Конспект деловой игры на тему: "Особенности организации дидактических игр для детей с нарушениями речи"
материал по логопедии

Шеметова Ирина Александровна

Повышение профессионального уровня педагогов при организации дидактических игр для детей с нарушениями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_delovoy_igry_shemetova_i.a.docx28.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №26 «Теремок»

662200 г. Назарово Красноярского края

Конспект

деловой игры на тему:

«Особенности организации дидактических игр для детей с нарушениями речи».

                                             Разработала:

Шеметова Ирина Александровна

                                                            воспитатель высшей

профессиональной    категории

2018г.

Цель: повышение профессионального уровня педагогов при организации дидактических игр для детей с нарушениями  речи.

Задачи:

- смоделировать профессиональную деятельность педагогов с использованием методов активного обучения;

- совершенствовать теоретические знания, практические умения и навыки педагогов о современных подходах к организации дидактических игр в работе с воспитанниками, имеющими речевые нарушения;

- способствовать развитию педагогического мышления, создать благоприятную атмосферу для творческой работы всех участников игры. 

Ход деловой игры.

- Здравствуйте уважаемые, коллеги, я расскажу вам, какие игры мы проводим с детьми на развитие речи, а также о некоторых особенностях их проведения.

С помощью игр мы развиваем у ребят  все компоненты речи:

словарь;

  • грамматические категории;
  • слоговую структуру;
  • связную речь;
  • звукопроизношение;
  • мелкую моторику;
  • речевое дыхание.

Есть несколько основных правил, которые необходимо выполнять при организации словесных игр с детьми с нарушениями речи:

  • учитывать возраст детей;
  • обращать внимание на речевую нагрузку (учитывать уровень развития речи каждого ребенка (развитие его словарного запаса, а также, какие звуки он произносит правильно).

Есть группа игр, для которых есть еще ряд требований, это  игры на  развитие речевого дыхания.

  • Такие игры необходимо проводить:
    в хорошо проветриваемом помещении;
  • нельзя проводить  перед приемом пищи, а также  сразу после приема пищи.

Предлагаю поиграть Вам в следующие игры:

1) «Словарный штурм».

 - Вариант игры, который я вам предлагаю, рассчитан на более взрослую аудиторию, а для детей  игру можно  немного упростить.

Итак, задание в этой игре, следующее: подобрать существительные, глаголы, прилагательные, наречия к отгадке.

Послушайте загадку:

Знают этот фрукт детишки,

Любят, есть его мартышки,

Родом он из жарких стран,

В тропиках растет ……банан (показываю картинку).

А теперь ответьте на вопрос банана.

1)Как я попал к вам в дом? (купили, привезли, подарили, угостили, принесли).

2)Какой я? (желтый, спелый, ароматный и т.д.).

3)Что я могу делать? (лежать, созревать, желтеть, гнить, пахнуть).

4)Что со мной можно делать? (чистить, кушать, резать, откусывать).

5) Кто меня любит? (дети, взрослые, обезьяны, мухи).

6)Что я больше всего люблю? (солнце, тепло, дождь, ветерок).

7)С какими предметами я дружу? (водой, ножом, йогуртом, мороженным, тортом).

- А теперь, пожалуйста, назовите задачи, которые мы решали с помощью  этой игры? (Активизировать, уточнять, расширять словарь).

2)  Игра «Найди звуки».  

- Она предназначена  для детей старшего дошкольного возраста. Предлагаю вам немного размяться и выйти поиграть.

- Эта игра преследует несколько целей:

  • развитие фонематического слуха;
  • активизация притяжательных прилагательных в речи детей;
  • развитие мелкой моторики рук.

 Ход игры.

 - Предлагаю Вам встать в круг и  улыбнуться друг другу.

Сегодня мы с вами вспомним и поговорим о звуках [с] и [ш].

Какие это звуки (согласные)

Звук [ш] он какой? Твердый или мягкий? (твердый).

Звук [с], какой? (твердый).  А – [с’]? (мягкий).

Давайте немного поиграем и посмотрим, хорошо ли вы слышите эти звуки.

Я буду называть различные звуки, слоги и слова.

Если услышите звук [с] – хлопните в ладоши,

если услышите звук [ш] - поднимите руки вверх.

Будьте внимательны: с, ш, ж са, ша, ва, на, ла, шо, фа, чи, су, фи, со, аш, ош, ус, ос, ок, сок, шар, пол, миска, лошадь, лиса, укол, мишка, роза.

А теперь слушайте и повторяйте чистоговорки и движения  за мной.

Са-са-са - на траве лежит роса (встряхивают кистями рук).

Су-су-су - мы увидели лису (приставляют раскрытую ладонь к глазам).

Аш-аш-аш - делаю массаж (пальцами правой руки делают массаж левой руки).

Ыш-ыш-ыш - шумит камыш (поднимают руки вверх и качают ими вправо-влево).

Ши-ши-ши - свечи потуши (дуют на воображаемые свечи).

А сейчас, я предлагаю вам пойти к столу и взять одну картинку. Рассмотрите что нарисовано на ваших картинках, расскажите друг другу. Все рассмотрели? Наташа, скажи, что у тебя нарисовано? А ты запомнила, что нарисовано у Светы? Теперь ответь на вопрос: «Какой звук нам слышится во всех этих картинках?» (-ш-).

Поднимите картинку вверх те, у кого звук [ш] находится в начале слова.

Поднимите картинку вверх те, у кого звук [ш] находится в конце слова.

А теперь поднимите вверх картинки те, у кого звук [ш] спрятался в середине слова.

-  Кто это к нам крадется! Вы как думаете? Посмотрите, чья это лапа высунулась (кошачья). А чьи это ушки? (кошачьи). А хвост чей (кошачий). А чья мордочка? (кошачья). А если бы это был, мальчик как бы мы его назвали?  (кот). А как его назвать нежно? (котик).

А давайте превратимся в котиков!

Физкультминутка: «Котик».

Вот какой коташка, (показывают ушки)

Круглая мордашка, (гладят лицо)

А на каждой лапке

Коготки-царапки. (изображают когти)

Все ему игрушки – (хлопают в ладоши)

Кубик и катушка. (показывают пальцами)

Котик, словно мячик,

По квартире скачет. (прыгают друг за другом по кругу)

Что ж, мои «милые котики», превращаемся обратно в людей, вам было хорошо? Давайте похлопаем друг другу, всем спасибо, все молодцы.

3) Игра «Забавные шнурочки».

- Хотелось бы обратить ваше внимание на многофункциональность этой игры.

Вот несколько целей этой игры:

  • различение звуков ( с –  ш ),(р – л) и дригих;
  • различение предметов по цвету;
  • умение согласовывать существительное и прилагательное в роде и числе;
  • усвоение категории множественного числа существительного;
  • развитие мелкой моторики.

Пожалуйста, выполните задание: найти 2 картинки, первая с цифрой 6, вторая с таким количеством яблок, соедините их «шнурочками». А теперь расскажите, что вы сделали? Сколько у вас яблок на «шнурочке»? Какого цвета яблоки? И т.д.

4) Игра на развитие дыхания «В лес по грибы».

- Когда мы играем в игры на дыхание с детьми необходимо обращать внимание:

  • на силу выдоха;
  • его продолжительность;
  • целенаправленность.

В этой игре  три персонажа: папа, мама и дочка Маша. Пошли они  по грибы и как вы полагаете, разбрелись по лесу и начали звать друг друга. Что кричат в таких случаях? (АУ). Конечно. Я предлагаю распределить роли по столам.

Не забывайте что у каждого из героев этой истории свой  голос разной высоты, а также правило: прежде чем воспроизвести эту песенку необходимо сделать вдох носом, плечи не поднимать, не надуваться, выдох делать через рот. Хорошо артикулируйте гласные, можно сложить руки в виде рупора.

Итак, идут они по лесу, перекликаются:

Первым начал звать Машу папа - Ау – у – у, Маша! (низким голосом).

Потом всполошилась мама! - Ау – у – у, Маша! (голосом средней высоты).

Маша услышала,  что ее зовут,  и закричала в ответ

- Ау – у – у, мама!  (высоким голосом).

Но пошла в другую сторону.

Папа опять начал звать девочку, но голос его звучал тише, а Маша все ровно уходила   все дальше.

Мама стала звать Машу, но ее голос был слышен еще тише, чем папин.

И тут Маша очень испугалась и закричала что было силы,…

Папа услышал дочку и догнал ее, тут и мама подоспела, все обрадовались и договорились  не уходить друг от друга  далеко.

 - Кроме пальчиковых игр со словом для развития мелкой моторики, мы используем различный материал: природный, бросовый и т.д. Главное соблюдать технику безопасности.

Тематика и содержание всех игр определяется лексической темой недели.

Уважаемые коллеги, спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словесно дидактическая игра как средство развитие речевой мыслительной деятельности у детей с нарушениями речи.

Дидактическая игра одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра является основным видом деятельности детей. Дидактическая игра содержит в себе большлие возможности для ...

Словесно дидактическая игра как средство развитие речевой мыслительной деятельности у детей с нарушениями речи.

Дидактическая игра одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра является основным видом деятельности детей. Дидактическая игра содержит в себе большлие возможности для ...

Дидактические игры, направленные на развитие лексико-грамматических категорий у детей с нарушениями речи

Данные игры могут использовать учителя – логопеды, воспитатели, родители в целях закрепления лексических тем, тем самым обогащая словарь детей, что в свою очередь способствует развитию правильной и...

«Особенности взаимодействия педагогов и родителей в организации коррекционно – развивающего обучения детей с нарушениями речи на основе требований ФГОС ДО».

Данный материал раскрывает принципы и формы работы с родителями детей, имеющих нарушения речи. В статье отмечаются виды коллективной и индивидуальной деятельности с родителями....

«Особенности взаимодействия педагогов и родителей в организации коррекционно – развивающего обучения детей с нарушениями речи на основе требований ФГОС ДО».

Данный материал раскрывает принципы и формы работы с родителями детей, имеющих нарушения речи. В статье отмечаются виды коллективной и индивидуальной деятельности с родителями....

Конспект Деловой игры для педагогов ДОУ «Организация развивающей предметно-пространственной среды в детском саду в соответствии с ФГОС»

Выявление и обобщение знаний педагогов об организации развивающей предметно – пространственной среды в группах в соответствии с ФГОС ДО. Стимулирование положительной мотивации педагогов на ...

Консультация на тему: "Особенности формирования слоговой структуры слова у дошкольников с нарушениями речи"

Нарушение слоговой структуры слова следует рассматривать как одно из следствий глубокого недоразвития фонематического восприятия, что говорит о наличии общего недоразвития речи. Работа над слоговой ст...