Статья "Сказкотерапия как метод коррекции защитных психологических реакций детей старшего дошкольного возраста"
статья (подготовительная группа) на тему
Центральную часть психологической жизни личности составляет модель мира, как представление о мире и себе в нем. Вся информация извне, которая не соответствует этому представлению, побуждает человека адаптироваться. Однако чрезмерное вмешательство психологической защиты увеличивает разрыв между реальностью и представлением о мире, соответствующем модели мира человека, не позволяя личности адекватно реагировать. На человека, воспринимающего сказку, оказывается определенное воздействие, при этом человек совершенно не ощущает на себе какого-либо давление, так как оно обличено в метафору. Подобная коррекция защитных реакций детей позволяет ослабить вмешательство подсознательной защиты, помогает ребенку увидеть реальную картину мира, более эффективно управлять своими действиями, снизить тревогу, а также позволяет предотвратить внутриличностный конфликт и решить ряд детских психологических проблем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД КОРРЕКЦИИ ЗАЩИТНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Автор: Кокарева Юлия Александровна,
воспитатель 1 КК
Центральную часть психологической жизни личности составляет модель мира, как представление о мире и себе в нем. Вся информация извне, которая не соответствует этому представлению, побуждает человека адаптироваться. Известны три основных формы адаптации:
- изменения, которые совершает человек во внешней среде для приведения ее в соответствии со своими потребностями;
- поиск человеком той среды, которая благоприятна для его функционирования;
- внутренние изменения человека, с помощью которых он приспосабливается к среде.
Внутренняя адаптация происходит с помощью подсознательной защиты - специальной системы стабилизации личности, направленной на ограждение сознания от неприятных, травмирующих переживаний, сопряженных с внутренним и внешним конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта. Подсознательная защита позволяет лишить значимости и обезвредить то, что стало травмировать человека, облегчая включение в модель мира новых адекватных ситуаций, новых критериев и ценностей, т. е. осуществляя подстройку ее воздействия на поведение.
Однако чрезмерное вмешательство психологической защиты увеличивает разрыв между реальностью и представлением о мире, соответствующем модели мира человека, не позволяя личности адекватно реагировать. Тогда психологическая защита не способствует разрешению внутреннего конфликта, а наоборот его усугубляет, так как ограждает личность от всего того, что не вписывается в его модель мира, и тем самым порой искажая реальность до неузнаваемости. В этом случае, подсознательная психологическая защита нуждается в коррекции.
Для того чтобы начать действия по ее коррекции необходимо выявить механизмы психологической защиты и определить, от чего защищается психика человека. Так как общая черта всех видов защиты – это независимость от сознательных желаний и намерений человека, то без определения неприятных переживаний, от которых человек вынужден защищаться, невозможно проанализировать, как он это делает.
Выделяют следующие формы защитных механизмов психики: отрицание, подавление, рационализация, вытеснение, проекция, отчуждение, замещение, сновидение, сублимация и катарсис.
У детей дошкольного возраста до появления защитных механизмов функционируют защитные реакции – их не зрелая форма. К защитным реакциям относят: пассивный протест, оппозицию, имитацию, эмансипацию и компенсацию.
Никольская И. М. и Бардиер Г. Л. предлагают выявлять автоматизмы подсознательной защиты с помощью авторского «метода индивидуально-групповой работы с детьми в режиме диалога психолог-ребенок с использованием устной и письменной речи». На занятиях дети рисуют рисунки, темы которых обычно формулируются от первого лица («Я боюсь», «Я нервничаю», «Я мечтаю» и т. п.). Затем работы детей обсуждаются в беседе с психологом.
Для примера рассмотрим диалог с шестилетним мальчиком Димой.
П.: Нарисуй, пожалуйста, свой портрет.
Расскажи, какой ты здесь, на рисунке?
Д.: Я здесь веселый.
П.: Почему?
Д.: Мне купили велосипед.
П.: На самом деле или только на рисунке?
Д.: На рисунке. Мне папа обещал – мама сказала «нет».
П.: Что ты при этом испытываешь?
Молчит, сильно хмурится.
П.: Мне кажется, ты нахмурился. Может, ты сердишься за это на нее?
Положительный кивок головой.
П.: А что ты делаешь, чтобы не сердиться?
Д.: Стараюсь не злиться, не думать об этом… А еще представляю, как буду кататься, когда купят!!!
П.: Тебе когда-нибудь сняться страшные сны?
Д.: Да…
П.: Нарисуй, пожалуйста.
Д.: Это ураган, смерч.
П.: А от куда ты знаешь про них?
Д.: Дедушка рассказывал. Видел по телевизору.
П.: А чем тебя пугают ураган, смерч?
Д.: Ну он может… Я убегаю от него на велосипеде.
П.: А вот это сверху, кто это?
Д.: Это ЗЛОЙ…
П.: Он улыбается…
Д.: Ему нравиться, что я убегаю, боюсь его.
П.: Много раз снился этот сон?
Д.: 2 раза… немного…
Мальчик Дима мечтает о велосипеде, который из-за противоречивых обещаний родителей, так и не имеет. Почему же это его желание настолько острое, что проявляется даже во сне? Можно предположить, что ему так необходим велосипед, потому что его переполняют разнообразные страхи, в том числе страх преследования, смерти (который ребенок даже не в состоянии произнести вслух), страх перед чем-то более могущественным (на рисунке изображен сверху, над мальчиком), ЗЛЫМ, что улыбается, видя его страдания, издевается, и от чего Дима так стремиться убежать. Дима злиться на мать, но старается справиться со своей обидой, погасить ее в себе, уходя в мечтания.
Таким образом, проведя несколько бесед с мальчиком, мы сделали следующие выводы: на данный момент ребенка тревожат 3 основные проблемы – это отношения с родителями и их противоречивые обещания, нереализованное желание иметь велосипед и различные страхи (смерти, преследования, страх «ЗЛОГО»-смерча). С ними Дима подсознательно пытается справиться с помощью таких защитных реакций, как компенсация (уход в мечту, где у него есть велосипед) и сновидение (перенос своего желание не в мир фантазии, а в мир сновидений). В ситуации, когда ребенок не смог вслух произнести, какой вред может причинить ему ураган или смерч, отчетливо прослеживается такой защитный механизм как отрицание – ребенок попросту проигнорировал потенциально важную информацию.
Основные задачи работы с мальчиком по коррекции его защитных реакций можно сформулировать следующим образом:
- помочь ребенку справиться со своими страхами, снизить их до допустимой возрастной нормы;
- нереализованное желание иметь велосипед сделать менее значимым;
- помочь улучшить внутреннюю природу ребенка.
Существует 3 стратегии работы психики с травмирующей информацией: понижение значимости травмирующего фактора; повышение самооценки; понижение значимости неудачных поступков и действий. Реализация этих стратегий может происходить в различных вариантах: напряженность можно преодолеть с помощью юмора, хобби, дневниковых записей, повышения самооценки, эффективно действует принцип исповеди, а также последовательное изложение тревожащих обстоятельств и возможность посмотреть на них со стороны. Чтобы снизить страх поражения следует повышать значимость, потребность достижения; чтобы справиться с тревожащей проблемой стоит включить ее в более широкую систему ценностей и увидеть, что в сравнении сама по себе проблема не столь велика и не столь значительна. Еще один прием справиться с внутренним дискомфортом, вызванным невозможностью получить желаемое прямо сейчас, это отложить решение проблемы до времени, когда возникнут условия справиться с ними. То есть с помощью ряда приемов человек может изменить и скорректировать свою иерархию ценностей, упорядочить поведение в соответствии с измененной шкалой, попытаться создать иное представление о себе, свой новый образ.
Такие способы коррекции психологической защиты как использование юмора и увлечений, повышение самооценки, изменение масштаба травмы и цены ошибки, умение отложить достижение желаемого и повышение потребности в нем, а также последовательное изложение тревожащей ситуации, могут быть успешно использованы в работе с детьми в адаптированном для их опыта варианте. Так в работе с Димой можно использовать следующие приемы коррекции:
- сделать свой страх смешным, посмеяться над ним;
- включить желание иметь велосипед в более широкую систему ценностей;
- пробудить интерес к поиску новых увлечений, которые доступны мальчику и одобряемы взрослыми;
- повысить самооценку.
Данные приемы работы можно реализовать при помощи метода сказкотерапии.
Сказкотерапия – это лечение сказками, то есть открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими. Слушая сказки, ребенок приобретает уникальный и бесценно важный для него опыт целостного переживания мира, который подготавливает его к прохождению возрастных кризисов и дальнейшей гармоничной жизни в целом.
Для каждого ребенка следует подбирать свою особенную сказку в соответствие с теми коррекционными задачами, которые ставит психолог в работе с конкретным ребенком. Так для мальчика Димы мы постарались подобрать сказки, в которых возможно было бы:
- показать, что то, что иногда кажется страшным, не всегда является таковым на самом деле;
- показать, что человек может иногда больше, чем он сам думает, а значит вполне возможно справиться даже со страхом;
- дать осознать, что не только желанный велосипед может принести ему удовлетворение;
- обратить внимание на то, что отсутствие велосипеда не настолько важное в его жизни, чтобы так сильно переживать по этому поводу, что есть вещи гораздо более значимые, которыми он обладает;
- пробудить интерес к поиску новых увлечений и показать, что человек, добивающийся успехов в чем-то, заслуживает уважение окружающих.
Сказкотерапия подразумевает соблюдение определенных принципов в работе со сказками, четкого алгоритма проведения сказкотерпевтических занятий, основная часть которого отводиться на работу с текстом и содержанием сказки, на осмысление сказочного урока, расширение способов разрешения трудных ситуаций и понимание механизмов их воплощения в жизни. Для иллюстрации приведем план-конспект, разработанный нами для сказкотерапевтического занятия с Димой.
Занятие № 1
Цель: снижение уровня страха ребенка;
Задача: показать, что то, что иногда кажется страшным, не всегда является таковым на самом деле.
Структура:
- «Вход» в сказку – игровой прием (открытие дверцы в заранее заготовленном красивом игрушечном доме, за которой находиться сказка); определенный настрой на занятие, почувствовать близость сказки, волшебства, тайны, ребенок должен открыть душу и сердце;
- Чтение сказки «У страха глаза велики», работа с текстом, содержанием сказки.
Вопросы:
- О чем эта сказка? Чему нас она учит?
- Почему старушка, внучка, курочка, мышка и заяц повели себя так?
- Каким образом все герои сказки решили свою проблему? Это было оправданно? Стоило ли так поступать из-за такой на самом деле маленькой помехи? А как еще можно было поступить?
- Какие чувства у тебя вызывает эта сказка? Эта ситуация вызвала у тебя страх? Почему же тогда герои отреагировали именно так?
- Как ты думаешь, почему именно заяц тот персонаж, которого все так испугались? Если учесть, что герои сказки, которые испугались зайца, - это и старенькая бабушка, и молодая внучка, и звери, то, что можно сказать про чувство страха?
- Закрепление приобретенного опыта – рисование на тему «Нарисуй свой страх смешным»;
- Интеграция – связь нового опыта с реальной жизнью.
Вопросы:
- Как ты думаешь, ты бывал в такой ситуации, когда размер того, кого ты боишься, на самом деле сильно преувеличен?
- А как можно определить, стоит чего-то бояться или нет?
- Скажи, а страх это хорошо? В каких ситуациях страх может быть оправдан и даже желателен?
- Резюмирование – обобщение приобретенного опыта, подведение итогов занятия. Необходимо четко проговорить последовательность происходящего на занятии, подчеркивание значимости приобретенного опыта, проговариваются ситуации реальной из жизни;
- «Выход» из сказки – игровой прием (закрытие той же дверцы, с жестом словно ребенок что-то забирает из домика и прижимает к себе, слова: «Ты берешь с собой все важное, чтобы сегодня с нами, все, чему ты научился»).
Всего для Димы было предусмотрено 5 занятий, по количеству поставленных задач, каждая из которых отрабатывается на отдельном сказкотерапевтическом занятии. Подобным образом строятся сценарии для всех остальных занятий, единственное отличие для всех последующих: после ритуала «входа» в сказку, необходимо вспомнить тот опыт и те знания, которые ребенок приобрел на предыдущем занятии, узнать помог ли этот опыт ему, использовал ли он уже его в жизни.
На человека, воспринимающего сказку, оказывается определенное воздействие, при этом человек совершенно не ощущает на себе какого-либо давление, так как оно обличено в метафору.
Подобная коррекция защитных реакций детей позволяет ослабить вмешательство подсознательной защиты, помогает ребенку увидеть реальную картину мира, более эффективно управлять своими действиями, снизить тревогу, а также позволяет предотвратить внутриличностный конфликт и решить ряд детских психологических проблем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование закаливающих мероприятий для укрепления защитных сил организма детей старшего дошкольного возраста
Консультация для воспитателей ДОУ...
Проект "Речедвигательный тренинг как метод коррекции стертой дизартрии у детей старшего дошкольного возраста"
Проект направлен на стимуляцию процесса речевой и психической деятельности детей со стертой дизартрией посредством использования речедвигательной ритмики....
Кинезиология как метод коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
В настоящее время, согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования одной из приоритетных задач ДОО является «охрана и укрепление физического и психическ...
Рабочая программа коррекции нарушений психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста - демонстративной, деструктивной, защитной агрессивности."
Рабочая программа коррекции нарушений психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста - демонстративной, деструктивной, защитной агрессивности представляет собой комплекс диагностических...
"Изотерапия как средство психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста"
В данной разработке раскрывается понятие «изотерапия» - как терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. Изотерапия является универсальной технологией, её...
Проект по здоровьесбережению: «Цветотерапия как метод по преодолению психологических трудностей детей старшего дошкольного возраста»
Проблема: с каждым годом общество предъявляет все более высокие требования к воспитанию и обучению детей. В сложившихся условиях одной из основных психолого-педагогических задач является поиск новых т...
Глинотерапия как метод коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Глинотерапия как метод коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.Аннотация: В представленной статье рассматривается метод глинотерапии и применение его для коррекции агрес...