Цветотерапия, как метод по преодолению психологических трудностей у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста.
презентация по коррекционной педагогике

Екатерина Александровна Усик
С каждым годом общество предъявляет все более высокие требования к воспитанию и обучению детей. В сложившихся условиях одной из основных психолого-педагогических задач является поиск новых технологий, способствующих интенсификации процесса воспитания и обучения в сочетании с сохранением психологического здоровья детей.Одним из методов, позволяющих сохранить психологическое здоровье дошкольников, является цветотерапия.Цвет – это инструмент, с помощью которого мы можем получить необходимые нам энергии. Но постоянное воздействие на наш организм одного и того же цвета приводит к дисбалансу жизненных энергий.Цветотерапия – это немедикаментозный метод лечения, основанный на том, что каждая из биологически активных зон организма реагирует на один из цветов: воздействие цветом происходит на орган зрения, а через него и через зрительный анализатор - на нервную систему.
 
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogichesky_proekt_tsvetoterapia_kak_metod_p.pptx1.33 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель-логопед: Усик Е.А. « Цветотерапия, как метод по преодолению психологических трудностей у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста»

Слайд 2

С каждым годом общество предъявляет все более высокие требования к воспитанию и обучению детей. В сложившихся условиях одной из основных психолого-педагогических задач является поиск новых технологий, способствующих интенсификации процесса воспитания и обучения в сочетании с сохранением психологического здоровья детей. Психологическое здоровье-индикатор физического здоровья. Педагогические показатели психического здоровья и благополучия дошкольников следующие: - поведение, мысли и чувства ребенка, адекватные окружающим условиям и событиям; - социально приемлемые способы самоутверждения и самовыражения; - положительный эмоциональный фон, оптимистический настрой, способность к эмоциональному сопереживанию; - равномерное и своевременное развитие основных психических процессов, устойчивая познавательная активность; - доброжелательное отношение к окружающим, полноценное общение, характер которого соответствует возрастным нормам. Актуальность

Слайд 3

Актуальность Одним из методов, позволяющих сохранить психологическое здоровье дошкольников, является цветотерапия . Цвет – это инструмент, с помощью которого мы можем получить необходимые нам энергии. Но постоянное воздействие на наш организм одного и того же цвета приводит к дисбалансу жизненных энергий. Цветотерапия – это немедикаментозный метод лечения, основанный на том, что каждая из биологически активных зон организма реагирует на один из цветов: воздействие цветом происходит на орган зрения, а через него и через зрительный анализатор - на нервную систему. Воздействие определенного цвета снимает энергетическую блокаду, являющуюся причиной функционального расстройства . Воздействие цвета на людей неоднозначно, а сугубо индивидуально, оно носит избирательный характер .

Слайд 4

Актуальность проекта Мир полон красок и света . С самого рождения мы окружены цветом. Он сопровождает нас повсюду и всегда . Цветовая гамма всегда влияет на наше сознание и физическое самочувствие, на эмоции. Каждый цвет, как море, имеет собственные глубины, подводные течения и неисследованные области. Каждый цвет содержит целую гамму оттенков - от тончайших и нежных до глубоких, пронизанных мудростью и знанием. Цветотерапия основана на принципе проникновения фотонов света в наш мозг и воздействие на определенные светозависимые гормоны. Цветотерапия базируется, в основном, на целительном действии солнечного света, который применялся многими древними культурами для облегчения различных недомоганий. Позднее оказалось, что отдельные цвета обладают специфическими воздействиями.

Слайд 5

Воздействие цвета на психику Жёлтый цвет Зелёный цвет Фиолетовый цвет положительно сказывается на изменении и развитии характера у ребенка. Ребенок начинает проявлять живой интерес к учебе и к познанию окружающего мира. З еленый цвет наделяет ребенка уверенностью в себе и смелостью г армонизирующий цвет, который вызывает радостные ощущения, но при этом ребенок остается послушным и сосредоточенным. Ж елтый цвет сможет развить у ребенка аппетит. Благоприятно сказывается на неспокойных, нервных и возбужденных детях ассоциируется с духовным совершенством и чистотой, изобилием и просветлением. Дарит чувство внутренней гармонии и покоя.

Слайд 6

Оранжевый Воздействие цвета на психику пробуждает воображение и вызывает интерес у ребёнка., помогает привлечь или обратить внимание ребенка на конкретный предмет. укрепляет сообщество людей собирающихся в «оранжевом» помещении. Оранжевый цвет может пробудить аппетит. А вот в детской комнате оранжевый цвет поможет ребенку переносить одиночество. выражает легкость, свежесть и невесомость. На психику ребёнка он способен оказать расслабляющее и успокаивающее действие. Синий может подарить радость, активизировать и возбудить, поэтому в детской комнате его использование следует ограничить, в противном случае он будет причиной неспокойного детского сна. Красный Голубой

Слайд 7

Основная идея Техника «Цветотерапии», используемая в деятельности педагога – психолога , учителя-логопеда, дефектолога как технология здоровьесбережения, способствует коррекции и психологическому развитию дошкольников, развитию эмоционально-личностной сферы и сохранению их психологического здоровья, развитию представлений детей об ответственном отношении к своему здоровью, о бережном отношении к себе и окружающим людям.

Слайд 8

Цель Создание условий для сохранения психологического здоровья дошкольников, повышения адаптивных возможностей детей в развитии, поведении, в отношениях с другими, раскрытия потенциальных творческих резервов детей, используя метод цветотерапии

Слайд 9

Задачи 1. Обогащать эмоциональный мир ребенка, используя метод погружения в цвет, цветовосприятие. 2. Формировать первичные представления ребенка о самом себе, способность осознавать себя как личность, принимать себя и понимать собственную ценность как человека. 3. Способствовать осознанию своих взаимосвязей с миром и своего места в окружающей действительности. 4. Развивать интегративные качества: любознательность, эмоциональная отзывчивость, способность управлять своим поведением, способность решать интеллектуальные и личностные задачи. 5. Расширять поведенческий репертуар дошкольника, возможность управлять эмоционально-волевыми процессами. 6. Развивать коммуникативные способности. 7. Способствовать творческой самореализации дошкольников.

Слайд 10

Условия реализации проекта Использование здоровьесберегающих и природосообразных технологий (релаксация, психогимнастика , пальчиковые и подвижные игры, активное использование цвета, аромата и звука на одном занятии, постоянная смена деятельности, свободное расположение во время проведения занятия, подача материала в состоянии релаксации и др.); Использование разнообразных заданий и упражнений для творческого самовыражения и самореализации в целом.

Слайд 11

Принципы используемые в деятельности учителя- логопеда, педагога – психолога 1. Доступность : Содержание материала представлено детям в доступной и привлекательной форме. 2. Гуманистичность : Ребенок является активным субъектом совместной деятельности с педагогом, основанный на сотрудничестве, демократических и творческих начал. 3. Прогностичность : П редполагает формирование повседневной заботы каждого о сохранении среды не только для нашей жизни, но и для будущих поколений, а также некоторые каждодневные действия по отношению к другим людям, умение сдерживать свои желания и эмоции, если они наносят вред другим .

Слайд 12

Принципы используемые в деятельности социального педагога – психолога 4. Деятельность : Знания, которые ребенок усваивает в процессе обучения, становятся основой формирования мотивации его участия в различных посильных видах деятельности. 5. Интеграция : Реализация задач происходит через познавательную, изобразительную, театрализованную, продуктивную деятельность, ознакомление детей с художественной литературой. 6. Мотивация: Принцип мотивации обеспечивает развитие личности, коррекцию эмоционально-волевой сферы. Предполагает побуждения, стремления ребёнка к достижению цели, поставленной перед ним педагогом.

Слайд 13

Принципы используемые в деятельности учителя-логопеда, педагога – психолога 7. Принцип продуктивной обработки информации: Создание таких педагогических ситуаций, в ходе которых воспитанники самостоятельно осваивают способы обработки полученной информации, используя алгоритм, схему решения, только что показанную педагогом; включение заданий , побуждающих, мотивирующих воспитанников использовать информацию, уже полученную, но в своём индивидуальном задании, т.е. перенести способ обработки информации: изо - деятельность, выбор из предложенных вариантов адекватных поведенческих решений. 8. Принцип динамичности восприятия : Предполагает включение в деятельность детей, игр и упражнений, непосредственно развивающих, корригирующих отклонения в его характеристиках. 9. Системность: Принцип системности предполагает преемственность программ, последовательное усвоение знаний, приобретение навыков, когда каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего и основывается на нем.

Слайд 14

Содержание Цикл I. «Путешествие в страну цвета» представляет собой вводные занятия по знакомству с цветом. Используемые методы: погружение в цвет; игры на реализацию вербальной и двигательной потребности, на снятие напряжения и агрессии; на развитие физиологического и речевого дыхания; пальчиковые игры; упражнения на формирование вкусовых, обонятельных и тактильных ощущений; чтение сказок, самовыражение в цвете и др. Цикл II. «Во саду ли, в огороде» направлен на формирование цветовых представлений с помощью работы по теме «Фрукты, овощи». Используемые методы: гимнастики для мозга; информационные сообщения; загадки; подвижные игры; упражнения на составление описательных рассказов, на развитие дыхания; самовыражение в цвете и др. С остоит из четырёх циклов:

Слайд 15

Содержание проекта Цикл III. «Цветовой мир зверей, птиц и насекомых» направлен на формирование цветовых представлений с помощью работы по теме «Животные, птицы, насекомые». Используемые методы: речевые гимнастики, сочинение сказок, упражнения на развитие умения образовывать слова в уменьшительно-ласкательной форме, составление описательных рассказов, снятие мышечного напряжения; сказки-сценки; релаксационные упражнения; самовыражение в цвете и др. Цикл IV . «Язык цветов понятен сердцу каждого» направлен на формирование цветовых представлений с помощью работы по теме «Цветочные растения». Используемые методы: работа с легендами; викторины; настольные игры; релаксационные упражнения; театрализованные представления; танцевально-музыкальные игры; самовыражение в цвете и др.

Слайд 16

Направления деятельности учителя-логопеда, педагога - психолога 1. Психолого-педагогическая диагностика; 2. Коррекционно-развивающая работа, организованная по методу цветотерапии 3. З доровьесберегающая деятельность;

Слайд 17

Ожидаемые результаты 1. Снижение количества тревожных детей и детей с признаками синдрома гиперактивности . 2. Повышение коммуникативной культуры детей. 3. Положительная динамика психического развития детей и развития произвольной сферы детей. 4. Расширение представлений детей о самих себе и окружающем мире. 5. Активизация процесса самопознания и познания окружающего мира. 6. Развитие представлений детей об ответственном отношении к своему здоровью, о бережном отношении к себе и окружающим людям. 7. Снижение числа конфликтов, сплочению детского коллектива . 8 . Развитие интегративных качеств: любознательность, эмоциональная отзывчивость, способность управлять своим поведением, способность решать интеллектуальные и личностные задачи. 9 . Обогащение уровня психологических знаний родителей .

Слайд 18

Используемая литература 1. Бриль, М. Исцеляющий цвет: цветотерапия. С чего начать. / М. Бриль. – М.: Вектор, 2009. – 203 с. 2. Крестовская, К.А. Целебные силы цвета, или цветотерапия в нашей жизни /К.А. Крестовская. – М.: Феникс, 2006. – 157 с. 3 .Рерих, Н. Картины, которые вдохновляют: медитация и цветотерапия / Н. Рерих. –М.: Педагогика, 2012. – 197с . 4 . Надина, В. 7 чудес радуги: практическая цветотерапия / В. Надина. – М .: Академия, 2011. –120 с. 5 . Погосова , Н.М. Цветовой игротренинг / Н.М. Погосова . – СПб .: Речь, 2005. – 215с.

Слайд 19

Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программно - методического сопровождения образовательного процесса разработанного по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой. " Игровые методы и приёмы в формировании речи детей ОВЗ старшего дошкольного возраста "

В старшем дошкольном возрасте речь детей интенсивно развивается. Она служит им источником знаний об окружающем мире, средством общения с окружающими. В связи с этим большое значение приобретает умение...

Страх перед водой у детей раннего и дошкольного возраста. Средства и методы преодоления

О пользе занятий плаванием для здоровья детей и взрослых сказано много слов, написано большое количество статей, я же хотел бы рассмотреть плавание, как жизненно важный навык, сформировать который мы,...

Психологические трудности у детей с нарушением речи

Речь  Речь - не врожденная способность человека, она формируется в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвое...

Проект по здоровьесбережению: «Цветотерапия как метод по преодолению психологических трудностей детей старшего дошкольного возраста»

Проблема: с каждым годом общество предъявляет все более высокие требования к воспитанию и обучению детей. В сложившихся условиях одной из основных психолого-педагогических задач является поиск новых т...