План по самообразованию: «Оздоровительная гимнастика после дневного сна, её значение».
план-конспект занятия (старшая группа)

Леонова Анастасия Александровна

План по самообразованию был разработан для детей старшей группы. Применен на практике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения

детский сад №30 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности по познавательно-речевому развитию детей

Московского района Санкт-Петербурга

План по самообразованию педагога

Леоновой Анастасии Александровны

(воспитатель)

Тема: «Оздоровительная гимнастика

после дневного сна, её значение».

2016-2017 учебный год

г. Санкт-Петербург

Индивидуальный план работы по самообразованию

на 2016-2017 учебный год

воспитателя старшей группы ГБДОУ д/с №30

Московского р-на Санкт-Петербурга

Леоновой Анастасии Александровны

1. Цель и задачи самообразования педагога по теме:

«Оздоровительная гимнастика после дневного сна, её значение»

Цель: изучить особенности состояния здоровья детей старшего возраста, выбрать наиболее эффективные для детей старшего возраста виды оздоровительной гимнастики после дневного сна, самомассаж, дыхательную гимнастику и использовать их с целью оздоровления детей.

Перечень вопросов по самообразованию:

•        изучение психолого-педагогической литературы;

•        разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;

•        проектная и исследовательская деятельность;

•        анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности детей;

•        продолжать изучать педагогический опыт других педагогов;

•        планомерное и систематическое совершенствование методов учебно-воспитательного процесса.

Задачи:

  1. Комфортное пробуждение детей.
  2. Создание психологически комфортной обстановки в группе.
  3. Профилактика простудных заболеваний.
  4. Коррекция и укрепление осанки.
  5. Профилактика плоскостопия.
  6. Развитие речи.

План работы по самообразованию на 2016-2017 учебный год:

Тема

Содержание

 работы

Сроки

Методы и формы

Изучение методической литературы и нормативно-правовой документации

1. ФГОС дошкольного образования

2.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"

3. См. список литературы

Сентябрь-Октябрь

Организация образовательного процесса и развивающей предметно-пространственной среды

Работа с педагогами

Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования

1. Подготовить консультацию для педагогов

2.Выступление на педагогическом совете (часе)

По плану ГБДОУ

Консультация

Использование ИКТ

(презентация)

Представление опыта работы по теме

Проведение мастер-класс для педагогов

По плану ГБДОУ

Мастер-класс

Предоставление консультаций по данной теме

Подготовить консультацию для педагогов

В течение года

Консультация

Представление опыта работы по теме

Проведение непосредственно образовательной деятельности (занятия)

Январь

Открытый просмотр

Работа с родителями

Предоставление консультаций по данной теме

Буклеты, консультации

В течение года

Консультация

Совместное оформление выставок

1.Творческий отчет

2. Выставка работ

Апрель

Выставка

Работа с воспитанниками

Диагностика детей

Проведение диагностики антропометрических параметров.

Проведение диагностики плоскостопия у детей. Проведение диагностики речевого развития.  

Сентябрь

В конце учебного года

Диагностика

Тема «Оздоровительная гимнастика»

Знакомство с содержанием и принципами гимнастики

Октябрь

Беседа, демонстрация пособий, чтение литературы.

Тема «Профилактика простудных заболеваний»

Знакомство с видами профилактики простудных заболеваний.

Ноябрь

Беседа, рассматривание иллюстраций, демонстрация пособий.

Тема «Коррекция и укрепление осанки»

Знакомство со способами коррекции и укрепления осанки

Декабрь

Беседа, рассматривание иллюстраций, демонстрация пособий, тематические игры и упражнения.

Подведение итогов

Проведение диагностики антропометрических параметров.

Проведение диагностики плоскостопия у детей. Проведение диагностики речевого развития.  

Выступление с докладом  на педагогическом совете (часе)

Май

Оценка результатов, выводы

Актуальность:  Оздоровительная работа  с  дошкольниками  в  последние  десятилетия  приобрела  особую  актуальность,  что  связано  это  со  стабильной  тенденцией  ухудшения  здоровья  всего  населения  России,  в  том  числе  и  детей.  Поэтому,  на  сегодняшний  день  наиболее  актуальными  в  деятельности  любого  дошкольного  учреждения  являются  вопросы  физкультурно-оздоровительной  работы,  основная  задача  которой  —  способствовать  укреплению  здоровья,  совершенствованию  физического  развития  ребенка.  И  особый  интерес  вызывает  работа  с  детьми  дошкольного  возраста,  так как  фундамент  здоровья  человека  закладывается  уже  в  раннем  детстве. Поступление  в  детский  сад  часто  вызывает  у  ребенка  стресс,  поэтому  необходимо  так  организовать  этот  период,  чтобы  как  можно  меньше  травмировать  ребенка.  Учеными  давно  доказано,  что  лучшим  средством  снятия  нервного  напряжения  является  физическая  нагрузка.  Использовать  движения  в  качестве  противовеса  отрицательным  эмоциям  рекомендовала,  например,  Н.П.  Бехтерева.  Известный  русский  физиолог  И.П.  Павлов  говорил  о  том,  что  любая  физическая  деятельность  дарит  мышечную  радость,  создавая  устойчивое  настроение.

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников это важный кирпичик в становлении фундамента здоровья детей, укрепить который можно

только при систематическом проведении. Гимнастика после дневного сна один из методов сохранения здоровья дошкольника. После дневного пробуждения ребёнка, в нервной системе происходит сохранение тормозных процессов, в это время идёт снижение как умственной, так и физической работоспособности, резко понижается скорость реакции. Это может быть связано, и с качеством сна, и как

вовремя лёг спать ребёнок, накануне прихода в детский сад. Всё это будет отражаться на общем утомлении организма. Такой переход от сна к бодрствованию, крайне вреден, поэтому и необходимы мероприятия, связанные с зарядками

после сна. Очень эффективно проводить упражнения под музыку, происходит процесс возбуждения в нервной системе дошкольника. То есть полезен внешний

окружающий сигнал, поступающий в нервную систему, это не только может быть музыка, но и яркий свет, солнышко, раздвинутые шторы. При проведении гимнастики после сна, устраняются последствия вялости, сонливости, идет на подъем результат умственной и физической работоспособности. После дневного сна важно поднять настроение и мышечный тонус у каждого ребёнка, а также позаботится о профилактике нарушений осанки и стопы. Этому может способствовать комплекс гимнастики после дневного сна, который носит вариативный характер.

Процесс. Во время сна детей воспитатель готовит оптимальные условия для проведения гимнастики: снижает температуру в помещении за счет проветривания. Проведение гимнастки желательно сопровождать плавной не громкой музыкой, которая направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию. Воспитатель может  начинать проводить ее с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Гимнастика в постели может включать такие элементы, как потягивание, поочередное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз. Главное правило исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение и, как следствие, головокружение. Длительность гимнастики в постели около 2-3 минут.

Затем  воспитатель предлагает детям перейти в прохладную  комнату босиком  по коррегирующим  дорожкам (комплекс упражнений направленных на профилактику плоскостопия). Там они выполняют  комплекс упражнений по сценариям, что повышает больший интерес детей к выполнению упражнений. Оздоровительная гимнастика может включать комплекс упражнений направленных на профилактику нарушений осанки, комплекс дыхательной гимнастики, что очень важно для укрепления иммунитета, профилактики простудных заболеваний и заболеваний верхних дыхательных путей. Общая длительность оздоровительной гимнастики после дневного сна должна составлять 12-15 минут.

Список литературы:

1. Овчинникова Н.С. Организация здоровье сберегающей деятельности. СПб.: «КАРО», 2006г.

2. Каштанова Г.Е. Лечебная физкультура и массаж. М.: «Аркти», 2009г.

3. Кулик Г.И. Школа здорового человека. ТЦ «Сфера», 2008г.

4. Рунова М.А. Сохранение и укрепление здоровья ребенка. Дошкольное воспитание. М.: 2004г.

5. Харченко Т.Е. Утренняя гимнастика в детском саду. Упражнения для детей 5-6 лет. М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2011г.

6. Шорыгина Т.С. Беседы о здоровье. М.: ТЦ «Сфера», 2010г.

Примерные конспекты, используемые при проведении оздоровительной гимнастики.

Конспект №1

Добрый день!

(с элементами самомассажа и пальчиковой гимнастики)

 Проводится в постели.

Воспитатель

Ручки, ножки, щечки, ушки

Очень любят потягушки.

Мы погладим их легонько

И проснемся потихоньку.

Где же, где же наши глазки?

Отвечайте без подсказки.

Мы прикрыли их ладошкой

И погладили немножко.

Глазки вверх мы поднимали,

Глазки вниз мы опускали

И моргали, и моргали.

Глазки, глазки, добрый день!

Просыпаться нам не лень!

Ушко правое ладошкой,

Ушко левое ладошкой

Все погладили, ребятки,

И подергали немножко?

Ушки, ушки, добрый день!

Просыпаться нам не лень!

Щечку правую ладошкой,

Щечку левую ладошкой

Все погладили, ребятки,

И похлопали немножко?

Щечки, щечки, добрый день!

Просыпаться нам не лень!

С ручкой правой поиграем,

С ручкой левой поиграем —

Пальчики соединяем,

А потом разъединяем.

Ручки, ручки, добрый день!

Бить в  ладоши нам не лень!

Ножку правую ладошкой,

Ножку левую ладошкой

Все погладили, ребятки,

И потопали немножко?

Ножки, ножки, добрый день!

Дружно  топать нам не лень!

Значит, будем просыпаться,

Умываться, одеваться!

Прикрывают ладошками глаза, гладят их.

Поднимают глаза вверх.

Опускают глаза вниз.

Моргают.

Гладят ладонью правое ухо.

Гладят ладонью левое ухо.

Слегка дергают себя за уши.

Гладят ладонью правую щеку.

Гладят ладонью левую щеку.

Слегка хлопают себя по щекам.

Соединяют пальцы обеих рук, начиная с

 большого. Затем разъединяют, начиная с

большого.

Гладят ладонью правую ногу.

Гладят ладонью левую ногу.

Топают ногами, согнутыми в коленях, по

кровати.

Дети встают с кроватей.

Дыхательные упражнения:

«Прогулка в лес».

«В колыбельке подвесной летом житель спит лесной» (орех). И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. 1 — вдох; 2 — выдох — сесть с прямыми ногами, руки к носкам; 3 — вдох; 4 — выдох, вернуться в и.п.

«Вот нагнула елочка зеленые иголочки». И. п.: ноги врозь, руки опущены вниз, кисти рук в стороны. 1 — вдох; 2 — выдох — наклон туловища вперед; 3—4 вдох — вернуться в и.п. — выдох.

«Вот сосна высокая стоит и ветвями шевелит». И. п.: о.с.,1 — вдох — руки в стороны; 2 — выдох — наклон туловища вправо; 3 — вдох — вернуться в и.п.; 4 — то же влево.

Воспитатель предлагает детям походить по тропе «здоровья».

Конспект №2

Мы проснулись

(с элементами пальчиковой гимнастики)

Проводится в постели.

Воспитатель.

Солнца теплый лучик

Всех зовет вставать.

Чтоб проснуться лучше,

Можно поиграть.

(Дети ложатся поверх одеял.)

Гному сшили башмачки —

Пятки вместе, врозь носки,

 Гном не стал сидеть на месте —

Пятки  врозь, носочки вместе.

Гном  друзей искал в дубраве —

Посмотрели влево, вправо.

В жмурки гном играл с ежом —

Закрыли глазки, отдохнем.

Гном собрал для птичек крошки

Громко хлопаем в ладошки.

Мышку спрятал гном от кошки —

Тихо полежим немножко.

Гном вернул коту очки —

Сжали пальцы в кулачки.

Гном привел бельчонка к маме —

Кулачки теперь разжали.

Гном жуку принес калошки —

Тянем пальчики на ножках.

Прыгал гном по тучкам ватным

Топаем в своих кроватках.

Встретил гном сороконожку —

Побежали понарошку.

Гном уселся в мягкий мох —

Сделали глубокий вдох.

Вышел гном с губной гармошкой

Задержать дыханье сможем?

Ухал ночью гном с совой —

Выдыхаем всей гурьбой.

В гости гном собрал друзей —

Просыпаемся скорей.

Гном готовил чашки, ложки —

Тянем ручки, тянем ножки.

Соединяют пятки, разводят носки в стороны.

Соединяют носки, пятки разводят в стороны.

Повороты головы вправо.

Закрывают глаза.

Хлопают.

Тихо лежат.

Пальцы рук сжимают в лаки.

Разжимают кулачки.

Тянут пальцы на ногах.

Топают ногами.

Имитируют бег.

Делают глубокий вдох.

Задерживают дыхание.

Продолжительный выдох.

Потягиваются.

Дети встают с кроватей.

Дыхательные упражнения: 

«Гуси». На вдохе наклон вперед: глядя вперед и вытягивая шею, произносить «ш-ш-ш».

«Насос». Сделав вдох, резко наклониться на выдохе, скользя по ноге двумя руками, произнести «с-с-с».

«Ежик». И.п.: сидя, ноги вместе, руки в упоре сзади. Согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди. Выпрямить ноги («ф-ф-ф»).

Ходьба по тропе «здоровья».

Копспект №3

Дружные ребята

Мы, все дружненько проснулись
Улыбнулись, потянулись,

Подышали ловко
Погудели громко
(у-у-у-у-у)
Поднимайте плечики, как в траве кузнечики.

1,2,3,4 –шевелим ногами
1,2,3,4 – хлопаем руками
Руки вытянуть по шире 1,2,3,4

Наклонились 3,4,

И педали покрутили
На животик повернуться, 
Спинку сильно изогнуть.
Прогибаемся сильней, 
Чтобы были здоровей
Мы становимся все выше,
Достаем руками крышу

На два счета мы поднялись 1,2
3,4 – руки вниз

Движения соответствующие тексту.

Дышат носом.

Энергичные движения плечами

вверх-вниз.

Стопы на себя, от себя.

Хлопки руками.

Сгибать и разгибать руки в стороны

 на каждый счет.

Наклониться вперед касаясь ног

руками.

Велосипед.

Лодочка.

Лежа на животе, руки вперед,

 потянуться.

Встают с кровати.

Хождение по оздоровительной дорожке.

Дыхательные упражнения:

 «Петушок». На вдохе подняться на носки, потянуть вперед гордо поднятую голову, руки поднять в стороны, отвести назад. На выдохе хлопать себя по бедрам («ку-ка-ре-ку»).

«Ворона». И. п.: о. с. Сделать вдох через нос, руки поднять через сторонывверх. Приседая, опустить руки на голову, произнося «кар-кар-кар».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая презентация по теме самообразования: «Оздоровительная гимнастика после дневного сна, её значение».

Презентация выполнена по итогам проведенной работы с детьми старшей группы....

План самообразования второй младшей группы №5 «Чебурашка» на тему «Оздоровительная гимнастика после дневного сна, ее значение» для детей 3-4 лет на 2019-2020

Игра является ведущим видом деятельности дошкольника, это известно всем. Но среди многочисленных игр у наших детей наибольший интерес вызывают игры - драматизации, инсценировки, кукольные представлени...

План работы по теме самообразования: «Оздоровительная гимнастика после дневного сна, её значение».

План работы по теме самообразованияМаллаевой Альбины ГаджимагомедовныТема: «Оздоровительная гимнастика после дневного сна,её значение».Возрастная группа, группа общеразвивающей направ...

Оздоровительная гимнастика после дневного сна, ее значение.

Оздоровительная гимнастика после дневного сна, ее значение.Подготовила: воспитатель Нургалиева Анастасия Михайловна  Ребенок, дневной сон, гимнастика, упражнения, здоровье. В статье рас...

Оздоровительная гимнастика после дневного сна, её значение

Ребенок, дневной сон, гимнастика, упражнения, здоровье. В статье рассматривается понятие оздоровительной гимнастики, ее значение для ребенка. Так же показаны задачи, которые она решает и раскрыва...

План самообразования с детьми 3-4лет "Оздоровительная гимнастика после дневного сна,ее значение"

Изучение особенностей состояния здоровья детей младшего возраста, отбор наиболее эффективных для детей младшего возраста видов озд...

Отчёт по самообразованию. Тема: "Оздоровительная гимнастика после дневного сна, её значение"

Отчёт по самообразованию. Тема: "Оздоровительная гимнастика после дневного сна и её значение"....