Скиппинг, как здоровьесберегающая технология и средство активизации двигательной деятельности детей дошкольного возраста
методическая разработка по физкультуре
Скиппинг, как физкультурно-оздоровительная технология в ДОО
Скачать:
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12
ГОРОДА СЫЗРАНИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА СЫЗРАНЬ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Адрес: 446023, Самарская область, г. Сызрань, ул. Декабристов, 436.
Телефоны: директор 99-57-08, факс (88464) 99-57-08, зам. директора по УВР 99-56-73
Номинация «Спортивный детский сад»
«Скиппинг, как здоровьесберегающая технология и средство активизации двигательной деятельности детей дошкольного возраста»
СП «Детский сад» ГБОУ СОШ №12 г. Сызрани
Коллектив авторов:
инструктор по физической культуре Скрынник Елена Михайловна,
8-929-711-89-90
инструктор по физической культуре Наталевич Марина Владимировна,
8-987-920-37-36
г. Сызрань
2023 г
Скиппинг, как здоровьесберегающая технология и средство активизации двигательной деятельности детей дошкольного возраста
Актуальность. Здоровье человека и особенно ребенка – тема достаточно актуальная в нашем детском саду. Перед нами регулярно встает вопрос поиска новых эффективных форм работы с дошкольниками по здоровьесбережению. Хотелось бы представить вашему вниманию одну из таких форм, как технология сохранения и стимулирования здоровья, которая внедрена в нашем детском саду- скиппинг.
Скиппинг – это целое направление фитнеса и официальный вид спорта во многих странах, состоящее в прыжках на скакалке. Название skipping происходит от английского skip – прыгать, подпрыгивать.
В соответствии с ФОП ДО и используя методическую разработку «Скиппинг - прыжки на скакалке» Антонова Э.Р., мы проводим кружок «Прыг-скок» в группах компенсирующей направленности.
Скиппинг - это форма двигательной деятельности доступная всем. Научившись прыгать, пусть даже медленно, упражнение дает организму великолепную нагрузку в выносливости и реализует потребность детей в движении. Кроме этого, скакалка доступна каждому, вне зависимости от возраста, веса и роста ребенка. Скакалка безопасна. Прыгать через нее можно практически всегда и везде, она компактная, не занимает много места.
В нашем детском саду разработана авторская программа, которая реализуется в кружке «Прыг- скок».
Цель: создание условий для укрепления физического и психического здоровья детей, посредством организации педагогического взаимодействия при обучении элементам скиппинга. исходя из их возрастных особенностей, а также пропаганда здорового образа жизни.
В своей работе мы поставили задачи:
1. Реализовывать потребность детей в двигательной деятельности, обогащать двигательный опыт через различные виды движений.
2. Создавать условия для физической самореализации детей через систему игр, двигательных заданий и упражнений со скакалкой.
3. Развивать психофизические и волевые качества: (выносливость, быстроту реакции, ловкость, целеустремленность, организованность, смелость, инициативность, волю, настойчивость), интерес к самостоятельным занятиям скиппингом.
4. Воспитывать уверенность в своих силах, самоуважение, уважение друг к другу.
Мы используем скакалку на утренней гимнастике, на прогулке, в играх, на детских праздниках и развлечениях.
При освоении техники работы со скакалкой мы придерживаемся принципа последовательности, переходя от простых двигательных действий к более сложным, а также принципа постепенности.
При организации работы со скакалкой мы используем следующие методы: словесный (название, объяснение); наглядный (правильный, безукоризненно четкий показ образца в надлежащем темпе от начала до конца - обязательно взрослым); практический (расчленённый показ двигательного действия в медленном темпе; самостоятельное выполнение действия детьми).
Занятия в кружке состоят из теоретической и практической части. Упражнения со скакалкой полностью соответствуют требованиям ФГОС.
Как правильно выбрать скакалку. Для того чтобы определить правильную длину скакалки, ребенок должен взять ее за ручки и наступить в середине стопой. Когда ребенок ее натянет, концы должны касаться подмышек. Не торопитесь обрезать скакалку, если она окажется длинной, ведь ребёнок быстро растёт, можно просто перевязать узел в ручках.
Перед обучением воспитанников старшего дошкольного возраста прыжкам со скакалкой с ними были проведены беседы: «История скакалки», дети очень активно в ней участвовали, беседа «Что такое скиппинг?».
Детям были предложены обучающие ситуации: «В какие игры можно играть со скакалкой», «Разные скакалки для разных игр», «Как скакалка здоровье укрепляет». Дети с интересом воспринимали новую информацию, задавали вопросы и сами пытались отвечать на вопросы педагогов.
Техника прыжков через скакалку. Начинать обучение нужно с прыжков на месте. Прыгать, не продвигаясь ни вперед, ни назад. Следить, чтобы руки, слегка согнутые в локтях, были расположены по бокам. При выполнении прыжков туловище следует держать выпрямленным, сохраняя правильную осанку, так как это влияет на свободное дыхание. Дыхание при прыжках задерживать нельзя. Следует постепенно добиваться легкого и мягкого выполнения прыжков. Для этого надо оттягивать пальцы ног, а приземляться сначала на носки, затем на короткое время опускаться на всю стопу. На приземление обращать особое внимание. Нужно мягко приземляться на подушечки пальцев и стараться отталкиваться большими пальцами ног. Когда ребенок приземляется обращать внимание на то, чтобы он слегка согнул колени, и никогда высоко не отрывался от пола, достаточно подпрыгнуть на 10 - 20 см. Каждая стопа должна приземляться на одно и тоже место. Не надо выполнять лишних энергичных движений, которые изнуряют организм. В периоды отдыха между прыжками предлагать детям небольшую дыхательную гимнастику, так как ЧСС должна оставаться в «зоне безопасности».
Этапы обучения прыжкам со скакалкой
1 этап – подготовительный.
Предлагаем детям самим вращать скакалку в одной руке вперёд, назад, перешагивать через неё. Добавляем ко всем предыдущим упражнениям прыжки разными способами: на месте (ноги «скрестно», боковые прыжки через лежащую скакалку).
После освоения прыжков через неподвижную скакалку, упражнения проводятся через качающуюся вперед - назад скакалку в период ее приближения к ногам ребенка.
2 этап - основной. Учим перепрыгивать через скакалку вперед-назад удобным для них способом: переступанием с ноги на ногу или прыжком на двух ногах.
Переходим к обучению прыжкам через длинную скакалку. Дети начинают с пробегания под ней в игре «Пробеги - не задень».
3-й этап – закрепительный. Ребенку предлагаем прыжки в более быстром темпе, который определяется скоростью вращения скакалки. Усложняем действия с длинной вращающейся скакалкой: вбеганием, прыжками и выбеганием. Используя скакалку при проведении НОД по физкультуре, на прогулке, в свободной двигательной деятельности, решается задача увеличения двигательной активности дошкольников. Дети с удовольствием играют в подвижные игры с использованием скакалки.
Занятия в кружке состоят из теоретической и практической части. Теоретическая часть включает в себя беседы по техники безопасности при проведении занятий, правила и способы использования скакалки как тренажера. Теоретические занятия, направлены на мотивацию дошкольников регулярно заниматься спортом, вести здоровый образ жизни.
Структура каждого отдельного занятия построена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их увлечениями, необходимостью регулярной работы с наблюдаемыми объектами, разрядки и восстановления сил.
Упражнения, игры, эстафеты, применяемые при обучении прыжкам на скакалке
1. Кистевое вращение.
Упражнения на развитие кистевого вращения:
- «вертикальные и горизонтальные змейки» - правая (левая) рука вниз, вперед или в сторону; движение кистью - вправо-влево, вверх-вниз или вперед-назад;
- «круги на воде» (песке, в воздухе) - круговые движения кистью вправо-влево;
- «вертолет»- пр. (лев.) рука вверх, горизонтальное вращение над головой вправо-влево;
- «ветерок» - веревочка в двух руках перед собой, вращение вперед-назад;
- «волны» - то же, движение кистей поочередно вверх-вниз;
- «хвостик» - рука вперед или в сторону, согнута в локте, локоть прижат к туловищу; вертикальное вращение вперед-назад.
2. Маховые и круговые упражнения для рук.
При прыжках концы скакалки находятся у основания ладони, большой палец сверху.
Упражнения:
- «качалочка» - ленточка (веревочка) в одной или 2-х руках, махи вперед - назад, вправо - влево, вверх - вниз, скрестно, внизу, вверху, перед собой, за спиной, с чередованием, меняя темп, амплитуду;
- «мельница» - с ленточкой круговые движения рук в разных плоскостях и направлениях, одновременно и поочередно;
- «качалочка со скакалкой» - скакалка в 2-х руках внизу спереди; качаем вперед - назад и по сигналу перешагиваем или перепрыгиваем на двух или «козликом» с одной ноги на две; то же, скакалка сзади;
- «рисуем солнце на стене» - с палочкой (веревочкой или лентой): прямая или согнутая в локтевом суставе рука в сторону, вращение вперед-назад, одновременно, поочередно, разноименно, меняя темп и амплитуду.
Игры на закрепление правильного хвата ручек скакалки:
«Лошадка» - Скакалку надо накинуть на грудь ребенка, а ее свободные концы пропустить через подмышки, получаться «вожжи». Возница держится за ручки скакалки, и они с «лошадкой» весело скачут по дорожке, затем меняются ролями.
«Паровозик» - Инструктор физического воспитания впереди, будет локомотивом, а детишки-вагончики – сзади, ухватившись за длинную скакалку, или у каждого на плечи наброшена скакалка, как в игре «Лошадка», ручки скакалки держит следующий ребенок, образуя одну цепочку. Не забывайте озвучивать громко процесс и весело кричать на всю улицу «пых-пых-пых», «ту – ту».
3. Прыжки со скакалкой.
При обучении детей старшего дошкольного возраста ставится задача – соединение движение рук (вращение скакалки) и прыжка. Научить разным прыжкам со скакалкой короткой и длинной. При систематической работе уже в старшей группе дети хорошо владеют скакалкой. Поэтому в задачу обучения детей подготовительной к школе группы входит повторение всех видов прыжков, предложенных для старшей группы. Прыжки со скакалкой становятся сложнее и многообразнее. Можно вводить упражнения, требующие высокой координации движений, согласованности действий нескольких детей.
Техника прыжков через длинную скакалку подобна технике прыжков через короткую скакалку. Вначале дети учатся прыгать через неподвижную, качающуюся и вращающуюся скакалку с места, затем пробегать вслед за скакалкой, как бы догоняя ее. Вбегание производится с небольшого расстояния — 3-4 м, бег равномерный, без ускорения. Скакалка вращается сверху вниз в сторону ребенка. Вбегание осуществляется вслед за скакалкой. С появлением хороших навыков скакалку вращают двое детей.
В нашем детском саду мы создаём все условия для игр со скакалкой. Дети с радостью участвуют в эстафетах со скакалкой и в подвижных играх: «Удочка», «Ловишки со скакалкой», «Часы», «Пауки и мухи», «Я знаю пять имён, овощей, фруктов», «Кто первым?», «Кто дальше?».
Соревнования – важный фактор развития личности, волевых качеств, укрепления и закалка характера. Одно из них прыжки со скакалкой на 30 секунд, оценивается количество прыжков. Через соревнование ребенок формирует собственное представление о своих возможностях, приобретает уверенность в своих силах. Формируется ценностное отношение к другим детям и к совместной деятельности, ответственности за общие результаты. Во время этих соревнований дети получают эмоциональную разрядку, физическое удовольствие, что в свою очередь вовлекает детей в процесс физкультурных занятий.
Предостережения
Правильно подбирайте обувь, которая должна быть легкой и удобной. Для того чтобы избежать растяжения икроножных мышц и связок голеностопа, предлагать детям выполнять специальные упражнения с вращением голеностопного сустава, скручиванием стоп, упражнения на растягивания икроножных мышц, а также упражнения для мышц пальцев ног.
Результаты работы:
– улучшились показатели физического развития детей: общая моторика, двигательные навыки, координация движений, ловкость, силовые качества, мышечный тонус;
– дети познакомились с историей скиппинга и его видами;
– отмечается возросшее желание родителей использовать скакалку в совместной деятельности с детьми;
– появилось увлеченное использование скакалки детьми в группе, на прогулке, в самостоятельной деятельности;
– отмечаются хорошие спортивные показатели работы со скакалкой.
Вывод: результат использования скиппинг-технологии: укрепление здоровья и разностороннее развитие ребенка, повышение работоспособности; развитие и совершенствование психомоторных физических качеств; овладение умением самостоятельно организовывать разнообразные игры, договариваться, распределять роли, играть дружно, выполняя установленные правила игры. Благодаря технологии «Скиппинг» большая часть ребят полюбили, учатся и некоторые дети уже научились прыгать через скакалку.
Прыгайте на здоровье!
Список литературы:
- Антонова Э.Р. Скиппинг прыжки на скакалке. Методические рекомендации. – Челябинск: ЮУрГГПУ, 2016. - 62 с.
- Бойко В.В. Подвижные игры. Скиппинг как форма физической рекреации (rope - skipping, Часть 1). - Орел: Госуниверситет - УНПК, 2011. – 94 с.
- Головкин В.А. Что такое скиппинг, или какая польза от скакалки? // Школа жизни. - 2015. - №15 - с. 48 - 50 - [Электронный ресурс] (дата обращения 20. 04. 2019)
- Ларченко Л.Ю. Методические рекомендации при обучении прыжкам на скакалке / Л.Ю. Ларченко– 2011.
- Петров В. Скиппинг – новая форма физических упражнений // Спорт в школе. – 2015. – № 1. – С. 38–39
- Прищепа С.А. Прыг-скок, прыг-скок! Прыгать весело, дружок: (как разнообразить подвижные игры) // Дошкольное воспитание. - № С.23-28.
- Флусова П. С. Этот загадочный скиппинг // Молодой ученый. - 2015. - №19. - С. 56-58.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческие задания как средство активизации музыкальной деятельности детей дошкольного возраста
Публикация в сборнике "Музыкальное образование в XXI веке" (Архангельск, 2012)...
Статья Театрализованная деятельность как средство активизации творческих способностей детей дошкольного возраста
Статья рекомендована для воспитателей и музыкальных руководителей детских садов. В ней даны рекомендации по работе с дошкольниками в театрализованной деятельности....
Проектная работа «Подвижная игра как основное средство развития двигательной деятельности детей дошкольного возраста с учетом этнокультурного компонента»
laquo;Подвижная игра как основное средство развития двигательной деятельности детей дошкольного возрастас учетом этнокультурного компонента»...
«Скиппинг- технология, как средство активизации двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста»
Скиппинг – это простейшая тренировка, доступная каждому в любом месте и в любое время. Это один из лучших методов повышения уровня физической подготовки и эта форма двигательной активности ...
Скиппинг-технология, как средство активации двигательной деятельности детей дошкольного возраста.
Что такое скиппинг? Название «skipping» происходит от английского «Скип», подпрыгивать. Этим новомодным словом названа самая что ни на есть наша, до боли знакомая скакалка....
«Нестандартное оборудование для активизации самостоятельной двигательной деятельности детей дошкольного возраста»
Цель: Ознакомление участников мастер-класса с разными вариантами нестандартного оборудования для активизации самостоятельной двигательной деятельности детей дошкольного возраста.Задачи: 1. Расширить з...
«Скиппинг – технология как средство активизации двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста»
Без чего нельзя жить, нельзя любить, нельзя быть красивым? Правильно – без здоровья. Ведь еще Сократ говорил, что здоровье, конечно, еще не все, но без здоровья все остальное – ничто. Труд...