Предметно-развивающая среда как средство развития речи у детей дошкольного возраста.
статья на тему
Предметно-развивающая среда как средство развития речи у детей дошкольного возраста.
Речь - удивительно сильное средство,
но нужно иметь много ума, чтобы
пользоваться им.
Г. Гегель
Актуальность:
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы. Речь относится к числу психических функций, отличающих человека от представителей животного мира. Речь для нас является одной из главных потребностей. Без неё человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
Цель: развитие речи детей дошкольного возраста посредством организации предметно-развивающей среды в группе.
Задачи:
- изучить имеющийся опыт по развитию речи дошкольников с помощью предметно-развивающей среды;
- обобщить и проанализировать теоретический и практический материал для внедрения в практическую деятельность;
-способствовать повышению познавательного интереса у детей; развитию восприятия, памяти, мышления, речи (интонационная выразительность речи, монологическая и диалогическая речь, связность речи, звуковая культура речи, грамматический строй речи, творческого воображения
-создать такую предметно- развивающую среду, которая в полной мере соответствовала бы развитию речи детей.
Все поставленные задачи реализуются в совместной деятельности воспитателей, родителей с использованием разнообразных форм и методов работы.
Большая роль в дошкольном образовательном учреждении отводится предметно- развивающей среде. Она должна соответствовать Федеральным государственным образовательным стандартам и принципам, таким как:
• принцип информативности, предусматривающий разнообразие тематики материалов и оборудования;
• принцип вариативности, определяющийся видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественным традициями;
• принцип полифункциональности, предусматривающий обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно- развивающей среды;
• принцип педагогической целесообразности, позволяющий предусмотреть необходимость и достаточность пополнения предметно- развивающей среды, обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка;
• принцип трансформируемости, обеспечивающий возможность изменений предметно- развивающей среды, позволяющий, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.
Развивающая среда нужна для того, чтобы воспитать самостоятельного, творческого активного ребенка, она должна способствовать не только всестороннему гармоничному развитию личности ребенка, но и способствовать развитию всех видов речи.
Когда я пришла работать во вторую младшую группу на начало учебного года провели мониторинг, результаты которого показали существенные проблемы в развитии речи детей данного возраста.
Для решения этих проблем в своей группе я постаралась организовать развивающее пространство так, чтобы оно способствовало не только развитию всех видов речи, но и чтобы каждый ребенок имел возможность наблюдать, добиваться поставленной цели, проявлять инициативу.
Немаловажную роль также играет и соответствие развивающей среды возрастному периоду дошкольника. Обстановка группы построена и создана так что просматривается чередование непосредственно образовательной, совместной и самостоятельной деятельности детей, способствует здоровьесбережению.
Создавая развивающую среду группы, я стремилась к тому, чтобы окружающая обстановка была не только комфортной и вызывала стремление к самостоятельной деятельности, но и способствовала развитию речи воспитанников.
Для того чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе, в группе выделены центры организации определенного вида деятельности.
Центр речевого развития был создан с целью всестороннего развития речи детей. Он включает в себя разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий, включающий в себя дидактические игры, комплексы пальчиковых игр, физкультминуток, пособия для проведения артикуляционных упражнений, пособия, способствующие развитию речи детей (материалы для рассказывания, художественная литература, настольно-печатные и дидактические игры, игры для развития мелкой моторики рук).
Уголок театрализации, в котором ребенок может самостоятельно или с участием взрослого взять на себя роль сказочного персонажа. Настольный и кукольный театр, способствующий развитию диалогической речи.
Провоцирует речевую активность и обеспечивает более высокий уровень познавательного развития демонстрационный и игровой материал.
Большое значение для развития речи дошкольника имеют сюжетно-ролевые игры («Больница», «Семья», «Парикмахерская» и т. д., которые способствуют развитию ролевой речи детей, умению вести диалог со сверстниками и взрослыми, поэтому созданы все необходимые условия для проведения подобных игр.
Группа оснащена игровым и дидактическим оборудованием, включающим в себя наглядный и раздаточный материал, позволяющий обеспечить более высокий уровень познавательно-речевого развития детей.
При организации непосредственно образовательной деятельности используется много наглядного материала, игр и игровых упражнений, побуждающих ребенка говорить.
Использование театрализации, двигательной активности детей делает занятия более живыми, интересными, результативными.
Необходимо отметить, важность привлечения родителей
для создания предметно развивающей среды для развития речи дошкольников:
Предварительно, я провела работу, подготовив
Консультации на темы «Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников», совместные родительские собрания на тему «В гостях у сказки»,. Так же старалась привлекать родителей принимать участие к организации развивающей среды: создание книжек малышек, альбомов на различные темы в течении года, дидактических игр.
Насыщенная предметно-развивающая среда становится основой для организации увлекательной содержательной жизни и разностороннего развития ребенка.
правильно организованная развивающая среда позволяет ребенку научиться взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, понимать и оценивать чувства и поступки людей, а ведь именно это лежит в основе развивающего общения.
Отсюда можно сделать выводы, что взаимодействие предметно-развивающей среды и детей является самым необходимым компонентом для развития речи .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevoe_razvitie_saveleva_e.m.2.pptx | 1.25 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность: Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
Цель: развитие речи детей дошкольного возраста посредством организации предметно- развивающей среды в группе.
Задачи: - изучить имеющийся опыт по развитию речи дошкольников с помощью предметно- развивающей среды; - обобщить и проанализировать теоретический и практический материал для внедрения в практическую деятельность; - способствовать повышению познавательного интереса у детей; развитию восприятия, памяти, мышления, речи - создать такую предметно- развивающую среду, которая в полной мере соответствовала бы развитию речи детей.
Требования ФГОС к развивающей предметно – пространственной среде. 1. содержательно – насыщенной 2. трансформируемой 3. полифункциональной 4. вариативной 5. доступной 6. безопасной Развивающая предметно – пространственная среда должна быть:
центр речевого развития
уголок театрализации
центры сюжетно–ролевых игр
наглядный материал
Взаимодействие с родителями
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фонетическая ритмика как средство развития речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, ко...
Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей дошкольного возраста
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к нашим детям. Объем знаний, который необходимо передать им, неуклонно растет. Усвоение этих знаний ...
Речевое развитие: Консультация для педагогов «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов Тема:«Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»...
Методическая разработка по работе с родителями Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей дошкольного возраста
Практические советы для родителей дошкольников по развитию речи детей через развитие мелкой моторики...
Консультация для педагогов:«Развивающая предметно-пространственная среда как средство развития речи у детей дошкольного возраста»
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей...
Консультация для педагогов «Предметно-развивающая среда как средство развития речи у детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов «Предметно-развивающая среда как средство развития речи у детей дошкольного возраста»...
Консультация для педагогов «Предметно-развивающая среда как средство развития речи у детей дошкольного возраста»
Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда...