Консультация на тему: «Нестандартное оборудование в системе здоровьесбережения в ДОУ»
консультация

Аванесян Рузанна Валериевна

Подборка самых интересных вариантов нестандартного оборудования в ДОУ и результаты его использования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nestandartnoe_oborudovanie.docx44.71 КБ

Предварительный просмотр:

     Консультация  на тему:

«Нестандартное оборудование в системе здоровьесбережения в ДОУ»

                 

         Высочайшие темпы развития общества предъявляют все более высокие требования к человеку и его здоровью, но в последние годы наблюдается заметное ухудшение состояния здоровья детей. Это обусловлено многими факторами. Помимо неблагоприятных климатических особенностей, на здоровье детей отрицательно влияют ухудшение экологической обстановки, электронно-лучевое, «металло-звуковое» облучение (компьютерные игры, длительный просмотр телевизора и т. д.), неправильный образ жизни семьи.

Дошкольное учреждение является первым звеном, обеспечивающим разностороннее развитие ребенка от рождения и до 7 лет. На первое место сейчас выдвигаются задачи охраны жизни и укрепления здоровья детей; использование технологий, сберегающих здоровье; формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни.

Вопрос, который всегда стоял перед педагогами таков – «Чему научить и зачем?». Здоровьесберегающие технологии добавляют им еще один вопрос – «Как учить?». Главная их цель – правильное, последовательное и гармоничное обучение детей, без ущерба для их здоровья. Если же дошколенка увлечь, предоставить ему возможность самостоятельно и активно участвовать в его обучении, тогда и энергия, и интерес к занятиям не иссякнут.

        Важное место в формировании ЗОЖ является правильно подобранная предметно развивающая среда, созданная в группах. Это способствует укреплению здоровья и закаливанию организма детей, а также удовлетворяет врождённую потребность детей в движении, которая служит важным условием формирования всех систем и функций организма, одним из способов познания мира, ориентировки в нём, а также средством всестороннего развития дошкольника.

Во всех   группах организованы спортивные центры, которые включают в себя не только спортивный инвентарь, но и разного рода нестандартное оборудование: массажёры, грецкие орехи, шишки, тренажёры для развития дыхания, коврики для профилактики плоскостопия, дорожку здоровья и др.

При использовании нестандартного оборудования происходит обогащение знаний о мире предметов и их многофункциональности, развиваются умения ориентироваться в пространстве. Дошкольники приучаются применять предметы спортивно - игрового нестандартного оборудования в самостоятельной деятельности. У них пробуждается интерес к спортивным играм, занятиям, расширяются представления о разнообразных видах физкультурных упражнений, их оздоровительном значении.

Нестандартное оборудование стимулирует интерес детей, желание двигаться, вызывает радость и положительные эмоции. Материалы для изготовления такого оборудования разнообразны и малозатратны, можно использовать все то, что наверняка найдется в любом доме из ряда ненужных вещей. Эти, бесполезные на первый взгляд, предметы могут превратиться в забавные игрушки и пособия для выполнения различных упражнений и корригирующих гимнастик.

 Нестандартное оборудование помогает полноценному физическому развитию детей, и решает следующие задачи:
- обеспечивает высокую двигательную активность, совершенствуя движения детей и их физические качества;
- развивает творческое воображение, стремление к активности и самостоятельности;
- повышает интерес к процессу движений с использованием нестандартного оборудования;
- создает и закрепляет позитивное психосоматическое состояние.
Применение нестандартных пособий вносит разнообразие в физические занятия и эффекты новизны, позволяет шире использовать знакомые упражнения. Оно объединяет физкультуру с игрой, что создает условия для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной деятельности. Использование ярких цветных пособий повышает у детей интерес к занятиям, придает им необходимую эмоциональную окраску.


При изготовлении пособий необходимо соблюдать инструкцию:
1. пособие должно быть эстетичным, эффективным;
2. не травмоопасным;
3. по мере возможности долговечным;
4. легко подвергаться санитарной обработке.

       

 Для повышения общего жизненного тонуса, устойчивости организма к заболеваниям дыхательной системы, укрепления диафрагмы, улучшения лимфо - и кровообращения в легких, улучшения деятельности сердечнососудистой системы изготавливаются дыхательные тренажеры, Такие, как «Полет бабочки», «Птички на ниточках», «Зонтик и капельки»,

 «Снежинки или бабочки на ниточке,  прикрепленные к ветке.

 Ребенок, вдохнув слегка, наклоняется и, выдыхая, старается их сдуть, чтоб «полетели».

В дыхательной гимнастике используются также  «волшебные бутылочки».

Упражнение «Снегопад» - дети дуют в одноразовые трубочки, пытаясь силой ветра поднять снежинки (пенопласт) в воздух.

        Для развития мелкой моторики рук, способности координации движений, активизации речевого развития, кроме пальчиковой гимнастики со стихами используется нетрадиционное оборудование. Это игры со скрепками, с пуговицами, с прищепками.

«Султанчики»

Цель: развитие сильной направленной воздушной струи, мелкой моторики, координации движений кисти.

С ними можно работать в трех направлениях:

1. Развитие сильной направленной воздушной струи – дети дуют на дождик.

2.Развитие мелкой моторики – прокатывание основания (карандаша) «султанчика» между ладоней (до кончиков пальцев).

3. Синхронное или асинхронное вращение кистей с султанчиками в руках.

      «Цветочная клумба»

       На мячик, сшитый из ткани или вязанный из пряжи и наполненный синтепоном, нашиваются пуговицы. Отдельно нужно подготовить детали для застегивания: цветочки, грибы, листочки. Ребенку дается задание: создать цветочную клумбу или грибную поляну и т. д.

«Моталочки»

Моталочка - это две небольшие палочки, которые между собой соединены веревочкой.

Два игрока берут в руки моталочку (один ребенок держится за одну палочку, второй – за другую: в середине веревочки есть метка-узелок, по сигналу начинают накручивать веревочку (каждый на свою палочку). Кто первый придет к середине, тот победил.

       Ну и, конечно же, всем вам известные тренажеры для развития мелкой моторики такие, как: «Игры с прищепками», «Геоборд», «Сенсорный куб», «Бизиборд», «Игры – шнуровки» с лентами  и шнурками, «Выкладывание цветными скрепками по контуру рисунка» и многие другие.

      Тренажеры для развития общей моторики.

«Дорожка здоровья»

Для профилактики плоскостопия на утренней гимнастике, на физкультурном занятии, также после дневного сна используем «дорожки здоровья». Дорожки изготавливаются из бросового и природного материала, используя принцип смены различных видов поверхности для воздействия на все биологически активные точки ступней ног.

Наполняющими элементами «дорожки здоровья» могут быть совершенно разные вещи. Это и шишки, деревянные палочки, камушки, и пуговицы, бусины, крышки от пластиковых бутылок, сами пластиковые бутылки, наполненные водой или песком, толстая веревка. Массажная дорожка может включать и мягкие элементы, например, поролоновые губки, мочалки. Можно включать в дорожку мешочки с наполнителями из круп, гороха и фасоли.

«Перчатки – массажеры»

Помогают оказывать позитивное влияние на рост и развитие детского организма, снимают усталость, улучшают циркуляцию крови, успокаивают нервную систему дошкольников. 

      Тренажер «Бильбоке»
Материал: пластиковая бутылка, нитки для вязания, капсулы киндер-сюрприза или мягкие шарики.
Используется для развития ловкости.

     «Классики»

Задачи: Развивать мышцы нижних конечностей, координацию крупной моторики, ловкость, меткость, внимание, выносливость, формирование навыков различных видов прыжков, закреплять дни недели.

      Тренажеры на меткость

«Медвежонок», «Забей мяч».

Цель: развивать меткость.

«Умная мишень»

Задача: Развивать умение метать в горизонтальную и вертикальную цель, закреплять геометрические фигуры, цифры, цвет, буквы.

Это лишь малая часть всего того, что можно придумать!

Таким образом, применение здоровьесберегающих технологий с использованием нестандартного оборудования способствует оздоровлению дошкольников, улучшается общее состояние здоровья воспитанников. Дети более сознательно относятся к своему здоровью, учатся самостоятельно применять оздоровительные технологии в практической деятельности. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

Практическая часть

Пальчиковая гимнастика с использованием нестандартного оборудования «Веселый карандаш»
Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик, быть послушным научу.

1 упражнение
Карандаш, в руках катаем и ладошки согреваем.
Зажать пособие между ладонями и прокатывать его между соединенными ладонями.
2 упражнение
Карандаш кручу я ловко, в школе мне нужна сноровка.
Вращать пособие между пальцами.
3 упражнение
Взять пособие за низ правой и левой рукой, большим и указательным пальцами. Перебирать пальцами вдоль карандаша от одного конца до другого.
4 упражнение
Карандаш я подержу, в гости к пальчику приду.
Передача пособия каждому пальчику поочередно из правой руки в левую.
Сжать пособие большим пальцем правой руки и передать большому пальцу левой руки и т. д.

Упражнения корригирующей гимнастики для глаз с использованием нестандартного оборудования «Веселый карандаш».
1 упражнение
И.п. - взять предмет правой рукой за низ карандаша и расположить на уровне глаз на расстоянии 45 см. Двигать пособие в медленном темпе вправо, влево и следить глазами за ним не поворачивая головы.
2 упражнение
И.п. – то же самое. Двигать пособием в медленном темпе вверх, вниз и следить за ним глазами не поворачивая головы.
3 упражнение
И.п. – то же самое. Двигать пособием в медленном темпе по кругу и следить за ним глазами не поворачивая головы.
4 упражнение
И.п. – то же самое. В течение 3 секунд смотрите на пособие, а затем перенесите взгляд на любую точку в пространство за ним. Задержите там взгляд на 3 секунды и верните взгляд обратно на пособие. Сделайте это несколько раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование тонких движений пальцев рук с использованием нестандартного оборудования в системе художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста". Мастер класс.

Шаг в искусство делает любой человек в том или ином возрасте. Но замечено, что от того, каким будет этот первый шаг, сделанный ребёнком, зависит в дальнейшем уровень его общей культуры, характер миров...

Открытое занятие по физкультуре в старшей группе. Тема: Нестандартное оборудование на занятиях физкультуры.

Задачи:  1. Упражнять в ползании.           2. Развивать ловкость и координацию.           3. В...

Опыт работы по теме "Нестандартное оборудование как средство развития двигательной активности дошкольников с отклонением в интеллектуальном развитии"

Нестандартное оборудование как средство развития двигательной активности дошкольников с отклонением в интеллектуальном развитии...

Консультация для родителей по теме: " Нестандартное оборудование"

Консультация для родителей по теме: "Нестандартное оборудование"...