Конспект деловой игры на тему: "Особенности организации дидактических игр для детей с нарушениями речи"
материал по логопедии
Повышение профессионального уровня педагогов при организации дидактических игр для детей с нарушениями речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_delovoy_igry_shemetova_i.a.docx | 28.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №26 «Теремок»
662200 г. Назарово Красноярского края
Конспект
деловой игры на тему:
«Особенности организации дидактических игр для детей с нарушениями речи».
Разработала:
Шеметова Ирина Александровна
воспитатель высшей
профессиональной категории
2018г.
Цель: повышение профессионального уровня педагогов при организации дидактических игр для детей с нарушениями речи.
Задачи:
- смоделировать профессиональную деятельность педагогов с использованием методов активного обучения;
- совершенствовать теоретические знания, практические умения и навыки педагогов о современных подходах к организации дидактических игр в работе с воспитанниками, имеющими речевые нарушения;
- способствовать развитию педагогического мышления, создать благоприятную атмосферу для творческой работы всех участников игры.
Ход деловой игры.
- Здравствуйте уважаемые, коллеги, я расскажу вам, какие игры мы проводим с детьми на развитие речи, а также о некоторых особенностях их проведения.
С помощью игр мы развиваем у ребят все компоненты речи:
словарь;
- грамматические категории;
- слоговую структуру;
- связную речь;
- звукопроизношение;
- мелкую моторику;
- речевое дыхание.
Есть несколько основных правил, которые необходимо выполнять при организации словесных игр с детьми с нарушениями речи:
- учитывать возраст детей;
- обращать внимание на речевую нагрузку (учитывать уровень развития речи каждого ребенка (развитие его словарного запаса, а также, какие звуки он произносит правильно).
Есть группа игр, для которых есть еще ряд требований, это игры на развитие речевого дыхания.
- Такие игры необходимо проводить:
в хорошо проветриваемом помещении; - нельзя проводить перед приемом пищи, а также сразу после приема пищи.
Предлагаю поиграть Вам в следующие игры:
1) «Словарный штурм».
- Вариант игры, который я вам предлагаю, рассчитан на более взрослую аудиторию, а для детей игру можно немного упростить.
Итак, задание в этой игре, следующее: подобрать существительные, глаголы, прилагательные, наречия к отгадке.
Послушайте загадку:
Знают этот фрукт детишки,
Любят, есть его мартышки,
Родом он из жарких стран,
В тропиках растет ……банан (показываю картинку).
А теперь ответьте на вопрос банана.
1)Как я попал к вам в дом? (купили, привезли, подарили, угостили, принесли).
2)Какой я? (желтый, спелый, ароматный и т.д.).
3)Что я могу делать? (лежать, созревать, желтеть, гнить, пахнуть).
4)Что со мной можно делать? (чистить, кушать, резать, откусывать).
5) Кто меня любит? (дети, взрослые, обезьяны, мухи).
6)Что я больше всего люблю? (солнце, тепло, дождь, ветерок).
7)С какими предметами я дружу? (водой, ножом, йогуртом, мороженным, тортом).
- А теперь, пожалуйста, назовите задачи, которые мы решали с помощью этой игры? (Активизировать, уточнять, расширять словарь).
2) Игра «Найди звуки».
- Она предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Предлагаю вам немного размяться и выйти поиграть.
- Эта игра преследует несколько целей:
- развитие фонематического слуха;
- активизация притяжательных прилагательных в речи детей;
- развитие мелкой моторики рук.
Ход игры.
- Предлагаю Вам встать в круг и улыбнуться друг другу.
Сегодня мы с вами вспомним и поговорим о звуках [с] и [ш].
Какие это звуки (согласные)
Звук [ш] он какой? Твердый или мягкий? (твердый).
Звук [с], какой? (твердый). А – [с’]? (мягкий).
Давайте немного поиграем и посмотрим, хорошо ли вы слышите эти звуки.
Я буду называть различные звуки, слоги и слова.
Если услышите звук [с] – хлопните в ладоши,
если услышите звук [ш] - поднимите руки вверх.
Будьте внимательны: с, ш, ж са, ша, ва, на, ла, шо, фа, чи, су, фи, со, аш, ош, ус, ос, ок, сок, шар, пол, миска, лошадь, лиса, укол, мишка, роза.
А теперь слушайте и повторяйте чистоговорки и движения за мной.
Са-са-са - на траве лежит роса (встряхивают кистями рук).
Су-су-су - мы увидели лису (приставляют раскрытую ладонь к глазам).
Аш-аш-аш - делаю массаж (пальцами правой руки делают массаж левой руки).
Ыш-ыш-ыш - шумит камыш (поднимают руки вверх и качают ими вправо-влево).
Ши-ши-ши - свечи потуши (дуют на воображаемые свечи).
А сейчас, я предлагаю вам пойти к столу и взять одну картинку. Рассмотрите что нарисовано на ваших картинках, расскажите друг другу. Все рассмотрели? Наташа, скажи, что у тебя нарисовано? А ты запомнила, что нарисовано у Светы? Теперь ответь на вопрос: «Какой звук нам слышится во всех этих картинках?» (-ш-).
Поднимите картинку вверх те, у кого звук [ш] находится в начале слова.
Поднимите картинку вверх те, у кого звук [ш] находится в конце слова.
А теперь поднимите вверх картинки те, у кого звук [ш] спрятался в середине слова.
- Кто это к нам крадется! Вы как думаете? Посмотрите, чья это лапа высунулась (кошачья). А чьи это ушки? (кошачьи). А хвост чей (кошачий). А чья мордочка? (кошачья). А если бы это был, мальчик как бы мы его назвали? (кот). А как его назвать нежно? (котик).
А давайте превратимся в котиков!
Физкультминутка: «Котик».
Вот какой коташка, (показывают ушки)
Круглая мордашка, (гладят лицо)
А на каждой лапке
Коготки-царапки. (изображают когти)
Все ему игрушки – (хлопают в ладоши)
Кубик и катушка. (показывают пальцами)
Котик, словно мячик,
По квартире скачет. (прыгают друг за другом по кругу)
Что ж, мои «милые котики», превращаемся обратно в людей, вам было хорошо? Давайте похлопаем друг другу, всем спасибо, все молодцы.
3) Игра «Забавные шнурочки».
- Хотелось бы обратить ваше внимание на многофункциональность этой игры.
Вот несколько целей этой игры:
- различение звуков ( с – ш ),(р – л) и дригих;
- различение предметов по цвету;
- умение согласовывать существительное и прилагательное в роде и числе;
- усвоение категории множественного числа существительного;
- развитие мелкой моторики.
Пожалуйста, выполните задание: найти 2 картинки, первая с цифрой 6, вторая с таким количеством яблок, соедините их «шнурочками». А теперь расскажите, что вы сделали? Сколько у вас яблок на «шнурочке»? Какого цвета яблоки? И т.д.
4) Игра на развитие дыхания «В лес по грибы».
- Когда мы играем в игры на дыхание с детьми необходимо обращать внимание:
- на силу выдоха;
- его продолжительность;
- целенаправленность.
В этой игре три персонажа: папа, мама и дочка Маша. Пошли они по грибы и как вы полагаете, разбрелись по лесу и начали звать друг друга. Что кричат в таких случаях? (АУ). Конечно. Я предлагаю распределить роли по столам.
Не забывайте что у каждого из героев этой истории свой голос разной высоты, а также правило: прежде чем воспроизвести эту песенку необходимо сделать вдох носом, плечи не поднимать, не надуваться, выдох делать через рот. Хорошо артикулируйте гласные, можно сложить руки в виде рупора.
Итак, идут они по лесу, перекликаются:
Первым начал звать Машу папа - Ау – у – у, Маша! (низким голосом).
Потом всполошилась мама! - Ау – у – у, Маша! (голосом средней высоты).
Маша услышала, что ее зовут, и закричала в ответ
- Ау – у – у, мама! (высоким голосом).
Но пошла в другую сторону.
Папа опять начал звать девочку, но голос его звучал тише, а Маша все ровно уходила все дальше.
Мама стала звать Машу, но ее голос был слышен еще тише, чем папин.
И тут Маша очень испугалась и закричала что было силы,…
Папа услышал дочку и догнал ее, тут и мама подоспела, все обрадовались и договорились не уходить друг от друга далеко.
- Кроме пальчиковых игр со словом для развития мелкой моторики, мы используем различный материал: природный, бросовый и т.д. Главное соблюдать технику безопасности.
Тематика и содержание всех игр определяется лексической темой недели.
Уважаемые коллеги, спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Словесно дидактическая игра как средство развитие речевой мыслительной деятельности у детей с нарушениями речи.
Дидактическая игра одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра является основным видом деятельности детей. Дидактическая игра содержит в себе большлие возможности для ...
Словесно дидактическая игра как средство развитие речевой мыслительной деятельности у детей с нарушениями речи.
Дидактическая игра одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра является основным видом деятельности детей. Дидактическая игра содержит в себе большлие возможности для ...
Дидактические игры, направленные на развитие лексико-грамматических категорий у детей с нарушениями речи
Данные игры могут использовать учителя – логопеды, воспитатели, родители в целях закрепления лексических тем, тем самым обогащая словарь детей, что в свою очередь способствует развитию правильной и...
«Особенности взаимодействия педагогов и родителей в организации коррекционно – развивающего обучения детей с нарушениями речи на основе требований ФГОС ДО».
Данный материал раскрывает принципы и формы работы с родителями детей, имеющих нарушения речи. В статье отмечаются виды коллективной и индивидуальной деятельности с родителями....
«Особенности взаимодействия педагогов и родителей в организации коррекционно – развивающего обучения детей с нарушениями речи на основе требований ФГОС ДО».
Данный материал раскрывает принципы и формы работы с родителями детей, имеющих нарушения речи. В статье отмечаются виды коллективной и индивидуальной деятельности с родителями....
Конспект Деловой игры для педагогов ДОУ «Организация развивающей предметно-пространственной среды в детском саду в соответствии с ФГОС»
Выявление и обобщение знаний педагогов об организации развивающей предметно – пространственной среды в группах в соответствии с ФГОС ДО. Стимулирование положительной мотивации педагогов на ...
Консультация на тему: "Особенности формирования слоговой структуры слова у дошкольников с нарушениями речи"
Нарушение слоговой структуры слова следует рассматривать как одно из следствий глубокого недоразвития фонематического восприятия, что говорит о наличии общего недоразвития речи. Работа над слоговой ст...