Оздоровительная гимнастика после сна, ее значение
консультация (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Роль дневного сна в физическом и интеллектуальном развитии ребёнка трудно переоценить. Отдых в середине дня ему просто необходим. Однако после дневного сна дети просыпаются вялыми, у них низкая работоспособность, так как мышечный тонус расслаблен. Все органы и системы (сердечно — сосудистая, дыхательная, нервная и т.д.) ещё не подготовлены к тем нагрузкам, которые предстоит преодолевать организму ребёнка в процессе деятельности вечером. Как же помочь проснуться детям в хорошем настроении и активно продолжать день? Для этого необходимо провести с детьми после тихого часа гимнастику после сна.
Гимнастика после дневного сна — это комплекс мероприятий, облегчающих переход от сна к бодрствованию. Бодрящая гимнастика помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус. После хорошей гимнастики у детей исчезает чувство сонливости, вялости, слабости, повышается умственная и физическая работоспособность, активность, улучшается настроение и самочувствие ребёнка. Гимнастика после дневного сна является закаливающей процедурой.
Цель: способствовать быстрому и комфортному пробуждению детей после сна.
Задачи гимнастики после сна:
- увеличить тонус нервной системы;
- укрепить мышечный тонус;
- способствовать профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата;
- способствовать профилактике простудных заболеваний;
- развитие физических навыков;
- сохранить положительные эмоции при выполнении физических упражнений и прочих режимных моментов во второй половине дня.
Решение этих задач позволяет плавно и одновременно быстро повысить умственную и физическую работоспособность детского организма.
Правила проведения гимнастики пробуждения:
Во время дневного сна необходимо провести проветривание подходящей комнаты для воздушного закаливания, разница температур с теплой спальней должна составлять 3-5°С.
Момент пробуждения сопровождает тихая музыка, громкость и темп которой нарастают при повышении интенсивности упражнений. Зарядка начинается по расписанию с проснувшимися детьми, по мере пробуждения остальные дети включаются в процесс. Не допускается принуждение ребёнка к занятиям.
Основное правило гимнастики в кроватях: исключаются резкие движения, а также подъёмы с кровати, чтобы не вызвать головокружения и не растянуть отдохнувшие мышцы. Перед началом гимнастики в кровати из-под головы убирается подушка.
Типы упражнений:
- упражнения сразу после пробуждения — в кровати;
- занятия с использованием тренажёров (например, массажных ковриков, мячей и пр.);
- корригирующие задания на предотвращение плоскостопия, искривления позвоночника и пр.;
- дыхательная гимнастика.
Не поднимаясь с кроватей и откинув одеяла, в позиции лежа на спине дети выполняют небольшое количество общеразвивающих упражнений.
Гимнастика в постели в течение 2-3 минут направлена на постепенный переход детей от сна к бодрствованию. Лучше проводить её с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения.
Вторая часть гимнастики направлена на оказание закаливающего воздействия на организм. Она проводится в хорошо проветренной групповой комнате с применением массажных ковриков и направлена на профилактику плоскостопия и сколиоза (ходьба на носках, пятках, на внешней и внутренней сторонах стопы, с высоким подниманием колен и др.)
Проведение оздоровительной гимнастики после дневного сна позволяет создать положительный эмоциональный фон, вызвать повышенный интерес ко всем оздоровительным процедурам. Таким образом, одновременно решается несколько задач: оздоровление детей, развитие у них двигательного воображения, формирование осмысленной моторики. А главное — всё это доставляет детям огромное удовольствие. Все упражнения проводятся в свободном темпе, без принуждения. Каждый ребенок выполняет упражнения в том объёме, который ему доступен и приятен. Если ребёнок по каким-либо причинам не хочет выполнять упражнение, он может просто наблюдать за выполнением, или выполнять их частично.
Длительность гимнастики составляет 7- 12 минут. Это определяется возрастом детей, состоянием здоровья.
Примерные упражнения для проведения оздоровительной гимнастики после дневного сна (лёжа в постели, убираем из-под головы подушку, одеяло откидываем):
Комплекс «Прогулка»
- И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища, поднять руки вверх, потянуться, руки вперед, И.п.
- И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища, носки потянуть на себя, И.п.
- И.п.: сидя, ноги прямые, руки в упоре сзади, развести носки ног в стороны, И.п.
- «Пешеход». И.п.: то же, переступание пальчиками, сгибая колени, то же с выпрямлением ног.
- «Молоточки». И.п.: сидя, согнув ноги, руки в упоре за спиной, пальчики на носках, удар левой пяткой об пол.
- И.п.: О.С., руки на пояс, перекат с носков на пятки.
- И.п.: Ходьба по массажным дорожкам.
Упражнения на коврике «Считалочка»: (Дети имитируют движения в соответствии с текстом 3–4 раза)
Я прошу подняться вас — это раз,
Повернулась голова — это два.
Руки вниз, вперёд смотри — это три.
Руки в стороны — четыре,
С силой их к плечам прижать — пять.
Всем ребятам тихо сесть — это шесть.
Комплекс «Я на солнышке лежу»
Кто спит в постели сладко?
Давно пора вставать.
Спешите на зарядку,
Мы вас не будем ждать!
Носом глубоко дышите,
Спинки ровненько держите.
- И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища, напрячь тело, вдох, держать несколько секунд, расслабиться, выдох.
- И.п.: лежа на спине, руки в стороны, пальцы сжаты в кулаки, скрестить руки перед собой, выдох, развести руки, в И.п., вдох.
- И.п.: лежа на спине, руки в замок за голову, поднять прямую левую ногу, поднять прямую правую ногу, держать их вместе, И.п. (одновременно опустить).
- И.п.: лежа на спине, руки в упоре на локти, прогнуться, приподнять грудную клетку вверх, голову держать прямо (3-5 сек.), вернуться в И.п.
- И.п.: лежа на животе, руки за голову, прогнуться, руки к плечам, ноги лежат на полу, держать, И.п.
- И.п.: лежа на животе, руки под подбородком, прогнуться, приняв упор на предплечья, шея вытянута — вдох, выдох.
- И.п.: Ходьба по массажным дорожкам
Упражнения на коврике «Чёрный кот»: (Дети имитируют движения в соответствии с текстом 3–4 раза)
Вот идёт чёрный кот,
(Шаги с высоким подниманием ног)
Притаился — мышку ждёт.
(Приседания, руки к коленям)
Мышка норку обойдёт,
(Встать, повернутся)
И к коту не подойдёт.
(Руки в стороны)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оздоровительная гимнастика после дневного сна и ее значение
План работы по теме самообразованияСахаровой Кристины АнатольевныТема: «Оздоровительная гимнастика после дневного сна,её значение». Цель самообразования по теме:Изучение осо...
План по самообразованию: «Оздоровительная гимнастика после дневного сна, её значение».
План по самообразованию был разработан для детей старшей группы. Применен на практике....
Итоговая презентация по теме самообразования: «Оздоровительная гимнастика после дневного сна, её значение».
Презентация выполнена по итогам проведенной работы с детьми старшей группы....
План самообразования второй младшей группы №5 «Чебурашка» на тему «Оздоровительная гимнастика после дневного сна, ее значение» для детей 3-4 лет на 2019-2020
Игра является ведущим видом деятельности дошкольника, это известно всем. Но среди многочисленных игр у наших детей наибольший интерес вызывают игры - драматизации, инсценировки, кукольные представлени...
План работы по теме самообразования: «Оздоровительная гимнастика после дневного сна, её значение».
План работы по теме самообразованияМаллаевой Альбины ГаджимагомедовныТема: «Оздоровительная гимнастика после дневного сна,её значение».Возрастная группа, группа общеразвивающей направ...
Оздоровительная гимнастика после дневного сна, ее значение.
Оздоровительная гимнастика после дневного сна, ее значение.Подготовила: воспитатель Нургалиева Анастасия Михайловна Ребенок, дневной сон, гимнастика, упражнения, здоровье. В статье рас...
Семинар - практикум для воспитателей "Оздоровительная гимнастика после сна, её значение".
Семинар - практикум для воспитателей "Оздоровительная гимнастика после сна, её значение"....