«Прозрачный мольберт» – нетрадиционное средство всестороннего развития дошкольников и детей с ОВЗ
консультация по коррекционной педагогике
Статья для родителей и педагогов ДОО
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Прозрачный мольберт» – нетрадиционное средство всестороннего развития дошкольников и детей с ОВЗ
Сохранение и укрепление здоровья воспитанников – одна из основных задач дошкольного учреждения. Одним из направлений по здоровьесбережению является арт-терапия, т.е. это забота о психологическом здоровье и эмоциональном самочувствии человека посредством творчества. На сегодняшний день интересной формой индивидуальной работы является рисование на прозрачном мольберте. В использовании мольберта синтезированы наиболее эффективные арт-терапевтические техники в рамках деятельности по развитию детей, а также детей с ограниченными возможностями здоровья: изо-терапия, игро-терапия, сказко-терапия.
Новизна же в использовании мольберта в работе с детьми заключается в сочетании использования традиционных и нетрадиционных художественных материалов, и техник в обучении, направленном на развитие индивидуальных способностей. Новые способы творчества мотивирует деятельность ребенка и удерживают его внимание. Ребенок получает нестандартный опыт, во время которого ослабевают защитные механизмы, и дошкольник получает свободу в самовыражении. Выполняя же работу стоя, ребенок может свободно двигаться, что является естественной потребностью в дошкольном возрасте. При работе на вертикальной плоскости мольберта, идет смена динамических поз, что является профилактикой нарушения осанки. Работая стоя, меняется угол зрения – это профилактика нарушения зрения, то есть идет использование здоровьесберегающих технологий.
Рекомендации при использовании «Прозрачного мольберта» в индивидуальной работе с детьми:
- Игры с прозрачным мольбертом целесообразнее начинать со сказки, стихотворения, потешки. Педагог обыгрывает сюжет будущего рисунка, используя игрушки.
- Игра проводится согласно возрастному ограничению во времени.
- Обязательна глазодвигательная гимнастика для снятия напряжения.
- Совместное рисование — это всегда общение взрослого и ребёнка. В процессе рисования у детей происходит развитие речи, формируются коммуникативные навыки.
- Рисование пальцами полезно для детей любого возраста. Развивается мелкая моторика, гибкость пальцев и мышцы рук. В процессе ребенок раскрепощается, устраняет страхи, комплексы, развивает уверенность в себе и общительность. Рисование пальцами обостряет ощущения.
- Рисовать рекомендуется как правой, так и левой рукой – для развития и стимуляции полушарий головного мозга.
Использование прозрачного мольберта направлено на создание атмосферы эмоционального психологического комфорта, что особо актуально для детей с ОВЗ.
Эмоциональная сфера выступает важной составляющей в развитии личности дошкольников, поскольку никакое общение и взаимодействие не будет результативным, если его участники не способны понимать эмоциональное состояние другого и управлять своими собственными эмоциями. Для детей в дошкольном возрасте наиболее свойственны эмоциональная переменчивость, яркость, импульсивность проявления эмоций, что постепенно сменяется большей адаптивностью. Все это обусловливает ключевую направленность педагогической работы с детьми дошкольного возраста — эмоциональное наполнение жизни ребенка и организация помощи в постижении эмоций и их регуляции.
Использование мольберта содержит в себе огромные возможности для развития сферы чувств.
Ребенок через приобщение к искусству учится лучше понимать окружающий мир, выражать эмоции, получать радость от общения, работать в команде и преодолевать коммуникативные барьеры. В процессе совместной работы с педагогом или другим ребенком приобретаются навыки сотрудничества. Рисуя, ребенок освобождается от конфликтов и сильных переживаний, развивает эмпатию, моделирует действительность, выражает свое отношение к ней. Использование рисования на мольберте помогает ребенку восстановить эмоциональное равновесие, устранить имеющиеся нарушения поведения.
Мольберт дает возможности работы с разными материалами:
- Рисование цветными маркерами. Обводка, штриховка, дорисовка недостающих деталей.
- Рисование пальцами и ладошкой.
- Волшебный туман или зимний мороз. Зимние пейзажи: сугробы снега или небо можно рисовать, используя детский крем или зубную пасту.
- Завораживающие точки. Ребенок заполняет контурный рисунок разноцветными точками, используя ватные палочки (способ рисования пуантилизм – рисование точками).
- Рисуем по очереди. Если дошкольник не хочет рисовать, его можно увлечь собственным примером. Возьмите краску и начинайте рисовать что-нибудь близкое ребёнку. Может, это гараж с машинами, или роботы, или прекрасная принцесса и ее дворец. Ребенок очень скоро подсядет к вам и будет с интересом наблюдать, подсказывать, а потом и сам захочет добавить в рисунок что-нибудь свое.
- Зарисовки с натуры. Необходимо вместе внимательно рассмотреть игрушку, обращая внимание на характерные детали, а потом пусть ребенок попробует ее изобразить. Не беда, если будет получаться не сразу. Все равно похвалите юного художника, а затем поинтересуйтесь, чем отличается нарисованная игрушка от настоящей. Так ему будет легче заметить свои неточности.
- Портрет друга. Ребенок – натура, сидит неподвижно по другую сторону стекла, ребенок-художник, как видит, так и обводит характерные черты на стекле, подбирает и раскрашивает портрет.
- Поп-арт из круглых форм. Используйте в работе только круглые подручные материалы для печати на стекле и густые, как сметана, гуашевые краски, обмакните печать в краску и отпечатайте на стекле, и так много раз, эффект потрясающий, дети в восторге.
- Игра –поймай бабочку. Использовать лучше настольный мольберт. Ребенок с одной стороны стекла держит бумажное изображение бабочки, а ребенок с другой стороны рисует бабочку, дополняя рисунок необходимыми элементами для полной композиции, бабочка постепенно передвигается по всему стеклу, в итоге получается целая полянка с бабочками. Ловить можно любое изображение насекомых, птиц, транспорт и т.д.
- Рисование листьями. Дети с удовольствием окунают листья в краску и оставляют на мольберте красочные неповторимые оттиски.
- Штампы и печати. Можно сделать самодельные штампы из картофеля. «Шлепать» такими самодельными штампами очень нравится ребятам.
- Поролоновые рисунки. Сделайте из поролона самые разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепите их тонкой проволокой к палочке или карандашу. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты.
Пособие многофункционально: используется в разных видах детской деятельности: для развития зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, социально-бытовой ориентировки, развития речи, познавательного развития, формирования элементарных математических представлений. Работа с прозрачным мольбертом направлена на развитие психических процессов ребенка, обогащение сенсорного опыта, коррекцию трудностей в общении, снижение уровня конфликтности в поведении.
Использование прозрачного мольберта возможно и в домашних условиях. И кроме тех возможностей, которые описаны в статье, разнообразная деятельность с мольбертом поможет гармонизации детско-родительских отношений и созданию атмосферы эмоционального комфорта в семье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Народные игрушки как средство всестороннего развития дошкольников
Презентация составлена с целью раскрытия особого значения народной игрушки для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Информация оформлена на 15 слайдах, иллюстрируется фотографиями предме...
Физкультурное и спортивно-игровое оборудование как средство всестороннего развития дошкольника (для младшей группы).
Значение физкультурно-игрового оборудования....
План по самообразованию :«Нетрадиционное рисование как средство всестороннего развития дошкольников»
laquo;Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. »«Истоки способностей и да...
Проект «Нетрадиционное рисование как средство всестороннего развития дошкольников».
Цель:Уточнить влияние нетрадиционных техник рисования на творческие способности каждого ребёнкаЗадачи:1. Рассмотреть наиболее распространенные техники нетрадиционного рисования2. Выявление и раз...
Тема по самообразованию :«Нетрадиционное рисование как средство всестороннего развития дошкольников» (средняя группа "Звёздочки")
Тема по самообразованию :«Нетрадиционное рисование как средство всестороннего развития дошкольников» (средняя группа "Звёздочки")...
План по самообразованию на тему: «Нетрадиционное рисование как средство всестороннего развития дошкольников» (старшая группа «Звёздочки») На 2023-2024 учебный год
Тема: «Нетрадиционное рисование как средство всестороннего развития дошкольников»И в десять лет, и в семь, и в пять Все дети любят рисовать. И каждый смело нарисует Всё, что...
Мастер – класс «Прозрачный мольберт – нетрадиционное средство развития творческих способностей у детей с ОВЗ, детей-инвалидов»
Мастер - класс для воспитателей...