Семинар - практикум для воспитателей "Оздоровительная гимнастика после сна, её значение".
методическая разработка (старшая группа)

Семинар - практикум для воспитателей "Оздоровительная гимнастика после сна, её значение".

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Семинар - практикум»

для воспитателей

«Оздоровительная гимнастика

после дневного сна, её значение»

                                                              Подготовила: Скуратова Е.И

Эффективным средством укрепления здоровья и снижения заболеваемости детей является физкультурно-оздоровительная работа в условиях ДОУ. Физкультурно-оздоровительная работа осуществляется в разных формах: утренняя гимнастика, гимнастика после сна, физкультурные занятия, спортивные игры, физкультминутки, оздоровительный бег, закаливание и др.

Но мне хотелось бы выделить гимнастику после сна и объяснить ее важность в оздоровительном и образовательном процессе.

Переход от состояния сна к состоянию бодрствования происходит постепенно. Сразу после пробуждения в нервной системе сохраняется преобладание тормозных процессов, у ребёнка снижена умственная и физическая работоспособность, практически все виды чувствительности, существенно понижена скорость реакций. Заторможенное состояние центральной нервной системы может сохраняться в течение нескольких десятков минут или даже нескольких часов. Это в большой степени зависит от качества сна и от степени общего утомления организма. 

Основные задачи, решаемые с помощью комплекса гимнастики после сна:

* устранить некоторые последствия сна (вялость, сонливость и др.);

*увеличить тонус нервной системы; 

* усилить работу основных систем организма (сердечно - сосудистой, дыхательной системы, желез внутренней секреции и других);

Решение этих задач позволяет плавно и одновременно быстро повысить умственную и физическую работоспособность детского организма и подготовить его к восприятию физических и психических нагрузок. 

Гимнастика после сна по праву считается одним из самых важных режимных моментов в ДОУ.

 Она имеет  оздоровительную направленность: повышает адаптивные возможности детского организма.
Основная цель гимнастики после дневного сна – поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений. Комплекс гимнастики после дневного сна длится 10–15 минут, после чего дети переходят к водным процедурам. Комплекс состоит из нескольких частей: разминочные упражнения в постели, выполнение простого самомассажа (пальчиковая гимнастика), выполнение обще развивающих упражнений у кроваток (дыхательная гимнастика), ходьба по "тропе здоровья" (ходьба по массажным, ребристым, солевым или мокрым дорожкам). Заканчиваться гимнастика может умыванием или обтиранием холодной водой рук и лица.

Разминка в постели и самомассаж.

Под мелодичную, тихую музыку дети просыпаются и выполняют упражнения в постели, повторяя каждое 3-4 раза. в таких упражнениях не должно быть резких движений. это разные повороты, поглаживание рук, ног, разведение рук в стороны, сжимание и разжимание кистей рук, сгибание ног в коленях. все упражнения должны выполнять поочередно «с головы до ног» ( 2-3 мин)

1. Комплекс разминки после сна:

Мы проснулись,

Мы проснулись.

Сладко, сладко потянулись.

Всем ребяткам улыбнулись.

Мы проснулись, потянулись,

Вместе солнцу улыбнулись.

1.Глазки видят всё вокруг, 
  Обведу я ими круг.
  Глазком видят всё дано -
  Где окно, а где кино.
  Обведу я ими круг,

   Погляжу на мир вокруг.

2. «Потягушки». и.п.- лёжа на спине, руки внизу, ладони в «замок». поднять руки вверх за голову, потянуться и сделать вдох. Вернуться в и.п. - выдох.

3. «Посмотри на дружочка». и.п.- лёжа на спине, руки вдоль туловища, голова прямо. повернуть голову вправо, вернуться в и.п. то же влево.

3.И.и.-лёжа на спине, руки вдоль туловища, поднять прямые ноги вверх.

4. «Брёвнышко» и. п. -лёжа на спине, руки вверх, перекат со спины на живот, перекат с живота на спину.

5. «Шлакбаум» и. п. -лёжа на животе, руки вдоль туловища, поднять правую ногу; и.п. поднять левую ногу

6. «Сильные ножки». и.п.- сидя, ноги вместе, руками упор сзади. поднять правую ногу согнутую в колене. вернуться в и.п. то же левой ногой.

 

Возле кроватей.

И.п.- о.с. руки на поясе, перекат с пятки на носок, с носка на пятку.

2.Дыхательные упражнения:

 «Гуси». на вдохе наклон вперед: глядя вперед и вытягивая шею, произносить «ш-ш-ш».

«Насос». сделав вдох, резко наклониться на выдохе, скользя по ноге двумя руками, произнести «с-с-с)

3.Ходьба по массажным коврикам.

4.Массаж спины «Дождик»

Дождик бегает по крыше –   (встать друг за другом паровозиком и    

Бом-бом, бом-бом!                похлопывать друг друга по спине).

По весёлой звонкой крыше –

Бом-бом, бом-бом!                         

Дома, дома посидите – (постукивание пальчиками)

Бом-бом, бом-бом!

Никуда не выходите –

Бом-бом, бом-бом!

 Почитайте, поиграйте – ( поколачивание кулачками)

 Бом-бом, бом-бом!

 А уйду, тогда гуляйте...

 Бом-бом, бом-бом!

Дождик бегает по крыше – (поглаживание ладонями)

Бом, бом, бом!

По весёлой звонкой крыше –

Бом, бом, бом!      

5. Самомассаж стоп.

И.п.- сидя на стульчиках, положить ногу на ногу. На правой руке сгибают пальцы, делая « щепоточку», и проводят энергично ими по ступне левой ноги; повторяют всё с правой ноги.

6. Водные процедуры (умывание, обливание рук прохладной водой).



Предварительный просмотр:

«Семинар - практикум»

для воспитателей

«Оздоровительная гимнастика

после дневного сна, её значение»

                                                              Подготовила: Скуратова Е.И

Эффективным средством укрепления здоровья и снижения заболеваемости детей является физкультурно-оздоровительная работа в условиях ДОУ. Физкультурно-оздоровительная работа осуществляется в разных формах: утренняя гимнастика, гимнастика после сна, физкультурные занятия, спортивные игры, физкультминутки, оздоровительный бег, закаливание и др.

Но мне хотелось бы выделить гимнастику после сна и объяснить ее важность в оздоровительном и образовательном процессе.

Переход от состояния сна к состоянию бодрствования происходит постепенно. Сразу после пробуждения в нервной системе сохраняется преобладание тормозных процессов, у ребёнка снижена умственная и физическая работоспособность, практически все виды чувствительности, существенно понижена скорость реакций. Заторможенное состояние центральной нервной системы может сохраняться в течение нескольких десятков минут или даже нескольких часов. Это в большой степени зависит от качества сна и от степени общего утомления организма. 

Основные задачи, решаемые с помощью комплекса гимнастики после сна:

* устранить некоторые последствия сна (вялость, сонливость и др.);

*увеличить тонус нервной системы; 

* усилить работу основных систем организма (сердечно - сосудистой, дыхательной системы, желез внутренней секреции и других);

Решение этих задач позволяет плавно и одновременно быстро повысить умственную и физическую работоспособность детского организма и подготовить его к восприятию физических и психических нагрузок. 

Гимнастика после сна по праву считается одним из самых важных режимных моментов в ДОУ.

 Она имеет  оздоровительную направленность: повышает адаптивные возможности детского организма.
Основная цель гимнастики после дневного сна – поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений. Комплекс гимнастики после дневного сна длится 10–15 минут, после чего дети переходят к водным процедурам. Комплекс состоит из нескольких частей: разминочные упражнения в постели, выполнение простого самомассажа (пальчиковая гимнастика), выполнение обще развивающих упражнений у кроваток (дыхательная гимнастика), ходьба по "тропе здоровья" (ходьба по массажным, ребристым, солевым или мокрым дорожкам). Заканчиваться гимнастика может умыванием или обтиранием холодной водой рук и лица.

Разминка в постели и самомассаж.

Под мелодичную, тихую музыку дети просыпаются и выполняют упражнения в постели, повторяя каждое 3-4 раза. в таких упражнениях не должно быть резких движений. это разные повороты, поглаживание рук, ног, разведение рук в стороны, сжимание и разжимание кистей рук, сгибание ног в коленях. все упражнения должны выполнять поочередно «с головы до ног» ( 2-3 мин)

1. Комплекс разминки после сна:

Мы проснулись,

Мы проснулись.

Сладко, сладко потянулись.

Всем ребяткам улыбнулись.

Мы проснулись, потянулись,

Вместе солнцу улыбнулись.

1.Глазки видят всё вокруг, 
  Обведу я ими круг.
  Глазком видят всё дано -
  Где окно, а где кино.
  Обведу я ими круг,

   Погляжу на мир вокруг.

2. «Потягушки». и.п.- лёжа на спине, руки внизу, ладони в «замок». поднять руки вверх за голову, потянуться и сделать вдох. Вернуться в и.п. - выдох.

3. «Посмотри на дружочка». и.п.- лёжа на спине, руки вдоль туловища, голова прямо. повернуть голову вправо, вернуться в и.п. то же влево.

3.И.и.-лёжа на спине, руки вдоль туловища, поднять прямые ноги вверх.

4. «Брёвнышко» и. п. -лёжа на спине, руки вверх, перекат со спины на живот, перекат с живота на спину.

5. «Шлакбаум» и. п. -лёжа на животе, руки вдоль туловища, поднять правую ногу; и.п. поднять левую ногу

6. «Сильные ножки». и.п.- сидя, ноги вместе, руками упор сзади. поднять правую ногу согнутую в колене. вернуться в и.п. то же левой ногой.

 

Возле кроватей.

И.п.- о.с. руки на поясе, перекат с пятки на носок, с носка на пятку.

2.Дыхательные упражнения:

 «Гуси». на вдохе наклон вперед: глядя вперед и вытягивая шею, произносить «ш-ш-ш».

«Насос». сделав вдох, резко наклониться на выдохе, скользя по ноге двумя руками, произнести «с-с-с)

3.Ходьба по массажным коврикам.

4.Массаж спины «Дождик»

Дождик бегает по крыше –   (встать друг за другом паровозиком и    

Бом-бом, бом-бом!                похлопывать друг друга по спине).

По весёлой звонкой крыше –

Бом-бом, бом-бом!                         

Дома, дома посидите – (постукивание пальчиками)

Бом-бом, бом-бом!

Никуда не выходите –

Бом-бом, бом-бом!

 Почитайте, поиграйте – ( поколачивание кулачками)

 Бом-бом, бом-бом!

 А уйду, тогда гуляйте...

 Бом-бом, бом-бом!

Дождик бегает по крыше – (поглаживание ладонями)

Бом, бом, бом!

По весёлой звонкой крыше –

Бом, бом, бом!      

5. Самомассаж стоп.

И.п.- сидя на стульчиках, положить ногу на ногу. На правой руке сгибают пальцы, делая « щепоточку», и проводят энергично ими по ступне левой ноги; повторяют всё с правой ноги.

6. Водные процедуры (умывание, обливание рук прохладной водой).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Гимнастика после сна, ее значение для физического развития детей дошкольного возраста".

  Эффективным средством укрепления здоровья и снижения заболеваемости детей является физкультурно-оздоровительная работа в условиях ДОУ. Физкультурно-оздоровительная работа осуществляется ...

Значение утренней гимнастики и гимнастики после сна в развитии детей.

Гимнастика - система специально подобранных физических упражнений, методических приемов, применяемых для укрепления здоровья, гармоничного физического развития и совершенствования двигательных способн...

Статья "Гимнастика после сна, ее значение для физического развития детей дошкольного возраста".

Эффективным средством укрепления здоровья и снижения заболеваемости детей является физкультурно-оздоровительная работа в условиях ДОУ. Физкультурно-оздоровительная работа осуществляется в разных форма...

Информация для педагогов "Значение корригирующей гимнастики". Картотека корригирующих гимнастик после сна.

Информация для педагогов "Значение корригирующей гимнастики". Картотека корригирующих гимнастик после сна....

Кровотечения (семинар -практикумдля педагогов)

Кровотечения (семинар -практикумдля педагогов)...