Конспект НОД "Осторожно микроб"
план-конспект занятия
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад «Чечек» КВ с. Хандагайты
Овюрского кожууна Республики Тыва
Конспект НОД познавательное развитие:
«Осторожно микробы».
В старшей группе
Воспитатель:
Тюлюш Х.А
Хандагайты 2022 г.
Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе
В данном НОД используется дидактическое пособие для организации самостоятельной опытно - экспериментальной деятельности детей "Будь здоров".
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное», «Художественное эстетическое».
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, продуктивная, игровая, коммуникативная, физическая.
Формы организации: фронтальная, подгрупповая.
Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация иллюстраций, наблюдение, моделирование, исследование.
Цель: формирование у детей простейших представлений о микроорганизмах и способах защиты от них.
Задачи:
Обучающие:
Познакомить детей с микроорганизмами и их свойствами (растут, размножаются, питаются, дышат);
Формировать представление о том, что микроорганизмы могут быть полезными и вредными;
Познакомить с простыми способами борьбы с болезнетворными бактериями и способами защиты от них;
Развивающие:
Развивать интерес к познанию мира и к процессам, происходящим в организме человека;
Развивать познавательные и поисково-исследовательские способности детей;
Развивать коммуникативные навыки, умение принимать участие в групповой беседе, отстаивать свою точку зрения;
Воспитывающие:
Воспитывать чувство ответственности за свою жизнь и здоровье;
Воспитывать бережное и внимательное отношение к своему организму.
Материал: Презентация «Осторожно, микроб!», содержащий картинки
«Виды бактерий», «Полезные микробы», «Где живёт микроб», «Правила личной гигиены», дидактические игры «Нет микроба», «Осторожно микроб» экспериментальные карты опытов и оборудование для опытов: кусочек хлеба, полиэтиленовый пакет, тарелка; мука, мыло; пульверизатор, вода; зеркало, ватно – марлевая повязка аудиозапись.
Планируемые результаты:
Имеет чёткие, осознанные начальные представления о показателях здоровья и факторах риска;
Знает правила ЗОЖ, любит экспериментировать, в процессе экспериментирования проявляет яркие познавательные чувства;
Проявляет разнообразные познавательные интересы, при восприятии нового пытается понять суть происходящего, установить причинно-следственные связи;
Самостоятельно получает информацию из наблюдений, рассказов, развёрнуто отражает в речи впечатления, выводы;
Активно и доброжелательно взаимодействует с педагогами и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
Ход занятия
1. Организационный этап (в кругу, дети сидят на полу на подушке-подружке)
- Здравствуйте, ребята! Открою вам секрет, что слово «здравствуй» означает пожелание здоровья – «будь здоров!». Значит, вы пожелали всем здоровья. В ответ Вам тоже прозвучало пожелание здоровья.
- Ребята, сегодня наш умный помощник - уникуб приготовил для нас интересные опыты, но прежде давайте посмотрим на рисунки, расположенные на уникубе.
2. Основной этап.
Игра – рассуждалка.
Воспитатель вместе с детьми рассматривает картинки, расположенные в презентации.
Слайд№1: Картинки с моделированными ситуациями: ребёнок пьёт грязную воду,
Слайд №2: Ребёнок ест мороженое вместе с собакой,
Слайд № 3: Один человек чихает на другого.
Воспитатель на примере первого случая моделирует ситуацию, спрашивает у детей последствия ситуации и просит смоделировать правильное действие (подкрепляется картинкой).
- Давайте порассуждаем, как это может произойти. Например, один мальчик так хотел пить, что выпил воду из-под крана. Что может произойти? Чем опасна некипячёная вода? Что произойдёт с мальчиком? Какую воду нужно употреблять?
Сказка «» Слайд №4 (лепка с моделированными ситуациями).
Материалы: Тарелка и остатки еды, бактерии из пластилина.
Познавательный рассказ с помощью слайд- шоу.
- Ребята, а что же это за существа-микробы? А можно ли их увидеть? И как?
- Да, чтобы как можно больше узнать о микробах, их надо рассмотреть, а с помощью чего их можно рассмотреть? (Воспитатель достает из уникуба микроскоп и показывает детям).
- Бактерии — очень маленькие живые существа. Увидеть обычным глазом их нельзя, но можно рассмотреть в микроскоп. Бактерии бывают разной формы. И по форме их разделяют на шаровидные, палочковидные и извитые (воспитатель показывает картинки). Как вы думаете, все бактерии вредны для человека?
- Есть и полезные бактерии, которые необходимы для нас с вами. Существуют особые, пищевые бактерии, которые нужны, чтобы получить из молока сметану или кефир. (Показ картинок.) Некоторые бактерии «участвуют» в производстве лекарств. Вот, например, пробиотики – живые микроорганизмы – бифидобактерии и лактобактерии. Они помогают привести в порядок наше пищеварение. (Картинки.)
- А где же живут бактерии, как вы думаете? Оказывается, бактерии повсюду: в воздухе, которым мы дышим- особенно много бактерий скапливается там, где плохо проветривается; в земле; в грязной воде; в пище, которую мы едим. Очень много бактерий на грязных овощах и фруктах. Бактерии даже находятся на одежде, особенно грязной! На любых предметах, до которых мы дотрагиваемся, можно найти бактерии. Очень много бактерий скапливается в местах общественного пользования: в транспорте, на ручках дверей, на поручнях. Много бактерий на грязной коже. Что может с нами произойти, если бактерии проникнут в организм? Да, мы можем заболеть. Такие бактерии называются болезнетворными микробами (картинки).
- Микробы, ребята, не просто живут и питаются, они еще могут и размножаться, то есть один микроб производит множество таких же микробов. Как вы думаете, где активнее всего будут размножаться микробы?
В организме человека. Мы с вами, оказывается, идеальный дом для микробов. Для микробов там много еды, влаги, тепла. Они очень хорошо чувствуют себя в организме человека.
- Ребята, а как в наш организм попадают микробы? (Ответы детей.)
Наибольшее скопление микробов у нас на руках, так как они грязнятся у нас больше всего. С рук микробы попадают на лицо, глаза, губы, затем в рот, таким образом вызывая различные заболевания.
- Ребята, чтобы быть здоровыми, сильными, ловкими, что нужно делать? (Гимнастику.)
Физкультминутка с элементами то.
Чтобы нам не болеть и не простужаться Чтобы горло не болело мы погладим смело. Чтоб не кашлять и не чихать, надо носик растирать. Вилку пальчиками сделай, массируй ушки смело. Протираем ладони друг на друга. Нам простуда не страшна! | (ходьба на месте) (гладят) (растирают пальцами мочки ушей) |
- Ребята, давайте, исследуем, как микробы попадают в наши организмы и что с ними происходит? Приглашаю Вас заглянуть в уникуб и посмотреть, что он нам приготовил.
- Работу выполнять будете в подгруппах, каждая из которых выполняет своё исследование по экспериментальной карте. Итоги исследования запоминайте и затем поделитесь результатами с другими ребятами. Не забывайте про технику безопасности.
Практическая экспериментальная деятельность детей.
Как же микробы попадают в наш организм? Один из самых лёгких способов попадания микробов в наш организм – наши грязные руки.
Опыт 1: «Передай микроб»
Цель: увидеть, как микробы передаются от человека к человеку.
Материалы: Мука, влажные салфетки.
Ход эксперимента: Чтобы представить на руках человека микробы, которые мы не можем увидеть, посыпаем руки мукой и пожать руку ребенку. После этого попросить детей посмотреть на свои ладошки и обнаружить на них микробы. Подвести к выводу, что таким образом и передаются невидимые глазу микробы. И передаются они не только от человека к человеку, но и при соприкосновении с загрязненными предметами.
Опыт 2: «Чих».
Цель: наглядно увидеть распространение микробов.
Материалы: Пульверизатор, носовой платок.
Ход эксперимента: с помощью пульверизатора (распыляя воду) «демонстрирую», что микробы при кашле и чихании распространяются по помещению и заражают детей. Чтобы этого не происходило, нужно прикрывать рот рукой или пользоваться носовым платком.
Опыт 3: «Опыт с зеркалом».
Цель: наглядно увидеть распространение микробов и как от них защититься.
Материалы: Зеркало и маска.
Ход эксперимента: взять зеркало и подышать на него – оно «запотело», вывод? Тогда одеть ватно–марлевую повязку и еще раз подышать на зеркало, оно осталось чистым. Значит, повязка (маска) защищает от микробов. В помещении, где находятся люди, скапливается много микробов, поэтому нужно проветривать помещение, как можно больше времени проводить на свежем воздухе.
- Ребята, как вы думаете, чего больше всего боятся микробы?
Опыт 3: «Враг микробов - мыло»
Материалы: Мыло и вода.
Цель: наглядно показать, как мыло справляется с микробами.
Ход эксперимента: Предложить детям вымыть руки с мылом и проверить, осталась ли мука на ладонях. Если остались, то меньше ли их стало?
Игра: «Раздели карты на микробов и средство, которое убивает микробы»
Цель: Развивать
Ход игры: Быстро разделить на группы.
Игра: «Осторожно микробы»
Цель: Воспитывать внимание.
Ход игры: Все танцуют под музыкой, когда скажет: «Микробы садятся на стульчики. Тот, кто сел на стул с микробом, моет руки мылом»
3. Заключительная часть (рефлексия).
- Ребята, я надеюсь, что полученные знания вам пригодятся. И теперь я предлагаю вам вымыть руки и сделать вывод, что соблюдение правил гигиены защитит наше здоровье.
А, теперь примите подарки от «Чистоты»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия "микробы"
Все о микроорганизмах...
Конспект занятия «Микробы и вирусы»
Конспект занятия«Микробы и вирусы»(подготовительная к школе группа)...
Конспект занятия "Микробы".
Цель: расшитрять знания детей подготовительной группы о мире воды - микромире микробов, познакомить с историей изучения микробов, закрепить правила гигиены человека.Программное содержание:1. Разгадыва...
Конспект НОД«Микробы и Вирусы- ужасные вредирусы»
Цель:Уточнить представления детей, почему болеет человек, о том, что многие болезни вызывают микробы и вирусы. Познакомить детей с тем как выглядят микробы, как избежать их попадания в организм челове...
Конспект занятия "Микробы боятся меня"
Конспект занятия " Микробы боятся меня"...
Конспект занятия "Микробы"
Путешествие на телепеедачу Елены Малышевой "Жить здорово" с детьми подготовительной группы...
Конспект НОД «Микробы: вред и польза» по познавательному развитию с использованием интерактивных и игровых технологий по рассказам Г. Остера Про Петьку-микроба с детьми старшей группы (5-6 лет)
Цель: создание условий для расширения представлений детей о микроорганизмах и их свойствах посредствам игровых и интерактивных технологий....