Педагогический проект «Взаимосвязь логопеда и воспитателя в коррекционно-развивающем процессе».
проект по коррекционной педагогике по теме
Создание оптимальных условий, способствующих коррекции и полному раскрытию потенциальных речевых возможностей детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt.docx | 27.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
«Взаимосвязь логопеда и воспитателя коррекционно-развивающем процессе».
Актуальность
Правильная речь – это важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем.
Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения с взрослыми и сверстниками, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов и др., у детей дошкольного возраста возникнут трудности общения с окружающими, а в дальнейшем определенные изменения личности на пути развития «ребенок - подросток - взрослый». Тогда закомплексованность человека будет мешать ему учиться и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности.
Нарушения речи в дошкольном возрасте влекут за собой:
- Отрицательное влияние на формирование личности ребенка;
- Вызывают специфические особенности эмоционально-волевой сферы;
- Способствуют развитию отрицательных качеств характера (застенчивость, нерешительность, замкнутость, негативизм, чувство неполноценности и т.д.)
- Отрицательно сказываются на развитии письменной речи и процессов обучения в целом, несмотря на первичную сохранность умственного развития.
Цель совместной работы логопеда и воспитателя:
Создание оптимальных условий, способствующих коррекции и полному раскрытию потенциальных речевых возможностей детей дошкольного возраста.
Задачи:
- логопед формирует первичные речевые навыки у детей-логопатов;
- воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки в группе.
В результате такого распределения достигается:
- Своевременная коррекция речевого развития детей логопатов.
- Создание базы для успешного школьного обучения, предупреждения дислексии и дизграфии в школьном возрасте.
Участники проекта: воспитатели групп старшего дошкольного возраста, дети логопаты, родители.
Срок долгосрочный
Виды организации совместной деятельности логопеда и воспитателя:
- Воспитателю необходимо знать содержание не только тех разделов программы, по которым он непосредственно проводит занятия, но и тех, которые проводит логопед, так как правильное планирование занятий воспитателя обеспечивает необходимое закрепление материала в разных видах деятельности детей.
- Обсуждение результатов обследования детей и наблюдений за ними, которые ведутся на занятиях и в повседневной жизни;
- Совместная подготовка ко всем детским праздникам (логопед отбирает речевой материал, а воспитатель закрепляет его);
- Разработка общих рекомендаций для родителей.
Исходя из этих задач, разделяются функции логопеда и воспитателя следующим образом:
Функции логопеда
- Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-типологических особенностей детей, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них
- Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи
- Работа по коррекции звукопроизношения
- Работа по коррекции слоговой структуры слова.
- Совершенствование фонематического восприятия и развитие навыков звукового анализа и синтеза.
- Формирование послогового чтения.
- Знакомство и усвоение новых лексико-грамматических категорий.
- Развитие связной речи
- Предупреждение нарушений письма и чтения.
- Развитие психических функций, тесно связанных с речью: словесно-логическое мышление, память, внимание, воображение.
- Координация усилий педагогов и родителей, контроль за качеством проведения ими речевой работы с детьми.
Функции воспитателя
- Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели
- Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов
- Постоянное совершенствование артикуляции, тонкой и общей моторики.
- Системный контроль над поставленными логопедом звуками и грамматической правильностью речи детей
- Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей.
- Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составлением всех видов рассказывания).
- Закрепление у детей речевых навыков, на индивидуальных занятиях по заданию логопеда.
- Развитие понимания, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.
- Создание в группе речевого уголка.
Основные направления коррекционной работы воспитателя
Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой): в течение дня 3-5 раз «Логопедические пятиминутки» по заданию логопеда
Пальцевая гимнастика: выполняется в комплексе с артикуляционной гимнастикой
Корригирующая мини-гимнастика для профилактики нарушений осанки и стоп выполняется ежедневно после сна
Вечерние индивидуальные занятия воспитателя по заданию логопеда, закрепляющие произношение, употребление грамматических категорий, развития словаря.
Содержание данных заданий определяется программой:
- Проговаривание слогов, слов, предложений на закрепление звука;
- Повторение скороговорок, рассказов, стихов;
- Повторение лексико-грамматических упражнений;
- Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления
- Групповые занятия по развитию речи сюда же включаются ознакомление с окружающим и художественной литературой
Отличительной особенностью этих занятий является:
- Проведение занятий в рамках одной лексической темы;
- Максимальное обеспечение всех занятий наглядным материалом (в том числе мнемосхемами, опорными сигналами, картинками-символами и т.п.);
- Использование определенной последовательности в видах рассказывания
Коррекционная работа вне занятий: во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, на прогулке, в играх и развлечениях.
Особая значимость этой работы в том, что она предоставляет возможность широкой практики свободного речевого общения и закрепления речевых навыков в повседневной жизни и деятельности детей.
Работа с родителями: беседы, консультирование и т.д.
Поэтапная работа логопеда и воспитателя в рамках освоения лексических тем
ЭТАПЫ | СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ | ИСПОЛНИТЕЛЬ |
1 | Изучение по данной теме соответствующих понятий, названий предметов, действий, признаков | Воспитатель |
2 | Экскурсии, целевые прогулки. Продуктивная деятельность, непосредственно связанная с темой (рисование, аппликация, лепка, конструирование) | Воспитатель |
3 | Предметные занятия, беседы; Подробное рассматривание предметов, выделение основных частей и признаков, действий, выполняемых с ними, функций предметов | Воспитатель |
4 | Упражнение в практическом словоизменении (на лексическом материале изучаемой темы), сравнение 2-х однородных предметов и – на этой основе – составление соответствующих высказываний (ответы на вопросы, составление предложений, коротких рассказов…) Целенаправленная работа над предложно-падежными конструкциями и словообразованием. | Логопед, Воспитатель по заданию логопеда на вечерних индивидуальных занятиях |
5 | Продолжение работы над предложно-падежными конструкциями предложений, отработка форм словообразования и словоизменения | Логопед |
6 | Разучивание стихов, скороговорок, потешек, загадок, коротких текстов по теме | Воспитатель |
7 | Пересказ, составление рассказов | Логопед. Воспитатель по заданию логопеда на вечерних индивидуальных занятиях |
8 | Демонстрация сказок, иллюстрирование, кукольный театр и др. | Воспитатель |
Поэтапная работа логопеда и воспитателя в рамках коррекции
ЛОГОПЕД | ВОСПИТАТЕЛЬ | |
ЦЕЛИ | Логопед исправляет нарушения речи: готовит артикуляционный, дыхательный аппараты для формирования правильной артикуляции дефектных звуков, ставит их, автоматизирует | Под руководством логопеда активно участвует в коррекционной работе: автоматизирует поставленные логопедом звуки |
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП | ||
Создание определённых положений и тренировка движений органов артикуляционного аппарата. В зависимости от характера нарушения звука логопед вырабатывает и тренирует движения органов артикуляционного аппарата, которые были неправильными или совсем отсутствовали. | В игровой форме уточняет с детьми определённые движения и положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произношения звука. | |
ЭТАП ПОЯВЛЕНИЯ ЗВУКА | ||
ЦЕЛИ | Логопед ставит звуки, используя специальные приемы и отработанные на подготовительном этапе движения органов артикуляции | Воспитатель закрепляет произнесение поставленного звука, фиксирует внимание ребенка на его звучании и артикуляции, используя картинный и предметно-стимульный материал |
ЭТАП АВТОМАТИЗАЦИИ | ||
Логопед автоматизирует поставленный звук, первично дифференцируя на слух и в произношении последовательно вводит в речь: слог, слово, предложение, потешки, стихотворения, рассказы. | Воспитатель по заданию логопеда закрепляет поставленный звук, дифференцирует со смешиваемыми фонемами на слух и в произношении, используя речевой материал, рекомендуемый логопедом для домашнего закрепления |
Литература:
Филичева Т.К., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида. - М.: Школьная Пресса, 2003.
Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления фонематической стороны речи у старших дошкольников. СПб.:Детство – ПРЕСС, 2007.
Баскакина И.В. Лынская М.И. Логопедические игры. М.: АЙРИС ПРЕСС,
2008.
Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников.
М., 1999.
Ткаченко Т.А. Логические упражнения для развития речи. М.: Книголюб,
2005.
Волкова Г.А. Методика психолго-логпедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. - СПб. 2005.
Журавель Н.И. Планирование занятий в логопедическом пункте ДОУ - М.: ТЦ Сфера, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации по взаимосвязи логопеда и воспитателей в коррекционно-развивающем процессе
Особенности работы воспитателя в коррекционной группе....
Рекомендации по взаимосвязи логопеда и воспитателей в коррекционно-развивающем процессе
В статье отражена работа воспитателя в коррекционной группе, основные направления, координация работы....
Взаимосвязь логопеда и воспитателя в коррекционно-развивающем процессе.
Примерные варианты заданий и упражнений для воспитателей...
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕМ ПРОЦЕССЕ
Совместная работа логопеда и воспитателя...
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕМ ПРОЦЕССЕ
Для плодотворной работы по преодолению речевых дефектов детей необходимо правильное распределение обязанностей логопеда и воспитателя. ....
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕМ ПРОЦЕССЕ. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ В КОРРЕКЦИОННЫХ ГРУППАХ
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕМ ПРОЦЕССЕ. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ В КОРРЕКЦИОННЫХ ГРУППАХ ...
статья Педагогическое взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в образовательном процессе ДОУ
в статье представлен опыт практикования некоторых форм взаимодействия.учителя-логопеда и воспитателя в образовательном процессе ДОУ...
- Мне нравится (2)
Комментарии
Тема очень интересна, т.к я
Тема очень интересна, т.к я тоже работаю в группе ОНР