Статья "Сказкотерапия как метод коррекции защитных психологических реакций детей старшего дошкольного возраста"
статья (подготовительная группа) на тему

Кокарева Юлия Александровна

Центральную часть психологической жизни личности составляет модель мира, как представление о мире и себе в нем. Вся информация извне, которая не соответствует этому представлению, побуждает человека адаптироваться. Однако чрезмерное вмешательство психологической защиты увеличивает разрыв между реальностью и представлением о мире, соответствующем модели мира человека, не позволяя личности адекватно реагировать. На человека, воспринимающего сказку, оказывается определенное воздействие, при этом человек совершенно не ощущает на себе какого-либо давление, так как оно обличено в метафору.  Подобная коррекция защитных реакций детей позволяет ослабить вмешательство подсознательной защиты, помогает ребенку увидеть реальную картину мира, более эффективно управлять своими действиями, снизить тревогу, а также позволяет предотвратить внутриличностный конфликт и решить ряд детских психологических проблем. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД КОРРЕКЦИИ ЗАЩИТНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Автор: Кокарева Юлия Александровна,

воспитатель 1 КК

Центральную часть психологической жизни личности составляет модель мира, как представление о мире и себе в нем. Вся информация извне, которая не соответствует этому представлению, побуждает человека адаптироваться. Известны три основных формы адаптации:

  • изменения, которые совершает человек во внешней среде для приведения ее в соответствии со своими потребностями;
  • поиск человеком той среды, которая благоприятна для его функционирования;
  • внутренние изменения человека, с помощью которых он приспосабливается к среде.

Внутренняя адаптация происходит с помощью подсознательной защиты - специальной системы стабилизации личности, направленной на ограждение сознания от неприятных, травмирующих переживаний, сопряженных с внутренним и внешним конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта. Подсознательная защита позволяет лишить значимости и обезвредить то, что стало травмировать человека, облегчая включение в модель мира новых адекватных ситуаций, новых критериев и ценностей, т. е.  осуществляя подстройку ее воздействия на поведение.

Однако чрезмерное вмешательство психологической защиты увеличивает разрыв между реальностью и представлением о мире, соответствующем модели мира человека, не позволяя личности адекватно реагировать. Тогда психологическая защита не способствует разрешению внутреннего конфликта, а наоборот его усугубляет, так как ограждает личность от всего того, что не вписывается в его модель мира, и тем самым порой искажая реальность до неузнаваемости. В этом случае, подсознательная психологическая защита нуждается в коррекции.

Для того чтобы начать действия по ее коррекции необходимо выявить механизмы психологической защиты и определить, от чего защищается психика человека. Так как общая черта всех видов защиты – это независимость от сознательных желаний и намерений человека, то без определения неприятных переживаний, от которых человек вынужден защищаться, невозможно проанализировать, как он это делает.

Выделяют следующие формы защитных механизмов психики: отрицание, подавление, рационализация, вытеснение, проекция, отчуждение, замещение, сновидение, сублимация и катарсис.

У детей дошкольного возраста до появления защитных механизмов функционируют защитные реакции – их не зрелая форма. К защитным реакциям относят: пассивный протест, оппозицию, имитацию, эмансипацию и компенсацию.

Никольская И. М. и Бардиер Г. Л. предлагают выявлять автоматизмы подсознательной защиты с помощью авторского «метода индивидуально-групповой работы с детьми в режиме диалога психолог-ребенок с использованием устной и письменной речи».  На занятиях дети рисуют рисунки, темы которых обычно формулируются от первого лица («Я боюсь», «Я нервничаю», «Я мечтаю» и т. п.). Затем работы детей обсуждаются в беседе с психологом.

Для примера рассмотрим диалог с шестилетним мальчиком Димой.

П.: Нарисуй, пожалуйста, свой портрет.

     Расскажи, какой ты здесь, на рисунке?

Д.: Я здесь веселый.

П.: Почему?

Д.: Мне купили велосипед.

П.: На самом деле или только на рисунке?

Д.: На рисунке. Мне папа обещал – мама сказала «нет».

П.: Что ты при этом испытываешь?

Молчит, сильно хмурится.

П.: Мне кажется, ты нахмурился. Может, ты сердишься за это на нее?

Положительный кивок головой.

П.: А что ты делаешь, чтобы не сердиться?

Д.: Стараюсь не злиться, не думать об этом… А еще представляю, как буду кататься, когда купят!!!

П.: Тебе когда-нибудь сняться страшные сны?

Д.: Да…

П.: Нарисуй, пожалуйста.

Д.: Это ураган, смерч.

П.: А от куда ты знаешь про них?

Д.: Дедушка рассказывал. Видел по телевизору.

П.: А чем тебя пугают ураган, смерч?

Д.: Ну он может… Я убегаю от него на велосипеде.

П.: А вот это сверху, кто это?

Д.: Это ЗЛОЙ…

П.: Он улыбается…

Д.: Ему нравиться, что я убегаю, боюсь его.

П.: Много раз снился этот сон?

Д.: 2 раза… немного…

Мальчик Дима мечтает о велосипеде, который из-за противоречивых обещаний родителей, так и не имеет. Почему же это его желание настолько острое, что проявляется даже во сне? Можно предположить, что ему так необходим велосипед, потому что его переполняют разнообразные страхи, в том числе страх преследования, смерти (который ребенок даже не в состоянии произнести вслух), страх перед чем-то более могущественным (на рисунке изображен сверху, над мальчиком), ЗЛЫМ, что улыбается, видя его страдания, издевается, и от чего Дима так стремиться убежать. Дима злиться на мать, но старается справиться со своей обидой, погасить ее в себе, уходя в мечтания.

Таким образом, проведя несколько бесед с мальчиком, мы сделали следующие выводы: на данный момент ребенка тревожат 3 основные проблемы – это отношения с родителями и их противоречивые обещания, нереализованное желание иметь велосипед и различные страхи (смерти, преследования, страх «ЗЛОГО»-смерча).  С ними Дима подсознательно пытается справиться с помощью таких защитных реакций, как компенсация (уход в мечту, где у него есть велосипед) и сновидение (перенос своего желание не в мир фантазии, а в мир сновидений). В ситуации, когда ребенок не смог вслух произнести, какой вред может причинить ему ураган или смерч, отчетливо прослеживается такой защитный механизм как отрицание – ребенок попросту проигнорировал потенциально важную информацию.

Основные задачи работы с мальчиком по коррекции его защитных реакций можно сформулировать следующим образом:

  1. помочь ребенку справиться со своими страхами, снизить их до допустимой возрастной нормы;
  2. нереализованное желание иметь велосипед сделать менее значимым;
  3. помочь улучшить внутреннюю природу ребенка.

Существует 3 стратегии работы психики с травмирующей информацией: понижение значимости травмирующего фактора; повышение самооценки; понижение значимости неудачных поступков и действий. Реализация этих стратегий может происходить в различных вариантах: напряженность можно преодолеть с помощью юмора, хобби, дневниковых записей, повышения самооценки, эффективно действует принцип исповеди, а также последовательное изложение тревожащих обстоятельств и возможность посмотреть на них со стороны. Чтобы снизить страх поражения следует повышать значимость, потребность достижения; чтобы справиться с тревожащей проблемой стоит включить ее в более широкую систему ценностей и увидеть, что в сравнении сама по себе проблема не столь велика и не столь значительна. Еще один прием справиться с внутренним дискомфортом, вызванным невозможностью получить желаемое прямо сейчас, это отложить решение проблемы до времени, когда возникнут условия справиться с ними. То есть с помощью ряда приемов человек может изменить и скорректировать свою иерархию ценностей, упорядочить поведение в соответствии с измененной шкалой, попытаться создать иное представление о себе, свой новый образ.

Такие способы коррекции психологической защиты как использование юмора и увлечений, повышение самооценки, изменение масштаба травмы и цены ошибки, умение отложить достижение желаемого и повышение потребности в нем, а также последовательное изложение тревожащей ситуации, могут быть успешно использованы в работе с детьми в адаптированном для их опыта варианте. Так в работе с Димой можно использовать следующие приемы коррекции:

  • сделать свой страх смешным, посмеяться над ним;
  • включить желание иметь велосипед в более широкую систему ценностей;
  • пробудить интерес к поиску новых увлечений, которые доступны мальчику и одобряемы взрослыми;
  • повысить самооценку.

Данные приемы работы можно реализовать при помощи метода сказкотерапии.

Сказкотерапия – это лечение сказками, то есть открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими. Слушая сказки, ребенок приобретает уникальный и бесценно важный для него опыт целостного переживания мира, который подготавливает его к прохождению возрастных кризисов и дальнейшей гармоничной жизни в целом.

Для каждого ребенка следует подбирать свою особенную сказку в соответствие с теми коррекционными задачами, которые ставит психолог в работе с конкретным ребенком. Так для мальчика Димы мы постарались подобрать сказки, в которых возможно было бы:

  1. показать, что то, что иногда кажется страшным, не всегда является таковым на самом деле;
  2. показать, что человек может иногда больше, чем он сам думает, а значит вполне возможно справиться даже со страхом;
  3. дать осознать, что не только желанный велосипед может принести ему удовлетворение;
  4. обратить внимание на то, что отсутствие велосипеда не настолько важное в его жизни, чтобы так сильно переживать по этому поводу, что есть вещи гораздо более значимые, которыми он обладает;
  5. пробудить интерес к поиску новых увлечений и показать, что человек, добивающийся успехов в чем-то, заслуживает уважение окружающих.

Сказкотерапия подразумевает соблюдение определенных принципов в работе со сказками, четкого алгоритма проведения сказкотерпевтических занятий, основная часть которого отводиться на работу с текстом и содержанием сказки, на осмысление сказочного урока, расширение способов разрешения трудных ситуаций и понимание механизмов их воплощения в жизни. Для иллюстрации приведем план-конспект, разработанный нами для сказкотерапевтического занятия с Димой.

Занятие № 1

Цель: снижение уровня страха ребенка;

Задача: показать, что то, что иногда кажется страшным, не всегда является таковым на самом деле.

Структура:

  1. «Вход» в сказку – игровой прием (открытие дверцы в заранее заготовленном красивом игрушечном доме, за которой находиться сказка); определенный настрой на занятие, почувствовать близость сказки, волшебства, тайны, ребенок должен открыть душу и сердце;
  2. Чтение сказки «У страха глаза велики», работа с текстом, содержанием сказки.

Вопросы:

  • О чем эта сказка? Чему нас она учит?
  • Почему старушка, внучка, курочка, мышка и заяц повели себя так?
  • Каким образом все герои сказки решили свою проблему? Это было оправданно? Стоило ли так поступать из-за такой на самом деле маленькой помехи? А как еще можно было поступить?
  • Какие чувства у тебя вызывает эта сказка? Эта ситуация вызвала у тебя страх? Почему же тогда герои отреагировали именно так?
  • Как ты думаешь, почему именно заяц тот персонаж, которого все так испугались? Если учесть, что герои сказки, которые испугались зайца, - это и старенькая бабушка, и молодая внучка, и звери, то, что можно сказать про чувство страха?
  1. Закрепление приобретенного опыта – рисование на тему «Нарисуй свой страх смешным»;
  2. Интеграция – связь нового опыта с реальной жизнью.

Вопросы:

  • Как ты думаешь, ты бывал в такой ситуации, когда размер того, кого ты боишься, на самом деле сильно преувеличен?
  • А как можно определить, стоит чего-то бояться или нет?
  • Скажи, а страх это хорошо? В каких ситуациях страх может быть оправдан и даже желателен?
  1. Резюмирование – обобщение приобретенного опыта, подведение итогов занятия. Необходимо четко проговорить последовательность происходящего на занятии, подчеркивание значимости приобретенного опыта, проговариваются ситуации реальной из жизни;
  2. «Выход» из сказки – игровой прием (закрытие той же дверцы, с жестом словно ребенок что-то забирает из домика и прижимает к себе, слова: «Ты берешь с собой все важное, чтобы сегодня с нами, все, чему ты научился»).

Всего для Димы было предусмотрено 5 занятий, по количеству поставленных задач, каждая из которых отрабатывается на отдельном сказкотерапевтическом занятии.  Подобным образом строятся сценарии для всех остальных занятий, единственное отличие для всех последующих: после ритуала «входа» в сказку, необходимо вспомнить тот опыт и те знания, которые ребенок приобрел на предыдущем занятии, узнать помог ли этот опыт ему, использовал ли он уже его в жизни.

На человека, воспринимающего сказку, оказывается определенное воздействие, при этом человек совершенно не ощущает на себе какого-либо давление, так как оно обличено в метафору.    

Подобная коррекция защитных реакций детей позволяет ослабить вмешательство подсознательной защиты, помогает ребенку увидеть реальную картину мира, более эффективно управлять своими действиями, снизить тревогу, а также позволяет предотвратить внутриличностный конфликт и решить ряд детских психологических проблем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Речедвигательный тренинг как метод коррекции стертой дизартрии у детей старшего дошкольного возраста"

Проект направлен на стимуляцию процесса речевой и психической деятельности детей со стертой дизартрией посредством использования речедвигательной ритмики....

Кинезиология как метод коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с ТНР

В настоящее время, согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования одной из приоритетных задач ДОО является «охрана и укрепление физического и психическ...

Рабочая программа коррекции нарушений психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста - демонстративной, деструктивной, защитной агрессивности."

Рабочая программа коррекции нарушений психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста - демонстративной, деструктивной, защитной агрессивности представляет собой комплекс диагностических...

"Изотерапия как средство психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста"

В данной разработке  раскрывается понятие «изотерапия» - как терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. Изотерапия является универсальной технологией, её...

Проект по здоровьесбережению: «Цветотерапия как метод по преодолению психологических трудностей детей старшего дошкольного возраста»

Проблема: с каждым годом общество предъявляет все более высокие требования к воспитанию и обучению детей. В сложившихся условиях одной из основных психолого-педагогических задач является поиск новых т...

Глинотерапия как метод коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Глинотерапия как метод коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.Аннотация: В представленной статье рассматривается метод глинотерапии и применение его для коррекции агрес...