Отчет о деятельности муниципальной инновационной площадки по теме «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через создание модели развивающей педагогики оздоровления» за 2017-2018 учебный год
учебно-методический материал
В дошкольных учреждениях активно применяются программы, осуществляющих работу педагогов по вопросам здорового образа жизни. Однако, как показал анализ этих программ, все они имеют один существенный недостаток – в них очень слабо разработан вопрос формирования у ребенка отношения к своему здоровью. Ребенка не учат умению «прислушиваться» к состоянию своего организма, понимать посылаемые им сигналы тревоги, описывать свое физическое и психическое состояние и уж тем более не учат своевременно предпринимать соответствующие меры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ochet_po_ip_pl_aprel_2018.doc | 166 КБ |
otchet_po_in_pl_aprel_2018.ppt | 145.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Тисульский детский сад №1 «Колосок»
Отчет
о деятельности муниципальной инновационной площадки по теме: «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через создание модели развивающей педагогики оздоровления»
за 2017-2018 учебный год
Автор-составитель: Лешукова С.Н.,
старший воспитатель
Тисуль, 2018г.
В настоящее время, в период совершенствования и обновления системы дошкольного воспитания, гуманизации педагогического процесса, особое значение придается охране и укреплению физического и психического здоровья воспитанников, полноценному развитию личности ребенка.
В дошкольных учреждениях активно применяются программы, осуществляющих работу педагогов по вопросам здорового образа жизни. Однако, как показал анализ этих программ, все они имеют один существенный недостаток – в них очень слабо разработан вопрос формирования у ребенка отношения к своему здоровью. Ребенка не учат умению «прислушиваться» к состоянию своего организма, понимать посылаемые им сигналы тревоги, описывать свое физическое и психическое состояние и уж тем более не учат своевременно предпринимать соответствующие меры.
Для чего с ними проводят те или иные оздоровительные мероприятия, дети толком сказать не могут или повторяют все как один, часто хором, заученные фразы. Да и сама оздоровительная деятельность нередко носит спонтанный характер.
Именно поэтому модернизация содержания физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения должна быть связана с разработкой особого междисциплинарного научно-практического направления, которое называется развивающей педагогикой оздоровления. В его рамках оздоровительная работа с дошкольниками основывается на гуманитарных идеях, сплачивающих усилия педагогов, родителей, медиков и рассматривает понятия здорового ребенка как целостный телесно-духовный организм, идеальный эталон и практически достигаемая норма детского развития.
В связи с этим на базе дошкольного образовательного учреждения была открыта муниципальная инновационная площадка по теме: «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через создание модели развивающей педагогики оздоровления».
Творческой группой ДОУ была разработана Программа инновационной деятельности.
Цель программы: проектирование модели работы по повышению эффективности здоровьесберегающего процесса в дошкольном образовательном учреждении и создание условий для ее реализации.
Для реализации поставленной цели выделены следующие задачи:
- изучить степень разработанности проблемы оздоровления детей в условиях ДОУ;
- разработать и внедрить в практическую деятельность модель работы по повышению эффективности здоровьесберегающего процесса в ДОУ;
- создать медико-педагогические и материально-технические условия для оптимального психофизического развития воспитанников, эмоционального благополучия, повышения их познавательной активности, функциональных и адаптивных возможностей в здоровьесберегающем пространстве;
- активизировать педагогов к активному участию в инновационной деятельности, систематическому использованию в образовательном процессе современных здоровьесберегающих технологий, авторских разработок;
- формировать качественно новый уровень продуктивного взаимодействия института семьи, ДОУ и социальных партнеров, пропагандирующих здоровый образ.
Программа разработана на три года – 2017-2020у.г., ее реализация осуществляется в несколько этапов:
I. Организационный этап (2017-2018 у. г.)
Цель: координация деятельности педагогов и родителей ДОУ, направленной на решение проблемы повышения эффективности здоровьесберегающего процесса в ДОУ.
Задачи:
- изучить нормативно-правовых документов федерального, регионального и муниципального уровней, ознакомление с современными научными разработками, статьями по вопросам формирования и воспитания культуры здорового образа жизни дошкольников;
- изучить передовой опыт работы по организации оздоровления воспитанников в условиях организованного коллектива;
- проанализировать подобранных образовательных программ, технологий, методических разработок для реализации инновационной деятельности;
- проанализировать здоровьесберегающей среды в ДОУ для реализации программы инновационной деятельности;
- информировать родителей об инновационной деятельности, выявление уровней знаний в вопросах здоровьесбережения;
- изучить мотивацию воспитанников, педагогов, родителей на формирование ЗОЖ;
- повысить информационной культуры педагогических работников, обусловленной общими задачами Программы;
- обогатить материально-техническую базу ДОУ;
- подбрать диагностический инструментарий по вопросам ЗОЖ;
- диагностировать и проанализировать обследование, исходного состояния здоровья детей, а также валеологических знаний, умений и навыков.
II. Практический этап (2018-2019 у.г.)
Цель: реализация основных направлений деятельности ДОУ по здоровьесбережению.
III. Аналитический этап (2019-2020 у.г.)
Цель: подведение итогов работы, сравнительный анализ прогнозируемых и полученных результатов.
В ходе организационного этапа были проведены следующие мероприятия:
- изучены нормативно методические документы по вопросам организации инновационной площадки;
- разработано Положение об инновационной деятельности МДОУ Тисульского детского сада №1 «Колосок», пересмотрены инструктажи по ОТ;
- проведен Установочный педагогический совет «Современное образование: профессионализм и ответственность», на котором педагоги ДОУ познакомились с Программой инновационной деятельности.
- подобрана и проведена диагностика готовности педагогов ДОУ к инновационной деятельности.
Через анкетирование выявлена «Мотивационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств»:
51% педагогического коллектива стремятся к самосовершенствованию, к творческим достижениям, к лидерству;
44% педагогов заинтересованы в творческой деятельности, но слабо заинтересованы в самосовершенствование;
5% не заинтересованы в творческой деятельности, не стремятся к творческим достижениям, лидерство и самосовершенствование для них не главное.
«Восприимчивость педагогов к новшествам»:
оптимальный уровень степени восприимчивости педагогов к новшествам показали 30% педагогов;
допустимый уровень степени восприимчивости педагогов к новшествам показали 65% педагогов;
низкий уровень степени с восприимчивости педагогов к новшествам показали 5 % педагогов;
критический уровень степени восприимчивости педагогов к новшествам показали 0%.
Через методику «Оценка готовности педагога к участию в инновационной деятельности» выявлен уровень готовности педагогов, работать в инновационном режиме:
высокий уровень готовности показали 35% педагогов;
достаточный уровень 65% педагогов;
низкий уровень – 0.
Через анкетирование «Барьеры, препятствующие освоению инноваций» определены наиболее значимые барьеры: «Большая нагрузка» и
«Отсутствие материальных стимулов»
Таблица №1
Барьеры | Количество педагогов |
Отсутствие материальных стимулов | 10 |
Большая учебная нагрузка | 12 |
Слабая информированность о возможных инновациях | 7 |
Отсутствие помощи | 4 |
Разногласия, конфликты в коллективе | 2 |
Плохое здоровье, другие личные причины | 5 |
Небольшой опыт работы, при котором не получается и традиционное | 0 |
Убеждение, что эффективно учить можно и по-старому | 4 |
Чувство страха перед отрицательными результатами | 2 |
Большое внимание на данном этапе уделено повышению педагогической и методической компетенции педагогов-экспериментаторов по организации оздоровления воспитанников в условиях организованного коллектива. Проведены семинары-практикумы «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ», «Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста», мастер-классы «Нетрадиционное оборудование для физкультуры», «Город здоровья». Консультации «Организация работы по здоровьесбережению детей дошкольного возраста в современных условиях», «Пути привлечения родителей к сотрудничеству в области здоровьесбережения» и т.д. Скорректированы комплексно-тематические, перспективные и календарные планы.
Проанализированы подобранные образовательные программы, технологии, методические разработки для реализации инновационной деятельности:
Парциальная программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста». Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. - М.: Мозаика-синтез, 2010.
Парциальная программа «Основы физического воспитания в дошкольном детстве». И.А. Винер-Усманова, Н.М. Горбулина, О.Д. Цыганкова. Москва, 2014.
Парциальная программа для детей дошкольного возраста «Йога для детей». Т.А. Иванова, СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2015;
Игровой стретчинг. Назарова, - Спб.: «Типография ОФТ», 2005.
Методика «Су-Джок» , разработанная южно-корейским профессором Пак Чже Ву;
Педагогами и специалистами ДОУ проведен анализ здоровьесберегающей среды, который показал, что в ДОУ нет современных тренажеров, оборудования для спортивных игр, не во всех группах имеется зона уединения. Не на всех участках есть веранды.
Объекты | Компоненты | Примечание |
Физкультурный зал совмещен с музыкальным | Оборудован спортивным инвентарем: скакалки, обручи, кольцебросы, кубики; Гимнастические стенки, спортивные стойки для подлезания, дуги, спортивные скамейки, Гимнастические палки, канат – 1шт., ребристые доски, маты; Нестандартное оборудование: степы, мешочки с песком, дорожки для коррекции плоскостопия, массажные дорожки. Аудиоподборка с комплексами утренней гимнастики и музыкальными произведениями. | Нет современных тренажеров, мячей, стола для игры в настольный теннис |
Спортивная площадка для занятий на воздухе | Щит для баскетбола, футбольные ворота, тропа «Здоровья, дуги для подлезания, лестница для лазания | Нет футбольного, баскетбольного и волейбольного мячей, сеток для футбольных ворот и для игры в пионербол |
Медицинский кабинет; процедурный кабинет | Медицинская документация, ростомер, медицинские весы, шкаф со средствами неотложной помощи, тонометр, термометры, стол, стул, кушетка. Медицинские карты детей. | Имеет лицензию. |
Отдельная раздевальная комната | Это дает возможность уделять внимание привитию культурно – гигиенических навыков: уход за одеждой, обувью. | Индивидуальные шкафчики под одежду устарели |
Отдельные спальные комнаты | Это дает возможность уделять внимание привитию культурно – гигиенических навыков: уход за постелью | |
Отдельные комнаты гигиены | Это дает возможность уделять внимание привитию культурно – гигиенических навыков: за своим телом, зубами, носом. | |
Зоны уединения и психологического комфорта | Психоэмоциональный комфорт | Есть не во всех групповых комнатах |
Уголки здоровья в группах | Созданы условия для самостоятельной двигательной активности детей. Оснащены нестандартным оборудованием: мешочки для профилактики осанки, дорожки для коррекции плоскостопия, массажные дорожки. Дидактические игры, книги по формирования ЗОЖ, различные виды картотек |
Для информирования родителей об инновационной деятельности на сайте ДОУ создали страничку «Инновационная деятельность», в родительских уголках разместили: консультации, папки-передвижки о ЗОЖ. На собрании педагоги рассказали о программах и технологиях по здоровьесбережению, применяемых в образовательном процессе.
С родителями проведено анкетирование «Условия здорового образа жизни в семье», позволяющее изучить культуру здоровья в семье. Были получены следующие результаты: 51% родителей отметили, что занимаются физкультурой и спортом. Практически у всех имеется какой-либо спортивный инвентарь. Однако приобретают и читают литературу о ЗОЖ меньше половины опрошенных, зарядкой занимаются лишь немногие, вопросы закаливания интересуют лишь половину респондентов и как итог в половине семей дети часто болеют.
Для проведения анализа физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ и семье проведена анкета «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в воспитании здорового ребенка» были получены следующие результаты: не все родители уделяют внимание проблеме здоровья своих детей:
58% родителей ответили о несоблюдении режима дня ребенка;
64 % родителей - не придерживаются здорового питания, дети едят сладости, газированные напитки, а причиной заболеваний родители считают, является их предрасположенность к заболеваниям.
81% родителей отметили, что в ДОУ в системе проводятся оздоровительные мероприятия;
79% родителей изучают наглядную информацию по вопросам ЗОЖ.
С целью определения в дальнейшем эффективности и качества инновационной деятельности была проведена комплексная аналитико-диагностическая деятельность, включающая: комплексную оценку состояния здоровья детей; сравнительный анализ заболеваемости; расширенная диагностика уровня физической подготовленности детей.
Всего было обследовано 132 ребенка, из них: количество практически здоровых воспитанников (1 группа здоровья) – нет, со 2-й группой здоровья – 131 ребенок (94,9,%), с 3-й группой здоровья – 1 ребенок (5,1%). Анализ исходного уровня состояния здоровья показал, что большую часть составляют воспитанники со 2-й группой здоровья.
Анализ заболеваемости за последние 3 года показал, что уровень заболеваемости снижается, но недостаточно.
Показатели | 2014-2015 | 2015-2016 | 2016-2017 |
Среднесписочный состав | 139 | 136 | 136 |
Посещено детодней | 17202 | 18000 | 20160 |
Число пропусков по болезни | 8136 | 7860 | 7560 |
Количество случаев заболеваний | 6174 | 5380 | 5122 |
Творческой группой подобран диагностический материал по изучению культуры здоровья детей дошкольного возраста (Методика В.А. Деркунской) и проведена комплексная диагностика, которая направлена на решение следующих задач:
1. Изучить особенности отношения ребенка к здоровью и мотивации здорового образа жизни;
2. Изучить особенности представлений дошкольников о здоровье, особенности их знаний, умений и навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих здоровье;
3. Изучить особенности валеологической компетентности ребенка как готовности самостоятельно решать:
- задачи ЗОЖ и безопасного поведения;
-задачи оказания элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
В настоящее время заканчивается работа по составлению перспективного плана по следующим блокам:
- «Сотрудничество с семьями воспитанников»;
- «Образовательная деятельность с воспитанниками»;
- «Медицинский»
- «Социальное партнерство»
Таким образом, можно сделать вывод о том, что все задачи первого этапа инновационной программы «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через создание модели развивающей педагогики оздоровления» выполнены.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
проектирование модели работы по повышению эффективности здоровьесберегающего процесса в дошкольном образовательном учреждении и создание условий для ее реализации. Цель программы:
Задачи: изучить степень разработанности проблемы оздоровления детей в условиях ДОУ; разработать и внедрить в практическую деятельность модель работы по повышению эффективности здоровьесберегающего процесса в ДОУ; создать медико-педагогические и материально-технические условия для оптимального психофизического развития воспитанников, эмоционального благополучия, повышения их познавательной активности, функциональных и адаптивных возможностей в здоровьесберегающем пространстве; активизировать педагогов к активному участию в инновационной деятельности, систематическому использованию в образовательном процессе современных здоровьесберегающих технологий, авторских разработок; формировать качественно новый уровень продуктивного взаимодействия института семьи, ДОУ и социальных партнеров, пропагандирующих здоровый образ.
I . Организационный этап (2017-2018 у. г.) Цель: координация деятельности педагогов и родителей ДОУ, направленной на решение проблемы повышения эффективности здоровьесберегающего процесса в ДОУ. II . Практический этап (2018-2019 у.г.) Цель: реализация основных направлений деятельности ДОУ по здоровьесбережению. III . Аналитический этап (2019-2020 у.г.) Цель: подведение итогов работы, сравнительный анализ прогнозируемых и полученных результатов. Этапы реализации программы:
Нормативно – правовая база: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 14.11.2013г., № 30384)); Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (зарегистрировано в Минюсте России 29.05.2013г., № 28564); Указ президента Российской Федерации «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации» (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 07.11.97 г. N 1175 )
Мотивационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств:
Восприимчивость педагогов к новшествам:
Оценка готовности педагогов к участию в инновационной деятельности:
Барьеры, препятствующие освоению инноваций: Барьеры Количество педагогов Отсутствие материальных стимулов 10 Большая учебная нагрузка 12 Слабая информированность о возможных инновациях 7 Отсутствие помощи 4 Разногласия, конфликты в коллективе 2 Плохое здоровье, другие личные причины 5 Небольшой опыт работы, при котором не получается и традиционное 0 Убеждение, что эффективно учить можно и по-старому 4 Чувство страха перед отрицательными результатами 2
Перечень программ и методик: Парциальная программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста». Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. - М.: Мозаика-синтез, 2010. Парциальная программа «Основы физического воспитания в дошкольном детстве». И.А. Винер-Усманова, Н.М. Горбулина, О.Д. Цыганкова. Москва, 2014. Парциальная программа для детей дошкольного возраста «Йога для детей». Т.А. Иванова, СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2015; Игровой стретчинг. Назарова, - Спб.: «Типография ОФТ», 2005. Методика «Су-Джок» , разработанная южно-корейским профессором Пак Чже Ву.
Уровень сформированности представлений о ЗОЖ и здоровье у воспитанников МДОУ:
Сравнительный анализ заболеваемости Показатели 2014-2015 2015-2016 2016-2017 Среднесписочный состав 139 136 136 Посещено детодней 17202 18000 20160 Число пропусков по болезни 8136 7560 7560 Количество случаев заболеваний 6174 5380 5122
Педагог Родители Воспитанники Мед.сестра Социум Просветительная работа Воспитательная работа по формированию ЗОЖ Сотрудничество Диагностический банк Психо-эмоциональное развитие Оздоровительная работа Познавательное развитие Коррегирующая работа Мониторинг Оздоровительная работа Профилактическая работа Просветительная работа с воспитанниками Экскурсии Работа с родителями
Структура работы с родителями Наглядно-просветительская работа Воспитательная работа по формированию ЗОЖ Сотрудничество Диагностика Тематическая выставка Газета Бюллетень Родительские собрания Клуб заинтересован-ных родителей Деловые игры Конференции Презентации Лекции специалистов День открытых дверей Неделя здоровья Фестиваль Праздники и развлечения Турпоход в зелёную зону Анкеты Опросники Беседы Домашние задания
Структура работы с дошкольниками Формы оздоровительной работы Утренняя гимнастика Бодрящая гимнастика Динамические паузы Пальчиковая гимнастика Гимнастика для глаз Турпоходы, экскурсии Подвижные и спортивные игры Круг здоровья Неделя Здоровья Формы образовательной работы Психо-эмоциональное благополучие Создание РППС НОД Игры Самостоятельная деятельность в течение дня Опытно-экспериментальная работа Индивидуальная работа Формы коррегирующей работы Психогимнастика Арт-терапия Сказкотерапия Массаж
Структура работы с медперсоналом Мед. сестра ДОУ Мед. учреждения Оздоровительная работа Профилактическая работа Поликлиника Узкие специалисты Фитотерапия Физиолечение
«Если нельзя взрастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то во всяком случае, поддерживать у него высокий уровень здоровья вполне возможно» А.М. Амосов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационная деятельность в детском саду по теме «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через создание модели развивающей педагогики оздоровления»
В статье представлен опыт работы по формированию у дошкольников представлений о здоровом образе жизни. План работы на год и итоги....
Проект : «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через создание модели развивающей педагогики оздоровления”
Проект : «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через создание модели развивающей педагогики оздоровления”...
Презентация «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через создание модели развивающей педагогики оздоровления»
Презентация раскрывает цели и задачи инновационной Программы, этапы ее реализации, а также итоги оценки готовности педагогов к инновационной деятельности....
Отчет о деятельности муниципальной инновационной площадки по теме «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через создание модели развивающей педагогики оздоровления» за 2018-2019 учебный год
В отчете представлен материал о реализации содержательного этапа Программы инновационной деятельности за 2018-2019 учебный год...
Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через взаимодействие с родителями воспитанников.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет человек проходит масштабный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизн...
ПРИМЕНЕНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ КРУЖКОВУЮ РАБОТУ
Современный этап социально-экономического развития России характеризуется повышением требований к уровню физической подготовленности и состоянию здоровья различных слоев населения и в особенности дете...