Здоровьесберегающая среда как средство сохранения здоровья для детей дошкольного возраста.
статья (старшая группа)
В период дошкольного возраста происходят важные процессы становления личности ребенка, формирование его способностей, стойкого интереса к занятиям физической культурой и спортом, навыков здорового образа жизни и на этой основе — создание прочного фундамента здоровья. Здоровье – один из важных компонентов человеческого счастья и одно из ведущих условий успешного социального и экономического развития. Известно, что здорового ребенка воспитывать легче. Он быстрее приспосабливается к смене условий, обретает необходимые навыки и умения. Здоровье – предпосылка к правильному формированию характера, силы воли, развития инициативы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающая среда как средство сохранения здоровья для детей дошкольного возраста.
Романова Валентина Викторовна, инструктор по физической культуре
МБДОУ детский сад №57 «Радуга»
Белгородская область, город Старый Оскол
В период дошкольного возраста происходят важные процессы становления личности ребенка, формирование его способностей, стойкого интереса к занятиям физической культурой и спортом, навыков здорового образа жизни и на этой основе — создание прочного фундамента здоровья. Здоровье – один из важных компонентов человеческого счастья и одно из ведущих условий успешного социального и экономического развития. Известно, что здорового ребенка воспитывать легче. Он быстрее приспосабливается к смене условий, обретает необходимые навыки и умения. Здоровье – предпосылка к правильному формированию характера, силы воли, развития инициативы.
Одной из главных задач ДОУ: создать условия, гарантирующие формированию и укреплению здоровья детей. Укрепление здоровья - это занятия физическими упражнениями, а также выполнение различного рода закаливающие процедуры. Физическое воспитание детей должно осуществлять с самого раннего возраста, что предопределяет правильное развитие ребенка в дальнейшем и обеспечивает работоспособность взрослого человека, его трудовую и социальную активность.
Физическое воспитание - это организованный процесс воздействия на человека физических упражнений, гигиенических мероприятий и естественных природных факторов с целью укрепления здоровья и подготовки к различным видам деятельности. Правильно организованное физическое воспитания ребенка является фрагментом системы оздоровительных мероприятий, которые осуществляются в ДОУ. Основными средствами физического воспитания являются: физические упражнения, естественные движения, личная гигиена и природные факторы. Физическое воспитание детей состоит из целого комплекса воздействий:
- разумно организованная внешняя среда, в которой находятся дети;
- режим дня;
- полноценное питание;
- специальные приемы закаливания;
- разнообразные физические упражнения.
Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.
Роль физического воспитания и укрепления здоровья в развитии ребенка имеет огромное значение. Ребенок крепнет и развивается не как будущая социальная личность, а как познание своих сил и степень веры в них, приобретаемые в процессе навыков. Одну из основных задач физического воспитания в жизни ребенка играет его двигательная деятельность, а также культура правильных движений (твердая и правильная походка, устойчивое положение тела, правильный размах руки, быстрый бег и т.п.). А также в процессе физического воспитания формулируются знакомства с рациональными способами выполнения движений, положительно влияющих на работу всех органов и систем.
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является главной и актуальной темой на сегодняшний день. Это объясняется тем, что к ним проявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети.
В отечественной практике по сохранению здоровья детского коллектива одним из первых стал выдающийся педагог А.В. Сухомлинский. Продолжая говорить о здоровьесбережении, нельзя не затронуть тему «о здоровьесберегающих технологиях».
Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Забота о здоровье детей – важная и ответственная задача всего нашего общества. Одним из условий полноценного развития детей дошкольного возраста является высокий уровень здоровья, но в связи со сложившейся экологической ситуацией, неблагоприятными наследственными факторами наблюдается тенденция к увеличению детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья. В век развития телевидения и компьютеризации, с детьми меньше общаются взрослые. Многие родители предпочитают, чтобы дети сидели у телевизора и компьютера, смотрели мультфильмы, лишь бы не отвлекали. В результате чего, у таких детей двигательная активность на низком уровне.
Укрепление здоровье детей должно осуществляется совместными усилиями семьи и детского сада. При этом ведущая роль принадлежит ДОУ, где ребенок проводит большую часть своего активного времени. В связи с чем, укрепление здоровья воспитанников - это первостепенная задача педагога. С давних времен было замечено, что закаливание способствует укреплению здоровья. Поэтому закаливающие мероприятия должны составлять основу воспитательно-оздоровительного процесса.
Закаливание - одно из важных и эффективных средств укрепления здоровья и профилактики заболеваний. Оно положительно влияет на приспособление к холоду, жаре, ослабляет негативные реакции организма на изменение погоды, повышает устойчивость к вирусным заболеваниям. Начинать закаливание нужно лучше всего с раннего возраста. Основными природными факторами закаливания являются воздух, солнце и вода. Регулярное и достаточное пребывание ребенка на свежем воздухе, а также сквозное проветривание группы, одежда по погоде - все эти факторы оказывают закаливающий эффект на организм.
Физкультминутки - одна из наиболее простых и распространенных видов здоровьесберегающих технологий в ДОУ. Это кратковременные перерывы в интеллектуальной или практической деятельности, во время которых дети выполняют несложные физические упражнения. Они способствуют снятию мышечного, нервного и мозгового напряжения; а также предупреждения утомляемости и создании положительного эмоционального фона.
Дыхательная гимнастика
Изучение опыта работы многих воспитателей дошкольных учреждений показывает, что к самым популярным видам здоровьесберегающих технологий в ДОУ относится дыхательная гимнастика. Она представляет собой систему дыхательных упражнений, которые входят в комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка.
В ходе выполнения упражнений нужно особое внимание уделять характеру производимых вдохов и выдохов. Следует учить детей вдыхать через нос (вдохи должны быть короткими и легкими), а выдыхать через рот (выдох долгий). Также дыхательная гимнастика включает упражнения на задержку дыхания. Важно, чтобы у детей при выполнении упражнений на развитие речевого дыхания не напрягались мышцы тела, не двигались плечи.
Прогулка. Подвижные игры. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для укрепления здоровья. Прогулка является самым доступным средством. Она способствует повышению выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.
Ритмопластика - это инновационный метод работы с детьми, который основан на выполнении ими под музыку специальных пластичных движений, имеющих оздоровительный характер.
Ритмопластика организовывается в форме специальных музыкальных занятий. Физические упражнения выполняются в медленном темпе с широкой амплитудой. Эти занятия нужно проводить дважды в неделю по 30 минут каждое.
Пальчиковая гимнастика - это вид здоровьесберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму), но и для решения проблем с речевым развитием у детей.
Пальчиковая гимнастика проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев. В ходе проведения такой гимнастики дети производят активные и пассивные движения пальцами. Используются такие виды упражнений:
- массаж;
- действия с предметами или материалами;
- пальчиковые игры.
Конечная цель использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ по ФГОС – сохранение и укрепление здоровья детей, что служит обязательным условием повышения результативности учебно-воспитательного процесса. Только здоровый ребенок может стать хорошим учеником и успешной личностью.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Богина Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. - М.: Мозаика-синтез, 2006.
2. Бажуков С.М. Здоровье детей - общая забота. - М.: Физкультура и спорт, 2007.
3. Журавлева И.В. Самосохранительное поведение как фактор здоровья / Медицинская география и здоровье человека. - М., 2007.
4. Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка / В. Г. Алямовская - М: Аркти,1993
5. Кучма В.Р., Сердюковская Г.Н., Демин А.К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. - М., 2012.
6. Липовецкий Б.М. Занимайтесь спортом! - М., 2005.
7. Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка / В. Г. Алямовская - М: Аркти,1993
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающая среда в группе «Особый ребёнок» для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Описан опыт по организации здоровьесберегающей среды в ДОУ для детей с ОВЗ...
Предметно-развивающая среда как средство гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста
Педагогический совет...
Предметно-развивающая среда как средство развития речи у детей дошкольного возраста.
Предметно-развивающая среда как средство развития речи у детей дошкольного возраста. Речь - удивительно сильное средство,но нужно иметь много ума, чтобыпользоваться им.Г. ГегельАктуальность:...
Создание оптимальной предметно-пространственной развивающей среды как средство успешного развития речи детей дошкольного возраста.
В пустых стенах ребенок не заговорит… Е. И. Тихеева[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16890255","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"417","width":"480"}}]]...
Скиппинг, как здоровьесберегающая технология и средство активизации двигательной деятельности детей дошкольного возраста
Скиппинг, как физкультурно-оздоровительная технология в ДОО...
Применение технологии творческого проекта с целью формирования навыков безопасного поведения, в том числе по укреплению и сохранению здоровья у детей дошкольного возраста
Применение технологии творческого проекта с целью формирования навыков безопасного поведения, в том числе по укреплению и сохранению здоровья у детей дошкольного возраста . •Актуальность: Тв...
Формирование мотивации к сохранению здоровья у детей дошкольного возраста в современном образовательном пространстве
Движение - это путь не только к здоровью, но и к интеллекту. Правильно организованное физическое воспитание способствует развитию у детей логического мышления, памяти, инициативы, воображения и самост...