Игры и упражнения на развитие межполушарных связей
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (средняя группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uprazhneniya_i_igry.docx | 17.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнения и игры, способствующие развитию межполушарных связей у дошкольников
В последние десятилетия психологи, педагоги, врачи констатируют катастрофическое нарастание количества детей с проблемами в поведении и обучении. Каждый воспитатель в процессе своей профессиональной деятельности нередко сталкивается с невнимательными, неорганизованными, неспособными сосредоточиться и верно выполнить предложенную работу детьми. В дальнейшем, придя в школу, эти дети имеют проблемы в чтении, при письме делают большое количество нелепых ошибок, испытывают трудности в счете и т. д.
Чаще всего, дело не в том, что ребенок не старается или не хочет учиться и быть успешным. Причина этих проблем в особенностях строения мозга, а так же в несформированности у него межполушарных связей. Если межполушарное взаимодействие не сформировано, происходит неправильная обработка информации и возникают сложности в обучении. Оно дается ребенку тяжело, появляется нелюбовь к учебе, возможно развитие психосоматических заболеваний. Страдают такие психические процессы, как восприятие, внимание, пространственная ориентация, речь, память, эмоциональное реагирование, моторика и др., которые являются основными, определяющими успешность развития ребенка.
В развитии и поведении ребенка всегда можно заметить определенные признаки, указывающие на разобщенность в работе двух половинок мозга. Вот некоторые из них:
• плохая координация;
• слабое переключение с одного движения на другое;
• несоблюдение последовательности движений;
• общая моторная неловкость;
• плохое развитие мелкой моторики пальчиков и кистей рук;
• слабая или неправильная артикуляция, речевые задержки;
• отклонения в психическом развитии (память, мышление, внимание, воображение);
• инфантильность в поведении;
• слабая познавательная мотивация (ребенку не интересно узнавать новое, он не стремится к этому);
• агрессивность, плаксивость, негативизм и т. д.
Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для развития мозговых структур, а, следовательно, и интеллекта, межполушарных связей и психических процессов. Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария головного мозга в единую, целостно работающую систему. Правильность взаимодействия полушарий зависит от наличия устойчивых и прочных нейронных связей между ними. Если происходит нарушение в механизме этих связей, то одно полушарие берет на себя почти всю нагрузку, а другое полушарие блокируется. Это ведет к различным нарушениям в развитии и обучении. Чем лучше будут налажены межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие
Детские нейропсихологии советуют регулярно выполнять комплексы кинезиологических (двигательных) упражнений, направленных на усиленное формирование и укрепление нейронных связей между полушариями. Они помогают:
- улучшить мышление и память;
- сделать работу полушарий более слаженной;
- концентрировать внимание.
Предлагаю вам, познакомиться с некоторыми упражнениями, которые обязательно понравятся и малышам, и взрослым.
1. Рисование двумя руками
Выполнение упражнения лучше начать с обведения контуров простых симметричных рисунков. Желательно, чтобы изображение разделяла ось симметрии. Рисовать можно как красками, так и фломастерами, мягкими карандашами. Закрепите лист на столе или мольберте. В каждую руку возьмите по карандашу и поставьте их в верхнюю точку, затем начинайте вести их вниз по контуру рисунка. Следите, чтобы ведущая рука не обгоняла подчиненную. Суть упражнения именно в одновременности всех действий. Малыши могут рисовать пальчиками и ладошками.
2. Лепка и оригами
В складывании фигурок из бумаги и придании соленому тесту или пластилину определенной формы участвуют обе руки и глаза. Это упражнение положительно сказывается на зрительно-моторной координации, логическом мышлении и воображении.
3. «Ладонь, кулак, ребро»
Это вариант известной игры «камень, ножницы, бумага». Упражнение выполняется сидя за столом. При слове «ладонь» нужно положить ладонь плашмя на стол, при команде «ребро – кладем ладонь вертикально, при слове «кулак» нужно поставить сжатый кулак. Действуйте сначала левой рукой, потом правой, затем двумя сразу. Постепенно усложняйте задачу, увеличивая быстроту движений.
4. «Замок»
Скрестите руки и сцепите их в замок. Теперь попробуйте подвигать каждым пальцем в отдельности. Задействовать соседние пальцы нельзя.
5. «Рыба, птица, зверь (для детей с 4 лет)»
Цель: развитие переключения внимания, памяти, мышления.
Ход: Дети сидят в кругу. Ведущий указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица, зверь, рыба…» Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро назвать, в данном случае, рыбу. Названия не должны повторяться.
Вариант с мячом. Ведущий бросает мяч каждому ребенку по очереди и называет любое обобщающее слово (мебель, транспорт, овощ, фрукт, цветок, посуда, ягода, напиток и т. д.). Ребенок, поймавший мяч, быстро говорит
6. «Яблочко и червячок»
Ход: Большой палец это червячок. Червячок прячется то в одном яблочке, то в другом.
Такие коррекционные занятия, по нашему мнению, помогут устранить многие проблемы при подготовке к школьному обучению, будут способствовать успешному развитию ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Кинезиологические игры и игровые упражнения на развитие межполушарных связей как средство интеллектуального развития дошкольников".
Использование кинезиологических упражнений с детьми дошкольного возраста.Выбранное мною направление деятельности не явилось случайным, это результат анализа исследований в области интеллектуального ра...
Игры и упражнения на развитие межполушарных связей
Для развития межполушарных связей используют специальные упражнения и игры, которые задействуют работу обоих полушарий....
"Игры и упражнения для развития межполушарных связей"
В статье изложены практические игры и упражнения, направленные на развитие межполушарных связей...
Мастер -класс для педагогов ДОУ на тему: «Кинезиологические игры и упражнения на развитие межполушарных связей как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста»
В данном мастер-классе я хочу поделиться своим опытом работы по использованию комплекса упражнений из цикла «гимнастика для мозга». Я использую эти упражнения на своих занятиях и счи...
Кинезиологические игры и игровые упражнения на развитие межполушарных связей как средство интеллектуального развития дошкольников.
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения....
Картотека "Игры и упражнения для развития межполушарных связей детей 5-7 лет"
quot;Игры и упражнения для развития межполушарных связей детей 5-7 лет"...
игры и упражнения на развитие межполушарных связей
В настоящее время на детей обрушивается огромное количество информации. Детям требуется больше усидчивости и концентрации внимания. Познание требует больших усилий от ребенка и вызывает напряжение. Гр...