Конспект НОД по познавательному развитию
план-конспект занятия (старшая группа)

Неретина Лидия Александровна

Конспект НОД по познавательному развитию (нравственно-патриотическое воспитание) в старшей группе "Хорошая семья традициями крепка".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема НОД: «Хорошая семья  традициями крепка»

Направление образования и развития (образовательная область): познавательное  развитие

Возраст детей: старшая группа (5 - 6 лет)

Цель образовательной деятельности: формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и обществу.

Программное содержание:

Образовательные задачи:

1. обучающая:  уточнить и обобщить знания детей о составе семьи, о поколении;  дать представление о старинных семейных традициях.

2. развивающая: развивать познавательные интересы, логическое мышление; активизировать словарь детей словами: семья, старинный, современный, семейные традиции, оберег, поколение.

3. воспитательная: воспитывать любовь к родине, уважение к членам своей семьи; побуждать интерес к традициям  русского   народа.

Вид деятельности:  игровая, познавательно-исследовательская.

Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная

Формы реализации видов деятельности:  расшифровка ребуса; сказка «Звёздочка и Луна»; игра «Поколение»;  игра «Чудесный мешочек»; игра «Волшебный цветок»; творческое задание «Раскрашивание оберега».

 Предварительная работа:

-  чтение русских народных сказок о семье, семейных ценностях: «Отец и сыновья», «Три медведя», «Гуси-лебеди» и т.д.

- загадывание загадок о семье;

- разучивание пословиц и поговорок по данной теме;

- рассматривание иллюстраций, изображающих семейный досуг, времяпрепровождение всей семьёй.

Оборудование: ребус 7я, мешочек с метёлкой, набор картинок «поколение», иллюстрации, изображающие русские, семейные традиции, модели цветка, магниты, пирог на полотенце, раскраски подковы по количеству детей, одна подкова демонстрационная.

ХОД НОД:

Примерное содержание

непрерывной образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

I. Вводная часть

Создание благоприятного психологического климата .

Воспитатель приветствует детей, проводит работу, целью которой является налаживание контакта с детьми, необходимое для дальнейшего взаимодействия.

Здравствуйте, ребята, как ваше настроение? Предлагаю встать в круг и поделиться своими улыбками друг с другом.

 Собрались все дети в круг,

 Я – твой друг и ты мой друг.

 Крепко за руки возьмёмся

 И друг другу улыбнёмся.

А теперь приготовьте свои ладошки, прикоснитесь ими друг к другу. Почувствовали, какие тёплые у вас ладошки? Пусть таким же тёплым будет наше с вами общение сегодня!

Дети стоят в кругу, выполняют движения в соответствии с текстом.

Постановка проблемы

Пройдите на свои места, сядьте правильно и послушайте, что я скажу.

- Ребята, сегодня по электронной почте мне пришло письмо от детей из Китая. Они написали, что создают книгу  

«Традиции и праздники народов мира». Но эти ребята ничего не знают о русских традициях. Поможем ребятам? В том письме было задание: отгадать, что зашифровано в ребусе.

Как вы думаете, о каких традициях хотят узнать китайские дети?

У каждого из вас есть семья. Что означает это слово? Прежде чем ответить на этот вопрос, послушайте сказку.

Ответы детей (традиции семьи)

Ответы детей.

II. Основная часть

Сказка «Звёздочка и Луна»

Давно-давно, много веков назад, так много звезд на небе, как теперь, не было. В ясную ночь можно было видеть только одну звездочку, свет которой был то ярким, то очень тусклым. Однажды Луна спросила у Звездочки: «Звездочка, почему твой свет такой разный: то яркий, указывающий дорогу даже ночью; то тусклый и незаметный»? Звездочка долго молчала, а потом, вздохнув, ответила: «Свет мой становится тусклым тогда, когда мне одиноко. Ведь рядом со мной нет ни одной звездочки, похожей на меня. А так хочется видеть и слышать кого-то рядом с собой! «А в какие ночи твой свет становится ярким?» - спросила Луна. «Да, -ответила Звездочка. –Однажды я задала этот вопрос страннику, который был долгое время в дороге. Он выглядел  очень усталым от долгого пути, каждый шаг давался ему с трудом, но глаза…» «А какими были его глаза?» - недоуменно спросила Луна. «Они светились в темноте от счастья и радости» - ответила, тяжело вздохнув, звездочка и продолжила. –Чему ты радуешься, странник?» И он ответил: «Замерзая в снегу, голодая без куска хлеба, задыхаясь от жары, я шагал вперед, преодолевая все преграды, потому что знал: дома меня ждет тепло и уют, забота и сердечность моей семьи – женыдетей, внуков. Ради их счастливых глаз я готов совершить даже невозможное». Звездочка замолчала, а затем ответила: «Вот с той самой поры я и стараюсь дарить как можно больше света тем путникам, которые несут счастье в свой дом, в свою семью». Луна посмотрела на Звездочку и спросила: «Моя маленькая помощница! А ты хотела бы иметь свою семью, любящих людей, которые бы помогали тебе делать людей счастливыми?» «А разве это возможно?» - с надеждой спросила Звездочка. Луна, не говоря больше ни слова, махнула рукавом своего золотого одеяния, и в тот же миг на небе засияли тысячи новых звезд,

которые мигали своим неповторимым мерцающим светом маленькой звездочке, как будто говорили«Мы рядом, мы здесь, дорогая, мы теперь – одна Семья

Как вы думаете, ребята, что такое семья?

Семья – означало семеро детей, то есть большая, дружная семья. Раньше на Руси в семьях было много детей. Все жили дружно, помогая друг другу. А  современные семьи бывают разные. Есть семьи, где проживают папа, мама и  только один ребёнок, но семьи по-прежнему дружные, все заботятся друг о друге. В некоторых семьях могут жить сразу несколько поколений.

Что такое поколение, как вы думаете?

(Поколение – это родственники близкого возраста: старшее, среднее, младшее)

Дети слушают сказку.

Ответы детей.

Ответы детей

Игра «Поколение»

Сейчас я попрошу мальчиков подойти к столу и поиграть в игру. Перед вами картинки, из которых нужно выложить цепочку от рождения малыша до старости. Молодцы!  А теперь отберите из цепочки те картинки, которые показывают три поколения (младшее, среднее, старшее).

Дети раскладывают картинки в нужной последовательности.

Дети отбирают картинки мальчиков, мужчины, дедушки.

Игра «Чудесныймешочек».

Ребята, у меня для вас есть сюрприз, это чудесный мешочек. Внутри находится предмет, который нужно отгадать наощупь. Пойдём, Егор, попробуй отгадать. Что это? (веник). А теперь попробуй его сломать. Получилось? Кто ещё хочет попробовать сломать веник? Почему это невозможно сделать? Сейчас я достану вам по одному прутику и вы попробуете переломить его. Получилось? Почему прутик легко переломился?

Вот так и в наших семьях. Все вместе мы сильные, нам всё по плечу, а если мы по одному, то нас легко обидеть, сломать, как эти прутики.

Выходит ребёнок, выполняет действия, отвечает на вопрос.

Выходит ещё один ребёнок, повторяет те же действия.

Ребята делают выводы.

Физминутка «Семья»

Мама, милая, родная, (ладони прикасаются к щекам,

движения головой – влево - вправо)

Папа тоже дорогой. (вытягивают руки вперёд).

Бабушка совсем седая, (поглаживая виски в сторону затылка)

Дед уже не молодой. (поглаживание щёк вниз)

Брат похаживает в школу, (ходьба на месте)

А сестра лишь в детский сад, (сгибание ног в коленях)

Я скажу, ребята, смело (сгибание правой руки в локте,

большим пальцем прикасаясь к груди)

Что семье я очень рад(руки от груди разводят в стороны).

Дети воспроизводят движения в соответствии с текстом.

Рассматривание картинок, изображающих  старинную и современную семьи

Ребята, предлагаю вам рассмотреть фотографии двух семей. Чем отличаются эти семьи друг от друга? Почему вы решили, что эта семья современная? Почему вы думаете, что эта семья жила в старину?

Есть такая пословица: «Хорошая семья  

традициями крепка».

Что такое традиция, как вы думаете?

Традиции – это принятые в семье правила, которые соблюдают и взрослые, и дети: например, как проводить семейные праздники, отдых. В каждой семье свои правила, традиции и поэтому каждая семья интересна по-своему. Какие семейные  традиции есть в вашей семье?

Как вы думаете, какая семейная традиция объединяет эти иллюстрации? (чаепитие)

Дети рассматривают фотографии на мониторе, сравнивают их.

Ответы детей.

Ответы детей.

Игра «Волшебный цветок»

А сейчас я обращаюсь к девочкам. Вам нравится получать в подарок цветы? Подойдите  пожалуйста к столу.   У меня для вас есть необычный  цветок. На обратной стороне каждого лепестка  изображён  праздник или  семейная традиция.  По очереди возьмите лепестки и расскажите, что означает  данное изображение. Затем все лепестки мы выложим на магнитной доске.

Ответы девочек.

Девочки собирают цветок, рассказывают о том, что изображено.

Дети прикрепляют лепестки на магнитную доску.

Рассматривание картинок, изображающих старинные традиции.

  Ребята, как вы думаете, какая традиция, связанная с хлебом и солью,  существовала на Руси?

Раньше гостей встречали хлебом-солью, кланялись в пояс, показывая своё уважение. Гость отламывал небольшой кусочек хлеба, макал в соль и ел. Русский народ славится своим гостеприимством, а  хозяев называют гостеприимными. Что означает слово «гостеприимный»?

В старину такого слова не было, а радушных хозяев называли словом «хлебосольные». Как вы думаете, от каких двух слов произошло понятие «хлебосольный»?

 Ребята, я тоже приготовила для вас угощение. Это пирог. По русской традиции мы с вами сегодня организуем чаепитие всей нашей дружной семьёй.

Ребята, кто знает, какая на Руси была традиция, связанная с кошкой?

Есть такая старинная традиция, при переезде в новый дом или квартиру первой в жилище пускать кошку. Люди верили, что это животное оберегала и защищала дом.

А ещё, ребята, раньше в каждом доме был оберег в виде подковы. Считалось, что подкова приносит в дом счастье, благополучие. Обратите внимание, как правильно вешается подкова. Идущие вверх части подковы называются ветви. Они должны находиться сверху. Снизу образуется чаша, в которой должно накапливаться добро, семейное благополучие и счастье.

Ребята, как вы думаете, почему все эти традиции живы до сих пор? Мы любим посидеть всей семьёй за столом, ходить в гости к родственникам, друзьям, вешаем у себя обереги, заводим кошку?

Правильно, потому что все старинные традиции передаются из поколения в поколение. Мы о них узнали от наших предков, затем передадим нашему потомству. Благодаря такой связи поколений и сильна наша Родина

Ответы детей.

Дети высказывают предположения.

Дети рассматривают иллюстрацию кошки, отвечают на вопрос.

Дети рассматривают изображение подковы.

Ответы детей.

Творческое задание «Раскрашивание семейного оберега»

А сейчас. Ребята предлагаю всем сесть за стол.  Я приготовила  для вас волшебную коробочку. Как вы думаете, она пустая или с сюрпризом? Заглянем в неё? Это семейный оберег - подкова, возьмите себе по одной,  но чтобы ваш оберег обрёл силу, его нужно раскрасить, то есть подарить ему частичку своей доброты, тепла и хорошего настроения.

Дети раскрашивают оберег.

III. Заключительная часть

Рефлексия

Ребята, скажите, какая самая любимая традиция в вашей семье?

Какая старинная традиция вам больше всего понравилась и запомнилась?

О каких традициях мы напишем китайским детям?

Вы все сегодня большие молодцы!

Эту подкову я отправлю в Китай в подарок детям. А вы свои обереги повесьте дома над входной дверью, обязательно ветвями вверх, чтобы в вашем доме было счастье и добро.

И помните, «Хорошая семья  традициями крепка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по познавательному развитию (развитию познавательно-исследовательской деятельности). Тема: "Африка".

Познавательно-исследовательская деятельность организована по технологии развития продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности Н.А.Коротковой. Тип исследования— путешествие по карт...

Конспект ООД по познавательному развитию (развитию познавательно-исследовательской деятельности). Тема: "Свет и цвет".

Познавательно-исследовательская деятельность организована по технологии развития продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности Н.А.Коротковой, с использованием книги О.В. Дыбиной, Н.П. Р...

Конспект ООД по познавательному развитию (развитию познавательно-исследовательской деятельности). Тема: "Дети войны".

Познавательно-исследовательская деятельность организована по технологии развития продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности Н.А.Коротковой. Тип исследования— путешествие по &quo...

Конспект НОД по познавательному развитию (развитие познавательно-исследовательской деятельности) «Поможем Топтыгину» (младшая группа)

Конспект НОД  по познавательному развитию  (развитие познавательно-исследовательской деятельности) «Поможем Топтыгину» (младшая группа)....

Конспект НОД (область познавательное развитие) . Познавательное развитие на тему" Мой город - моя малая Родина"

Прродолжать расширять и закреплять знания детей о городе в котором они живут....