проект "Ловкие пальчики"
проект по развитию речи (средняя группа) по теме
Проект по теме
«Ловкие пальчики»
Цель: создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Задачи:
1. Развитие умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
2. Развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
3. Развитие творческой активности, пространственного мышления, фантазии.
4. Формирование умения воплощать свои идеи в художественный образ.
- Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.
Актуальность
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев.»
В.А. Сухомлинский
Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.
Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас малыша.
Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Огромный потенциал развития мелкой моторики, тактильной чувствительности дает малышам сама жизнь. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Воспитателю, организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.
Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
Сроки и этапы реализации
Проект рассчитан на и включает следующие этапы:
1. Подготовительный этап .
2. Планирование деятельности всех участников программы.
3. Реализация проекта (создание предметно-развивающей среды в группе, изготовление пособий, проведение занятий)
4. Анализ результатов проделанной работы, подведение итогов реализации проекта
Перечень основных мероприятий
Ø дидактическая игра
Ø ролевая игра
Ø коллективное творчество
Ø беседа
Ø родительские собрания;
Ø проведение (совместно с родителями) выставок, конкурсов, подвижных игр
Ø Разработка конспектов занятий, сценариев, развлечений в которые включались упражнения, направленные на развитие мелкой и общей моторики, сценариев родительских собраний, консультационного материала для родителей.
Исполнители проекта
дети, воспитатели, родители
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта
1. Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук воспитанников до уровня соответствующего данному возрасту.
2. Овладение разными видами трудовой деятельности.
3. Умение создавать художественный образ своего изделия.
4. Овладение приемами работы с разными инструментами.
5. Овладение нормами этики поведения.
6. Основные принципы (правила) работы педагога при реализации проекта:
Ø уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
Ø комплексный подход при разработке занятий;
Ø систематичность и последовательность занятий;
Ø вариативность содержания и форм проведения занятий;
Ø наглядность;
Ø адекватность требований и нагрузок, предъявляемых к ребенку в процессе занятий;
Ø повторность (цикличность повторения) материала, позволяющая формировать и закреплять механизмы реализации функции.
Методическим результатом работы стали тематические комплексы, которые проводятся с детьми в течении всего дня и предусматривают работу по трем блокам:
1БЛОК.
Пальчиковая гимнастика.
• гимнастика в стихах,
• игры с палочками,
• игры с шариками,
• самомассаж пальчиков,
• массаж пальчиков массажерами.
· игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров)
· выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, завязывание веревочек, вырезание ножницами) ;
БЛОК.
Творческий.
лепку из пластилина, (пластилинография) ;
аппликацию из бумаги, природного материала (крупы, семена)
работу с бумагой (обрывание и т. д) ;
рисование красками различными способами: кистью, пальцем и т. д. ;
3 БЛОК.
Весёлый карандаш.
рисование по трафаретам;
дорисовку (по принципу симметрии) ;
штриховку;
лабиринты;
копирование (по точкам, по образцу) ;
Организуя работу по развитию общей, мелкой моторики и координации движений рук, были использованы разные формы организации образовательного процесса:
I. Специально организованное обучение в форме занятий
II. Совместную деятельность воспитателя с детьми
III. Свободную самостоятельную деятельность самих детей
Основные направления работы с детьми на занятиях – это использование системы «от простого к сложному», поэтому развивать мелкую моторику рук у детей начала с обучения приёмам самомассажа. Самомассаж – это один из видов пассивной гимнастики пальцев рук. Провожу его ежедневно 2-3 раза в день, так как самомассаж оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему.
Начинаем с детьми с легкого растирания подушечек пальцев в направлении от кончиков к ладони одной руки, затем другой.
Освоив приёмы самомассажа, приступаем к выполнению комплекса движений: «Назовем пальчики», «Поочередное поглаживание пальцев рук»… Увлекательны упражнения направленные на развитие тактильных ощущений и кинестического компонента двигательного акта: «Приветствие», «Мешочки с секретиками»(найди два одинаковых мешочка).Коробочки от киндер-сюрприза «Что внутри?».
«Пальчиковый бассейн» (в коробке горох, помещаем туда несколько предметов различных по форме и величине, но знакомых детям. Предлагаем детям опустить кисти рук в бассейн, найти предметы и узнать их.
Применение крупе мы нашли не только в мозаике, но в других видах деятельности, развивающих мелкую моторику. Например,игра «Золушка» (дети перебирают перемешанную крупу, «Письмо на манке».
Детям очень нравятся пальчиковые игры, которые сопровождаются чтением народных стихов – потешек. Эти игры создают хорошую тренировку пальцев, учат улавливать ритм речи. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Используем игры на загибание и разгибание пальцев рук: «Пальчик, пальчик, где ты был, «Этот пальчик бабушка»,«Домашние животные» и т. д.
Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируется в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Проводя пальчиковую гимнастику, используем такой приём, как показ при помощи рук различных изображений («Очки», «Стул», «Деревья»). На основе народных пальчиковых игр были подобраны комплексы пальчиковой гимнастики, способствующие развитию тонкой моторики. Каждый комплекс разучивается в течении одной недели, затем включаем следующие.
Во время занятий у большинства детей возникли трудности: пальцы малоподвижные, движения не точные, темп даже самых лёгких упражнений замедленный; но ежедневные тренировки пальцев дают свои положительные результаты. Постоянные занятия с детьми пальчиковой гимнастикой, способствует тому, что выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами стимулируют развитие речи, игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат выслушивать в речи и понимать её смысл. Сопровождение упражнений короткими стихотворными строчками заметно улучшает чёткость речи. У детей интенсивнее развивается память, воображение и фантазия. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, подвижность и гибкость.
Оптимальный вариант развития общей моторики – это использование физкультминуток. Физкультминутку, как элемент двигательной активности предлагаю детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки. Традиционно провожу их в сочетании движений с речью детей. Проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, чёткой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Они проводятся так же в часы, отделенные для игр, и во время прогулок. Если ребёнок затрудняется в самостоятельном выполнении движений, упражнения включаем в индивидуальные занятия. Любое выполнение упражнений требуют от детей внимания, терпения. Не менее интересными и полезными для развития пальцев рук упражнения с использованием бумаги:
Обрывание бумаги разной плотности и фактуры..
Сминание ,а затем разглаживание ладонями и пальцами скомканного листа бумаги.
Таким образом, включение упражнений на развитие мелкой мускулатуры пальцев рук на занятиях играют положительную роль в развитие мелкой моторики.
Для реализации поставленной цели мне оказывают помощь сделанные мною картотеки : «Игры и упражнения с пальчиками», «Физкультминутки», «Массаж и Самомассаж» и т. д., которые постоянно пополняются.
Конечно, добавляем дополнительные упражнения на мелкую моторику рук, игры с конструктором, прищепками, собирание различных пирамидок, игры с предметами…
Хорошо зарекомендовали себя разнообразная предметная среда, которая способствует развитию мелкой моторики: застёгивание и расстёгивание пуговиц, молний, шнуровки, сундучок и т.д.
Ещё одним приёмом развития точности и согласованности движений кистей рук является работа с мелкими предметами и мозаиками.
Одно из любимых занятий детей – это рисование, лепка и аппликация.
«Рисование пластилином как средства развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста », где мы вместе с детьми наблюдаем, клеем, украшаем.
Конечно, овладевая этими видами продуктивной деятельности, ребёнок не научиться писать. Но всё это делает руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивает зрительный контроль за движением руки. Помогает образованию связи рука – глаз.
Применяем во всех видах деятельности самые разные приёмы штриховки, закрепляя навыки проведения линии с соблюдениями контуров предметов. Помимо подготовки руки к письму штриховка способствует развитию глазомера.
Заинтересовала детей работа с трафаретами, геометрическими фигурами, «раскрасками». Кропотливая, упорная работа над «раскрасками» - один из главных способов подготовки руки к письму, развития мелкой мускулатуры рук, усидчивости, внимания.
Детям нравиться играть в «Чудесный мешочек» и «Что внутри?». Если ребенку трудно определить предмет на ощупь, предлагаю ему вынуть предмет из мешочка и рассказать что это, из чего сделано, что за предмет. В этих играх развиваются тактильные восприятия, связная речь.
Большое значение в развитии общей и мелкой моторики как одно из средств совершенствования речи у ребёнка имеет семейное воспитание, поэтому считаю, что необходимо работать в тесном контакте (сотрудничестве с родителями наших воспитанников).
Работа с родителями – одно из важнейших направлений в нашей работе, по созданию благоприятных условий для развития моторики и координации движений пальцев. Основная задача на начальном этапе работы с родителями – формирование и стимуляция мотивационного отношения к работе с их детьми.
Одним из эффектных средств знакомства родителей с особенностью развития общей и мелкой моторики как совершенствование речи является их участие в семинаре- практикуме, родительских собраниях. Где они могут познакомиться с методами и приёмами работы. Постепенно из пассивных зрителей родители превращаются в активных участников – помощников по решению проблем, овладению ребёнком основных графических навыков, что даёт хорошие результаты.
Основная общеобразовательная программеадошкольного образования ГБДОУ д/с №57,основывающаяся на примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы,Т.С.Комаровой,М.А.Васильевой предъявляет требования к развитию речи, мелкой моторики детей каждой возрастной группы и рекомендует основные
направления, приёмы для её развития.
Опираясь на эти требования, планируется вся работа с детьми.
В группе была создана необходимая предметно – развивающая среда, приобретенные игры и пособия для развития речи, мелкой и общей моторики, большинство из которых сделаны самостоятельно.
В учебной зоне имеются разнообразные ручки, карандаши, тетради, счетные палочки, образцы игр.
В зоне изобразительной деятельности: пластилин, раскраски, цветные и простые карандаши, краски, мелки, кисточки, трафареты, фигурные линейки, альбомы, и др.
Для развития и коррекции зрительно-пространственной ориентации: имеются мелкие игрушки, пуговицы разных цветов и размеров, камешки, ракушки, крупа, геометрические фигуры.
Для развития общей моторики имеются спортивный инвентарь (мячи большие, маленькие, шведская стенка, картотека с атрибутами для подвижных игр и др.) .
В игровой зоне «Построй сам» находится конструктор с мелкими и крупными деталями, кубики, напольная мозаика.
Итак, организуя среду и создавая условия для развития детей, думем о том, каким полезным умением и навыкам могут приучить их самые обычные предметы, стараясь донести до родителей необходимость и важность этого, и с их помощью сделать всё возможное для достижения своей цели.
Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:
1. тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности
2. отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными видами двигательной активности, пальчиковых игр и упражнений и т. д. ;
3. дети свободно играют в пальчиковые и дидактические игры;
4. в группе собран методический материал, оборудование для успешной работы по развитию общей и мелкой моторики.
Проводимая работа дала положительные результаты.
В дальнейшем, чтобы работа велась планомерно необходимо:
1. Продолжать совместную работу с родителями по развитию мелкой и общей моторики, которая положительно влияет на совершенствование речи.
2. Продолжать пополнять картотеку игр по развитию мелкой и общей моторики, а также по развитию речи.
3. Организовывать деятельность детей так, чтобы они могли чаще пользоваться, трафаретами, работать с пластилином, бумагой.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Наши пальчики играли, наши пальчики считали...»
Игры и упражнения пальчиковой гимнастики.Старшая группа....
«Веселые пальчики». Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»
ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»«Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев.Чем больше уверенности в движенияхдетской руки, тем тоньше взаимодействие рукис орудием труда, сложнее дв...
Статья "Наши пальчики писали, наши пальчики устали!"
Развитие мелкой моторики у ребенка....
«Пальчик, пальчик, поиграй-ка».
Пальчиковые игры и физкульминутки собственного сочинения....
Наши пальчики играют! Гимнастика для пальчиков для тех, кому 2,3,4...
Буклет для родителей и воспитателей. В буклете отражены возрастные особенности развития тонкой моторики рук и игры для развития мелкой моторики рук....
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?».
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА "ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?"...
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?».
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?». ...