Цветотерапия, как метод по преодолению психологических трудностей у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста.
презентация по коррекционной педагогике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogichesky_proekt_tsvetoterapia_kak_metod_p.pptx | 1.33 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
С каждым годом общество предъявляет все более высокие требования к воспитанию и обучению детей. В сложившихся условиях одной из основных психолого-педагогических задач является поиск новых технологий, способствующих интенсификации процесса воспитания и обучения в сочетании с сохранением психологического здоровья детей. Психологическое здоровье-индикатор физического здоровья. Педагогические показатели психического здоровья и благополучия дошкольников следующие: - поведение, мысли и чувства ребенка, адекватные окружающим условиям и событиям; - социально приемлемые способы самоутверждения и самовыражения; - положительный эмоциональный фон, оптимистический настрой, способность к эмоциональному сопереживанию; - равномерное и своевременное развитие основных психических процессов, устойчивая познавательная активность; - доброжелательное отношение к окружающим, полноценное общение, характер которого соответствует возрастным нормам. Актуальность
Актуальность Одним из методов, позволяющих сохранить психологическое здоровье дошкольников, является цветотерапия . Цвет – это инструмент, с помощью которого мы можем получить необходимые нам энергии. Но постоянное воздействие на наш организм одного и того же цвета приводит к дисбалансу жизненных энергий. Цветотерапия – это немедикаментозный метод лечения, основанный на том, что каждая из биологически активных зон организма реагирует на один из цветов: воздействие цветом происходит на орган зрения, а через него и через зрительный анализатор - на нервную систему. Воздействие определенного цвета снимает энергетическую блокаду, являющуюся причиной функционального расстройства . Воздействие цвета на людей неоднозначно, а сугубо индивидуально, оно носит избирательный характер .
Актуальность проекта Мир полон красок и света . С самого рождения мы окружены цветом. Он сопровождает нас повсюду и всегда . Цветовая гамма всегда влияет на наше сознание и физическое самочувствие, на эмоции. Каждый цвет, как море, имеет собственные глубины, подводные течения и неисследованные области. Каждый цвет содержит целую гамму оттенков - от тончайших и нежных до глубоких, пронизанных мудростью и знанием. Цветотерапия основана на принципе проникновения фотонов света в наш мозг и воздействие на определенные светозависимые гормоны. Цветотерапия базируется, в основном, на целительном действии солнечного света, который применялся многими древними культурами для облегчения различных недомоганий. Позднее оказалось, что отдельные цвета обладают специфическими воздействиями.
Воздействие цвета на психику Жёлтый цвет Зелёный цвет Фиолетовый цвет положительно сказывается на изменении и развитии характера у ребенка. Ребенок начинает проявлять живой интерес к учебе и к познанию окружающего мира. З еленый цвет наделяет ребенка уверенностью в себе и смелостью г армонизирующий цвет, который вызывает радостные ощущения, но при этом ребенок остается послушным и сосредоточенным. Ж елтый цвет сможет развить у ребенка аппетит. Благоприятно сказывается на неспокойных, нервных и возбужденных детях ассоциируется с духовным совершенством и чистотой, изобилием и просветлением. Дарит чувство внутренней гармонии и покоя.
Оранжевый Воздействие цвета на психику пробуждает воображение и вызывает интерес у ребёнка., помогает привлечь или обратить внимание ребенка на конкретный предмет. укрепляет сообщество людей собирающихся в «оранжевом» помещении. Оранжевый цвет может пробудить аппетит. А вот в детской комнате оранжевый цвет поможет ребенку переносить одиночество. выражает легкость, свежесть и невесомость. На психику ребёнка он способен оказать расслабляющее и успокаивающее действие. Синий может подарить радость, активизировать и возбудить, поэтому в детской комнате его использование следует ограничить, в противном случае он будет причиной неспокойного детского сна. Красный Голубой
Основная идея Техника «Цветотерапии», используемая в деятельности педагога – психолога , учителя-логопеда, дефектолога как технология здоровьесбережения, способствует коррекции и психологическому развитию дошкольников, развитию эмоционально-личностной сферы и сохранению их психологического здоровья, развитию представлений детей об ответственном отношении к своему здоровью, о бережном отношении к себе и окружающим людям.
Цель Создание условий для сохранения психологического здоровья дошкольников, повышения адаптивных возможностей детей в развитии, поведении, в отношениях с другими, раскрытия потенциальных творческих резервов детей, используя метод цветотерапии
Задачи 1. Обогащать эмоциональный мир ребенка, используя метод погружения в цвет, цветовосприятие. 2. Формировать первичные представления ребенка о самом себе, способность осознавать себя как личность, принимать себя и понимать собственную ценность как человека. 3. Способствовать осознанию своих взаимосвязей с миром и своего места в окружающей действительности. 4. Развивать интегративные качества: любознательность, эмоциональная отзывчивость, способность управлять своим поведением, способность решать интеллектуальные и личностные задачи. 5. Расширять поведенческий репертуар дошкольника, возможность управлять эмоционально-волевыми процессами. 6. Развивать коммуникативные способности. 7. Способствовать творческой самореализации дошкольников.
Условия реализации проекта Использование здоровьесберегающих и природосообразных технологий (релаксация, психогимнастика , пальчиковые и подвижные игры, активное использование цвета, аромата и звука на одном занятии, постоянная смена деятельности, свободное расположение во время проведения занятия, подача материала в состоянии релаксации и др.); Использование разнообразных заданий и упражнений для творческого самовыражения и самореализации в целом.
Принципы используемые в деятельности учителя- логопеда, педагога – психолога 1. Доступность : Содержание материала представлено детям в доступной и привлекательной форме. 2. Гуманистичность : Ребенок является активным субъектом совместной деятельности с педагогом, основанный на сотрудничестве, демократических и творческих начал. 3. Прогностичность : П редполагает формирование повседневной заботы каждого о сохранении среды не только для нашей жизни, но и для будущих поколений, а также некоторые каждодневные действия по отношению к другим людям, умение сдерживать свои желания и эмоции, если они наносят вред другим .
Принципы используемые в деятельности социального педагога – психолога 4. Деятельность : Знания, которые ребенок усваивает в процессе обучения, становятся основой формирования мотивации его участия в различных посильных видах деятельности. 5. Интеграция : Реализация задач происходит через познавательную, изобразительную, театрализованную, продуктивную деятельность, ознакомление детей с художественной литературой. 6. Мотивация: Принцип мотивации обеспечивает развитие личности, коррекцию эмоционально-волевой сферы. Предполагает побуждения, стремления ребёнка к достижению цели, поставленной перед ним педагогом.
Принципы используемые в деятельности учителя-логопеда, педагога – психолога 7. Принцип продуктивной обработки информации: Создание таких педагогических ситуаций, в ходе которых воспитанники самостоятельно осваивают способы обработки полученной информации, используя алгоритм, схему решения, только что показанную педагогом; включение заданий , побуждающих, мотивирующих воспитанников использовать информацию, уже полученную, но в своём индивидуальном задании, т.е. перенести способ обработки информации: изо - деятельность, выбор из предложенных вариантов адекватных поведенческих решений. 8. Принцип динамичности восприятия : Предполагает включение в деятельность детей, игр и упражнений, непосредственно развивающих, корригирующих отклонения в его характеристиках. 9. Системность: Принцип системности предполагает преемственность программ, последовательное усвоение знаний, приобретение навыков, когда каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего и основывается на нем.
Содержание Цикл I. «Путешествие в страну цвета» представляет собой вводные занятия по знакомству с цветом. Используемые методы: погружение в цвет; игры на реализацию вербальной и двигательной потребности, на снятие напряжения и агрессии; на развитие физиологического и речевого дыхания; пальчиковые игры; упражнения на формирование вкусовых, обонятельных и тактильных ощущений; чтение сказок, самовыражение в цвете и др. Цикл II. «Во саду ли, в огороде» направлен на формирование цветовых представлений с помощью работы по теме «Фрукты, овощи». Используемые методы: гимнастики для мозга; информационные сообщения; загадки; подвижные игры; упражнения на составление описательных рассказов, на развитие дыхания; самовыражение в цвете и др. С остоит из четырёх циклов:
Содержание проекта Цикл III. «Цветовой мир зверей, птиц и насекомых» направлен на формирование цветовых представлений с помощью работы по теме «Животные, птицы, насекомые». Используемые методы: речевые гимнастики, сочинение сказок, упражнения на развитие умения образовывать слова в уменьшительно-ласкательной форме, составление описательных рассказов, снятие мышечного напряжения; сказки-сценки; релаксационные упражнения; самовыражение в цвете и др. Цикл IV . «Язык цветов понятен сердцу каждого» направлен на формирование цветовых представлений с помощью работы по теме «Цветочные растения». Используемые методы: работа с легендами; викторины; настольные игры; релаксационные упражнения; театрализованные представления; танцевально-музыкальные игры; самовыражение в цвете и др.
Направления деятельности учителя-логопеда, педагога - психолога 1. Психолого-педагогическая диагностика; 2. Коррекционно-развивающая работа, организованная по методу цветотерапии 3. З доровьесберегающая деятельность;
Ожидаемые результаты 1. Снижение количества тревожных детей и детей с признаками синдрома гиперактивности . 2. Повышение коммуникативной культуры детей. 3. Положительная динамика психического развития детей и развития произвольной сферы детей. 4. Расширение представлений детей о самих себе и окружающем мире. 5. Активизация процесса самопознания и познания окружающего мира. 6. Развитие представлений детей об ответственном отношении к своему здоровью, о бережном отношении к себе и окружающим людям. 7. Снижение числа конфликтов, сплочению детского коллектива . 8 . Развитие интегративных качеств: любознательность, эмоциональная отзывчивость, способность управлять своим поведением, способность решать интеллектуальные и личностные задачи. 9 . Обогащение уровня психологических знаний родителей .
Используемая литература 1. Бриль, М. Исцеляющий цвет: цветотерапия. С чего начать. / М. Бриль. – М.: Вектор, 2009. – 203 с. 2. Крестовская, К.А. Целебные силы цвета, или цветотерапия в нашей жизни /К.А. Крестовская. – М.: Феникс, 2006. – 157 с. 3 .Рерих, Н. Картины, которые вдохновляют: медитация и цветотерапия / Н. Рерих. –М.: Педагогика, 2012. – 197с . 4 . Надина, В. 7 чудес радуги: практическая цветотерапия / В. Надина. – М .: Академия, 2011. –120 с. 5 . Погосова , Н.М. Цветовой игротренинг / Н.М. Погосова . – СПб .: Речь, 2005. – 215с.
Спасибо за внимание!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программно - методического сопровождения образовательного процесса разработанного по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой. " Игровые методы и приёмы в формировании речи детей ОВЗ старшего дошкольного возраста "
В старшем дошкольном возрасте речь детей интенсивно развивается. Она служит им источником знаний об окружающем мире, средством общения с окружающими. В связи с этим большое значение приобретает умение...
Страх перед водой у детей раннего и дошкольного возраста. Средства и методы преодоления
О пользе занятий плаванием для здоровья детей и взрослых сказано много слов, написано большое количество статей, я же хотел бы рассмотреть плавание, как жизненно важный навык, сформировать который мы,...
Кинезиология как метод коррекции недостатков речевого развития у детей с ОНР дошкольного возраста
Консультация для родителей...
Психологические трудности у детей с нарушением речи
Речь Речь - не врожденная способность человека, она формируется в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвое...
Проект по здоровьесбережению: «Цветотерапия как метод по преодолению психологических трудностей детей старшего дошкольного возраста»
Проблема: с каждым годом общество предъявляет все более высокие требования к воспитанию и обучению детей. В сложившихся условиях одной из основных психолого-педагогических задач является поиск новых т...
Основные рекомендации родителям по преодолению различных трудностей развития детей
Консультация для родителей...