Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа «Преодоление тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста».
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему
Настоящая рабочая программа педагога-психолога Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №5 «Голубок» г. Сальска разработана в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами, нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность педагога-психолога образовательного учреждения, и предназначена для профилактики и коррекции тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста.
Рабочая программа реализуется на основе авторской программы А.И.Захарова «Профилактика и коррекция нервно-соматической ослабленности у детей дошкольного возраста».
Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и психологическое просвещение в работе с детьми от 5 до 7 лет, родителями воспитанников и педагогами.
Рабочая программа включает в себя организацию психологического сопровождения детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Учитывая специфику профессиональной деятельности педагога-психолога ДОУ и основное направление данной программы, значительное место уделяется целенаправленной деятельности по профилактике и коррекции таких эмоционально-личностных проблем ребенка, как детские страхи и тревожность, а так же взаимодействие детей в группе сверстников и, как результат психологической готовности детей к школьному обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_strah.docx | 42.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическом направлению развития детей второй категории «Голубок» города Сальска.
Рассмотрено на заседании Утверждено заведующим педагогического совета МБДОУ №5 «Голубок» г.Сальска Протокол №1 от __________г ____________Киселевская Т.Н. . Приказ № _____ от ______2016г
Коррекционно-развивающая программа
Преодоление тревожности и страхов
у детей старшего дошкольного возраста
Составитель: Сорочан Т.Ю.,
педагог-психолог
г. Сальск
2016 год
Пояснительная записка
Актуальность
Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувство страха. Беспокойство, тревога, страх - такие же эмоциональные неотъемлемые проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление.
Страх - это эмоция, которая может возникнуть в любом возрастном периоде.
У детей в возрасте 3 – 5 лет интенсивно развивается воображение, а вместе с этим и вероятность появления воображаемых страхов. В возрасте 5–7 лет у детей формируется опыт межличностных отношений, основанный на умении принимать и играть роли, предвидеть и планировать действия другого, понимать его чувства и намерения, в этот период дошкольники могут бояться страшных снов, стихии, огня, животных. Особенно чувствительны они к угрозе болезни, к страху смерти, что способствует перерастанию различных опасений и невротические страхи (Захаров А. И., 1995).
Страх играет немаловажную роль в жизни ребёнка, с одной стороны, он может уберечь от необдуманных и рискованных поступков. С другой – при чрезмерной податливости к страхам, зависимости от них меняется поведение человека вплоть до «эмоционального паралича». Устойчивые страхи препятствуют развитию личности ребёнка, сковывают творческую энергию, способствуют формированию неуверенности и повышенной тревожности.
Б.И. Кочубей и Е.В. Новикова (1988) утверждают, что если болезненно заостренные страхи сохраняются длительное время, то это служит сигналом неблагополучия, говорит о нервной и физической ослабленности ребенка.
Чрезвычайная актуальность вышеизложенной проблемы психологического здоровья подрастающего поколения и поиски путей оказания помощи детям до поступления их в школу привели меня к созданию коррекционно-развивающей программы, которая является системой занятий по психологическому сопровождению эмоционального развития детей 5-7 лет.
Для оказания более эффективной помощи детям, обязательным условием коррекционной работы является сотрудничество педагога с родителями: как только «убираются» внешние фрустраторы, эмоциональное состояние ребенка автоматически нормализуется. Поэтому консультирование родителей является наиболее результативным, так как направлено на устранение причин и проблем.
Цель программы – создание условий для преодоления страхов и тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- предупреждать возникновение проблем психологического развития детей;
- нейтрализовать страхи и эмоционально-отрицательные переживания у детей;
- обучить детей игровому проигрыванию своих переживаний психологического содержания и адекватной психологической защите;
- оказать помощь (содействие) детям в решении актуальных задач психологического развития;
- повышать психолого-педагогическую компетентность (психологическую культуру) родителей воспитанников и педагогов;
Используемые технологии, методы и методики.
Коррекция страхов и тревожности в программе осуществляется посредством игротерапии, арт-терапии, релаксации, музыкотерапии, телесная терапия.
Игротерапия. Используется для снижения напряженности, мышечных зажимов. Тревожности. Повышения уверенности в себе, снижения страхов.
Арт-терапия. Актуализация страхов, повышение уверенности, развитие мелкой моторики снижение тревожности.
Рисование используется на занятиях в коррекционных целях. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами.
Релаксация. Подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения.
Концентрация. Сосредоточение на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.
Функциональная музыка. Успокаивающая и восстанавливающая музыка способствует уменьшению эмоциональной напряжённости, переключает внимание.
Телесная терапия. Способствует снижению мышечных зажимов,
напряжения, тревожности.
Психогимнастика. Развивает способность к саморегуляции, снимает психоэмоциональное напряжение.
- Для устранения страхов неожиданного воздействия, замкнутого пространства и одиночества в программу были включены игры «Имя», «Замри», «Прятки», «Жмурки», «Паровозик»
- Игры, направленные на умение определять свое настроение при помощи цвета «Цвет моего настроения», «Воздушный шарик»
- Игры, направленные на снятие эмоциональных блоков, активизации процесса принятия решений «Передай по кругу друг другу страшную рожу», «Передай по кругу друг другу что-то приятное», «Лиса и зайцы»
- Игры, направленные на актуализацию страха «Путешествие в волшебную страну».
- Игры на коррекцию тревожности, развитие умения действовать в сложных ситуациях «Приближающийся праздник», «Пришел (шла) поздно в детский сад», «Однажды в детском саду…»
- Игры на снятие эмоциональных переживаний от кошмарных снов «Мне приснилось», «Я справился»
- Игры, направленные на обучение конструктивному решению ситуаций «Веер решений», «Обида на …», «Если бы я был папой (мамой)»
- Игра на отработку страха и тревоги «Нарисуй свой страх и озвучь его»
- Игры, направленные на обучение безопасному стилю жизни, умению управлять собой в трудных, устрашающих ситуациях «Заблудился в лесу», «Остался один дома», «Потерялся на улице», «Разбили тарелку»
- Игры на перенос положительного опыта из группы в реальную жизнь «Наши правила», «Животные»
Условия формирования группы, режим работы.
Предлагаемая программа коррекции тревожности и страхов предназначена для детей 5-7 лет и предполагает работу на двух уровнях:
1. Работа с ближайшим окружением ребенка (педагоги, родители). Форма работы: анкетирование, индивидуальные и групповые консультации.
2. Работа с детьми (групповые занятия).
Срок реализации Программы – 3,5 месяца
Продолжительность занятий: 30-40 минут 1 раз в неделю
Программа реализуется в 4 этапа:
1 этап — диагностический.
Цель: выявление страхов и уровня тревожности у дошкольников
Диагностический инструментарий:
- Детский опросник «Страхи» (А.И. Захаров)
- Тест " Тревожности" (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен.)
- Тест "Незаконченные предложения" А.И.Захарова.
- Тест «Дом-Дерево-человек»-проективная методика Дж. Бука.
2 этап - информационный.
Цель: информирование родителей и педагогов об имеющихся нарушениях в развитии детей.
Памятки и рекомендации для родителей и педагогов по работе с тревожными детьми.
3 этап - практический.
Цель: профилактика и коррекция нарушений психологического здоровья детей.
4 этап - контрольный.
Цель: определение эффективности коррекционной работы.
Проведение повторных диагностик для определения результата проведенной работы.
Содержание программы
Для реализации программы психолого-педагогической коррекции страхов у детей дошкольного возраста выбрана групповая форма проведения психолого-педагогической коррекции. Психокоррекционные группы формируются из состава детей с ярко выраженными страхами с учетом количественного коэффициента страхов.
Максимальная численность детей в группе - до 8 человек. Разница в возрасте должна составлять не более одного года.
Программа включает 14 занятий, которые построены по единой схеме:
Структура игрового занятия.
Ритуал приветствия
Разминка
Коррекционно-развивающий этап
Подведение итогов
Ритуал прощания
Условия проведения занятий:
1.принятие ребёнка таким какой он есть;
2.нельзя не торопить, не замедлять игровой процесс;
3.учитывается принцип поэтапного погружения и выхода из травмирующей ситуации;
4.начало и конец занятий должны быть ритуальными, чтобы сохранить у ребёнка
5.ощущение целостности и завершённости занятия;
6.игра не комментируется взрослым;
7.в любой игре ребёнку предлагается возможность импровизации.
Ожидаемыми результатами являются:
1.Коррекционно-развивающая работа направлена не только на преодоление страхов, но и на развитие коммуникативных навыков, на повышение представлений о собственной ценности, на развитие уверенности в собственных силах, а также способности наиболее успешно реализовать себя в поведении и взаимодействии с окружающими людьми.
2.Снижение уровня тревожности. Осознание проблемы тревожных детей (необходимо вовремя распознать проявления тревожности и помочь детям стать увереннее в себе, научили управлять собой в различных ситуациях.)
3.Усиление способности социальной адаптации и стрессоустойчивости людей в современных быстроменяющихся условиях.
Критерии эффективности программы:
- повышение уверенности в себе;
- снижение тревожности;
- снижение количества страхов;
- улучшение взаимоотношений родитель- ребёнок
Учебно-тематический план программы
№ | Цели и задачи занятий и упражнений | Методы и техники работы | Содержание |
Занятие №1 | Знакомство с кабинетом и участниками группы, установление контакта с психологом и детьми. Обучение приемам выражения удовольствия и радости. | Беседа. Аутотренинг. Психогимнастика. |
|
Занятие №2 | Формирование чувства близости, достижение взаимопонимания и сплочённости. | Беседа. Психогимнастика. Рисование. Игротерапия. |
|
Занятие №3. | Обеспечить пути поиска преодоления страха; способствовать развитию эмпатии, умению сопереживать другим. | Сказкатерапия Психогимнастика. Игротерапия. |
|
Занятие №4. | Содействовать развитию навыков оценки своего поведения и поведения окружающих, учить справляться со страхами через рисунки. | Концентрация. Рисование. Игротерапия. Релаксация |
|
Занятие № 5. | Формировать навыки выражения эмоционального настроения. | Арт-терапия Аутотренинг Игротерапия Телесная терапия |
|
Занятие №6. | Способствовать развитию смелости, преодолению страхов. | Театрализация Сказкатерапия Релаксация |
|
Занятие №7 | Создать благоприятные условия для активизации детей, способствовать снятию страха. | Игротерапия Театрализация Релаксация |
|
Занятие №8. | Создавать условия для преодоления у детей чувства страха. | Игротерапия Сказкатерапия Рисование. |
|
Занятие №9. | Совершенствовать пути преодоления страха. | Психогимнастика Песочная терапия Театрализация Игротерапия |
|
Занятие №10 | Способствовать развитию поиска путей для преодоления чувства страха. Закреплять умение справляться с чувством страха. | Игротерапия Психогимнастика Аутотрененг |
|
Занятие №11 | Способствовать развитию смелости, преодолению страхов. Закреплять умение владеть своими чувствами. | Игротерапия Рисование, беседа Психогимнастика |
|
Занятие №12. | Формировать навыки поведения, сравнивать с поведением других. | Телесная терапия Игротерапия Психогимнастика |
|
Занятие №13 | Закреплять умение справляться с чувством страха, способствовать развитию эмпатии, умению сопереживать другим. | Игротерапия Рисование Театрализация |
|
Занятие №14. | Способствовать развитию смелости, преодолению страхов. Закреплять умение владеть своими чувствами. | Психогимнастика Игротерапия Рисование |
|
Список используемой литературы.
- Алябьева Е.А. «Психогимнастика в деском саду» Москва, «Сфера» 2003
- Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. – М., АСТ-ПРЕСС, 1999.
- Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. - С-П., 2000.
- Захаров А.И. «Неврозы у детей и психотерапия» С-Пб: Союз, 1998г.
- Иванова Н.Ф. Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет: диагностика, занятия, рекомендации. – Волгоград: Учитель, 2009. – 191 с.
- Крюкова С.В., Слободянник Н.П. Крюкова «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие М. «Генезис», М. 2002 – 208 с.
- Макарова Е.Ч. Преодолеть страх или искусство терапия. – М., «Школа-Пресс», 1996.
- Овчарова Р.В. Практическая психология - М.,Т.Ц. «Сфера», 1996.
- Панфилова М.А. Игратерапия общения - М., 2000.
- Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика - Москва-Воронеж., 2000.
- Спиваковская А. Психотерапия: игра, детство, семья – ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Игры и упражнения, используемые в программе.
Упражнение "Росточек под солнцем"
Дети превращаются в маленький росточек (сворачиваются в клубочек и обхватывают колени руками) всё чаще пригревает солнышко и росточек начинает расти и тянуться к солнышку. Все движения выполняются под музыку.
Упражнение на расслабление всего организма «Птички»
Этюд «После дождя»
Упражнение "Чего я боюсь?"
Упражнение "Художники – натуралисты"
Упражнение "Передай улыбку"
Игра "Лягушки на болоте"
Игра «Трусливый зайка»
Упражнение "Превращения"
Упражнение "Петушиные бои"
Игра с мешком «Темнота»
Упражнение «Солнечный зайчик»
Упражнение «Смелые ребята»
Театрализованный этюд «Страшный сон».
Упражнение "Азбука страхов"
Упражнение "Страшная сказка по кругу"
Упражнение «На лесной полянке»
Театрализованный этюд «У страха глаза велики»
Ролевая игра «У страха глаза велики»
Игра-инсценировка “Зайчики и волк”
Релаксация “Разговор с лесом”
Упражнение «Конкурс боюсек»
Игра «Принц и принцесса»
Упражнение «Придумай весёлый конец»
Упражнение с песком «Чувствительные ладошки»
Игра «Мы охотимся на льва…»
Ритмическая игра «Две сороконожки»
Игра «Спаси птенца» ст.62
Упражнение «Мы олени» (3 раза)
Игра – драматизация. Ст.71
Игра «Смелый медвежонок» ст.121
Этюд «Страшный зверь» ст.131
Игра "Кораблик"
Упражнение "Неоконченные предложения"
Игра "Баба- Яга"
Упражнение "В лучах солнышка"
Упражнение "Солнце в ладошке"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого – педагогические условия формирования активного словаря имен прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
развитие речи детей дошкольного возраста...
ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ЛЮБВИ К РОДНОМУ КРАЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Актуальность темы. Реализация современной системы образования невозможна без знания своей Родины, своего родного края. В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивает...
Конспект занятия по профилактики тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста «Волшебная страна»
Данное занятие способствует гармонизации личности ребенка....
Психолого-педагогические условия профилактики и преодоления страхов у детей старшего дошкольного возраста
В данной статье рассмотрены проблемы проявления страхов, а также выделены психолого-педагогические условия профилактики и коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста...
Проект «Песочная терапия как средство снижения тревожности и страха у детей старшего дошкольного возраста»
Наличие детей с повышенной тревожностью и регулярные запросы, поступающие от педагогов и родителей, сталкивающиеся с детьми у которых наблюдается наличие выраженных страхов, указывает на необход...
Коррекционно-развивающее занятие по формированию и развитию познавательной и эмоциональной сфер детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) с использованием элементов сказкотерапии и техники правополушарного рисования.
Коррекционно-развивающее занятие по формированию и развитию познавательной и эмоциональной сфер детей старшего дошкольного возраста(6-7 лет) с использованием элементов сказкотерапии итехники пра...
Статья "Психолого-педагогические условия преодоления страхов у детей старшего дошкольного возраста"
Статья "Психолого-педагогические условия преодоления страхов у детей старшего дошкольного возраста"...