Отчет о деятельности муниципальной инновационной площадки по теме «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через создание модели развивающей педагогики оздоровления» за 2018-2019 учебный год
материал
В отчете представлен материал о реализации содержательного этапа Программы инновационной деятельности за 2018-2019 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТЧЕТ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МДОУ ТИСУЛЬСКОГО ДЕТСКОГО САДА №1 «КОЛОСОК»
Подготовили: Лешукова Светлана Николаевна,
старший воспитатель.
Арыкова Кристина Анатольевна,
инструктор по физической культуре.
Тема программы: «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через создание модели развивающей педагогики оздоровления».
Актуальность. Проблема воспитания культуры здоровья в современном обществе вновь вышла на государственный уровень. В Указе Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» говорится о предпринимаемых мерах, направленных на формирование у семьи и детей потребности в здоровом образе жизни, всеобщую раннюю профилактику заболеваемости, внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни ребенка», а также одним из направлений Федерального закона «Об образовании» является «сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста» (ст.64 п.1)
Цель программы: проектирование модели работы по повышению эффективности здоровьесберегающего процесса в дошкольном образовательном учреждении и создание условий для ее реализации.
Задачи программы:
- изучить степень разработанности проблемы оздоровления детей в условиях ДОУ;
- разработать и внедрить в практическую деятельность проект по повышению эффективности здоровьесберегающего процесса в ДОУ;
- создать медико-педагогические и материально-технические условия для оптимального психофизического развития воспитанников, эмоционального благополучия, повышения их познавательной активности, функциональных и адаптивных возможностей в здоровьесберегающем пространстве;
- активизировать педагогов к активному участию в инновационной деятельности, систематическому использованию в образовательном процессе современных здоровьесберегающих технологий, авторских разработок;
- формировать качественно новый уровень продуктивного взаимодействия института семьи, ДОУ и социальных партнеров, пропагандирующих здоровый образ.
Предполагаемый результат:
- снижение заболеваемость воспитанников посредством организации совместной здоровьесберегающей деятельности в рамках проекта «Азбука здоровья»;
- формирование потребности у воспитанников в систематических занятиях физкультурой и приобщение их к культуре здорового образа жизни;
- обновление предметно-пространственной среды в соответствие с ФГОС ДО и нормами СанПиН, пожарной безопасности до возможного максимума;
- повышение уровня профессионального мастерства педагогов в овладении современными образовательными технологиями;
- повышение у родителей мотивации к совместной с образовательным учреждением здоровьесберегающей деятельности и использованию эффективных форм здоровьесбережения в семье;
- организация взаимодействия ДОУ с социальными партнерами по вопросам сохранения и укрепления здоровья воспитанников и их родителей, профилактике различных заболеваний и т.п.
Этапы и содержание реализации программы.
I. Организационный этап (2017-2018 у.г.) Изучение передового опыта и инновационных технологий в вопросах сохранения и укрепления здоровья воспитанников и анализ текущего материально-технического оснащения ДОУ для подготовки к работе по здоровьесбережению. А также координация деятельности педагогов и родителей на основе общей цели, направленной на комплексное решение проблемы повышения эффективности здоровьесберегающего процесса в условиях ДОУ.
II. Практический этап (2018-2019 у.г.) Реализация основных направлений деятельности ДОУ по здоровьесбережению.
III. Аналитический этап (2019-2020 у.г.) Диагностика знаний воспитанников по вопросам ЗОЖ, мониторинг состояния здоровья воспитанников, представление проекта по здоровьесбережению как продукта инновационной деятельности ДОУ.
Практический этап реализации программы включает в себя несколько блоков, направленных на реализацию проекта «Азбука здоровья».
Блок «Работа с педагогами»
Вся работа с педагогическим составом проводилась с целью расширения знаний педагогов с учетом современных требований и социальных изменений по формированию основ физического воспитания и здорового образа жизни.
Для этого использовались разные формы работы, направленные на повышение уровня компетентности педагогов по вопросу применения современных технологий:
- педагогический совет «Современные инновационные здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ в условиях ФГОС»;
- мастер-класс по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками «Технология сохранения и стимулирования здоровья»;
- деловая игра «Зарядка для ума»;
- методический час «Сохранение здоровья дошкольников»;
- консультации «Взаимодействие специалистов ДОУ по вопросам сохранения и укрепления здоровья дошкольников», «Организация прогулок и подвижных игр» и т.п.
- разработка летних оздоровительных проектов, здоровьесберегающих проектов в течение года;
- педагогический совет «Лето – это маленькая жизнь» с демонстрацией мультимедийных презентаций по итогам летней оздоровительной работы;
- анкетирование и многое другое.
В ходе проведения данных форм, педагоги запаслись не только теоретическими знаниями, но и практическими навыками.
За отчетный период педагоги поучаствовали в конкурсах ДОУ «Лучший физкультурный уголок», «Лучший зимний участок», «Лучший уголок здоровья», в конкурсе плакатов «Мы за ЗОЖ» и т.д.
Педагоги, активно участвующие в инновационной деятельности, создали авторские методические разработки, транслирующие свой педагогический опыт, участвовали в профессиональных конкурсах, конференциях, публиковали статьи в журналах, интернет-сообществах и на страничках официального сайта ДОУ.
Результатом активной работы педагогов ДОУ в рамках инновационного поля можно считать следующие достижения:
- инструктор по физической культуре Арыкова К.А. стала победителем конкурса «Лесенка успеха», представив опыт своей работы на тему «Современные подходы к оздоровлению детей дошкольного возраста на основе применения упражнений с элементами Хатха-йоги»;
- инструктор по физической культуре Арыкова К.А., воспитатель Прокопчик О.В., Ефименко Л.А. стали участниками областного конкурса «Изучаем ПДД»;
- воспитатели Русанова Г.И., Семенова Л.А., Прокопчик О.В. стали 2 степени областного конкурса «Планета детства - 2019» с проектом «Чудесный огород»;
- Костюченко Т.М., Махнева Н.К заняли 2 место в обласном конкурсе «Планета детства - 2019» в номинации «Физическое воспитание дошкольников»;
- материалы инновационной деятельности ДОУ транслировались старшим воспитателем Лешуковой С.Н. на районной научно-практической конференции по теме: «Метод проектов как форма организации летнего оздоровительного периода в ДОУ»;
- Шультайс Л.Е. представила на районной творческой мастерской мастер-класс «Научите танцевать».
Опубликованы статьи и методические разработки:
- Инфоурок «Двигательная активность – источник здоровья детей» (Арыкова К.А.);
- Инфоурок «Оганизация подвижных игр в зимний период» (Арыкова К.А.);
- Инфоурок «Сложности перехода» (Арыкова К.А.);
- Продленка. Свидетельство о публикации конспекта сюжетно-игрового занятия по физкультуре «Секреты здоровья» (Арыкова К.А.);
- Журнал «Дошкольник Р.Ф.» проект «Адаптация детей дошкольного возраста к условиям ДОУ»;
- Журнал научных публикаций «Вопросы педагогики», проект «В здоровом теле – здоровый дух»;
- Журнал «Дошколенок Кузбасса» конспект открытого интегрированного занятия «Путешествие в страну здоровья» (Костюченко Т.М.)
На сайте ДОУ опубликованы следующие статьи «Папа, мама, я – спортивная семья», «Всемирный день здоровья», «Медсестру я не боюсь – если надо уколюсь», «Зарница», «Мы готовы к ГТО» и т.д.
А так же методические разработки:
Краткосрочные проекты: "Чистота - залог здоровья", «В стране здоровья», "В здоровом теле - здоровый дух" и т.д.
Мастер-класс для педагогов «Песочная арт-терапия как здоровьесберегающая технология в ДОУ» и другие статьи и методические разработки.
Все выше сказанное подтверждает эффективность инновационной деятельности, так как использование в практике работы ДОУ методических разработок по здоровьесбережению способствует росту положительных изменений в деятельности коллектива.
Блок «Образовательная деятельность с воспитанниками».
В процессе реализации программы по инновационной деятельности педагоги решали образовательные задачи во всех образовательных областях с использованием здоровьесберегающих технологий. Педагоги целенаправленно использовали интегративный подход при организации образовательного процесса. Ежемесячно планировали тематические недели, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников: «Как питаешься-так и улыбаешься», «Чистота – залог здоровья», «В здоровом теле-здоровый дух», «В стране здоровья», «Быть здоровыми хотим», «Зимние забавы», «Здоровей-ка» и т.д.
В рамках недели воспитанники учились заботиться о своем здоровье, узнавали как устроено тело человека, определяли источники опасности для здоровья.
Вся воспитательно-образовательная работа проводится с включением различных видов здоровьесберегающих технологий: динамические паузы, спортивные и подвижные игры, дыхательная, пальчиковая и артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, самомассаж стоп, су-джок массаж, босохождение по массажным дорожкам и по тропе здоровья, гимнастика с элементами Хатха-йоги, воздушные ванны, обширное умывание, релаксация. Особое внимание укреплению здоровья воспитанников уделяется и в летний период. Летом увеличивается время нахождения на открытом воздухе: осуществляется утренний прием, утренняя гимнастика, подвижные игры и опытно-экспериментальная деятельность и т.д. Для создания эмоционального комфорта воспитанников летний период наполнен мероприятиями развлекательного характера.
Итогами данной работы явились открытые показы занятий по формированию у воспитанников осознанного отношения к своему здоровью, физкультурные досуги и развлечения, в том числе с участием родителей.
Блок «Сотрудничество с родителями»
Работа с семьями строилась по принципу взаимного доверия и взаимопомощи педагогов и родителей. Индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье на основе их интересов и способностей способствовал установлению доверительных партнерских отношений, обеспечивая психологическую безопасность участников образовательного процесса.
Свою работу с родителями мы начинали до того, как ребенок начинал посещать детский сад. Проводили дни открытых дверей, консультации, родительские собрания для родителей, которые еще только планируют привести ребенка в ДОУ: «Адаптация без слез», «Мы вам рады», «Роль семьи в подготовке ребенка к ДОУ».
Вовлечение родителей в конкурсы, выставки, праздники, досуги, акции является эффективным способом сближения родителей, детей и педагогов для успешного решения поставленных задач. Так родители приняли участие:
- родительское собрание «Здоровье детей в наших руках», «Семь лепестков здоровья»;
- фотовыставка «Мы ловкие, быстрые спортивные»;
- акция выходного дня «Всей семьей на лыжи»;
- создание альбома «Поход выходного дня»;
- встреча с мамой-медсестрой;
- военно- спортивная игра «Зарница»;
- спортивное соревнование «Папа, мама, я – спортивная семья».
Развитие здоровьесберегающей среды.
Не секрет, что правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда может гарантировать охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников. Принимая во внимание климатические особенности региона, рассматриваем здоровьесберегающие технологии фундаментом образовательной деятельности коллектива.
В инфраструктуре ДОУ не предусмотрено отдельного помещения для проведения образовательной деятельности в области физического развития, имеется только музыкально-физкультурный зал. В связи с этим физкультурное оборудование располагается в выделенной зоне, а спортивный инвентарь хранится на специальных стеллажах. Соблюдение принципа полифункциональности и трансформируемости позволяет создать предметную среду для решения задач физического развития. Несмотря на ограниченные рамки в пространстве, в наличие имеется оборудование для проведения ОРУ и развития у воспитанников ОВД, а также происходит постоянное пополнение среды.
В групповых помещениях имеются физкультурные уголки, уголки здоровья, уголки уединения с необходимым пособием и оборудованием, обновлены и пополнены картотеки, сформированы папки с дидактическим материалом. На территории детского сада выделена зона для занятий по физическому развитию с делением на футбольный сектор, площадку с баскетбольным кольцом, зона для лазания и подтягивания, тропу здоровья.
Для познавательного развития в рамках проекта «Здоровье на грядке» на территории разбиты огород, фитогрядка и уголок с лекарственными растениями «Лесная аптека», метеостанция
Блок «Взаимодействие с социумом»
Для достижения цели проекта и реализации поставленных задач большое значение имеет ознакомление дошкольников с объектами социальной сферы района, социумом ближайшего окружения, пропагандирующих здоровый образ жизни и связанных с физкультурой и спортом. Взаимодействие с учреждениями социума предусмотрено Программой инновационной деятельности и является одним из его направлений.
Социальными партнерами нашей дошкольной организации стали спортивная школа, библиотека, детские сады, театры, поликлиника, МЧС, ГИБДД. Сотрудничество с объектами социальной сферы организовано в разных формах: целевые прогулки – экскурсии, тематические занятия - беседы, мастер – классы, агитация, спортивно – массовые мероприятия, показательные выступления, мини – поход и др.
Промежуточные итоги работы ДОУ в рамках реализации программы ИД.
- снижение количества дней, пропущенных по заболеваемости;
- улучшились показатели физического развития;
- увеличение количества дошкольников, участвующих в спортивно-массовых мероприятиях;
- совершенствуется профессиональное мастерство педагогов в систематическом использовании здоровьесберегающих технологий и методик;
- совершенствуется и пополняется предметно-пространственная среда;
- повышение интереса со стороны родителей воспитанников к участию в образовательном процессе ДОУ в целом и приобщению к ЗОЖ и занятиям физическими упражнениями в частности.
Таким образом, результаты эксперимента позволяют сделать заключение об эффективности разработанной концепции здоровьесбережения в дошкольном учреждении.
Продукт инновационной деятельности ДОУ – проект по здоровьесбережению воспитанников «Азбука здоровья»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационная деятельность в детском саду по теме «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через создание модели развивающей педагогики оздоровления»
В статье представлен опыт работы по формированию у дошкольников представлений о здоровом образе жизни. План работы на год и итоги....
Проект : «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через создание модели развивающей педагогики оздоровления”
Проект : «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через создание модели развивающей педагогики оздоровления”...
Отчет о деятельности муниципальной инновационной площадки по теме «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через создание модели развивающей педагогики оздоровления» за 2017-2018 учебный год
В дошкольных учреждениях активно применяются программы, осуществляющих работу педагогов по вопросам здорового образа жизни. Однако, как показал анализ этих программ, все они имеют один существенный не...
Презентация «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через создание модели развивающей педагогики оздоровления»
Презентация раскрывает цели и задачи инновационной Программы, этапы ее реализации, а также итоги оценки готовности педагогов к инновационной деятельности....
Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через взаимодействие с родителями воспитанников.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет человек проходит масштабный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизн...
ПРИМЕНЕНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ КРУЖКОВУЮ РАБОТУ
Современный этап социально-экономического развития России характеризуется повышением требований к уровню физической подготовленности и состоянию здоровья различных слоев населения и в особенности дете...
Педагогический проект "Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через игры"
Дошкольный возраст, или период первого детства, характеризуется интенсивным развитием всех органов и систем. Ребенок с первых дней жизни имеет определенные унаследованные биологические свойства, в том...