План студийной работы в рамках клубного часа на тему «Песочные фантазии»
план-конспект занятия
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение-
детский сад №1 «Улыбка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей закрытого административно - территориального образования поселок Солнечный Красноярского края
План студийной работы в рамках клубного часа на тему
«Песочные фантазии»
Воспитатели: Аширова М.В.
Мышакова О.В.
ЗАТО п. Солнечный
2022 г.
Пояснительная записка
Рисование песком - новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольников, доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки.
Данный вид рисования - один из самых необычных способов творческой деятельности, т. к. дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Удивительным образом горсть песка превращается в пейзаж, звездное небо, лес или море. Этот необычный вид искусства называется Sand art, т. е. "искусство песка". Песок - та же краска, только работает по принципу "света и тени", прекрасно передает человеческие чувства, мысли и стремления. Рисование песком является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, т. к. тесно связано с самостоятельной и творческой деятельностью. Это один из способов изображения окружающего мира. По мере освоения техники рисования песком обогащается и развивается внутренний мир ребенка.
Каждое занятие с детьми в студии состоит из подготовительной, вводной, основной и заключительной частей.
Подготовительная часть занятия включает в себя эмоциональное взаимодействие педагога-психолога с детьми (приветствие), проведение упражнений для развития мелкой моторики, наблюдательности, подготовки руки к рисованию.
Вводная часть предусматривает использование муз. произведений для создания эмоционально-творческой атмосферы обучения, развития, проведение беседы с детьми о том, кто и что будет рисовать, проведение развивающих игр на создание образов (творческое развитие), развитие, закрепление и совершенствование техники постановки рук для рисования песком.
Основная часть – непосредственная работа с песком по тематике занятий, где дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Рисование песком является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, т. к. тесно связано с самостоятельной и творческой деятельностью. Это один из способов изображения окружающего мира. В процессе продуктивной творческой деятельности дети моделируют на песке точки, завитки, геометрические фигуры; добавляют песок для насыщенности цвета; создают рисунки на основе геометрических фигур: круга, овала, квадрата, прямоугольника, треугольника; сюжетное рисование по предлагаемым темам и замыслу; "раскрашивание" рисунков.
В процессе обучения дети учатся формулировать замысел и удерживать его на протяжении деятельности, оценивать свои рисунки и работы других детей, отмечая при этом их качество, содержание, соответствие действительности, эстетическую привлекательность.
Для воплощения каждого замысла используется определенное количество песка, выделяется центральная фигура, задуманная ребенком, остальные детали прорисовываются дополнительно.
Добавляя горсти песка, дети учатся делать рисунок темным, ярким или, убирая лишнее, светлым, прозрачным, пытаются передавать в рисунке свое настроение, чувства и мысли. Обязательным является проведение физкультминутки (15-20 мин в зависимости от физического состояния воспитанников).
Заключительная часть предполагает анализ детьми своих творческих работ и рисунков сверстников. Определение своего эмоционального состояния в процессе выполнения работ.
Программа составлена с учетом принципа интеграции образовательных областей основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия мира природы, музыки, становление эстетического отношения к окружающему миру, реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
Образовательная область «Социально-коммуникативное» направлено на развитие и взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование позитивных установок к творчеству.
Образовательная область «Познавательное развитие» - предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности, формирование представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
Образовательная область «Речевое развитие» включает владение речью как средством общения между людьми.
Образовательная область «Физическое развитие» - развитие координации движений, мелкой моторики рук и фалангов пальцев. Активизация волевой сферы . Формирование правильной осанки.
Целями данной учебной программы являются:
- стимулирование самостоятельности и творчества детей в изобразительной деятельности с помощью техники рисования песком;
- развитие зрительно-моторной координации;
- свободное владение кистями обеих рук;
- овладение техникой рисования песком на световой поверхности;
- овладение навыками саморегуляции и стрессоустойчивости при работе с песком.
В соответствии с целями в процессе обучения детей технике рисования песком решаются следующие задачи:
1. Образовательные:
- обучать техническим приемам и способам изображения с использованием песка.
- формировать сенсорные способности, аналитическое восприятие изображаемого предмета.
- продолжать знакомить детей с особенностями песка, его свойствами (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду);
2. Развивающие:
- развивать познавательную активность детей, память, внимание, мышление, творческое воображение, креативность;
- развивать навыки саморелаксации, саморегуляции эмоциональных состояний;
- развивать умение совместно работать со сверстниками в группах разной комплектации, планировать деятельность.
3. Воспитательные:
- вызвать интерес к рисованию песком на стекле;
- воспитывать аккуратность, самостоятельность.
Учебный план занятий кружка «Песочное рисование»
Месяц | Кол-во занятий | Кол-во часов |
Октябрь | 4 | 1 ч 40 мин |
Ноябрь | 4 | 1 ч 40 мин |
Декабрь | 3 | 1 ч 20 мин |
Январь | 4 | 1 ч 40 мин |
Февраль | 3 | 1 ч 20 мин |
Март | 4 | 1 ч 40 мин |
Апрель | 4 | 1 ч 40 мин |
Итого за год | 26 | 11 ч |
Месяц | Дата проведения | Тема занятия | Задачи |
Октябрь | 7.10.2022г. | «Чувствительные ладошки» | Знакомство со световым столом. Тактильное знакомство с песком. |
14.10.2022г. | «Волшебство линий» | Познакомить детей с техникой рисования песком. Поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения. | |
21.10.2022г. | «Мой любимый дождик» | Познакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования песком на стекле. Показать приемы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий, капельками, сильный ливень), используя точку и линию как средство выразительности. Снятие тонуса ладоней. | |
28.10.2022г. | «Веселые грибочки» | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования. Учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность . Закрепить умение равномерно наносить песок изображая грибы различные по величине и форме. Снятие напряжение рук. | |
Ноябрь | 4.11.2022г. | «Яблоки и груши» | Учить рисовать предметы круглой и вытянутой формы указательным пальцем. Закрепить навыки рисования. Развивать чувство композиции. |
11.11.2022г. | «Моя любимая чашка» | Учить украшать простые по форме предметы, нанося простые по форме элементы (ветки, листок, простой цветок). Всей ладонью, одним или несколькими пальцами, ребром ладони. Воспитывать эстетическое восприятие. | |
18.11.2022г. | «Солнышко, куда ты прячешься?» | Учить рисовать лучики прерывистыми линиями и сплошными. Закрепить навыки рисования кругов. Снятие психоэмоционального напряжения. | |
25.11.2022г. | «Воздушные шары» | Познакомить детей с техникой рисования песком. Поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения. | |
Декабрь | 02.12.2022г. | «Зимушка, зима! Снеговик» | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования песком пальцами, всей ладонью. Закрепить навык рисования кругов различных по диаметру. |
09.12.2022г. | «Маленькой елочке холодно зимой» | Учить рисовать елки разные по форме, ребром ладони, одним пальцем. Закрепить навыки рисования. Развивать чувство композиции. Воспитывать аккуратность. Эмоциональный комфорт. Релаксация | |
16.12.2022г. | «Рукавичка» | Учить украшать простые по форме предметы, нанося простые по форме элементы. Всей ладонью, одним или несколькими пальцами, ребром ладони. Воспитывать эстетическое восприятие. | |
23.12.2022г. | «По замыслу» | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с песком. Развивать фантазию, интерес. Снятие эмоционального напряжения. | |
Январь | 30.12.2022г. | «Снежинка» | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования песком пальцами, всей ладонью. Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности. Развитие воображения и творческого мышление. |
13.01.2023г. | «В январе все деревья в серебре» | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования песком пальцами, всей ладонью. Учить наносить ритмично и равномерно различные линии (прямые, извилистые, длинные, короткие). Закрепить умение равномерно наносить песок. Развитие мелкой моторики. | |
20.01.2023г. |
| Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности. Развитие воображения и творческого мышление. | |
27.01.2023г. | «Морской мир “Рыбка”» | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования песком пальцами, всей ладонью. Учить наносить равномерно различные линии (прямые, извилистые, длинные, короткие). Учить передавать в рисунке целостный образ. Продолжать изучать домашних животных. Закрепить умение равномерно наносить песок. Снятие тонуса кистей рук. | |
Февраль | 03.02.2023г. | «Домашние животные», | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования песком пальцами, всей ладонью. Учить наносить равномерно различные линии (прямые, извилистые, длинные, короткие). Учить передавать в рисунке целостный образ. Продолжать изучать домашних животных. Закрепить умение равномерно наносить песок. Снятие тонуса кистей рук. |
10.02.2023г. | «Дикие животные» | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования песком пальцами, всей ладонью. Учить наносить равномерно различные линии (прямые, извилистые, длинные, короткие). Учить передавать в рисунке целостный образ. Продолжать изучать домашних животных. Закрепить умение равномерно наносить песок. Снятие тонуса кистей рук. | |
17.02.2023г. | «Ёжик» | Учить украшать простые по форме предметы, нанося простые по форме элементы. Всей ладонью, одним или несколькими пальцами, ребром ладони. Воспитывать эстетическое восприятие. | |
Март | 03.03.2023г. | «Здравствуй, весна!» | Упражнять в рисовании обеих рук одновременно. Развивать координацию. Продолжать знакомить с временами года. Развивать чувство радости, успеха. |
17.03.2023г. | «Мамин день» | Учить украшать простые по форме предметы, нанося простые по форме элементы. Всей ладонью, одним или несколькими пальцами, ребром ладони. Воспитывать эстетическое восприятие. Любовь к родителям | |
24.03.2023г. | «Птицы прилетели домой» | Учить передавать в рисунке целостный образ. Учить наносить извилистые и прямые линии непрерывно. Дополнять рисунок декоративными элементами. Развивать любовь к птицам. | |
31.03.2023г. | «Ваза с цветами» | Учить передавать в рисунке целостный образ. Учить наносить извилистые и прямые линии непрерывно. Дополнять рисунок декоративными элементами. | |
Апрель | 07.04.2023г. | «Мои любимые животные из сказок» | Совершенствовать умения в рисовании. Продолжать учить наносить равномерно различные линии (прямые, извилистые, длинные, короткие). Учить передавать в рисунке целостный образ. Вспомнить любимые сказки, животных. |
14.04.2023г. | «Божьи коровки на лужайке» | Рисование пальчиками. Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета, рисовать травку. | |
21.04.2023. | «Жили у бабуси два веселых гуся» | Продолжать учить использовать ладонь как изобразительное средство: делать отпечаток (большой пальчик смотрит вверх, остальные в сторону). Закрепить умение дополнять изображение деталями. Развивать воображение. | |
28.04.2023г. | «Мы рисуем, что хотим» | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с песком. Развивать воображение, интерес. Снятие эмоционального напряжения. Самоанализ творческих работ. Итоги года. Фотовыставка детских работ. |
Методическое сопровождение кружка «Песочное рисование»
- Световые столы.
- Песок для песочной анимации.
- Магнитная доска с набором магнитных сказочных героев.
- Картинки с изображением на песке сказочных сюжетов, героев.
- Наборы трафаретов животных, растений, транспорта.
- Ноутбук.
- Сборник музыкальных произведений.
- Набор формочек.
- Набор инструментов для работы с песком: воронки, шпатели, грабельки, лопатки, кисточки и проч.
Планируемые результаты обучения:
- развитие зрительного и слухового восприятия;
- развитие умения передавать форму, строение предмета и его частей, правильные пропорции частей, используя оттенки света и тени;
- обучение созданию статичных песочных картин с учётом ритма, симметрии;
- развитие композиционных умений при изображении групп предметов или сюжета;
- развитие тонкой координации движений и мелкой моторики рук при работе с песком;
- развитие творческого воображения и творческих способностей;
- овладение навыками конструктивного общения.
Ожидаемый результат:
- развитие плавности, изящества и точности движений;
- умение работать кистью и пальцами обеих рук;
- скоординированность действий руки и глаза;
- овладение техническими умениями: регуляция силы и амплитуда движений, скорость;
- ритмичность, умение изменять размах и направление движения руки при рисовании;
- овладение техникой построения различных объёмных построек из песка, гармоничное сочетание линий, цвета и тени;
- гармонизация психоэмоционального состояния детей.
Условия обучения: занятия проводятся в профессиональной песочной студии, оборудованная индивидуальными световыми столами-планшетами со стеклянной поверхностью.
Информационно-методическое обеспечение
1.Федеральный закон и 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России» от 17 ноября 2013г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования».
3. Методическое обеспечение: Дубровская Н.В Рисунки, спрятанные в пальчиках. – Спб., 2003.
4. Атемаскина Ю.В., Богославец Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ: учебно-методическое пособие. -СПб.: ООО Издательство Детство- Пресс, 2011.
5. Белоусова О.А. Обучение дошкольников рисованию песком.- Журнал « Старший воспитатель»-М., 2012г.-№5.
6.Белошистая А.В. Игровые технологии в образовании и воспитании ребенка дошкольного возраста// Пед. технологии.-2010.- №2.
7.Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке.-СПб, 1998.
8.Грабенко Т.М., Зинкевич –Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры.-СПб, 2002.
9. Зейц. Мариелла. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница. -М: ИНТ,2010.
10.Зинкевич - Евстегнеева Т.Д. «Практикум по песочной терапии», СПб «Речь»,2006.
11.Зинкевич – ЕвстигнееваТ.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии.-М., 2003.
12.Зейц М. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница. –М., 2010.
13. Э.Крейри Я злюсь.-СПб, 1995.
14. Э.Крейри Я горжусь.-СПб, 1995.
15.Никитина Т.О. Афанасьева М.А. Песок как универсальное средство развития дошкольноков// Воспитатель ДОУ,2013, №9.
16. Никитина О.Н. Метод Sahd-Art. Ресурсы рисования песком. Песочные истории.-СПб, 2012г.
17.Погосова Н.М. «Погружение в сказку», «Речь». 2006. 9
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
1. htt://www.sadpictures.ru
2. htt://www.jlady.ru
3. htt://www.u-sovenka.ru
4. htt://www.vita-studia.com
5. htt://www. mc-art.ru
6. htt://www. sandpoject.ru
7.Издательский дом «Первое сентября» www.1september.r
8.Народная библиотека www.biglib.com.ru
9. Сайт «Все для детского сада» www. Ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план мастер классов «Волшебная тарелочка» в рамках "Клубного часа»
Муниципальное бюджетное детское образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 17 «Здоровячок» Согласовано:...
Программа тематических блоков в рамках Клубных часов
С целью реализации педагогического проекта «Применение технологии «Клубный час» для эффективной социализации дошкольника в образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС ДО» в МБДОУ "Детский са...
Конспект занятия для детей с нарушениями речи старшей и подготовительной группе (в рамках «Клубного часа») «Изготовление лепбука на тему Весна »
Формирование и систематизирование знаний детей о характерных признаках весны. Формировать умение создавать лепбук по теме «Весна»; Развивать образное мышление, восприят...
План студийной работы в рамках клубного часа на тему "Песочные фантазии"
план студийной работы...
План студийной работы в рамках клубного часа по изобразительной деяельности «Акварельки»
План студийной работы в рамках клубного часа по изобразительной деятельности «Акварельки»...
Нейро-игры для детей. Из опыта работы в рамках "клубного часа для детей"
15 ноября в нашем детском саду прошёл очередной клубный час. На нашей локации "Нейробика" дети выполняли нейроупражнения подготовленные в рамках работы по самообразованию.В ходе выполнения д...