Проект по здоровьесбережению: «Цветотерапия как метод по преодолению психологических трудностей детей старшего дошкольного возраста»
проект (подготовительная группа)
Проблема: с каждым годом общество предъявляет все более высокие требования к воспитанию и обучению детей. В сложившихся условиях одной из основных психолого-педагогических задач является поиск новых технологий, способствующих интенсификации процесса воспитания и обучения в сочетании с сохранением психологического здоровья детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 233.15 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 2 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «КАПИТОШКА» ГОРОДА ЖЕЛЕЗНОГОРСКА, КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Проект по здоровьесбережению: «Цветотерапия как метод по преодолению психологических трудностей детей старшего дошкольного возраста»
База выполнения: дети старших групп, родители, педагоги.
Разработала: педагог-психолог Евдокимова Екатерина Александровна.
Железногорск
Пояснительная записка
Проблема: с каждым годом общество предъявляет все более высокие требования к воспитанию и обучению детей. В сложившихся условиях одной из основных психолого-педагогических задач является поиск новых технологий, способствующих интенсификации процесса воспитания и обучения в сочетании с сохранением психологического здоровья детей.
Актуальность: Необходимо различать понятия «психическое» и «психологическое» здоровье.
Педагогические показатели психического здоровья и благополучия дошкольников следующие:
- поведение, мысли и чувства ребенка, адекватные окружающим условиям и событиям;
- социально приемлемые способы самоутверждения и самовыражения;
- положительный эмоциональный фон, оптимистический настрой, способность к эмоциональному сопереживанию;
- равномерное и своевременное развитие основных психических процессов, устойчивая познавательная активность;
- доброжелательное отношение к окружающим, полноценное общение, характер которого соответствует возрастным нормам.
Одним из методов, позволяющих сохранить психологическое здоровье дошкольников, является цветотерапия.
Феномен цветовосприятия и особенности взаимодействия человеческого организма с цветом всегда интересовали исследователей души, которые пытались разгадать загадку глубинного влияния цвета на внутреннюю жизнь человека. Человеческий организм, по представлениям индийских йогов, состоит из переплетающихся вибраций звуков и цветов, мелодий и световых потоков, динамика которых полностью определяет жизнедеятельность и психическую жизнь человека. В сочетании с направленным музыкальным воздействием, цвет может приводить к исцелению даже в самых сложных случаях. Цветотерапия базируется, в основном, на целительном действии солнечного света, который применялся многими древними культурами для облегчения различных недомоганий. Позднее оказалось, что отдельные цвета обладают специфическими воздействиями.
Цветотерапия основана на принципе проникновения фотонов света в наш мозг и воздействие на определенные светозависимые гормоны.
Новизна проекта заключается в использовании различных методов цветотерапии, помогающие преодолеть психологические трудности и сохранить здоровье детей.
Практическая значимость результатов состоит в том, что содержащиеся в работе методы и формы цветотерапии будут использованы в системе психологической помощи детям дошкольного возраста, их родителям и педагогам.
Цель проекта: создание условий для сохранения психологического здоровья дошкольников, повышения адаптивных возможностей детей в развитии, поведении, в отношениях с другими, раскрытия потенциальных творческих резервов детей, используя метод цветотерапии.
Задачи проекта:
1.Обогащать эмоциональный мир ребенка, используя метод погружения в цвет, цветовосприятие.
2. Формировать первичные представления ребенка о самом себе, способность осознавать себя как личность, принимать себя и понимать собственную ценность как человека.
3. Способствовать осознанию своих взаимосвязей с миром и своего места в окружающей действительности.
4. Развивать интегративные качества: любознательность, эмоциональную отзывчивость, способность управлять своим поведением, способность решать интеллектуальные и личностные задачи.
5. Расширять поведенческий репертуар дошкольника, возможность управлять эмоционально-волевыми процессами.
6. Развивать коммуникативные способности.
7. Способствовать творческой самореализации дошкольников.
Гипотеза: развивающая деятельность, организованная по методу цветотерапии, будет способствовать коррекции психологического развития дошкольников, развитию эмоционально-личностной сферы и сохранению их психологического здоровья, если:
- создана концепция сохранения психологического здоровья дошкольников, важнейшим положением которой является необходимость расширения психологического образования, являющееся одним из принципов успешного развития, воспитания и образования дошкольников;
- выявлены факторы, оказывающие влияние (положительные и отрицательные) на сохранение психологического здоровья детей;
- определены содержание, методы и формы психологической помощи, помогающие преодолеть психологические трудности и сохранить здоровье детей.
Ресурсы, задействованные для реализации проекта:
- Информационные ресурсы: наглядные консультации, памятки, буклеты, рекомендации для родителей и педагогов.
- Учебно-методические ресурсы: ФГОС ДО, учебная программа, методические пособия.
- Электронные ресурсы: аудио-, видеоматериалы, мультимедийные презентации.
- Кадровые ресурсы: воспитанники, педагоги, родители.
Вид проекта: долгосрочный, практико-ориентированный.
Форма работы: индивидуальная, групповая.
Этапы реализации проекта
1.Подготовительный этап
Цель: создание необходимых условий для реализации проекта.
Задачи:
- Изучить отечественную и зарубежную литературу по теме: «Цветотерапия»;
- Выявить знания родителей и педагогов о влиянии цвета на восприятие дошкольника;
- Составить план проведения мероприятий.
2.Основной этап (реализация проекта)
Цель: ознакомление с использованием технологий цветотерапии в работе с психологическими трудностями детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Познакомить детей, родителей и педагогов с темой «Цветотерапия»;
- Определить актуальность проблемы использования метода цветотерапии в преодолении психологических трудностей детей старшего дошкольного возраста;
- Создать условия для целостного эмоционального развития детей через ознакомление с использованием метода цветотерапии.
3.Заключительный этап
Цель: систематизирование и обобщение знаний об использовании метода цветотерапии в преодолении психологических трудностей детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Систематизировать и обобщить знания об использовании метода цветотерапии в преодолении психологических трудностей детей старшего дошкольного возраста;
- Оценить результаты реализации проекта.
Примерный поэтапный план реализации проекта:
Задачи | Мероприятия | Сроки | Ответственный |
|
| Сентябрь, октябрь 2021 | Педагог-психолог Евдокимова Е.А. |
|
| Ноябрь 2021 - апрель 2022 года | Педагог-психолог Евдокимова Е.А. |
|
| Май 2022 года | Педагог-психолог Евдокимова Е.А. |
Ожидаемые результаты:
Дети | Педагоги | Родители |
|
|
|
Литература
1.Мария Бриль. Исцеляющий цвет. Цветотерапия. С чего начать. «Вектор», 2009
2. Крестовская К.А. Целебные силы цвета, или цветотерапия в нашей жизни. «Феникс», 2006;
3. Саймон и Сью Лилли. Сила цвета и цветотерапия. «Диля», 2006;
4. Вайолет Окландер . «Окна в мир ребенка»;
5. Гоникман Э.И.Лечебная радуга камня. Каменная цветотерапия. Издательский дом МСП, 2000;
6. Н. Рерих. Картины, которые вдохновляют. Медитация и цветотерапия. ЭКСМО, 2012;
7. В. Надина. 7 чудес радуги. Практическая цветотерапия. ЭКСМО, 2011;
8. Н.М. Погосова. Цветовой игротренинг. СПб «Речь», 2005;
9. Дубровская О.В. Руководство по использованию восьмицветового теста Люшера, М. «Фолиум», 1995;
10. Захаров. Методика изучения эмоциональной и личностной сферы;
11. Панфилова М.А. Методика «Страхи в домиках».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проекта по теме: «Здоровьесберегающий метод развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста с ослабленным зрением». Учитель-логопед Чайкина Т.В Москва 2013 год
Становление и развитие речи (словаря, грамматического строя, звуковой и интонационной стороны), умение создавать разные типы связного высказывания происходит в период дошкольного детства. Эти до...
Преодоление тревожности у детей старшего дошкольного возраста с помощью методов Арт - терапии
Арт-терапия – это один из методов, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека. Это мето...
Статья "Сказкотерапия как метод коррекции защитных психологических реакций детей старшего дошкольного возраста"
Центральную часть психологической жизни личности составляет модель мира, как представление о мире и себе в нем. Вся информация извне, которая не соответствует этому представлению, побуждает человека а...
Проект "Использование метода моделирования в развитии речи детей старшего дошкольного возраста"
В данном поекте разработана система работы по развитию речи через разные виды деятельности с использованием мнемотаблиц....
Цветотерапия, как метод по преодолению психологических трудностей у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста.
С каждым годом общество предъявляет все более высокие требования к воспитанию и обучению детей. В сложившихся условиях одной из основных психолого-педагогических задач является поиск новых технологий,...
Психологические трудности детей младшего дошкольного возраста в процессе адаптации
Кратко описывается факторы влияющие на адаптацию детей начинающих посущать детский сад....
Рабочая программа педагога – психолога по психологическому сопровождению детей старшего дошкольного возраста «Психологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Приключения будущих первоклассников»»
Начало школьной жизни –серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к новому коллективу, к новым...