Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через взаимодействие с родителями воспитанников.
консультация
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет человек проходит масштабный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через взаимодействие с родителями воспитанников.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет человек проходит масштабный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим.
В то же время, это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. Поэтому игнорирование вопросов сохранения и укрепления здоровья ребенка, его субъектной позиции могут привести к тяжелым, необратимым последствиям в будущем. Поэтому так очевидна значимость формирования основ здорового образа жизни у детей, начиная с младшего дошкольного возраста.
Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Исследования ученых подтверждают необходимость связи семейного и общественного воспитания как двух взаимодополняющих социальных институтов. Во взаимодействии друг с другом они дают ребенку определенный социальный опыт, создают оптимальные условия для вхождения маленького ребенка в мир, сохраняя и развивая его индивидуальные особенности: направленность интересов и способностей, возможности здоровья и др.
Важнейшим фактором воздействия на здоровье и развитие ребенка является атмосфера родственных эмоциональных связей. Родительская любовь обеспечивает детям эмоциональную защиту и психологический комфорт, а любовь и беспредельное доверие ребенка к родителям делают его особо восприимчивым к их воздействию.
Взаимодействие подразумевает воздействие поведения, мнения, действий, родителей, педагогов и детей друг на друга в процессе совместной деятельности по формированию у детей основ здорового образа жизни, приобщения их к физической культуре. Взаимодействие предусматривает равную активность и равную степень взаимовлияния. Взаимодействие в этом смысле тождественно взаимной поддержке.
Впервые в нашей стране о необходимости создания крепкого союза семьи и общественного воспитания говорили и писали Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский, А.С. Семенович и др.
При этом, отсутствие у большинства современных родителей научных знаний об особенностях физического развития дошкольников, умения верно оценить состояние здоровья ребенка, а также отсутствие практического опыта взаимодействия с собственным ребенком по приобщению его к здоровому образу жизни делает проблему взаимодействия с семьей особенно актуальной.
В соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования, задача формирования основ здорового образа жизни решается, начиная с младшего возраста. Обязательным условием ее реализации, по нашему мнению, является создание в группе единого образовательно-оздоровительного пространства для воспитателей, медицинских работников, воспитанников и их родителей по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей, в рамках которого родители являются непосредственными и активными участниками воспитательно-образовательного процесса.
Проанализировав существующую до настоящего времени систему взаимодействия с родителями, мы пришли к выводу, что следует пересмотреть основы этого взаимодействия, а именно: должны быть изменены формы и методы сотрудничества, исходя из степени осведомленности родителей по проблемам здорового образа жизни, возрастных и индивидуальных особенностей контингента детей, требований Программы.
Чтобы процесс создания единого образовательно-оздоровительного пространства являлся целенаправленным и результативным, нами были определены следующие задачи в работе с семьей:
Изучение каждой семьи, определение уровня подготовленности родителей к совместному с педагогами решению задачи формирования основ здорового образа жизни у детей.
Мотивация родителей к совместной работе детского сада и семьи по вопросам сохранения, укрепления здоровья детей.
Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью ознакомления с психофизиологическими особенностями младшего дошкольного возраста, задачами образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура» Программы.
Обучение практическому опыту взаимодействия с ребенком младшего дошкольного возраста по приобщению его к здоровому образу жизни.
Распространение положительного опыта семейного воспитания здорового ребенка.
Нами были определены основополагающие принципы совместной работы:
Единство - предполагает отличную ориентацию воспитателя и родителей в целях и задачах воспитания здорового ребёнка: когда родители ознакомлены с основным содержанием, методами и приёмами реализации о.о. «Здоровье» и «Физическая культура», а воспитатель использует лучший опыт семейного воспитания в оздоровительно-образовательном процессе.
Систематичность и последовательность работы - отражается в перспективном планировании в течение всего года и всего периода пребывания ребёнка в данной группе.
Индивидуальный подход к каждому ребёнку и к каждой семье - учет уровня здоровья и развития ребёнка, степени осведомленности родителей.
Взаимное доверие и взаимопомощь воспитателя и родителей - подразумевает не только взаимную доброжелательную критику, но и укрепление авторитета воспитателя в семье, а родителей - в детском саду.
На наш взгляд, целесообразно всю работа воспитателя по взаимодействию с семьей осуществлять по следующим направлениям:
Направление | Цели и задачи | Формы и методы |
Информационно-аналитическое | -Изучить степень осведомленности родителей по проблеме. | -Анкетирование членов семей, беседы, патронаж на дому. |
Мотивационное | -Установить эмоциональный контакт между воспитателями, родителями и детьми. | -Самостоятельное оформление паспортов здоровья |
Просветительское | -Ознакомить с особенностями психофизиологического развития младших дошкольников; задачами Программы. | -Наглядные формы (буклеты, памятки, стенды и др.) |
Практическое | -Дать практические способы приобщения детей к ЗОЖ с учетом возрастных особенностей детей и задач программы | -Организация выставок семейных творческих работ. |
Интерактивное | -Включить родителей в единый образовательно-оздоровительный процесс посредством использования интерактивных и информационных технологий | -Использование интерактивной доской в совместной деятельности детей, педагогов и родителей |
Необходимо отметить, что используемые инновационные формы взаимодействия с семьей существенно интенсифицировали процесс решения поставленных задач как в работе с родителями, так и в решении задач Программы в работе с детьми.
Совместная образовательная деятельность детей, родителей и воспитателей (совместные дидактические и подвижные игры, физические упражнения, минутки здоровья, экскурсии и др.) позволяют родителям быть в роли непосредственного участника процесса, партнера ребенка и педагога. Дети же, испытывая естественный эмоциональный комфорт и положительные эмоции, лучше осваивают элементарные правила здорового образа жизни, новые двигательные навыки и т.д. В ходе такой деятельности у многих родителей появляются свои идеи, они придумывают новые упражнения и игры. Происходит обмен и пополнение «копилки идей».
Внедрение интерактивных форм в совместной деятельности детей, воспитателей и родителей уже с младшего возраста вызвало живой интерес как родителей, так и детей. Так, разработанные нами яркие мобильные интерактивные игры и игровые упражнения по теме «здоровый образ жизни» позволили эмоционально-окрашено, с высокой степенью мотивации, а потому и более эффективно решать образовательные задачи в детском саду, а каждой семье - создать домашнюю игротеку.
Большим спросом со стороны родителей стала пользоваться такая форма взаимодействия как Интернет-совет, в рамках которого воспитатель может ответить на волнующий родителя вопрос по электронной почте. Это позволяет индивидуально осуществлять сопровождение каждой семьи по вопросам «здоровый образ жизни», снимая, во-первых, ряд барьеров, которые могут возникнуть при непосредственном общении, во-вторых, минимализируя затраченное родителями время.
Таким образом, внедренная система работы по созданию единого образовательно-оздоровительного пространства позволила не только наладить необходимый контакт с семьями, но – главное, сделать процесс формирования основ здорового образа жизни у дошкольников наиболее эффективным и отвечающим требованиям образовательной политики государства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационная деятельность в детском саду по теме «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через создание модели развивающей педагогики оздоровления»
В статье представлен опыт работы по формированию у дошкольников представлений о здоровом образе жизни. План работы на год и итоги....
Проект : «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через создание модели развивающей педагогики оздоровления”
Проект : «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через создание модели развивающей педагогики оздоровления”...
Отчет о деятельности муниципальной инновационной площадки по теме «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через создание модели развивающей педагогики оздоровления» за 2017-2018 учебный год
В дошкольных учреждениях активно применяются программы, осуществляющих работу педагогов по вопросам здорового образа жизни. Однако, как показал анализ этих программ, все они имеют один существенный не...
Презентация «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через создание модели развивающей педагогики оздоровления»
Презентация раскрывает цели и задачи инновационной Программы, этапы ее реализации, а также итоги оценки готовности педагогов к инновационной деятельности....
Отчет о деятельности муниципальной инновационной площадки по теме «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через создание модели развивающей педагогики оздоровления» за 2018-2019 учебный год
В отчете представлен материал о реализации содержательного этапа Программы инновационной деятельности за 2018-2019 учебный год...
«Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у детей дошкольного возраста через взаимодействия с родителями»,
Детский сад и семья – вот две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не смо...
Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста, через программу дополнительного образования «Хатха - йога для детей»
консультация для родителей и педагогов...