Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
I. Вводная часть |
Создание благоприятного психологического климата . |
Воспитатель приветствует детей, проводит работу, целью которой является налаживание контакта с детьми, необходимое для дальнейшего взаимодействия. Здравствуйте, ребята, как ваше настроение? Предлагаю встать в круг и поделиться своими улыбками друг с другом.
Собрались все дети в круг, Я – твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся.
А теперь приготовьте свои ладошки, прикоснитесь ими друг к другу. Почувствовали, какие тёплые у вас ладошки? Пусть таким же тёплым будет наше с вами общение сегодня! |
Дети стоят в кругу, выполняют движения в соответствии с текстом.
|
Постановка проблемы |
Пройдите на свои места, сядьте правильно и послушайте, что я скажу. - Ребята, сегодня по электронной почте мне пришло письмо от детей из Китая. Они написали, что создают книгу «Традиции и праздники народов мира». Но эти ребята ничего не знают о русских традициях. Поможем ребятам? В том письме было задание: отгадать, что зашифровано в ребусе.
Как вы думаете, о каких традициях хотят узнать китайские дети?
У каждого из вас есть семья. Что означает это слово? Прежде чем ответить на этот вопрос, послушайте сказку.
|
Ответы детей (традиции семьи)
Ответы детей. |
II. Основная часть |
Сказка «Звёздочка и Луна» |
Давно-давно, много веков назад, так много звезд на небе, как теперь, не было. В ясную ночь можно было видеть только одну звездочку, свет которой был то ярким, то очень тусклым. Однажды Луна спросила у Звездочки: «Звездочка, почему твой свет такой разный: то яркий, указывающий дорогу даже ночью; то тусклый и незаметный»? Звездочка долго молчала, а потом, вздохнув, ответила: «Свет мой становится тусклым тогда, когда мне одиноко. Ведь рядом со мной нет ни одной звездочки, похожей на меня. А так хочется видеть и слышать кого-то рядом с собой! «А в какие ночи твой свет становится ярким?» - спросила Луна. «Да, -ответила Звездочка. –Однажды я задала этот вопрос страннику, который был долгое время в дороге. Он выглядел очень усталым от долгого пути, каждый шаг давался ему с трудом, но глаза…» «А какими были его глаза?» - недоуменно спросила Луна. «Они светились в темноте от счастья и радости» - ответила, тяжело вздохнув, звездочка и продолжила. –Чему ты радуешься, странник?» И он ответил: «Замерзая в снегу, голодая без куска хлеба, задыхаясь от жары, я шагал вперед, преодолевая все преграды, потому что знал: дома меня ждет тепло и уют, забота и сердечность моей семьи – жены, детей, внуков. Ради их счастливых глаз я готов совершить даже невозможное». Звездочка замолчала, а затем ответила: «Вот с той самой поры я и стараюсь дарить как можно больше света тем путникам, которые несут счастье в свой дом, в свою семью». Луна посмотрела на Звездочку и спросила: «Моя маленькая помощница! А ты хотела бы иметь свою семью, любящих людей, которые бы помогали тебе делать людей счастливыми?» «А разве это возможно?» - с надеждой спросила Звездочка. Луна, не говоря больше ни слова, махнула рукавом своего золотого одеяния, и в тот же миг на небе засияли тысячи новых звезд, которые мигали своим неповторимым мерцающим светом маленькой звездочке, как будто говорили: «Мы рядом, мы здесь, дорогая, мы теперь – одна Семья!» Как вы думаете, ребята, что такое семья?
Семья – означало семеро детей, то есть большая, дружная семья. Раньше на Руси в семьях было много детей. Все жили дружно, помогая друг другу. А современные семьи бывают разные. Есть семьи, где проживают папа, мама и только один ребёнок, но семьи по-прежнему дружные, все заботятся друг о друге. В некоторых семьях могут жить сразу несколько поколений. Что такое поколение, как вы думаете? (Поколение – это родственники близкого возраста: старшее, среднее, младшее)
| Дети слушают сказку.
Ответы детей.
Ответы детей |
Игра «Поколение» |
|
Сейчас я попрошу мальчиков подойти к столу и поиграть в игру. Перед вами картинки, из которых нужно выложить цепочку от рождения малыша до старости. Молодцы! А теперь отберите из цепочки те картинки, которые показывают три поколения (младшее, среднее, старшее).
| Дети раскладывают картинки в нужной последовательности.
Дети отбирают картинки мальчиков, мужчины, дедушки. |
Игра «Чудесныймешочек». |
Ребята, у меня для вас есть сюрприз, это чудесный мешочек. Внутри находится предмет, который нужно отгадать наощупь. Пойдём, Егор, попробуй отгадать. Что это? (веник). А теперь попробуй его сломать. Получилось? Кто ещё хочет попробовать сломать веник? Почему это невозможно сделать? Сейчас я достану вам по одному прутику и вы попробуете переломить его. Получилось? Почему прутик легко переломился? Вот так и в наших семьях. Все вместе мы сильные, нам всё по плечу, а если мы по одному, то нас легко обидеть, сломать, как эти прутики. | Выходит ребёнок, выполняет действия, отвечает на вопрос.
Выходит ещё один ребёнок, повторяет те же действия.
Ребята делают выводы.
|
Физминутка «Семья» |
|
Мама, милая, родная, (ладони прикасаются к щекам, движения головой – влево - вправо) Папа тоже дорогой. (вытягивают руки вперёд). Бабушка совсем седая, (поглаживая виски в сторону затылка) Дед уже не молодой. (поглаживание щёк вниз) Брат похаживает в школу, (ходьба на месте) А сестра лишь в детский сад, (сгибание ног в коленях) Я скажу, ребята, смело (сгибание правой руки в локте, большим пальцем прикасаясь к груди) Что семье я очень рад. (руки от груди разводят в стороны).
| Дети воспроизводят движения в соответствии с текстом. |
Рассматривание картинок, изображающих старинную и современную семьи |
|
Ребята, предлагаю вам рассмотреть фотографии двух семей. Чем отличаются эти семьи друг от друга? Почему вы решили, что эта семья современная? Почему вы думаете, что эта семья жила в старину? Есть такая пословица: «Хорошая семья традициями крепка». Что такое традиция, как вы думаете? Традиции – это принятые в семье правила, которые соблюдают и взрослые, и дети: например, как проводить семейные праздники, отдых. В каждой семье свои правила, традиции и поэтому каждая семья интересна по-своему. Какие семейные традиции есть в вашей семье? Как вы думаете, какая семейная традиция объединяет эти иллюстрации? (чаепитие) |
Дети рассматривают фотографии на мониторе, сравнивают их.
Ответы детей.
Ответы детей. |
Игра «Волшебный цветок» |
|
А сейчас я обращаюсь к девочкам. Вам нравится получать в подарок цветы? Подойдите пожалуйста к столу. У меня для вас есть необычный цветок. На обратной стороне каждого лепестка изображён праздник или семейная традиция. По очереди возьмите лепестки и расскажите, что означает данное изображение. Затем все лепестки мы выложим на магнитной доске.
| Ответы девочек.
Девочки собирают цветок, рассказывают о том, что изображено.
Дети прикрепляют лепестки на магнитную доску.
|
Рассматривание картинок, изображающих старинные традиции. Ребята, как вы думаете, какая традиция, связанная с хлебом и солью, существовала на Руси? Раньше гостей встречали хлебом-солью, кланялись в пояс, показывая своё уважение. Гость отламывал небольшой кусочек хлеба, макал в соль и ел. Русский народ славится своим гостеприимством, а хозяев называют гостеприимными. Что означает слово «гостеприимный»? В старину такого слова не было, а радушных хозяев называли словом «хлебосольные». Как вы думаете, от каких двух слов произошло понятие «хлебосольный»? Ребята, я тоже приготовила для вас угощение. Это пирог. По русской традиции мы с вами сегодня организуем чаепитие всей нашей дружной семьёй.
Ребята, кто знает, какая на Руси была традиция, связанная с кошкой? Есть такая старинная традиция, при переезде в новый дом или квартиру первой в жилище пускать кошку. Люди верили, что это животное оберегала и защищала дом.
А ещё, ребята, раньше в каждом доме был оберег в виде подковы. Считалось, что подкова приносит в дом счастье, благополучие. Обратите внимание, как правильно вешается подкова. Идущие вверх части подковы называются ветви. Они должны находиться сверху. Снизу образуется чаша, в которой должно накапливаться добро, семейное благополучие и счастье. Ребята, как вы думаете, почему все эти традиции живы до сих пор? Мы любим посидеть всей семьёй за столом, ходить в гости к родственникам, друзьям, вешаем у себя обереги, заводим кошку? Правильно, потому что все старинные традиции передаются из поколения в поколение. Мы о них узнали от наших предков, затем передадим нашему потомству. Благодаря такой связи поколений и сильна наша Родина
|
Ответы детей.
Дети высказывают предположения.
Дети рассматривают иллюстрацию кошки, отвечают на вопрос.
Дети рассматривают изображение подковы.
Ответы детей. |
Творческое задание «Раскрашивание семейного оберега» |
А сейчас. Ребята предлагаю всем сесть за стол. Я приготовила для вас волшебную коробочку. Как вы думаете, она пустая или с сюрпризом? Заглянем в неё? Это семейный оберег - подкова, возьмите себе по одной, но чтобы ваш оберег обрёл силу, его нужно раскрасить, то есть подарить ему частичку своей доброты, тепла и хорошего настроения. | Дети раскрашивают оберег. |
III. Заключительная часть Рефлексия Ребята, скажите, какая самая любимая традиция в вашей семье? Какая старинная традиция вам больше всего понравилась и запомнилась? О каких традициях мы напишем китайским детям? Вы все сегодня большие молодцы! Эту подкову я отправлю в Китай в подарок детям. А вы свои обереги повесьте дома над входной дверью, обязательно ветвями вверх, чтобы в вашем доме было счастье и добро. И помните, «Хорошая семья традициями крепка».
|
|