Использование элементов здоровьесберегающих технологий д.м. наук В.Ф. Базарного в коррекционно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста.
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)
Обучение и воспитание детей с нарушением зрения (амблиопия и косоглазие) направленно на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей, осуществляемое лечебно – восстановительной работой по исправлению косоглазия и амблиопии, а также на успешную подготовку детей к обучению в школе. О методике Базарного В. Ф. знают уже многие педагоги, но вот оценить ее могут лишь те, кто использовал ее в своей работе с детьми. Дети дома перегружены компьютерными играми, смотрят очень долго телевизор, а это сказывается на здоровье ребенка. Применение технологий Базарного В. Ф. позволяет устранять многие причины. Хочу представить опыт своей работы по методике Базарного В. Ф.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bazarnyy.docx | 17.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование элементов здоровьесберегающих технологий д.м. наук В.Ф. Базарного в коррекционно-образовательном процессе
с детьми дошкольного возраста.
В нашем учреждении 6 групп, которые посещают дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды.
Обучение и воспитание детей с нарушением зрения (амблиопия и косоглазие) направленно на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей, осуществляемое лечебно – восстановительной работой по исправлению косоглазия и амблиопии, а также на успешную подготовку детей к обучению в школе.
В связи с этим является важным развитие зрения и зрительного восприятия, так как неполноценность первого обуславливает недостаточное развитие второго, поэтому одной из специальных задач коррекционно – воспитательной работы является развитие способов зрительного восприятия, зрительной ориентации при активном упражнении и активизации зрительных функций.
Снижение остроты зрения, нарушение глазодвигательных функций, отсутствие стереоскопического видения осложняют ориентировку при выполнении практических действий. Все эти особенности заставляют искать условия, улучшающие формирование измерительных навыков, основывающихся на глазомерных действиях у детей с нарушением зрения.
В своей работе использую элементы здоровьесберегающей технологии доктора медицинских наук Базарного В.Ф. по оздоровлению детей. Элементы здоровьесберегающей технологии Владимира Филипповича Базарного идеально подходят для снятия физической и умственной нагрузки, дают возможность реализовать программу ДОУ.
О методике Базарного В. Ф. знают уже многие педагоги, но вот оценить ее могут лишь те, кто использовал ее в своей работе с детьми. Дети дома перегружены компьютерными играми, смотрят очень долго телевизор, а это сказывается на здоровье ребенка. Применение технологий Базарного В. Ф. позволяет устранять многие причины.
Хочу представить опыт своей работы по методике Базарного В. Ф.
Реализация элементов здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного.
1.Режим динамической смены поз
«Не усади!» – заповедь Базарного. Ребенок должен двигаться, особенно мальчик в 4-6 раз больше.
«Движение – это воздух, а без воздуха мы задыхаемся» - писал В. Ф. Базарный. Поэтому обучение в режиме постоянного движения позволяет развивать у детей зрительно-моторную реакцию, в частности ориентацию в пространстве, в том числе реакцию на экстремальные ситуации, создать условия для проявления индивидуальных и возрастных особенностей детей, формировать во время образовательной деятельности атмосферу доверительного отношения, что позволяет говорить об организации воспитания и обучения, которое в наибольшей степени служит оптимальному общему развитию каждого ребенка.
В.Ф.Базарный предлагает там, где это возможно менять позу детей.
Планировать занятия с таким расчетом, чтобы дети несколько раз организованно переходили из положения, сидя в положение стоя. Наблюдая за детьми, сделала вывод, что без ущерба образовательному процессу дети 3-4 раза переходят из одного положения в другое.
Поддержание физической, психической активности способствует развитию умственной сферы, повышается иммунная система, улучшаются ростовые процессы, развивается координация всех органов (зрительно-ручной, телесно-координаторной, психо-эмоциональной).
2. Физкультминутки для глаз
Комплексы зрительной гимнастики основаны на методиках В. Ф. Базарного, Э. С. Аветисова. Зрительную гимнастику необходимо проводить не менее 3-4 раз в день в течение 3-5 минут. Упражнения носят игровой характер, включая стихи, потешки. Можно проводить упражнения для глаз с предметами и без предметов во время утренней гимнастики, физкультурных занятий. Принцип их выполнения заключается в сопровождении основного движения движениями глазного яблока по всем намеченным направлениям: вверх-вниз, вправо- влево, по диагонали, круговые движения. Кроме названных упражнений для укрепления мышц глаза проводятся различного рода элементы с игрушками, с мячом.
Такие упражнения улучшают кровообращение, расслабляют мышцы, снижают утомление, облегчают зрительную работу на ближнем расстоянии.
3. Упражнения на мышечно-телесную координацию
Использую зрительно-пространственную активность в режиме образовательного процесса, достигается это за счет максимального удаления от глаз детей дидактического материала. Сигнальные метки вносят огромное разнообразие в предметно-развивающую среду. То тучки набежали, выглянуло солнышко, прилетели снежинки, а в них задания, отгадки; то животные (дикие, домашние, птицы) в гостях и т.д.Развивается зрительно-моторная и телесная координация.
4. Упражнения на зрительную координацию.
Меняющие сенсорно-координаторные тренажеры
«Никакой преграды глазу!» - еще один принцип В. Ф. Базарного.
Дети получают зрительную информацию не только в близи, но из расположенных на разных расстояниях и в разных местах группы, ярких картинок (по теме, по сезонным изменениям и т.д.), цветных схем по экологии, таблиц по мнемотехнике, и других подвижных дидактических материалов. Дети всматриваются вдаль и тем самым снимают напряжение с глазных мышц. Способствует расширению зрительно-двигательной активности и проведение упражнений для глаз с помощью расположенных в пространстве ориентиров. Выполняются через 10-15 минут напряженного зрительного труда. Карточки с заданиями и ответами по желанию воспитателя могут находиться где угодно: на стене, на кресте, на занавеске, в природном уголке и т.д. Поэтому дети постоянно находятся в движении.
Данные тренажеры оказывают благоприятное влияние на развитие зрительно-моторной реакции, скорости ориентации в пространстве, а так же реакцию на ситуации в жизни. У них развивается зрительно-двигательная поисковая активность, а так же зрительно-моторная и телесная координация.7.
5. Зрительно-координаторные тренажи, с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажеры).
Систематические занятия по схеме офтальмотренажера способствуют снижению психической утомляемости, избыточной нервной возбудимости.
В процессе занятия для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции использую схемы зрительных траекторий, и специальные офтальмотренажеры "Бегущие огоньки”, по которым дети «бегают глазами» за огоньком лазерного фонарика по ориентирующим стрелкам траекторий. Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно-активизирующий заряд для всего организма
Развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация, развитие зрительно-моторной реакции, в частности, скорости ориентации в пространстве.
6. Гимнастика А.Н. Стрельниковой.
Закаливающий массаж стоп
После дневного сна - закаливающий массаж стоп методом босохождения по дорожкам с раздражителями и массаж тела плотной руковичкой. Летом ходьба по «дорожке здоровья» для профилактики плоскостопия, игры с мячом через баскетбольную сетку и др.Гимнастика позволяет увеличивать жизненную емкость легких и укрепляет дыхательные органы.
Библиографический список:
1.Базарный В.Ф. Школа возрождения или школа вырождения. (Послереформенная школа, деградирующая тела и души детей наших),-М.: Самотека: МИД «Осознание», 2012.-255 с.227-250.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация прогулки в логопедической группе (старший дошкольный возраст) с использованием элементов здоровьесберегающих технологий на тему «Весна - красна»
Организация прогулки в логопедической группе (старший дошкольный возраст) с использованием элементов здоровьесберегающих технологий на тему «Весна - красна» расчитан на использование в педагогич...
Использование элементов здоровьесберегающих технологий в работе по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в ДОУ
Современные здоровьесберегающие педагогические технологии. Их виды, время проведения в режиме дняи особенностиметодики проведения....
Методическая разработка к организации НОД с детьми старшего дошкольного возраста Тема «Воздух» (с использованием элементов здоровьесберегающих технологий)
Цель: расширять знания детей о воздухе; развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.Задачи: обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха; развивать навык...
Проект "Использование элементов здоровьесберегающих технологий д.м.н. В.Ф.Базарного в работе с детьми дошкольного возраста"
Цель проекта - это формирование здоровой личности через здоровьесберегающие технологии....
конспект занятия по математике "Отсчитывание предметов в пределах 10" с использованием элементов здоровьесберегающих технологий д.м. наук В.Ф. Базарного
Конспект занятия по математике " Отсчитывание предметов в пределах 10" с использованием элементов здоровьесберегающих технологий д.м. наук В.Ф.Базарного с детьми старшей группы...
статья из опыта работы "Использование элементов здоровьесберегающих технологий д.м. наук В.Ф.Базарного в воспитательно - образовательном процессе с детьми дошкольного возраста"
Статья из опыта работы воспитателя по использованию элементов здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста...
Статья "Использование элементов здоровьесберегающих технологий д.м.наук В.Ф.Базарного в работе с детьми с нарушением зрения.
Статья о работе с детьми с нарушением зрения с нарушением зрения (с амблиопией и косоглазием) по методике д.м.наук В.Ф. Базарного...