Предметно-развивающая среда как средство гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Проблема патриотического воспитания детей и молодежи - одна из наиболее актуальных. Большую роль в ее решении могут сыграть образовательные учреждения, детские и молодежные организации, в рамках деятельности которых обеспечивается ду-ховно-нравственное становление подрастающего поколения.
На каждом возрастном этапе патриотическое воспитание имеет свои особенности. Патриотизм ребенка дошкольного возраста выражается в его потребности участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличии у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства, осознание себя частью окружающего мира.
С целью воспитания патриотизма у дошкольников наша работа предусматривает решение комплекса задач:
- воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к народным традициям и промыслам;
- усвоение элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о своей стране;
- знакомство детей с символами России (гербом, флагом, гимном) ;
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения своей Родины;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются в процессе осуществления всех видов детской деятельности: в ходе непосредственно образовательной деятельности, режимных моментов, игр, труда. Каждый педагог строит свою работу в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников. Большое значение имеют поиск и разработка инновационных подходов к решению задач патриотического воспитания дошкольников. Так, одним из них в ДОУ стала работа по созданию предметно-развивающей среды.
В процессе создания предметно-развивающей среды учитывались следующие принципы:
интеграции – среда должна учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей, в частности, "Социализация", по воспитанию у детей патриотических чувств;
деятельности и интерактивности –среда должна предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности;
природосообразности–среда должна быть создана с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка;
гуманизации и партнерства - должна предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе "взрослый - ребенок", "ребенок - ребенок";
культуросообразности –среда ДОУ должна быть ориентирована на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в той или иной развивающей среде;
регионального компонента - должна предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.
В нашем детском саду педагоги стараются создать все условия для патриотического воспитания детей. Так у нас выработана система целостного образовательного пространства на основе организации предметно-развивающей среды по формированию у детей с малых лет гражданско-патриотических чувств. Имеется перспективное планирование по патриотическому воспитанию, конспекты занятий и развлечений, подборка стихов о России, природе нашей страны, познавательная детская литература о природе родного края, подборка народных игрушек для демонстрации, альбомы с образцами народного художественного творчества, материалы о быте и жизни населения.
На занятиях по физической культуре широко используются народные считалки, загадки, подвижные игры, в достаточном количестве атрибуты для организации народных игр. Работа проводится с учетом календарных праздников. Создана картотека подвижных игр, направленных на формирование гражданско-патриотических чувств.
В группах имеется уголок по патриотическому воспитанию, где дети могут самостоятельно рассмотреть книги, иллюстрации по теме, найти на глобусе или карте свою страну, ознакомиться с символикой родного города, района, страны.
Любовь к родной природе – одна из основ патриотического воспитания. Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края – одно из средств воспитания патриота. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, вырастает из любви к близким, родным местам.
Уделяется внимание организации работы на участках детского сада. Педагоги вместе с детьми проводят наблюдения за растениями и изменениями в природе на тематических прогулках. Каждый год работники детского сада, родители и дети проводят озеленение участка детского сада. Работа по воспитанию патриотизма более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители активно участвуют во всех мероприятиях, проводимых в нашем детском саду: в экологических акциях, проектах, экскурсиях, развлечениях, викторинах. В работе с родителями используются домашние задания. Родители совместно с детьми изготавливают кормушки и скворечники.
Таким образом, предметно-развивающая среда, созданные руками педагогов, воспитанников и их родителей, становятся интерактивными, а значит близкими и понятными каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью и малую Родину.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предметно-развивающая среда как средство развития речи у детей дошкольного возраста.
Предметно-развивающая среда как средство развития речи у детей дошкольного возраста. Речь - удивительно сильное средство,но нужно иметь много ума, чтобыпользоваться им.Г. ГегельАктуальность:...
Влияние игровой деятельности на воспитание гражданско - патриотических чувств у детей дошкольного возраста
Презентация в помощь воспитателям ДОУ....
Конспект занятия по формированию гражданско-патриотической позиции у детей дошкольного возраста (6-7 лет)
Конспект занятия по формированию гражданско-патриотической позиции у детей дошкольного возраста (6-7 лет)Тема: «День народного единства»Описание материала: познавательное занятие по о...
Роль музейной педагогики в воспитании гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к истории малой родины»
Сегодня в нашу педагогическую практику прочно вошли различные музейно – образовательные программы для воспитанников дошкольных образовательных учреждений. Музейная педагогика, как научная дисцип...
Предметно-развивающая среда как средство формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста
В данной статье раскрывается понятие предметно-развивающей среды как средства формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста.Предметно-развивающая среда рассматривается как более узкая ха...
«Формирования гражданского патриотического самосознания у детей дошкольного возраста через предметно – пространственную среду»
данный материал поможет воспитателям правильно организовать предметно пространственную среду по патриотическому воспитанию...
Консультация для педагогов «Предметно-развивающая среда как средство развития речи у детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов «Предметно-развивающая среда как средство развития речи у детей дошкольного возраста»...