Коррекционно-развивающий педагогический проект «ПРО*ЗРЕНИЕ»
проект (старшая группа)

Комиссаренко Анастасия Александровна

 

В дошкольном возрасте происходит формирование основ образа жизни, культурно-ценностных ориентаций. У детей ещё не сформированы представления о здоровье, о способах его сохранения и укрепления.

Именно (слабовидящим) дошкольникам \с функциональными нарушениями зрения \ необходимо знать о значимости  правил профилактических мер об укреплении зрения.

Посещая коррекционное дошкольное учреждение для детей с нарушением зрения, родители и дети имеют недостаточно представлений о правилах ношения очков и значимости зрительной гимнастики и сеансах лечения на офтальмологических аппаратах. Результаты анкетирования показали, что не все родители достаточно владеют информацией по вопросам охраны и развития зрения.

С этой целью был разработан информационно-практико-ориентированный проект "ПРОЗРЕНИЕ".

Проект нацелен на формирование у ребенка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление здоровья глаз, на развитие зрительного восприятия , сохранных анализаторов познавательную активность детей во взаимодействии с  родителями в форме активного сотрудничества. 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающий педагогический проект

«ПРО*ЗРЕНИЕ»

АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА

На современном этапе проблема профилактики здоровья дошкольников является одной из самых актуальных. Перед нами, взрослыми (родителями и педагогами) стоит очень важная задача – воспитать здорового человека, человека здорового физически, нравственно и духовно, человека всесторонне и гармонично развитого, в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре ООП.

В дошкольном возрасте происходит формирование основ образа жизни, культурно-ценностных ориентаций. У детей ещё не сформированы представления о здоровье, о способах его сохранения и укрепления. Именно слабовидящим дошкольникам необходимо знать о значимости  правил профилактических мер об укреплении зрения.

Посещая коррекционное дошкольное учреждение для детей с нарушением зрения, родители и дети имеют недостаточно представлений о правилах ношения очков и значимости зрительной гимнастики и сеансах лечения на офтальмологических аппаратах. Результаты анкетирования показали, что не все родители достаточно владеют информацией по вопросам охраны и развития зрения.

С этой целью был разработан информационно-практико-ориентированный проект "ПРОЗРЕНИЕ".

Проект нацелен на формирование у ребенка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление здоровья глаз, на развитие зрительного восприятия, сохранных анализаторов познавательную активность детей во взаимодействии с  родителями в форме дистанционного сотрудничества.  

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Сформировать у дошкольников элементарные представления о значения зрения в жизни людей о его сохранении и укреплении.

ЗАДАЧИ:

Формировать знания о способах охраны зрения, о профилактике зрительных заболеваний.

 Развивать осознанное отношение к своему здоровью; формировать потребности в здоровом образе жизни.

Закреплять знания о работе врача-офтальмолога, медсестры-ортоптистки.

Развивать зрительное восприятие, сохранные анализаторы, познавательную активность детей, создать положительное отношение дошкольников к коррекционным мероприятиям.

Установить партнерские отношение с родителями дошкольников; повысить грамотность родителей в области развивающей и коррекционной педагогики, пробудить в них интерес и желание участвовать в воспитании и развитии своего ребенка.

Заинтересовать и обучить родителей практическим навыкам в воспитании и развитии своего ребенка.

Обогатить и разнообразить коррекционно-развивающую среду групповой комнаты и кабинета дефектолога.

Новизна проекта

В создании модели взаимодействия педагогов, специалистов и родителей в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, на профилактику зрительных заболеваний и личностное развитие ребенка с нарушением зрения.

Участники проекта: Учитель-дефектолог, воспитатели, медсестра –ортоптистка, воспитанники группы №6 «Галчата», родители (законные представители),

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЕКТА

Для детей

Для родителей

Для педагогов

Для ДОУ

•Будет содействовать развитию ребенка при взаимодействии с родителями

Повышение уровня педагогической компетентности  родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников посредствам информационной и дидактической поддержки семьи.

Интеграция образовательных областей в рамках реализации различных проектов заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;

благоприятные условия для профессионального роста педагогов; повышенный статус ДОУ

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА:

Кадровые: в настоящий момент группа укомплектованавоспитателями и помощником воспитателя, учитель-дефектолог, психолог, медсестра-ортоптистка.

Информационные: кабинет дефектолога оснащен интерактивным комплексом  с доступом к сети Интернет, большим количеством современной методической литературы, принтером, функционирует сайт ДОУ.

Временные: проект рассчитан на 4 года, считаем, что данного времени достаточно для его реализации и получения первичных результатов.

Материально – технические: в ДОУ:

Кабинет дефектолога с разнообразным наглядными и методическими пособиями, дополнительные компьютерные  программы и оборудование, интерактивный комплекс;

Кабинет «Охраны зрения» с медицинскими ортопедическими аппаратами

СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТОМ

Автор проекта:

  • осуществляет общее руководство.
  • анализирует удовлетворенность родителей качеством работы в проекте.
  • анализирует результаты выполнения проекта.
  • организует работу специалистов и педагогов.
  • оформляет методический и дидактический и наглядный материал к проекту.
  • создает условия осуществления сотрудничества между родителями, детьми и педагогами.
  • организует работу по проведению мероприятий с детьми.
  • формирует банк методических материалов.
  • анализирует результаты диагностики детей.
  • координирует взаимосвязь между участниками проекта.

КРИТЕРИИ   ОЦЕНКИ РЕАЛИЗУЕМОГО ПРОЕКТА:

Высокий уровень реализации:цель выполнена до конца, получен высокий результат от совместной работы педагога и родителей в коррекционно-восстановительном направлении

Средний уровень реализации:цель выполнена   частично, но результат получен.

Низкий уровень реализации:цель не выполнена, результата нет

РЕЗУЛЬТАТ  РЕАЛИЗАЦИИПРОЕКТА:

  • Повысился уровень компетентности родителей в вопросах развития ребёнка с нарушением зрения, установлен контакт с членами семьи. Согласованы воспитательные и коррекционные воздействия на ребёнка.
  • Разработана и апробирована система методических и практико-ориентированных мероприятий,  информационная социальная сеть «Тифлопедагог – рекомендует» для родителей по вопросам развития и воспитания дошкольников с нарушением зрения.
  • Создана копилка методических, практических и электронных пособий, картотек.
  • Выработаны и приняты единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, в вопросах подхода в воспитании.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

I. Подготовительный этап Изучение литературы, Разработка форм взаимодействия с участниками проекта, Составление плана мероприятий для реализации проекта, Анкетирование детей, Анкетирование родителей, Подбор дидактического, художественного, иллюстративного материала Методическое обеспечение.

II. Основной этап.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

  • Развитие и оздоровление детей
  • Взаимодействие и сотрудничество с родителями
  • Оснащение и пополнение коррекционно-развивающей среды

«Взаимодействие с детьми»

Перед нами, как педагогами, стоит задача уже в дошкольном возрасте формировать у детей с нарушениями зрения навыки самостоятельности, активности, инициативности. Формировать осознанное отношение к лечению на офтальмологических аппаратах, зрительной гимнастике к профилактике зрительного утомления. Важным разделом работы с детьми с нарушением зрения является формирование навыков гигиены органа зрения и ухода за очками. Старший дошкольник может и должен самостоятельно следить, и поддерживать чистоту очков.

Школа  дошколёнка  «Зрения»

Уроки познания, исследования, наблюдения, творчества,

Перемены игровые, оздоровительные.

Познания: НОД, Беседы, экскурсии, презентации, мультфильмы.

Исследования: Опытно – экспериментальная деятельность с лупой, микроскопом, цветными и прозрачными стеклами, окклюдер. Рассматривание предметов через грязные и чистые стеклышки, как видит человек во время окклюзии, помочь детям осознать необходимость ношения очков.

Творчество: Художественно-изобразительная деятельность, чтение художественной литературы по теме проекта.

Перемены оздоровительные зрительные и пальчиковые гимнастики, пальминг, релаксация, лечение на офтальмологических аппаратах.

Перемены игровые дидактические игры с применением нестандартного оборудования, зрительные плакаты, солнечный зайчик, сюжетно-ролевые игры.

Беседы с детьми по теме: «Что мы знаем о глазах?», «Берегите глаза!», «Смотри, во все глаза», «Как ухаживать за своими глазками» (Выявить представления детей о глазах, зрении. Разъяснить детям простейшие правила гигиены зрения и охраны глаз от повреждений.)

Показ познавательных мультфильмов, видеофильмов, презентаций. Гимнастика для глазок - Как сохранить зрение (Продолжать формировать интерес к здоровью  человека.)

 Экскурсия в кабинет охраны зрения (обобщить представления детей     о профессии врача-окулиста (офтальмолога). Показать детям работу отдельных офтальмологических приборов).

Развитие зрительного восприятия и сохранных анализаторов с применение  нестандартного оборудования, Работа в индивидуальных тетрадях.

Опытно – экспериментальная деятельность с лупой, микроскопом, цветными  и  прозрачными стеклами, «Легко ли выполнять задание, если один глаз закрыт?», «Поводырь», «Как видят люди без очков и в них», Рассматривание предметов через лупу. Рассматривание предметов через грязные и чистые стеклышки, Домик для очков (Путём экспериментирования установить, как видит человек во время окклюзии, помочь детям осознать необходимость ношения очков.

НОД: Тема: «Мы стремимся иметь здоровые глаза», «Если глазки плохо видят» «Глаза – наши верные помощники». Раскрыть значение зрения для восприятия окружающего мира. Закрепить знание о строении глаза, роль витаминов и нетрадиционных методов оздоровления в улучшении зрения. Объяснить значение соблюдения правил гигиены.

Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника» (на приеме у окулиста – офтальмолога), «В магазине оптики», «Кукле Кате нужна наклейка», «Больница»

Художественно-эстетическая деятельность «Красивые глаза»; «Дизайнеры оправ», «Мой портрет»; «Такие разные веселые очки!», «Разукрасим окклюдер»

Чтение художественной литературы. Чтение стихов О. Орлова «Береги свои глаза», «Косоглазие», «Операция», «Про глаза и очки» и др; Басня А. Крылова «Мартышка и очки»

Взаимодействие и сотрудничество с родителями

Основные задачи взаимодействия педагога с родителями являются: установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника; объединить усилия для развития и воспитания детей; создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки; активизировать и обогащать воспитательные умения родителей; поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Традиционные формы: Индивидуальные консультации, буклеты, беседы, Консультации:«Профилактика нарушения зрения у детей дошкольного возраста», «Что нужно знать о детских глазках?», «Что такое гимнастика для глаз и зачем она нужна?», «Игры для детей с ослабленным зрением»

Информационная копилка «Как беречь глаза» (Сбор и картинок с изображением факторов влияющих на зрение)

Дистанционное формы  работы – это  работа  на расстоянии, без непосредственного контакта с педагогом, посредством информационно-коммуникативных технологий.

Например, если мне необходимо срочно донести до родителей важную информацию или сделать объявление, в этом случае, я использую мессенджер WhatsApp, который является в данном вопросе настоящей «палочкой – выручалочкой». Это самый оперативный способ взаимодействия с семьями воспитанников. От родителей я получаю обратную связь в виде голосовых сообщений, видео и фото.

В форме дистанционного сотрудничества с семьёй, создана интернет страничка «Тифлопедагог рекомендует», на которой есть практические советы, ссылки на полезные сайты, обучающие видео, рекомендации, как воспитывать и развивать ребенка с нарушением зрения.

Такая форма активного сотрудничества заинтересовала родителей, они стали активными участниками в проекте, повысилась грамотность родителей в области развивающей и коррекционной педагогики, пробудила в них интерес и желание участвовать в воспитании и развитии своего ребёнка.

Продукт проекта:

Коррекционно-развивающая среда

  1. Организация уголка зрительной разгрузки
  2. Пополнения картотеки зрительных гимнастик.
  3. Разработка и изготовление нестандартного оборудования
  4. Разработка и изготовление плакатов тренажёров
  5. Оформление альбома «Полезные советы для зрения»
  6. Пополнение консультативного, наглядного материала для родителей.

Пополнение и оснащение коррекционно-развивающей среды:Создание коллекции приспособлений для глаз (калейдоскоп, очки солнечные, бинокль, увеличительное стекло и т.д.),Альбомы, детская энциклопедия

изготовление нестандартного оборудования, зрительных тренажёров, ориентиров, пособий для зрительной гимнастики, пополнение уголка зрительной разгрузки группы.Отгадывание загадоко зрении.Дидактические игры: «Какие продукты полезны для глаз», «Полезно – вредно», «Что любят наши глаза?», «Чудесный мешочек»,«Глаза могут не только смотреть», «Глаза – зеркало души», «Глаза умеют принимать и подавать сигналы», «Что я вижу одним глазом?», «Есть ли у глаз помощники?»

- Пополнены коррекционные уголки в группах при активном участии родителей воспитанников; подобраны и изготовлены дидактические игры по развитию зрительного восприятия; флажки для зрительной гимнастики, зрительные планшеты для развития мелкой моторики и зрительного восприятия, прослеживающей функции глаз-рука. Лабиринты,

- Созданы папки-рекомендации для педагогов и родителей по теме проекта;

- Изготовлены плакаты «Проведи по дорожке», «Таблица проверки зрения по Орловой», «Что полезно, а что вредно для глаз»;

Проектная деятельность, проводится по образовательным областям:

«Познавательное развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

«Физическое развитие»

«Развитие речи».

Охватывает следующие разделы Программ:

социально-бытовая ориентировка;

развитие ориентировки в пространстве;

развитие зрительного восприятия;

развитие общей и мелкой моторики.

К профилактическим мероприятиям, предотвращающим прогрессирование нарушений зрения, относятся:

- соблюдение санитарно-гигиенических условий обучения;

- использование наглядных пособий, имеющих хорошее качество оформления, соответствующее санитарным нормам и правилам;

- чередование занятий детей с отдыхом;

- проведение гимнастик для глаз в детском саду и дома;

- контроль за правильной позой детей во время занятий;

- организация систематических прогулок и игр на свежем воздухе;

- активное гармоничное физическое развитие детей;

- организация рационального питания и витаминизации;

- исключение зрительных нагрузок за полчаса до сна .

ЛИТЕРАТУРА

  • Никулина Г. В., Фомичева Л. В. Охраняем и развиваем зрение. Учителю о работе по охране и развитию зрения учащихся младшего школьного возраста: Учебно-методическое пособие для педагогов образовательных учреждений общего назначения. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002.- 128 с.
  • Организация коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения. Хрестоматия. – Орёл, 2007. – 106 с.Составитель: Назарова О.Ю.
  • В помощь тифлопедагогу ДОУ:Учебно-методическое пособие длястудентов высших педагогических учебных заведений дефектологических факультетов / Авторы-сост. Л.А.Дружинина, Л.Б. Осипова. Челябинск:Цецеро, 2010.
  • Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие восприятия у ребенка.
  • Ермакова М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. – Москва – Воронеж, 1998.
  • Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия, игры. – М., 2000.
  • Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения / Под ред. Феактистовой В.А. – Спб., 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ АГРЕССИИ У ДЕТЕЙ 6 – 7 ЛЕТ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ «ХРУСТАЛИКИ ДОБРА»

КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММАПО ПРЕОДОЛЕНИЮ АГРЕССИИ У ДЕТЕЙ 6 – 7 ЛЕТС ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ«ХРУСТАЛИКИ ДОБРА»...

Инновационный педагогический проект "Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающем процессе. "Я здоровым быть хочу - я здоровье сберегу"

                  Охрана и укрепление здоровья детей - одна из важнейших задач специального (коррекционного образования). В настоящее время выявлено...

Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа «Преодоление тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста».

Настоящая  рабочая программа педагога-психолога Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №5 «Голубок» г. Сальска разработана в соответствии с Федеральными гос...

Педагогический проект «Взаимосвязь логопеда и воспитателя в коррекционно-развивающем процессе».

Создание оптимальных условий, способствующих коррекции и полному раскрытию потенциальных речевых возможностей детей дошкольного возраста....

Коррекционно-развивающая психолого - педагогическая программа медико-социального сопровождения детей ОВЗ .

В коррекционно-развивающей программе отражены основные направления работы психолога с  детьми  ОВЗ в ДОУ....

Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа, для детей дошкольного возраста 5-7 лет с проблемами в развитии, на основе нейропсихологического подхода.

Игра является ведущей деятельностью в дошкольном детстве. Не секрет, что играя, ребёнок развивается. В данном материале представлены игры, в которые можно играть и развиваться....