Арт-терапия как один из видов здоровьесберегающей технологии в работе с детьми дошкольного возраста.
консультация
Основная задача педагогов, воспитателей и родителей ДОУ: помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми детьми развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих сверстников. Занятия с такими детьми ведутся по специальным методикам, разработанным для каждого типа нарушений.
Один из универсальных методов, который может подойти практически для каждого нарушения – это метод арт терапии.
Арт-терапия имеет широкие возможности в развивающей и коррекционной работе с детьми-дошкольниками, позволяет выявить психологические проблемы у ребенка, обнаружить скрытые и подавленные чувства и эмоции. Арт-терапия учит концентрироваться на своих ощущениях, формирует коммуникативные навыки, повышает самооценку и развивает творческие способности, воображение, логику, память и мышление. В процессе занятия творчеством, ребенок избавляется от стрессов, психического напряжения, учится быть внимательным и сосредоточенным. Именно методы арт-терапии позволяют ребенку выразить свои чувства, свое состояние через игру, сказку, рисунок, танец.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
art_terapiya_s_detmi_ovz.docx | 23.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Основная задача педагогов, воспитателей и родителей ДОУ: помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми детьми развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих сверстников. Занятия с такими детьми ведутся по специальным методикам, разработанным для каждого типа нарушений.
Один из универсальных методов, который может подойти практически для каждого нарушения – это метод арт терапии.
Арт-терапия имеет широкие возможности в развивающей и коррекционной работе с детьми-дошкольниками, позволяет выявить психологические проблемы у ребенка, обнаружить скрытые и подавленные чувства и эмоции. Арт-терапия учит концентрироваться на своих ощущениях, формирует коммуникативные навыки, повышает самооценку и развивает творческие способности, воображение, логику, память и мышление. В процессе занятия творчеством, ребенок избавляется от стрессов, психического напряжения, учится быть внимательным и сосредоточенным. Именно методы арт-терапии позволяют ребенку выразить свои чувства, свое состояние через игру, сказку, рисунок, танец.
На сегодняшний день существует множество методов арт-терапии для дошкольников:
Виды и методы арт-терапии:
1. Игротерапия – это метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен способ взаимодействия с окружающим миром – игра. Она позволяет заранее предупредить или справиться с проблемами, возникшими в эмоциональной сфере и поведении ребенка, а также провести коррекцию отдельных черт его характера. Цель игровой терапии – помочь ребенку выразить свои переживания через игру, а также проявить творческую активность в решении сложных жизненных ситуаций. При использовании игротерапии ребенок является ведущим лицом. А мы, педагоги, должны поддерживать дружеские отношения с детьми и помогать утвердить его «Я» в обществе и для него самого. Начинаем игровые занятия с игр, направленных на улучшение общего психологического самочувствия. Они помогают обеспечить эмоциональную разрядку, снять нервное напряжение, уменьшить страх темноты, наказания, замкнутого пространства, улучшить гибкость в поведении, освоить групповые правила поведения.
Примеры игр:
Игры, направленные на коррекцию агрессии:
«Сражение». Игроки бросаются легкими предметами (шариками из бумаги, маленькими мягкими игрушками) друг в друга, можно из укрытия. Заканчивается игра перемирием и объятиями.
«Злые и добрые кошки». По очереди превращаемся то в злых, то в добрых кошек. Злые кошки шипят и царапаются (только понарошку), добрые кошки ласкаются и мурчат.
Игры, направленные на расслабление, снятие напряжения:
«Снеговик». Взрослый и ребенок превращаются в снеговиков: встают, разводят руки в стороны, надувают щеки и в течение 10 секунд удерживают заданную позу. Взрослый говорит: «А теперь выглянуло солнышко, его жаркие лучи коснулись снеговика, и он начал таять». Играющие постепенно расслабляются, опускают руки, приседают на корточки и ложатся на пол.
2. Изотерапия (используется с целью ослабления эмоционального возбуждения). В изотерапии в коррекционной работе с детьми применяем следующие методики:
- Рисование на мокрой бумаге. На смоченный лист бумаги при помощи акварели наносится рисунок, где используется использование максимально возможной палитры цветов. Нужно наблюдать за тем, как цвета смешиваются друг с другом, ощущать свои чувства, возникающие в процессе наблюдения. Далее образованным на листе бумаги узорам дается название.
- Монотипии. На стекле при помощи густых красок создается изображение, после чего отпечатывается на лист бумаги. В конце производится обсуждение полученных результатов.
- Техника раздувания краски. Наносится водорастворимая краска с большим процентом содержания воды на лист бумаги при помощи трубочки и раздувается получившийся рисунок. Важно при выполнении упражнения использовать максимально возможную палитру цветов. В конце задания ребенок делает попытку распознать получившийся образ, пофантазировать;
- Рисование пальцами. Нанесением краски непосредственно ладонями и пальцами от ребенка не требуется развитой мелкой моторной координации, поэтому отлично подходит в работе с детьми с умственной отсталостью и детьми с нарушениями зрения. Рисование пальцами и ладонями не подвержено влиянию стандартных шаблонов. Поэтому такой способ создания изображений проективно представляет индивидуальность ребенка.
- Рисование пластилином. Пластилином можно создавать различные изображения. Это трудоемкая техника, требует от ребенка усидчивости и длительного сосредоточения внимания. Данную технику можно использовать с гиперактивными детьми с задержкой психического здоровья, с детьми с нарушениями речи. При работе с пластилином, при этом отлично развивается мелкая моторика и воображение ребенка.
- Рисование под музыку. Звук, как акустический сигнал, воздействует на клетки живого организма, изменяя их активность. На музыку реагирует сердечно-сосудистая система, дыхательная система, музыка оказывает влияние на гормональный обмен и др. Мной замечено, что при прослушивании классической музыки и звуков природы дети стали более спокойны и расслаблены. Рисовать под музыку можно со всеми имеющимися проблемами в развитии ребенка.
- Мандала. Рисование мандал является прекрасным лечением для тех детей, которые подвержены тревожности. Во время рисования страхи, которые спят глубоко в подсознании, исчезают, так как появляется состояние полного расслабления. Работа с мандалой требует концентрации, так как рисунки очень мелкие, поэтому я использую эту технику с детьми старшего возраста. Во время работы можно поговорить с ребенком на сокровенные темы.
Приятно наблюдать за изменениями, которые происходят с детьми при работе с мандалами.
3. Смехотерапия (обыгрывание потешек, чтение юмористических стихов, проведение минуток смеха, игры в смешные слова);
Смех – это мощный стимулятор деятельности внутренних систем нашего организма,он помогает восстановить силы снять напряжение.
Главная задача смехотерапии – помочь ребенку узнать и научиться выражать собственные чувства. Смехотерапия способствует развитию коммуникативных навыков ребёнка, формирует способность к сотрудничеству со сверстниками,
Пример упражнения для детей.
«Смех в ладошках»
Инструкция: если ответ на вопрос «да» хлопаем, если ответ «нет» садимся на корточки.
Ну, кто еще сидит-грустит? У кого здесь кислый вид? Подойдите, в круг вставайте! Я прошу Вас, не зевайте,
На вопросы отвечайте:
- На Луне есть города?
-Есть у женщин борода?
-Зубы в дырках от конфет?
-В радуге есть синий цвет?
-Я сегодня хороша?
-Борщ полезная еда?
-Нужен вечером нам свет?
-Спать ложимся мы в буфет?
-Вы весёлые всегда?
Замечательно друзья!
Отлично, какие еще методы арт-терапии могут использовать воспитатели в своей работе с детьми?
4. Музыкотерапия (записи на магнитофоне, прослушивание классической музыки в группе, игра на музыкальных инструментах, пение и др.).
5. Сказкотерапия (логосказки: пальчиковые, артикуляционные, фонетические, сказки по обучению грамоте, сказки, способствующие формированию связной речи, лексико-грамматические сказки);
И 6. Песочная терапия - развивает творческое мышление, воображение, мелкую моторику рук, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям, происходит гармонизация психоэмоционального состояния ребенка.
Подробнее об этой технике Вам расскажет моя коллега педагог-психолог Павлова Анна Сергеевна.
Использование перечисленных видов арт-терапии в комплексе способствует полноценному и всестороннему развитию дошкольников.
В детском саду обычно используются все эти виды арт-терапии в комплексе, что способствует полноценному и всестороннему развитию малышей. Использование арт-терапии в педагогическом процессе проходят в игровой форме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста » ( из опыта работы)
В статье описывается опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми - дошкольниками....
«Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» (из опыта работы).
Выступление на родительском собрании...
Мастер-класс для воспитателей с фрагментом открытого просмотра на тему: «Су-Джок терапия – как эффективная здоровьесберегающая технология в работе с детьми дошкольного возраста»
В моем мастер-классе я познакомлю с элементами здоровьесберегающих технологий и помогу раскрыть их значение в работе по сохранению здоровья дошкольников....
Статья. «Ортопедическая гимнастика как один из видов здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»
Ортопедическая гимнастика- это здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья....
Обобщение опыта работы «Игротерапия как один из видов здоровьесберегающих технологий в работе с детьми групп компенсирующей направленности»
Игры занимают важное место в жизни ребёнка. Они являются его естественным состоянием, потребностью, создают положительный эмоциональный фон. Дети более полно и непосредственно выражают себя в игре, ко...
Презентация на тему: " Лего-терапия как здоровьесберегающая технология в работе с детьми дошкольного возраста."
ЛЕГО - терапия - одно из новых направлений в обучении и развитии дошкольников, в основе которых лежит созидательная конструктивно-игровая деятельность....
Арт-терапия как один из видов здоровьесберегающей технологии в работе с детьми дошкольного возраста
Арт-терапия имеет широкие возможности в развивающей и коррекционной работе с детьми-дошкольниками, позволяет выявить психологические проблемы у ребенка, обнаружить скрытые и подавленные чувства и эмоц...