Отчет о деятельности муниципальной инновационной площадки по теме «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через создание модели развивающей педагогики оздоровления» за 2018-2019 учебный год
материал

В отчете представлен материал о реализации содержательного этапа Программы инновационной деятельности за 2018-2019 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchet.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

ОТЧЕТ

ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МДОУ ТИСУЛЬСКОГО ДЕТСКОГО САДА №1 «КОЛОСОК»

Подготовили: Лешукова Светлана Николаевна,

старший воспитатель.

Арыкова Кристина Анатольевна,

инструктор по физической культуре.

Тема  программы: «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через создание модели развивающей педагогики оздоровления».

Актуальность. Проблема воспитания культуры здоровья в современном обществе вновь вышла на государственный уровень. В Указе Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» говорится о предпринимаемых мерах, направленных на формирование у семьи и детей потребности в здоровом образе жизни, всеобщую раннюю профилактику заболеваемости, внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни ребенка», а также одним из направлений Федерального закона «Об образовании» является «сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста» (ст.64 п.1)  

Цель программы: проектирование модели работы по повышению эффективности здоровьесберегающего процесса в дошкольном образовательном учреждении и создание условий для ее реализации.

Задачи программы: 

- изучить  степень разработанности проблемы оздоровления детей в условиях ДОУ;

- разработать и внедрить в практическую деятельность проект  по повышению эффективности здоровьесберегающего процесса в ДОУ;

- создать медико-педагогические и материально-технические условия для оптимального психофизического развития воспитанников, эмоционального благополучия, повышения их познавательной активности, функциональных и адаптивных возможностей в здоровьесберегающем пространстве;

- активизировать педагогов к активному участию в инновационной деятельности, систематическому использованию в образовательном процессе современных здоровьесберегающих технологий, авторских разработок;

- формировать качественно новый уровень продуктивного взаимодействия института семьи, ДОУ и социальных партнеров, пропагандирующих здоровый образ.  

Предполагаемый результат:

- снижение заболеваемость воспитанников посредством организации совместной здоровьесберегающей деятельности в рамках проекта «Азбука здоровья»;

- формирование потребности у воспитанников в систематических занятиях физкультурой и приобщение их к культуре здорового образа жизни;

- обновление предметно-пространственной среды в соответствие с ФГОС ДО и нормами СанПиН, пожарной безопасности до возможного максимума;

- повышение уровня профессионального мастерства педагогов в овладении современными образовательными технологиями;

- повышение у родителей мотивации к совместной с образовательным учреждением здоровьесберегающей деятельности и использованию эффективных форм здоровьесбережения в семье;

- организация взаимодействия ДОУ с социальными партнерами по вопросам сохранения и укрепления здоровья воспитанников и их родителей, профилактике различных заболеваний и т.п.

Этапы и содержание реализации программы.

I. Организационный этап (2017-2018 у.г.) Изучение передового опыта и инновационных технологий в вопросах сохранения и укрепления здоровья воспитанников и анализ текущего материально-технического оснащения ДОУ для подготовки к работе по здоровьесбережению. А также координация деятельности педагогов и родителей на основе общей цели, направленной на комплексное решение проблемы повышения эффективности здоровьесберегающего процесса в условиях ДОУ.         

II. Практический этап (2018-2019 у.г.) Реализация основных направлений деятельности ДОУ по здоровьесбережению.

III. Аналитический этап (2019-2020 у.г.) Диагностика знаний воспитанников по вопросам ЗОЖ, мониторинг состояния здоровья воспитанников, представление проекта по здоровьесбережению как продукта инновационной деятельности ДОУ.

Практический этап реализации программы включает в себя несколько блоков, направленных на реализацию проекта «Азбука здоровья».

Блок «Работа с педагогами»

Вся работа с педагогическим составом проводилась с целью расширения знаний педагогов с учетом современных требований и социальных изменений по формированию основ физического воспитания и здорового образа жизни.

Для этого использовались разные формы работы, направленные на повышение уровня компетентности педагогов по вопросу применения современных технологий:

- педагогический совет «Современные инновационные здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ в условиях ФГОС»;

- мастер-класс по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками «Технология сохранения и стимулирования здоровья»;

- деловая игра «Зарядка для ума»;

- методический час «Сохранение здоровья дошкольников»;

- консультации «Взаимодействие специалистов ДОУ по вопросам сохранения и укрепления здоровья дошкольников», «Организация прогулок и подвижных игр» и т.п.

- разработка  летних оздоровительных проектов, здоровьесберегающих проектов в течение года;

- педагогический совет «Лето – это маленькая жизнь» с демонстрацией мультимедийных презентаций по итогам летней оздоровительной работы;

- анкетирование и многое другое.

В ходе проведения данных форм, педагоги запаслись не только теоретическими знаниями, но и практическими навыками.

За отчетный период педагоги поучаствовали в конкурсах ДОУ «Лучший физкультурный уголок», «Лучший зимний участок», «Лучший уголок здоровья», в конкурсе плакатов «Мы за ЗОЖ» и т.д.

Педагоги, активно участвующие в инновационной деятельности, создали авторские методические разработки, транслирующие свой педагогический опыт, участвовали в профессиональных конкурсах, конференциях, публиковали статьи в журналах, интернет-сообществах и на страничках официального сайта ДОУ.

 Результатом активной работы педагогов ДОУ в рамках инновационного поля  можно считать следующие достижения:

- инструктор по физической культуре Арыкова К.А. стала  победителем конкурса «Лесенка успеха», представив опыт своей работы на тему «Современные подходы к оздоровлению детей дошкольного возраста на основе применения упражнений с элементами Хатха-йоги»;

- инструктор по физической культуре Арыкова К.А., воспитатель Прокопчик О.В., Ефименко Л.А. стали участниками областного конкурса «Изучаем ПДД»;

- воспитатели  Русанова Г.И., Семенова Л.А., Прокопчик О.В. стали 2 степени областного конкурса «Планета детства - 2019» с проектом «Чудесный огород»;

- Костюченко Т.М., Махнева Н.К заняли 2 место в обласном конкурсе «Планета детства - 2019» в номинации «Физическое воспитание дошкольников»;

- материалы инновационной деятельности ДОУ транслировались старшим воспитателем Лешуковой С.Н. на районной научно-практической конференции по теме: «Метод проектов как форма организации летнего оздоровительного периода в ДОУ»;

- Шультайс Л.Е. представила на районной творческой мастерской мастер-класс  «Научите танцевать».

Опубликованы статьи и методические разработки:

- Инфоурок  «Двигательная активность – источник здоровья детей» (Арыкова К.А.);

- Инфоурок «Оганизация подвижных игр в зимний период» (Арыкова К.А.);

- Инфоурок «Сложности перехода» (Арыкова К.А.);

- Продленка. Свидетельство о публикации конспекта сюжетно-игрового занятия по физкультуре «Секреты здоровья» (Арыкова К.А.);

- Журнал  «Дошкольник Р.Ф.» проект «Адаптация детей дошкольного возраста к условиям ДОУ»;

- Журнал научных публикаций «Вопросы педагогики», проект «В здоровом теле – здоровый дух»;

- Журнал «Дошколенок Кузбасса» конспект открытого интегрированного занятия «Путешествие в страну здоровья» (Костюченко Т.М.)

На сайте ДОУ опубликованы следующие статьи «Папа, мама, я – спортивная семья», «Всемирный день здоровья», «Медсестру я не боюсь – если надо уколюсь», «Зарница», «Мы готовы к ГТО» и т.д.

А так же методические разработки:  

Краткосрочные проекты: "Чистота - залог здоровья", «В стране здоровья», "В здоровом теле - здоровый дух" и т.д.

  Мастер-класс для педагогов «Песочная арт-терапия как здоровьесберегающая технология в ДОУ» и другие статьи и методические разработки.                                                   

Все выше сказанное подтверждает эффективность инновационной деятельности, так как использование в практике работы ДОУ методических разработок по здоровьесбережению способствует росту положительных изменений в  деятельности коллектива.  

Блок «Образовательная деятельность с воспитанниками».

В процессе реализации программы по инновационной деятельности педагоги решали образовательные задачи во всех образовательных областях с использованием здоровьесберегающих технологий. Педагоги целенаправленно использовали интегративный подход при организации образовательного процесса. Ежемесячно планировали тематические недели, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников: «Как питаешься-так и улыбаешься», «Чистота – залог здоровья», «В здоровом теле-здоровый дух», «В стране здоровья», «Быть здоровыми хотим», «Зимние забавы», «Здоровей-ка» и т.д.

В рамках недели воспитанники учились заботиться о своем здоровье, узнавали как устроено тело человека, определяли источники опасности для здоровья.

Вся воспитательно-образовательная работа проводится с включением различных видов здоровьесберегающих технологий: динамические паузы, спортивные и подвижные игры, дыхательная, пальчиковая и артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, самомассаж стоп, су-джок массаж, босохождение по массажным дорожкам и по тропе здоровья, гимнастика с элементами Хатха-йоги,  воздушные ванны, обширное умывание, релаксация.    Особое внимание укреплению здоровья воспитанников уделяется и в летний период. Летом увеличивается время нахождения на открытом воздухе: осуществляется утренний прием, утренняя гимнастика, подвижные игры и опытно-экспериментальная деятельность и т.д. Для создания эмоционального комфорта воспитанников летний период наполнен мероприятиями развлекательного характера.

Итогами данной работы явились открытые показы занятий по формированию у воспитанников осознанного отношения к своему здоровью, физкультурные досуги и развлечения, в том числе с участием родителей.

Блок «Сотрудничество с родителями»

Работа с семьями строилась по принципу взаимного доверия и взаимопомощи педагогов и родителей. Индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье на основе их интересов и способностей способствовал установлению доверительных партнерских отношений, обеспечивая психологическую безопасность участников образовательного процесса.

Свою работу с родителями мы начинали до того, как ребенок начинал посещать детский сад. Проводили дни открытых дверей, консультации, родительские собрания для родителей, которые еще только планируют привести ребенка в ДОУ: «Адаптация без слез», «Мы вам рады», «Роль семьи в подготовке ребенка к ДОУ».

Вовлечение родителей в конкурсы, выставки, праздники, досуги, акции является эффективным способом сближения родителей, детей и педагогов для успешного решения поставленных задач.  Так родители приняли участие:

- родительское собрание «Здоровье детей в наших руках», «Семь лепестков здоровья»;

- фотовыставка «Мы ловкие, быстрые спортивные»;

- акция выходного дня «Всей семьей на лыжи»;

- создание альбома «Поход выходного дня»;

- встреча с мамой-медсестрой;

- военно- спортивная игра «Зарница»;

- спортивное соревнование «Папа, мама, я – спортивная семья».

Развитие здоровьесберегающей среды.

Не секрет, что правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда может гарантировать охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников. Принимая во внимание климатические особенности региона, рассматриваем здоровьесберегающие технологии фундаментом образовательной деятельности коллектива.

В инфраструктуре ДОУ не предусмотрено отдельного помещения для проведения образовательной деятельности в области физического развития, имеется только музыкально-физкультурный зал. В связи с этим физкультурное оборудование располагается в выделенной зоне, а спортивный инвентарь хранится на специальных стеллажах. Соблюдение принципа полифункциональности и трансформируемости позволяет создать предметную среду для решения задач физического развития. Несмотря на ограниченные рамки в пространстве, в наличие имеется оборудование для проведения ОРУ и развития у воспитанников ОВД, а также происходит постоянное пополнение среды.

В групповых помещениях имеются физкультурные уголки, уголки здоровья, уголки уединения с необходимым пособием и оборудованием, обновлены и пополнены картотеки, сформированы папки с дидактическим материалом. На территории детского сада выделена зона для занятий по физическому развитию с делением на футбольный сектор, площадку с баскетбольным кольцом, зона для лазания и подтягивания, тропу здоровья.

Для познавательного развития в рамках проекта «Здоровье на грядке» на территории  разбиты огород,  фитогрядка и уголок с лекарственными растениями «Лесная аптека», метеостанция

Блок «Взаимодействие с социумом»

Для достижения цели проекта и реализации поставленных задач большое значение имеет ознакомление дошкольников с объектами социальной сферы района, социумом ближайшего окружения, пропагандирующих здоровый образ жизни и связанных с физкультурой и спортом. Взаимодействие с учреждениями социума предусмотрено Программой инновационной деятельности и является одним из его направлений.

Социальными партнерами нашей дошкольной организации стали спортивная школа, библиотека, детские сады, театры, поликлиника, МЧС, ГИБДД. Сотрудничество с объектами социальной сферы организовано в разных формах: целевые прогулки – экскурсии, тематические занятия - беседы, мастер – классы, агитация, спортивно – массовые мероприятия, показательные выступления, мини – поход и др.

Промежуточные  итоги работы ДОУ в рамках реализации программы ИД. 

- снижение количества дней, пропущенных по заболеваемости;

- улучшились показатели физического развития;

- увеличение количества дошкольников, участвующих в спортивно-массовых мероприятиях;

- совершенствуется профессиональное мастерство педагогов в систематическом использовании здоровьесберегающих технологий и методик;

- совершенствуется и пополняется предметно-пространственная среда;

- повышение интереса со стороны родителей воспитанников к участию в образовательном процессе ДОУ в целом и приобщению к ЗОЖ и занятиям физическими упражнениями в частности.

Таким  образом,  результаты эксперимента позволяют сделать заключение об эффективности разработанной  концепции  здоровьесбережения в  дошкольном  учреждении.

Продукт инновационной деятельности ДОУ – проект по здоровьесбережению воспитанников «Азбука здоровья»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность в детском саду по теме «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через создание модели развивающей педагогики оздоровления»

В статье представлен опыт работы по формированию у дошкольников представлений о здоровом образе жизни. План работы на год  и итоги....

Проект : «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через создание модели развивающей педагогики оздоровления”

Проект : «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через создание модели развивающей педагогики оздоровления”...

Отчет о деятельности муниципальной инновационной площадки по теме «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через создание модели развивающей педагогики оздоровления» за 2017-2018 учебный год

В дошкольных учреждениях активно применяются программы, осуществляющих работу педагогов по вопросам здорового образа жизни. Однако, как показал анализ этих программ, все они имеют один существенный не...

Презентация «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через создание модели развивающей педагогики оздоровления»

Презентация раскрывает цели и задачи инновационной Программы, этапы ее реализации, а также итоги оценки готовности педагогов  к инновационной деятельности....

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через взаимодействие с родителями воспитанников.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет человек проходит масштабный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизн...

ПРИМЕНЕНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ КРУЖКОВУЮ РАБОТУ

Современный этап социально-экономического развития России характеризуется повышением требований к уровню физической подготовленности и состоянию здоровья различных слоев населения и в особенности дете...

Педагогический проект "Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через игры"

Дошкольный возраст, или период первого детства, характеризуется интенсивным развитием всех органов и систем. Ребенок с первых дней жизни имеет определенные унаследованные биологические свойства, в том...