Интерактивная песочница - инновационное средство всестороннего развития и социализации детей.
статья (старшая группа)

Домненко Галина Владимировна

Что такое интерактивная песочница? Интерактивная песочница – уникальный игровой развивающий комплекс, оснащенный компьютером, датчиком глубины, проектором. Работа интерактивной песочницы построена на 3D-технологиях, благодаря чему песок может превращаться в волшебную вселенную. Перед детьми открываются живописные пейзажи, которые они могут «перекроить» в одно мгновение: выкопать озеро, создать вулкан или даже целый материк. Песочная игра сопровождается звуками природы – пением птиц, журчанием воды. Вместе с этим интерактивная песочница содержит развивающие игры со звуковым сопровождением, направленные на развитие внимания, мышления стабилизации эмоционального состояния и снижению тревожности у детей. На занятиях тренируется целеустремленность, терпение и усидчивость: чтобы разровнять поверхность или сделать ровные контуры фигурок, требуется больший фокус внимания, памяти и мелкой моторики. Учитывая, что познавательные способности человека связаны с органами чувств, игры с песком – один из эффективных методов их развития. Также игры с песком способствуют стабилизации эмоционального состояния и снижению тревожности у детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pesochnitsa.docx20.08 КБ

Предварительный просмотр:

Интерактивная песочница - инновационное средство всестороннего развития и социализации детей.

Что такое интерактивная песочница? Интерактивная песочница – уникальный игровой развивающий комплекс, оснащенный компьютером, датчиком глубины, проектором. Работа интерактивной песочницы построена на 3D-технологиях, благодаря чему песок может превращаться в волшебную вселенную. Перед детьми открываются живописные пейзажи, которые они могут «перекроить» в одно мгновение: выкопать озеро, создать вулкан или даже целый материк. Песочная игра сопровождается звуками природы – пением птиц, журчанием воды. Вместе с этим интерактивная песочница содержит развивающие игры со звуковым сопровождением, направленные на развитие внимания, мышления стабилизации эмоционального состояния и снижению тревожности у детей. На занятиях тренируется целеустремленность, терпение и усидчивость: чтобы разровнять поверхность или сделать ровные контуры фигурок, требуется больший фокус внимания, памяти и мелкой моторики. Учитывая, что познавательные способности человека связаны с органами чувств, игры с песком – один из эффективных методов их развития. Также игры с песком способствуют стабилизации эмоционального состояния и снижению тревожности у детей. На занятиях тренируется целеустремленность, терпение и усидчивость: чтобы разровнять поверхность или сделать ровные контуры фигурок, требуется больший фокус внимания

Структура занятия с использованием интерактивного оборудования Использование интерактивного оборудования дает возможность провести ритмически организованное занятие, эмоционально и сенсорно наполненное играми, которое направлено настимуляцию активного участия ребенка в общей игре, развивающей его коммуникативные возможности, познавательные процессы, эмоциональную сферу и самоконтроль. В интерактивной песочнице можно организовать индивидуальную работу с ребенком (педагог – ребенок) или групповую работу с детьми (до 7 человек одновременно). Подбирая упражнения для занятий, я опираюсь на выявленные на этапе первичной диагностики проблемы в эмоциональном и личностном развитии детей. Занятия я выстраиваю таким образом, что виды деятельности меняют друг друга:

1.Каждое занятие мы начинаем с особого приветствия - Работа в круге. Приветствие помогает создать благоприятный эмоциональный фон, установить эмоциональный контакт педагог-ребенок, ребенок-ребенок, стимулирует у детей речевое развитие, мотивацию к совместной деятельности. В работе с детьми я использую игры на приветствие, а именно: «Веселый Мишка»; «Передай настроение», «Покажи настроение», «Поздороваемся как…» и др.

 2. Основная часть занятия: - работа с терапевтической сказкой. Считаю, что это один из наиболее эффективных методов работы с детьми, имеющими эмоциональные и поведенческие проблемы. Метод сказкотерапии имеет не только обучающий характер, но и коррекционно-развивающий, который направлен на развитиеличностного и творческого потенциала ребенка. Использование интерактивной песочницы дает возможность вывести игровой процесс на новый уровень как проживания, так и осмысления происходящего в сказочной истории. После прослушивания сказки, дети в интерактивной песочнице «проживают», проигрывают сюжеты сказочной истории и ее продолжение, метафорически осмысливая жизненные ситуации в условиях песочной терапии.

Занятия с использованием интерактивной песочницы имеют вариативный характер. Сюжетно - тематическая организация занятий с песком включает в себя также: - Сенсорные игры: развитие познавательного интереса и сенсорно – двигательной активности детей («Угадай на ощупь», «Объедини в группы по признаку»); - Игры на подражание: побуждение к проявлению собственной активности (режимы интерактивной песочницы: «Вулканы», «Водопад», «Художник»). - Игры по правилам: развитие произвольного внимания и произвольной деятельности, умения соблюдать условия игры. С этой целью успешно используются режимы интерактивной песочницы- «Воздушные шары», «Драконы», «Защита базы» (пользуется большой популярностью у детей). - Игры на развитие кругозора (стимулирование познавательной активности детей): режимы «Космос», «Времена года», «Ледниковый период», «Океан», «Цифры», «День и ночь», «Рельеф». 3. Закрепление темы занятия - продуктивная творческая деятельность с использованием пластилина, картона, цветной бумаги, подручного материала. По желанию дети выполняют творческие работы – рисуют и/или делают поделку (главного героя сказки). Это не только способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, но и тому, что сказка запоминается детям, а значит, и несет в себе терапевтический эффект. 4. Одним из важных этапов занятия с детьми с ОВЗ является рефлексия. Очень важно в конце занятия дать возможность детям обменяться впечатлениями, проговорить, актуализировать тему занятия. Для этого в конце каждого занятия я использую рефлексию - работу в круге.

ВЫВОД: Таким образом, интерактивная песочница – уникальное оборудование, которое позволяет в игровой форме позитивно влиять на эмоциональное самочувствие детей (особенно детей с ОВЗ), снижать уровень нервно-психического напряжения, стабилизировать внутреннее состояние, сформировать положительную самооценку, развивать познавательные процессы у ребенка (память, внимание, мышление, воображение), развивать навыки конструктивного общения и саморегуляции через стимуляцию всех анализаторных систем ребенка: зрение, слух, осязание (что особенно важно для успешной социализации детей с ОВЗ). Интерактивная песочница мотивирует детей на совместную деятельность с педагогом, направленную на их дальнейшее развитие. В завершении обучения по программе «Песочные сказки» (программа рассчитана на 1 год), проводится промежуточный мониторинг. По результатам диагностики у детей отмечены: - Развитие эмоционального контакта с педагогом; - Развитие навыков позитивного межличностного взаимодействия в группе детей; -Развитие функций речи: увеличивается активный словарь, улучшается произношение некоторых слов; - Положительная динамика в когнитивном развитии (развитие словесно – логического мышления, мыслительных операций (развивается умение находить и обобщать предметы в пары, называть их одним обобщающим словом, отгадывать предметы по их признакам). - Улучшение понимания логико – грамматических конструкций (развивается умение выделять главное в вопросе, в задании, фокусироваться на заданной теме) - Положительная динамика в развитии наглядно-действенного мышления (различение форм). - Улучшение зрительной памяти. - Значительное улучшение конструктивного праксиса (развитие умения из частей собирать целое) и активного внимания. - Снижение тревожности. - Развитие моторных навыков. -Повышение мотивации к учебе и навыков самоконтроля.

Литература:

1)Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. - СПб.:»Речь», 2007.

2)Сакович Н. А. Игры в песок. Игры на мосту. – СПб.: «Речь», 2000

3) Зубкова Е.В., Бехтерева Е.Н., Пичугина И.И., Шакаева А.В. Образовательный комплекс «Занятия для интерактивного стола»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с природным материалом - эффективное средство всестороннего развития и воспитания детей.

Важность работы с природным материалом, для все стороннего развития ребёнка....

"Игровые технологии – средство всестороннего развития личности для детей с ограниченными возможностями".

Для повышения познавательной активности детей, используем игровые технологии....

Интерактивный театр-как средство всестороннего развития детей с ЗПР

Что такое интерактивный театр?Развитие детей с задержкой психического развития через привлечение к интерактивной деятельности....

«Оригами, как средство всестороннего развития и подготовки детей к школьному обучению»

laquo;Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее»В. А. Сухомлинский...

Развивающие интерактивные игры как средство всестороннего развития личности детей дошкольного возраста с ОНР

Развивающие интерактивные игры как средство всестороннего развития личности детей дошкольного возраста с ОНР.Диагностика.Профилактика, коррекция речевых нарушений. 1. Электронные пособия для...

Консультация для родителей: «Развивающие игры на липучках-как инновационное средство всестороннего развития дошкольника».

Консультация для родителей:«Развивающие игры на липучках-как инновационное средство всестороннего развития дошкольника»....