Проект по здоровьесбережению: «Цветотерапия как метод по преодолению психологических трудностей детей старшего дошкольного возраста»
проект (подготовительная группа)

Проблема: с каждым годом общество предъявляет все более высокие требования к воспитанию и обучению детей. В сложившихся условиях одной из основных психолого-педагогических задач является поиск новых технологий, способствующих интенсификации процесса воспитания и обучения в сочетании с сохранением психологического здоровья детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx233.15 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 2 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «КАПИТОШКА» ГОРОДА ЖЕЛЕЗНОГОРСКА, КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Проект по здоровьесбережению: «Цветотерапия как метод по преодолению психологических трудностей детей старшего дошкольного возраста»

База выполнения: дети старших групп, родители, педагоги.

Разработала: педагог-психолог Евдокимова Екатерина Александровна.

http://dyudyuka.ru/wp-content/uploads/2016/02/lona-front-background.jpg

Железногорск

Пояснительная записка

Проблема: с каждым годом общество предъявляет все более высокие требования к воспитанию и обучению детей. В сложившихся условиях одной из основных психолого-педагогических задач является поиск новых технологий, способствующих интенсификации процесса воспитания и обучения в сочетании с сохранением психологического здоровья детей.

Актуальность: Необходимо различать понятия «психическое» и «психологическое» здоровье.

Педагогические показатели психического здоровья и благополучия дошкольников следующие:

- поведение, мысли и чувства ребенка, адекватные окружающим условиям и событиям;
- социально приемлемые способы самоутверждения и самовыражения;
- положительный эмоциональный фон, оптимистический настрой, способность к эмоциональному сопереживанию;

- равномерное и своевременное развитие основных психических процессов, устойчивая познавательная активность;

- доброжелательное отношение к окружающим, полноценное общение, характер которого соответствует возрастным нормам.

Одним из методов, позволяющих сохранить психологическое здоровье дошкольников, является цветотерапия.

Феномен цветовосприятия и особенности взаимодействия человеческого организма с цветом всегда интересовали исследователей души, которые пытались разгадать загадку глубинного влияния цвета на внутреннюю жизнь человека. Человеческий организм, по представлениям индийских йогов, состоит из переплетающихся вибраций звуков и цветов, мелодий и световых потоков, динамика которых полностью определяет жизнедеятельность и психическую жизнь человека. В сочетании с направленным музыкальным воздействием, цвет может приводить к исцелению даже в самых сложных случаях. Цветотерапия базируется, в основном, на целительном действии солнечного света, который применялся многими древними культурами для облегчения различных недомоганий. Позднее оказалось, что отдельные цвета обладают специфическими воздействиями.

Цветотерапия основана на принципе проникновения фотонов света в наш мозг и воздействие на определенные светозависимые гормоны.

Новизна проекта заключается в использовании различных методов цветотерапии, помогающие преодолеть психологические трудности и сохранить здоровье детей.

Практическая значимость результатов состоит в том, что содержащиеся в работе методы и формы цветотерапии будут использованы в системе психологической помощи детям дошкольного возраста, их родителям и педагогам.

Цель проекта: создание условий для сохранения психологического здоровья дошкольников, повышения адаптивных возможностей детей в развитии, поведении, в отношениях с другими, раскрытия потенциальных творческих резервов детей, используя метод цветотерапии.

Задачи проекта:

1.Обогащать эмоциональный мир ребенка, используя метод погружения в цвет, цветовосприятие.

2. Формировать первичные представления ребенка о самом себе, способность осознавать себя как личность, принимать себя и понимать собственную ценность как человека.

3. Способствовать осознанию своих взаимосвязей с миром и своего места в окружающей действительности.

4. Развивать интегративные качества: любознательность, эмоциональную отзывчивость, способность управлять своим поведением, способность решать интеллектуальные и личностные задачи.

5. Расширять поведенческий репертуар дошкольника, возможность управлять эмоционально-волевыми процессами.

6. Развивать коммуникативные способности.

7. Способствовать творческой самореализации дошкольников.

Гипотеза: развивающая деятельность, организованная по методу цветотерапии, будет способствовать коррекции психологического развития дошкольников, развитию эмоционально-личностной сферы и сохранению их психологического здоровья, если:
- создана концепция сохранения психологического здоровья дошкольников, важнейшим положением которой является необходимость расширения психологического образования, являющееся одним из принципов успешного развития, воспитания и образования дошкольников;

- выявлены факторы, оказывающие влияние (положительные и отрицательные) на сохранение психологического здоровья детей;
- определены содержание, методы и формы психологической помощи, помогающие преодолеть психологические трудности и сохранить здоровье детей.

Ресурсы, задействованные для реализации проекта:

  1. Информационные ресурсы: наглядные консультации, памятки, буклеты, рекомендации для родителей и педагогов.
  2. Учебно-методические ресурсы: ФГОС ДО, учебная программа, методические пособия.
  3. Электронные ресурсы: аудио-, видеоматериалы, мультимедийные презентации.
  4. Кадровые ресурсы: воспитанники, педагоги, родители.

Вид проекта: долгосрочный, практико-ориентированный.

Форма работы: индивидуальная, групповая.

Этапы реализации проекта

1.Подготовительный этап

Цель: создание необходимых условий для реализации проекта.

Задачи:

  • Изучить отечественную и зарубежную литературу по теме: «Цветотерапия»;
  • Выявить знания родителей и педагогов о влиянии цвета на восприятие дошкольника;
  • Составить план проведения мероприятий.

2.Основной этап (реализация проекта)

Цель: ознакомление с использованием технологий цветотерапии в работе с психологическими трудностями детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • Познакомить детей, родителей и педагогов с темой «Цветотерапия»;
  • Определить актуальность проблемы использования метода цветотерапии в преодолении психологических трудностей детей старшего дошкольного возраста;
  • Создать условия для целостного эмоционального развития детей через ознакомление с использованием метода цветотерапии.

3.Заключительный этап

Цель: систематизирование и обобщение знаний об использовании метода цветотерапии в преодолении психологических трудностей детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • Систематизировать и обобщить знания об использовании метода цветотерапии в преодолении психологических трудностей детей старшего дошкольного возраста;
  • Оценить результаты реализации проекта.

Примерный поэтапный план реализации проекта:

Задачи

Мероприятия

Сроки

Ответственный

  • Изучить отечественную и зарубежную литературу по теме: «Цветотерапия» в целях повышения собственной профессиональной компетентности;
  • Выявить знания родителей и педагогов о влиянии цвета на восприятие дошкольника;
  • Составить план проведения мероприятий.

  • Знакомство с новыми технологиями:
    Личностно-ориентированная, технология сотрудничества;
    Программой Н.М. Погосовой «Цветовой игротренинг»;
  • Совершенствование развивающей среды, создание новых пособий:
    - альбом «Холодные цвета, теплые цвета»;
    - методическое пособие «Психологические сказки»;
    - набор мелких предметов разного цвета (бусы, пуговицы и т.д.);
    - альбом с изображением предметов различного цвета;
    - набор колокольчик;
    - альбом с загадками.
  • Анкетирование родителей по вопросам сохранения психологического здоровья детей

Сентябрь, октябрь 2021

Педагог-психолог Евдокимова Е.А.

  • Познакомить детей, родителей и педагогов с темой «Цветотерапия»;
  • Определить актуальности проблемы использования метода цветотерапии в преодолении психологических трудностей детей старшего дошкольного возраста;
  • Создать условия для целостного эмоционального развития детей, через ознакомление использование метода цветотерапии.

  • Проведение диагностики по методикам: Восьмицветовой тест Люшера, модифицированная методика Г. А. Урунтаевой и Ю. А. Афонькиной, направленная на изучение восприятия цвета, Войлоковой Е.Ф., Андрухович Ю.В., Ковалевой Л.Ю. (карта обследования цветовосприятия детей), Дорофеевой Э.Т. (изучение эмоционального состояния по трем основным цветам)., тест «Кактус» М.А. Панфиловой, Истоминой (изучение знания цвета и его оттенков)
  •  Консультация для родителей
    «Цветовосприятие»;
  • Изготовление папки-передвижки: «Цвет и Мы»;
  • Разработка наглядной консультации: «Влияние цвета на самочувствие ребенка», «Использование элементов цветотерапии в ДОУ»;
  • Разработка буклетов: «Цветовые упражнения в детском саду», «Цветотерапия – интерьер детской комнаты», «Игры, направленные на развитие цветовосприятия и цветоощущения».
  • Круглый стол для педагогов «Использование цветотерапии: плюсы и минусы»;
  • Фотовыставка «Цвет в моей семье».

Ноябрь 2021 - апрель 2022 года

Педагог-психолог Евдокимова Е.А.

  • Систематизировать и обобщить знания об использовании метода цветотерапии в преодолении психологических трудностей детей старшего дошкольного возраста;
  • Оценить результаты реализации проекта.

  • Проведение диагностики по методикам: Восьмицветовой тест Люшера, модифицированная методика Г. А. Урунтаевой и Ю. А. Афонькиной, направленная на изучение восприятия цвета, Войлоковой Е.Ф., Андрухович Ю.В., Ковалевой Л.Ю. (карта обследования цветовосприятия детей), Дорофеевой Э.Т. (изучение эмоционального состояния по трем основным цветам)., тест «Кактус» М.А. Панфиловой, Истоминой (изучение знания цвета и его оттенков)
  • Разработка буклетов «Терапия цветом».

Май 2022 года

Педагог-психолог Евдокимова Е.А.

Ожидаемые результаты:

Дети

Педагоги

Родители

  • Снизится количество тревожных детей и детей с признаками синдрома гиперактивности;
  • Повысится коммуникативная культура детей;
  • Положительная динамика психического развития детей и развития произвольной сферы детей;
  • Расширятся представления детей о самих себе и окружающем мире;
  • Активизируется процесс самопознания и познания окружающего мира;
  • Снизится число конфликтов.
  • Приобретение педагогами нового опыта работы по сохранению психологического здоровья детей, повышение профессионального мастерства;
  • Пополнится развивающая среда в группе;
  • Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.
  • Обогащение уровня психологических знаний родителей;
  • Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по сохранению психологического здоровья дошкольников;
  • Возможность участвовать в совместных психологических проектах.

Литература

1.Мария Бриль. Исцеляющий цвет. Цветотерапия. С чего начать. «Вектор», 2009
2. Крестовская К.А. Целебные силы цвета, или цветотерапия в нашей жизни. «Феникс», 2006;

3. Саймон и Сью Лилли. Сила цвета и цветотерапия. «Диля», 2006;

4. Вайолет Окландер . «Окна в мир ребенка»;

5. Гоникман Э.И.Лечебная радуга камня. Каменная цветотерапия. Издательский дом МСП, 2000;

6. Н. Рерих. Картины, которые вдохновляют. Медитация и цветотерапия. ЭКСМО, 2012;

7. В. Надина. 7 чудес радуги. Практическая цветотерапия. ЭКСМО, 2011;

8. Н.М. Погосова. Цветовой игротренинг. СПб «Речь», 2005;

9. Дубровская О.В. Руководство по использованию восьмицветового теста Люшера, М. «Фолиум», 1995;

10. Захаров. Методика изучения эмоциональной и личностной сферы;

11. Панфилова М.А. Методика «Страхи в домиках».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта по теме: «Здоровьесберегающий метод развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста с ослабленным зрением». Учитель-логопед Чайкина Т.В Москва 2013 год

Становление и развитие речи (словаря, грамматического строя, звуковой и интонационной стороны), умение создавать разные типы связного высказывания происходит в период дошкольного детства.  Эти до...

Преодоление тревожности у детей старшего дошкольного возраста с помощью методов Арт - терапии

Арт-терапия – это один из методов, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека. Это мето...

Статья "Сказкотерапия как метод коррекции защитных психологических реакций детей старшего дошкольного возраста"

Центральную часть психологической жизни личности составляет модель мира, как представление о мире и себе в нем. Вся информация извне, которая не соответствует этому представлению, побуждает человека а...

Проект "Использование метода моделирования в развитии речи детей старшего дошкольного возраста"

В данном поекте разработана система работы по развитию речи  через разные виды деятельности с использованием мнемотаблиц....

Цветотерапия, как метод по преодолению психологических трудностей у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста.

С каждым годом общество предъявляет все более высокие требования к воспитанию и обучению детей. В сложившихся условиях одной из основных психолого-педагогических задач является поиск новых технологий,...

Психологические трудности детей младшего дошкольного возраста в процессе адаптации

Кратко описывается факторы влияющие на адаптацию детей начинающих посущать детский сад....

Рабочая программа педагога – психолога по психологическому сопровождению детей старшего дошкольного возраста «Психологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Приключения будущих первоклассников»»

Начало школьной жизни –серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к новому коллективу, к новым...