Логопедический проект: «Ловкие пальчики»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Актуальность проекта.

  Представление, что при любом двигательном тренинге…  упражняется не рука, а мозг, вначале казалось парадоксальном и лишь с трудом проникло в сознание педагогов.

Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. На протяжении всего раннего детства четко выступает эта зависимость – по мере совершенствования мелкой моторики идет развитие речевой функции. Функция руки и речь развиваются параллельно.

Развитие гибкости и точности движений пальцев рук и тактильной чувствительности – мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lovkie_palchiki.docx995 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВЕРХ-ИСЕТСКОГО РАЙОНА

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №8

620036 г. Екатеринбург, ул. Удельная, 16, ИНН/КПП 6658224794/665801001

Телефон: (343) 357-01-98, 357-01-55

Логопедический проект: «Ловкие пальчики»

Подготовила и провела:

Клещева П.В., учитель-логопед, 1КК.

Екатеринбург, 2019 год

Актуальность проекта.

Представление, что при любом двигательном тренинге… упражняется не рука, а мозг, вначале казалось парадоксальном и лишь с трудом проникло в сознание педагогов.

Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. На протяжении всего раннего детства четко выступает эта зависимость – по мере совершенствования мелкой моторики идет развитие речевой функции. Функция руки и речь развиваются параллельно.

Развитие гибкости и точности движений пальцев рук и тактильной чувствительности – мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей.

Павлов придавал тактильным ощущениям огромное значение, поскольку они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора головного мозга, тем совершеннее речь, а значит, и мышление. В коре головного мозга речевая область расположена совсем рядом с двигательной. Именно близость моторной и речевой зон навели ученых на мысль, что тренировка тонкой (мелкой) моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.

Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями. Головной мозг, руки и артикуляционный аппарат связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Актуальность данной проблемы очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое развитие ребенка.

Пальчиковые игры и упражнения, представленные в данной работе, способствуют развитию мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.

Цель проекта: развивать речь детей через укрепление и развитие мелкой моторики. Научить родителей проводить с детьми пальчиковую гимнастику в домашних условиях, используя традиционные и нетрадиционные методы.

Тип проекта: практико-ориентировочный, творческий.

По продолжительности - январь-май 2018г.

Участники проекта: воспитанники с речевыми нарушениями, логопед, воспитатели, родители.

Задачи:1. Выявить индивидуальные способности детей в развитии мелкой моторики.

2. Развивать тактильную чувствительность рук детей.

3. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей.

4. Сформировать элементарные специфические графические навыки.

5. Подготовить руку ребенка к письму.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный: разработка проекта, изучение научно-практических и методических источников по заявленной проблеме.

Подбор методического материала по данной теме. Составление картотеки.

Диагностика уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук.

Проведение консультаций для родителей.

Основной: Работа с детьми в специально-организованной деятельности совместно с логопедом.

Работа с родителями, вовлечение родителей в совместный процесс, изготовление пособий по развитию мелкой моторики.

Заключительный: Анализ проведенной работы. Диагностика уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук.

Предполагаемый результат:

Повышения у детей интереса к выполнению упражнений по развитию мелкой моторики. Умение детей самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контролировать собственные действия. Совершенствования у детей мелкой моторики, развитие точности движений пальцев рук. Пополнение развивающей среды. Появление интереса у родителей к развитию мелкой моторики у детей дома.

Тематическое планирование проектной деятельности

( январь 2018 – май 2018 г. ).

Месяц

Неделя

Игры и упражнения

январь

2 неделя

Изготовление пособий: «разноцветные пуговицы», «игра с резиночками».

Пальчиковая гимнастика: №1,2.

3 неделя

Игры – шнуровки, кедровые орешки.

Пальчиковая гимнастика: №3,4.

4 неделя

Су-Джок терапия, игра – «камни-самоцветы». Пальчиковая гимнастика: №6,7.

февраль

1 неделя

Игры – «разноцветные ленты». Пальчиковая гимнастика : №8,9.

2 неделя

Пальчиковая гимнастика: №11,12.

«Сухой бассеин»( греча, горох ).

3 неделя

Упражнения с прищепками и пуговицами. Пальчиковая гимнастика : № 13,14.

4 неделя

Су-Джок терапия, упражнения с пластиковым крышками от бутылок. Пальчиковая гимнастика «Солдатики», «Снежок».

март

1 неделя

Игры с массажными мячиками: «ходит ежик без дорожек», « наши ручки», разминка № 1.

2 неделя

Игры с массажными мячиками: « серый ежик», разминка № 2.

3 неделя

Су – Джок терапия. Пальчиковая гимнастика: « мячик я в руках катаю», «ходит ежик без дорожек».

4 неделя

Игры с массажными ковриками: « на полянке, на лужайке..», «тропинка».

апрель

1 неделя

Игры с длинными бигуди: «птички», «какие бывают слова».

2 неделя

Су-джок терапия, «мой веселый мяч», «крепко мячики сжимаем».

3 неделя

Упражнения с прищепками, игры с гречневой крупой, фасолью.

4 неделя

Шнуровки, пазлы, мозаика. Пальчиковая гимнастика: «Времена года».

май

1 неделя

Пальчиковая гимнастика: « сласти», «какие бывают слова».

2 неделя

Су-Джок терапия. Пальчиковая гимнастика: «Защитники отечества», «Солдатики».

3 неделя

Игры с массажным ковриками, упражнения с прищепками.

4 неделя

Пальчиковая гимнастика: « Город»


Су-Джок терапия.

Одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка является Су-Джок терапия. Разработан южно-корейским ученым Пак Чже ВУ. «Су» по-корейски - кисть, «Джок» - стопа. Для лечебного воздействия необходимо использовать только те точки, которые находятся на кистях рук и стопах. Су-Джок массажеры используемые в работе – массажные шарики в комплекте с массажными металлическими кольцами в сочетании с играми и упражнениями по развитию речи. Шариком стимулируют зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики. Ими массируют труднодоступные места. На кистях рук имеются точки и зоны, которые взаимосвязаны с внутренними органами и различными зонами коры головного мозга.

Области коры головного мозга, отвечающие за движение органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Су-Джок терапия направлена на активизацию зон коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений, так как стимуляция биоэнергетических точек способствует созреванию нервных клеток и их активному функционированию.

В результате использования игр с элементами Су-Джок терапии:

- Развивается речь, внимание, память, мышление, необходимые для становления учебной деятельности.

- Развивается моторный праксис (общая и мелкая моторика)

- Стимулируются речевые зоны коры головного мозга.

Приложение.

Пальчиковая гимнастика.

Я пальчик первый, я большой!

Указательный - второй!

Третий пальчик - средний!

Четвертый – безымянный!

А пятый мизинчик - он самый маленький, румяный!


Мальчик - с - пальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил!

С этим братцем щи варил!

С этим братцем кашу ел!

С этим братцем песни пел!


Раз, два, три, четыре, пять –

Пошли пальчики гулять!

Этот пальчик – по дорожке!

Этот пальчик – по тропинке!

Этот пальчик – за грибами!

Этот пальчик – за малинкой!

А этот пальчик заблудился,

Очень поздно возвратился!


Тук-тук молотком! Строим, строим новый дом!

Этот дом для Маши!

Этот дом для Саши!

Этот дом для Даши!

Этот для Наташи!

А этот для Андрюши!

Все соседи, все друзья! Жить без дружбы нам нельзя!



Между елок вдоль реки

Разбрелись снеговики.

Каждый ищет и зовет

Снежных баб на хоровод.


Медведь в берлоге крепко спит,

Всю зиму до весны проспит,

Спят зимою бурундук,

Колючий ежик и барсук.

Только заиньке не спится – убегает от лисицы.

Мелькает он среди кустов,

Напетлял и был таков.


Что зимой мы любим делать,

В снежки играть, на лыжах бгал

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться.

– Мальчик –с – пальчик, где ты был?

Долго по лесу бродил!

Встретил я медведя, волка, дятла, зайку,

Ежика в иголках!

Встретил белочку, синичку, лося, мышку

И лисичку!

Этот пальчик – самый большой,

Самый веселый, самый смешной!

Этот пальчик указательный –

Он солидный и внимательный!

Этот пальчик средний –

Не первый, не последний!

Этот пальчик безымянный –

Он не любит каши манной!

Самый маленький – мизинчик

Любит бегать в магазинчик!

Мы шагаем в зоопарк,

Побывать там каждый рад!

Там медведи и пингвины,

Попугаи и павлины,

Там жирафы и слоны,

Попугаи, тигры, львы!


На полянке, на лужайке целый день скакали зайки

И катались по траве от хвоста и к голове.

Долго зайцы так скакали, но напрыгались, устали!

Мимо змеи проползали. “С добрым утром!” – им сказали

Стала гладить и ласкать всех зайчат зайчиха – мать.

Есть сладкое слово – конфета!

Есть быстрое слово – ракета!

Есть кислое слово – лимон!

Есть слово с окошком – вагон!

Есть слово колючее – ёжик!

Есть слово промокшее – дождик!

Есть слово упрямое – цель!

Есть книжное слово – страница!

Есть слово лесное – синица!

Есть слово пушистое – снег!

Есть слово весёлое – смех!

Птичек мы окольцевали,

Наблюдали, узнавали

Улетев в какие дали, где морозы переждали,

Что пернатые клевали, гнёзда где свои свивали,

Где вы яйца отложили, как вы бури пережили,

Сколько вы в конце концов, в гнёздах вывели птенцов?

Собранье улиц, площадей,

Машин, автобусов, людей,

Многоэтажные дома

Стоят как книжные тома.

Но всё же любим город мы

За то, что с лета до зимы

Встречаем радостных друзей,

А с ними можно и в музей,

И в цирк пойти и на каток

И погулять в любой денёк!

Идёт ёжик по дорожке к своему дружку ужу

Жу-жу-жу, жу-жу-жу

К своему дружку ужу.

Жа-жа-жа, жа-жа-жа

День рожденья у ежа.

Уж позвал к себе на ужин

Жабу, ёжика, стрижа.

Жи-жи-жи, жи-жи-жи

Ёжик весело бежит.

Ша-ша-ша, ша-ша-ша.

Шёл ёжик неспеша.

Ша-ша-ша, ша-ша-ша,

К мыщатам-малышам.

К мышонку Паше

И мышке Маше

Их мама-мышка

Напекла пышки.

Ши-ши-ши, ши-ши-ши,

Вышли пышки хороши.

Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями, по коррекции звукопроизношении позволяет повысить эффективность коррекционно-логопедической деятельности, способствует повышению физической и умственной работоспособность детей.

Одним из важнейших условий эффективности проводимой работы является совместная согласованная работа родителей и педагогов.

Консультации для родителей по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Обогащение предметно-развивающей среды (изготовление игр на развитие мелкой моторики).

Итог: Использование приёмов развития мелкой моторики рук, позволило достигнуть положительных результатов.

В ходе работы над проектом были разработаны игровые комплексы по развитию мелкой моторики рук.

Целенаправленная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а также способствует сохранению физического и психического здоровья ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Ловкие пальчики"

Почему-то мне думалось, что поделки из спичечных коробков остались в моем далеком детстве - там, где папа клеил себе мини-комодики для хранения радиодеталей из этого материала, а я таскала коробки для...

развитие мелкой моторики Проект "Ловкие пальчики".

Проект«Ловкие пальчики» (развитие мелкой моторики рук)     Подготовила воспитатель муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения  Детск...

проект "Ловкие пальчики"

Проект по теме «Ловкие пальчики»  Цель: создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Задачи:1.    Развитие умения производить то...

проект "Ловкие пальчики"

http://vk.com/doc113258378_261794450?hash=1c300fcee90a23a9fb&dl=a8fd11d69c7d668857...

Педагогический проект ЛОВКИЕ ПАЛЬЧИКИ "Лепка из пластилина как средство развития мелкой моторики рук старших дошкольников"

Поиск   наиболее эффективных путей развития мелкой моторики рук у старших дошкольников, новых форм и методов работы на основе комплексно-интегративного  взаимодействия  воспитателя...

Проект "Ловкие пальчики"

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».В. А. Сухомлинский На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи - до...

Развитие графомоторных навыков. Проект "Ловкие пальчики"

Для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребёнок систематически занимался такими видами ручной деятельности, как рисование, аппликация, лепка, выкладывание узоров из мозаики, крупы, к...