«Игры с мячом способствующие формированию межполушарных связей»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Жабина Ольга Владимировна

«Игры с мячом способствующие формированию

межполушарных связей»

Мяч – это рука ребёнка, развитие её напрямую

связано с развитием интеллекта.

Мяч – круглый, как Земля, и в этом его сила!

                                        С.А.Шмаков

В последнее время отмечается увеличение количества детей с затруднениями в обучении, различными нарушениями в организме, трудностями в адаптации. Для устранения имеющихся нарушений, укрепления психического здоровья детей необходимо проведение комплексной коррекционной работы. Одним из составляющих элементов такой работы является кинезиологическая коррекция. Применение данных методик позволяет улучшить у детей память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Педагоги, использующие кинезиологические упражнения на занятиях, отмечают повышение работоспособности, активизацию интеллектуальных и познавательных процессов, совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.

Нейропсихологи утверждают, что от развития межполушарных связей во многом зависит успеваемость ребенка в школе и успешность в жизни в целом. Слабое взаимодействие левого и правого полушария – одна из главных причин трудностей в освоении письма и чтения в школе, наряду с дисграфией, дислалией и двигательной расторможенностью. Современные методики воспитания и обучения сильно шагнули вперед. Они позволяют развивать мозг, формировать межполушарные связи, в результате чего дети показывают прекрасные результаты в освоении школьных программ любой сложности.

Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействуются оба полушария мозга. Например, рисование обеими руками одновременно, выполнение зеркальных движений, упражнения на координацию, ловкость движений и ориентацию в пространстве – это игры с мячом.

Упражнение, которое можно включать в структуру занятий – это упражнение «Жонглирование» для развития межполушарного взаимодействия с использованием мячиков.

«Жонглирование» – очень веселое и полезное занятие. Оно не только развивает ловкость и выносливость, но и очень благоприятно воздействует на нервную систему. Вот несколько причин, почему стоит научиться жонглировать:

– доставляет радость вам и окружающим;

– поддерживает вас в хорошей физической форме;

– это замечательное средство для снятия напряжения с глаз;

– это прекрасный метод преодоления стресса;

Жонглирование активизирует взаимодействие обоих полушарий головного мозга, что стимулирует творческий процесс. Процесс жонглирования можно сопровождать пением, притопыванием, рассказыванием сказок.

Жонглирование развивает как физические, так и личностные качества ребенка. С помощью жонглирования, где необходима четкая работа двумя руками, прекрасно развивается взаимосвязь полушарий мозга. Уже после нескольких занятий у детей вырабатывается навык концентрации внимания, развивается мелкая и крупная моторика рук, улучшается осанка и зрение, реакция, координация движения, выносливость, боковое зрение, скорость, способность угадывать траекторию перемещения предметов.

Упражнение 1. Слева направо

Первое упражнение крайне простое – перекидывайте мячик из одной руки в другую. Основное правило – бросать на уровне глаз. В любом случае не выше головы, слева направо.

Упражнение 2. Восьмерка. Поймать у головы

Бросайте мяч по траектории «лежащей восьмерки». Мяч ловите как можно более широко и высоко.

Упражнение 3. Восьмерка. Поймать внизу

Это упражнение очень напоминает предыдущее, но до мячика следует дотрагиваться, только когда он окажется внизу.

Упражнение 4. Вниз-вверх.

Исходное положение: ведущая рука находится на уровне лба с мячом, вторая – на уровне пояса. Бросаете мяч вертикально вниз, ловите его внизу, затем поднимаете руку. Бросаете снова.

Упражнение 5. Вниз-вверх.

То же самое, что и упражнение 4, но поменять местами руки.

Упражнение 6. Бросил – взмахнул – поймал

Упражнение начинаем делать более слабой рукой. Для правшей – это будет левая. Бросаете мяч вертикально вверх – на высоту глаз, затем резко поднимаете руку на высоту мячика, затем ловите мячик. Потом тренируете это же упражнение другой рукой.

Упражнение 7. Двойной бросок

Обе руки находятся на уровне пояса. В каждой руке – по мячику. Одновременно бросаете оба мячика. Высота броска – не выше уровня глаз.

Упражнение 8. Двойной бросок крест- накрест

Обе руки находятся на уровне пояса. В каждой руке – по мячику. Одновременно бросаете оба мячика крест-накрест. Высота броска – не выше уровня глаз.

Упражнение 9. Двойной бросок с хлопком в ладоши

Обе руки находятся на уровне пояса. В каждой руке – по мячику. Одновременно бросаете оба мяча- хлопок и ловим. Высота броска – не выше уровня глаз.

Упражнение 10. Подбросил, прикоснулся и обратно

Одной рукой подбрасываете мяч вверх, пока мяч находится в воздухе, следует дотронуться мячом, находящимся в другой руке, до ладони освободившейся руки. В тот момент, когда первый мяч достигнет апогея и начнет падать, вторая рука возвращается в первоначальное положение.

Упражнение 11. Падение мяча с движением рук

Поднимаете правую руку с мячом примерно до уровня глаз и отпускаете мяч. Ловите его этой же рукой. Пока мяч падает, поднимаете вторую руку вверх.

Делаете то же самое, сменив руки.

Упражнение 12. Подбросил – поймал сверху

Левая рука полусогнута, локоть почти прикасается к телу. Правая рука находится под левой. Подбрасываете ей мячик вертикально вверх, пока он находится в полете, перемещаете правую руку в положение над левой. Ловите мяч. Повторяете.

Упражнение 13. Подбросил, сделал полукруг

Одной рукой подбрасываете мяч, другой описываете дугу в воздухе – с одной стороны до другой.

Упражнение 14. Двойной обмен

Это самое важное упражнение при обучении жонглированию.

Руки полусогнуты. Локти почти дотрагиваются до тела. Правая рука подбрасывает мяч вверх к середине. После того, как мяч достигнет апогея, левая рука подбрасывает другой мяч по аналогичной траектории. Мяч, брошенный правой рукой, ловится левой и наоборот.

Таким образом игры с мячом осуществляют следующие задачи для ребенка:

1. Развитие у детей общей и мелкой моторики, умение ориентироваться в пространстве, координации.

2. Регулировать силу и точность движения.

3. Активизировать у детей произвольное и непроизвольное внимание во время игры с мячом.

4. Развивать у детей глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции, мышечную силу.

5. Развивать и нормализовать у детей эмоционально-волевую сферу, особенно у гиперактивных детей.

Рекомендовано учитывать индивидуальные особенности детей во время игр с мячом.

Игры с мячом – это любимое занятие детей.

Игра воспитывает ребенка пытливым, находчивым и здоровым.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_myachom.docx16.61 КБ

Предварительный просмотр:

«Игры с мячом способствующие формированию

межполушарных связей»

Мяч – это рука ребёнка, развитие её напрямую

связано с развитием интеллекта.

Мяч – круглый, как Земля, и в этом его сила!

                                        С.А.Шмаков

В последнее время отмечается увеличение количества детей с затруднениями в обучении, различными нарушениями в организме, трудностями в адаптации. Для устранения имеющихся нарушений, укрепления психического здоровья детей необходимо проведение комплексной коррекционной работы. Одним из составляющих элементов такой работы является кинезиологическая коррекция. Применение данных методик позволяет улучшить у детей память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Педагоги, использующие кинезиологические упражнения на занятиях, отмечают повышение работоспособности, активизацию интеллектуальных и познавательных процессов, совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.

Нейропсихологи утверждают, что от развития межполушарных связей во многом зависит успеваемость ребенка в школе и успешность в жизни в целом. Слабое взаимодействие левого и правого полушария – одна из главных причин трудностей в освоении письма и чтения в школе, наряду с дисграфией, дислалией и двигательной расторможенностью. Современные методики воспитания и обучения сильно шагнули вперед. Они позволяют развивать мозг, формировать межполушарные связи, в результате чего дети показывают прекрасные результаты в освоении школьных программ любой сложности.

Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействуются оба полушария мозга. Например, рисование обеими руками одновременно, выполнение зеркальных движений, упражнения на координацию, ловкость движений и ориентацию в пространстве – это игры с мячом.

Упражнение, которое можно включать в структуру занятий – это упражнение «Жонглирование» для развития межполушарного взаимодействия с использованием мячиков.

«Жонглирование» – очень веселое и полезное занятие. Оно не только развивает ловкость и выносливость, но и очень благоприятно воздействует на нервную систему. Вот несколько причин, почему стоит научиться жонглировать:

– доставляет радость вам и окружающим;

– поддерживает вас в хорошей физической форме;

– это замечательное средство для снятия напряжения с глаз;

– это прекрасный метод преодоления стресса;

Жонглирование активизирует взаимодействие обоих полушарий головного мозга, что стимулирует творческий процесс. Процесс жонглирования можно сопровождать пением, притопыванием, рассказыванием сказок.

Жонглирование развивает как физические, так и личностные качества ребенка. С помощью жонглирования, где необходима четкая работа двумя руками, прекрасно развивается взаимосвязь полушарий мозга. Уже после нескольких занятий у детей вырабатывается навык концентрации внимания, развивается мелкая и крупная моторика рук, улучшается осанка и зрение, реакция, координация движения, выносливость, боковое зрение, скорость, способность угадывать траекторию перемещения предметов.

Упражнение 1. Слева направо

Первое упражнение крайне простое – перекидывайте мячик из одной руки в другую. Основное правило – бросать на уровне глаз. В любом случае не выше головы, слева направо.

Упражнение 2. Восьмерка. Поймать у головы

Бросайте мяч по траектории «лежащей восьмерки». Мяч ловите как можно более широко и высоко.

Упражнение 3. Восьмерка. Поймать внизу

Это упражнение очень напоминает предыдущее, но до мячика следует дотрагиваться, только когда он окажется внизу.

Упражнение 4. Вниз-вверх.

Исходное положение: ведущая рука находится на уровне лба с мячом, вторая – на уровне пояса. Бросаете мяч вертикально вниз, ловите его внизу, затем поднимаете руку. Бросаете снова.

Упражнение 5. Вниз-вверх.

То же самое, что и упражнение 4, но поменять местами руки.

Упражнение 6. Бросил – взмахнул – поймал

Упражнение начинаем делать более слабой рукой. Для правшей – это будет левая. Бросаете мяч вертикально вверх – на высоту глаз, затем резко поднимаете руку на высоту мячика, затем ловите мячик. Потом тренируете это же упражнение другой рукой.

Упражнение 7. Двойной бросок

Обе руки находятся на уровне пояса. В каждой руке – по мячику. Одновременно бросаете оба мячика. Высота броска – не выше уровня глаз.

Упражнение 8. Двойной бросок крест- накрест

Обе руки находятся на уровне пояса. В каждой руке – по мячику. Одновременно бросаете оба мячика крест-накрест. Высота броска – не выше уровня глаз.

Упражнение 9. Двойной бросок с хлопком в ладоши

Обе руки находятся на уровне пояса. В каждой руке – по мячику. Одновременно бросаете оба мяча- хлопок и ловим. Высота броска – не выше уровня глаз.

Упражнение 10. Подбросил, прикоснулся и обратно

Одной рукой подбрасываете мяч вверх, пока мяч находится в воздухе, следует дотронуться мячом, находящимся в другой руке, до ладони освободившейся руки. В тот момент, когда первый мяч достигнет апогея и начнет падать, вторая рука возвращается в первоначальное положение.

Упражнение 11. Падение мяча с движением рук

Поднимаете правую руку с мячом примерно до уровня глаз и отпускаете мяч. Ловите его этой же рукой. Пока мяч падает, поднимаете вторую руку вверх.

Делаете то же самое, сменив руки.

Упражнение 12. Подбросил – поймал сверху

Левая рука полусогнута, локоть почти прикасается к телу. Правая рука находится под левой. Подбрасываете ей мячик вертикально вверх, пока он находится в полете, перемещаете правую руку в положение над левой. Ловите мяч. Повторяете.

Упражнение 13. Подбросил, сделал полукруг

Одной рукой подбрасываете мяч, другой описываете дугу в воздухе – с одной стороны до другой.

Упражнение 14. Двойной обмен

Это самое важное упражнение при обучении жонглированию.

Руки полусогнуты. Локти почти дотрагиваются до тела. Правая рука подбрасывает мяч вверх к середине. После того, как мяч достигнет апогея, левая рука подбрасывает другой мяч по аналогичной траектории. Мяч, брошенный правой рукой, ловится левой и наоборот.

Таким образом игры с мячом осуществляют следующие задачи для ребенка:

1. Развитие у детей общей и мелкой моторики, умение ориентироваться в пространстве, координации.

2. Регулировать силу и точность движения.

3. Активизировать у детей произвольное и непроизвольное внимание во время игры с мячом.

4. Развивать у детей глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции, мышечную силу.

5. Развивать и нормализовать у детей эмоционально-волевую сферу, особенно у гиперактивных детей.

Рекомендовано учитывать индивидуальные особенности детей во время игр с мячом.

Игры с мячом – это любимое занятие детей.

Игра воспитывает ребенка пытливым, находчивым и здоровым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тетрадь для формирования межполушарных связей по лексическим темам

Все темы межполушарной тетради в одном документе...

Система коррекционной работы по формированию межполушарных связей у детей с моторной алалией

В данной статье рассматривается система коррекционной работы по формированию межполушарных связей у детей с моторной алалией....

Упражнения на формирование межполушарных связей

Знакомство с приемами нейрогимнастики  в дошкольном возрасте....

Игры и упражнения на развитие межполушарных связей

Улучшение интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Работа педагога должна быть направлена от движений к мышлению, а не от мышления к движению. ...

"Формирование межполушарных связей у детей дошкольного возраста"

У детей дошкольного возраста с ТНР наблюдаются выраженные нарушения межполушарного взаимодействия. Тяжелые речевые нарушения имеют физиологическую основу – поражение или дисфункцию определенных ...

Использование игровых заданий, способствующих развитию межполушарных связей для увеличения познавательного интереса у детей дошкольного возраста

Развитие познавательного интереса (инициативы) детей дошкольного возраста через организацию нетрадиционных видов деятельности...