Формирование мотивации к сохранению здоровья у детей дошкольного возраста в современном образовательном пространстве
методическая разработка по физкультуре
Движение - это путь не только к здоровью, но и к интеллекту. Правильно организованное физическое воспитание способствует развитию у детей логического мышления, памяти, инициативы, воображения и самостоятельности. Дети становятся более внимательными и наблюдательными, более дисциплинированными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_po_zozh.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Н.А. Ажгибкова,
инструктор по физической культуре
МОУ «Павловская СШ»,
структурное подразделение детский сад «Ромашка»,
г. Каргополь
Формирование мотивации к сохранению здоровья у детей дошкольного возраста в современном образовательном пространстве
Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идет интенсивное развитие всех систем детского организма, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей знания и практические навыки здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Движение - это путь не только к здоровью, но и к интеллекту. Правильно организованное физическое воспитание способствует развитию у детей логического мышления, памяти, инициативы, воображения и самостоятельности. Дети становятся более внимательными и наблюдательными, более дисциплинированными.
Развитие таких качеств как сила, быстрота, ловкость, выносливость являются основной задачей физического воспитания и показателем психофизического здоровья детей.
Спортивная, физкультурная деятельность влияет на развитие личности детей и подростков, формирование у них чувства «взрослости», умение оценивать собственное поведение. В коллективных формах спортивной деятельности развивается умение действовать сообща, учитывать чувства, позиции других людей, согласовывать свои действия с действиями партнёра, что имеет большое значение в формировании социальных основ и психологического комфорта.
Поэтому так важно формировать у детей и подростков положительную мотивацию и интерес к занятиям физической культурой и спортом.
Система физкультурно-оздоровительной работы в нашем детском саду предполагает различные формы, средства и методы формирования психофизического здоровья у дошкольников. Основными формами работы являются занятия, досуги, режимные моменты, спортивные соревнования и праздники.
В своей деятельности при организации учебно-воспитательного процесса по сохранению и укреплению здоровья детей мы уделяем большое внимание внедрению инновационных форм работы с дошкольниками. И это оправдано, так как проведение только обычной, типовой структуры НОД приводит к снижению интереса детей к занятиям и, как следствие, к снижению их результативности. Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении нетрадиционных форм, тесно связан с положительными эмоциями детей, благотворно влияющими на психику ребенка.
Нами используются такие варианты занятий по физической культуре как: игровые занятия; занятия с одним пособием; круговая тренировка; сюжетно-игровые; занятия, построенные на музыкально-ритмических движениях (на степах); занятия на свободное творчество; занятия с элементами спортивного ориентирования; занятия из серии М.Ю. Картушиной «Зелёный огонёк здоровья».
Организация занятий по воспитанию и формированию, сохранению и укреплению здоровья детей предусматривает активную практическую, самостоятельную и интеллектуальную деятельность детей и инструктора по физической культуре. Результатом воспитания и обучения являются новые знания, которые сразу можно использовать в практике повседневных жизненных ситуаций, а так же заинтересованность детей в физической культуре.
Независимо от формы проведения занятия, на каждом из них должны соблюдаться такие принципы как:
- обучение основным движениям должно осуществляться по трем этапам: обучение, закрепление, совершенствование;
- содержание и методика проведения должны способствовать достижению тренирующего эффекта, достаточной моторной плотности и развитию физических качеств.
Остановимся кратко на каждой из нетрадиционных форм проведения занятий:
1) игровые занятия построены на основе игр и игр-эстафет с включением игр. Целесообразно их использовать для снятия напряжения после занятий с повышенной интеллектуальной нагрузкой, для закрепления движений в новых условиях, для обеспечения положительных эмоций. Вводная часть такого занятия состоит из игр малой или средней подвижности. В основную часть могут быть включены игры высокой подвижности, совершенствующие виды движений. Заключительная часть занятия должна обеспечить снижение нагрузки.
2) занятие с одним пособием (мячом) интересно уже тем, что на таком занятии у педагога есть возможность продемонстрировать детям многообразие способов использования какого-либо спортивного предмета в различных видах деятельности (прыжках, беге, метании, лазании, равновесии). Оно включает в себя разнообразные упражнения, что обеспечивает развитие физических качеств, двигательных умений, оказывает положительное влияние на различные виды мышц и способствует воображению, фантазии, дети учатся использовать один предмет в разных ситуациях.
3) круговая тренировка: принцип организации такого занятия достаточно прост: вводная и заключительная часть занятия проводятся в традиционной форме. Во время, отведённое для общеразвивающих упражнений и основных движений, организуется круговая тренировка. В зависимости от степени нагрузки полученной на круговой тренировке, выбирается подвижная игра. Такой способ позволяет детям проявить творческую инициативу, придумывая способы выполнения упражнения.
4) сюжетно-игровые занятия построены на сказочной или реальной основе. Беря за основу классическую структуру занятия, содержание двигательной деятельности согласуется с сюжетом. Тематика таких занятий должна соответствовать возрастным возможностям детей, учитывая их уровень: репортаж со стадиона, цирк, поездка на дачу, сказочные сюжеты и т.д.
5) занятия, построенные на музыкально-ритмических движениях (на степах) применяются для успешного создания бодрого настроения у детей. Вводная часть состоит из разных видов ходьбы и бега под музыкальное сопровождение, выполнение танцевальных движений. Общеразвивающие упражнения проводятся в виде ритмической гимнастики. После неё можно предложить детям музыкальные игры и танцы. Эти занятия проводятся не менее двух раз в месяц.
6) занятия на свободное творчество: на таких занятиях надо уметь не только проявить интерес, но и уметь в свободной двигательной деятельности использовать полученный двигательный опыт, то есть все время находиться в творческом поиске.
7) занятия с элементами спортивного ориентирования проводятся на участке детского сада в летний период. Перед занятием 2 команды получают маршрутные листы. На них схематично изображен участок, где будет проходить занятие и путь следования команд. После небольшой разминки команды отправляются в путь в сопровождении воспитателя и преодолевают различные препятствия: перелезают через барьеры или пролезают сквозь них, лазают по гимнастической лестнице, идут по бревну и т.д. Заканчивают маршрут обе команды в одном месте, где их поджидает письмо или сказочный персонаж с предложением поиграть, провести эстафету и т.д.
8) занятия из серии М.Ю. Картушиной «Зелёный огонёк здоровья»: на этих занятиях дети учатся приемам расслабления, аутотренингу, самомассажу (пальчиковые гимнастики, упражнения на дыхание, массаж стоп ног, ушных раковин и.т.п.).
Важную роль в формировании психофизического здоровья детей, их полноценного развития играет тесное сотрудничество родителей и педагогов.
В нашей дошкольной организации основным способом реализации сотрудничества инструктора по физкультуре и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели педагогического процесса, а его активные участники. И лишь при условии реализации преемственности и целенаправленной деятельности родителей и педагога может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующая психофизическое здоровье детей.
Содержательную сторону взаимодействия специалиста и родителей по проблеме физического развития ребенка мы определяем через различные его формы. А именно: анкетирование родителей с целью выявления знаний по воспитанию здорового ребенка; индивидуальные и групповые консультации; общие и групповые родительские собрания; совместное создание развивающей предметно-пространственной среды; Дни открытых дверей с просмотром и проведением разнообразных занятий в физкультурном зале; организация дней Здоровья; участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов; проведение НОД с совместным участием родителей и детей.
На сегодня одной из основных форм работы по взаимодействию с родителями остаются родительские собрания. Традиционно осенью мы выходим на собрания в группы старшего возраста с темой «Здоровье и физическое развитие ребенка». На этих собраниях мы знакомим родителей с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников, а так же рассказываем о том, какие двигательные навыки приобретают старшие дошкольники.
С 2013 года мы вводим в практику проведение ООД с совместным участие родителей и детей. В 2013 году было проведено занятие «Путешествие в город волшебных мячей» (средняя группа), в 2014 году - «Цирк зажигает огни» (старшая группа). Оба занятия были подготовлены инструктором по физической культуре и воспитателем группы. Как показывает практика, совместные физкультурные занятия способствуют гармонизации отношений родителей и детей, сближают их, позволяют ощутить радость от совместной двигательной деятельности и установить эмоционально-тактильный контакт.
Так же родители активно принимают участие в совместных праздниках.
В прошлом учебном году были проведены совместные праздники с детьми старшего дошкольного возраста «Папа – гордость моя», посвящённые 23 февраля. Папы и дедушки с азартом соревновались как между собой, так и с детьми. В этом учебном году решили совместить праздники 23 февраля и 8 марта «Папы и дочки, мамы и сыночки». Получился очень интересный, весёлый, спортивно-музыкальный праздник. В традиции детского сада, каждый учебный год, проходят и весёлые старты с семьями - «Семейные гонки», где все участники получают заряд положительных эмоций.
Надо отметить, что от совместной деятельности с родителями, дети ощущают психологический комфорт, что непосредственно влияет на их здоровье, а родители приобретают необходимые знания о физическом развитии ребенка.
Неотъемлемой частью взаимосвязи инструктора по физической культуре и родителей является информационно-наглядная пропаганда. Это и буклеты с материалами для информированности об оздоровительной работе, и информационные листы, и папки-передвижки с практическим материалом для использования в играх с детьми, советы и рекомендации для родителей.
Нельзя забывать о совместной деятельности инструктора по физкультуре по воспитанию здорового и развитого ребёнка с педагогами и специалистами детского сада. Это способствует обеспечению гибкого оздоровительного режима, формированию привычки здорового образа жизни, развитию двигательной культуры.
Взаимодействие с медицинской сестрой предполагает проведение оздоровительных мероприятий (занятия М.Ю. Картушиной «Зелёный огонёк здоровья», уроки Айболита) и проведение санитарно-просветительской работы среди педагогов и родителей. Также в начале года совместно с медсестрой проводим оценку плантографии у детей старшего дошкольного возраста для проведения профилактических мероприятий при необходимости.
Взаимодействие с музыкальным руководителем находит свое отражение в музыкальном сопровождении в течение проведения физкультурно-оздоровительной работы. Музыка положительно воздействует на эмоции детей, создает у них хорошее настроение, помогает активировать умственную деятельность, способствует двигательному развитию детей.
Взаимодействие с педагогом-психологом и учителем-логопедом заключается в консультативной методической помощи, которая направлена на развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников, познавательных процессов и речи. Это может методика проведения игр с детьми с чрезмерной утомляемостью, непоседливостью, вспыльчивостью, замкнутостью, игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения, игры речевого характера.
Таким образом, систематические занятия физкультурой и спортом, а так же сотрудничество родителей и педагогов способствуют развитию личности детей как социально значимых. Физическая культура – не только средство развития собственно физических качеств ребенка и укрепления его здоровья, но и важный компонент, и средство формирования психофизического и социального здоровья детей и подростков.
Список информационных источников:
1. Богина, Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях / Т.Л. Богина. - М.: «Мозаика-Синтез», 2005. - 114 с.
2. Колесникова, Т. Воспитание у ребенка раннего возраста потребности быть здоровым / Т. Колесникова // Дошкольное воспитание. - 2007. - №1. - с. 83-87.
3. Кудрявцев, В. Физическая культура и развитие ребенка / В. Кудрявцев // Дошкольное воспитание. - 2004. - №1. - с. 51-55.
4. Муравьев, В.А. Воспитание физических качеств детей дошкольного возраста / В.А. Муравьев. - М.: Айрис-Пресс, 2004. - 112 с.
5. Соломенникова, Т.Н. Формирование двигательной сферы у детей 3-7 лет / Т.Н. Соломенникова, Т.Н. Машина. - Волгоград: Учитель, - 2011. - 203 с.
6. Рунова, М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду / М.А. Рунова. - М.: Логос, - 2004. - 186 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологии физического развития детей дошкольного возраста в современном образовательном пространстве ДОУ
Цель:Систематизация знаний педагогов об оздоровлении детей дошкольного возраста, пропаганда здорового образа жизни среди сотрудников ДОУ.Задачи: 1.Систематизировать физкультурно-оздоровительную ...
статья "Формирование мотивации на сохранение здоровья у детей младшего дошкольного возраста"
предлагаю вашему вниманию статью на тему "Формирование мотивации на сохранение здоровья у детей младшего дошкольного возраста"...
Формирование мотивации к сохранению здоровья у детей, подростков и молодежи в современном образовательном пространстве
педагогическая статья на тему "Формирование мотивации к сохранению здоровья у детей и подростков"...
Методические рекомендации. "Роль вокально - хоровых упражнений в формировании мотивации к хоровому пению у детей дошкольного возраста".Выступление на конференции "А.С.Пономарев - личность, педагог, артист, музыкант"
Статья содержит методические рекомендации по работе со старшими дошкольниками на музыкальных занятиях в разделе "хоровое пение"....
План работы по самообразованию тема: «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в современном социокультурном пространстве
Тема: «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в современном социокультурном пространстве»Актуальность: В настоящее время в период нестабильно...
Здоровьесберегающая среда как средство сохранения здоровья для детей дошкольного возраста.
В период дошкольного возраста происходят важные процессы становления личности ребенка, формирование его способностей, стойкого интереса к занятиям физической культурой и спортом, навыков здорово...
Применение технологии творческого проекта с целью формирования навыков безопасного поведения, в том числе по укреплению и сохранению здоровья у детей дошкольного возраста
Применение технологии творческого проекта с целью формирования навыков безопасного поведения, в том числе по укреплению и сохранению здоровья у детей дошкольного возраста . •Актуальность: Тв...