправильно выполняют задания взрослого. Каждый ребенок должен участвовать в игре, выполняя посильные для него игровые действия, по возможности стараясь подражать ведущему и товарищам, выполнять действия вместе с педагогом. Важно, чтобы у детей появилась уверенность в своих силах.
После того, как большинство детей усвоит правила игры и поймет задания ведущего, их можно объединить в группы для проведения игры.
Подвижные игры и упражнения должны решать следующие задачи:
- развивать моторику мелких мышц кисти. Известный факт, что недостатки речи детей тесно связаны с нарушением развития мелкой моторики, в частности мышц кисти руки. Именно поэтому упражнения на развитие «ручной умелости» занимают значительное место на логопедических занятиях. Тренировка тонких, координированных движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
- развивать координационные способности и навыки равновесия («Прятки», «Мышеловка», «Эхо»);
- совершенствовать функцию дыхания в процессе выполнения физических упражнений;
- формировать осанку и предупреждать ее нарушение («Отгадай, повтори»);
- развивать устную речь при выполнении физических упражнений (объяснение детьми правил игры, игры «Карусель», «Пять названий»);
- формировать фонематический слух при помощи физических упражнений в процессе игры («Мяч по кругу», Волшебный колокольчик», «Ушки на макушке»);
- формировать четкость артикуляции в процессе выполнения физических упражнений(использование потешек, словесного сопровождения подвижных игр);
- формировать зрительно-двигательную координацию в процессе выполнения физических упражнений. Использование гимнастики для глаз, упражнений с мячом и т. д. способствуют развитию концентрации внимания, обеспечивают межполушарное взаимодействие, навыки волевой регуляции, умение управлять движениями и контролировать свое поведение. («Покажи, отгадай, повтори», «Летаю,еду, плыву»).
После проведения подвижных игр целесообразно использовать некоторые виды массажа и самомассажа: языка, ушных раковин, лица, кистей рук и стоп. Массаж оказывает общеукрепляющее воздействие, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Он стимулирует деятельность нервных центров. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые достигают коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается её регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов. Можно обучить детей таким приёмам самомассажа, как поглаживание, растирание, разминание, выжимание, активные и пассивные движения.
Таким образом, неоценима роль подвижных упражнений и для развития мелкой моторики, быстроты реакции, координации движений, внимания, памяти, восприятия, формирования представлений об окружающем мире, координации деятельности слухового и зрительного анализаторов. Вследствие всех вышеназванных факторов подвижные игры и упражнения способствуют ускорению развития речи, что особенно ценно для детей с нарушениями в развитии слуха и речи.
Литература:
Методические рекомендации к Программе: «Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития». М.: УМИЦ «ГРАФ - ПРЕСС», 2003. – 168 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль сурдопедагога в организации коррекционно-образовательного процесса детей с нарушением слуха в условиях интегрированного образовательного учреждения
12-й год в нашем образовательном учреждении воспитываются и обучаются дети с нарушением слуха. Мы одни из первых в округе, начали работу по интегрированному обучению и воспита...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ.»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ.»...
Организация работы с родителями детей с нарушениями слуха
О работе с родителями детей с нарушениями слуха...
Картотека подвижных игр для детей с нарушением слуха
Продуманная, хорошо организованная подвижная игра создает благоприятные условия для речевого общения детей, расширяет диапазон двигательных возможностей, обогащает словарный запас, развивает психическ...
Конспект деловой игры на тему: "Особенности организации дидактических игр для детей с нарушениями речи"
Повышение профессионального уровня педагогов при организации дидактических игр для детей с нарушениями речи....
Особенности развития, обучения и воспитания детей с нарушениями слуха
Особенности развития познавательной сферы. Особенности развития эмоционально-волевой сферы и развития личности. Особенности обучения и воспитания...
Консультация для педагогов: «Организация образовательного пространства для детей с нарушением слуха дошкольного возраста»
Консультация для педагогов : «Организация образовательного пространства для детей с нарушением слуха дошкольного возраста»...