История развития здоровьесберегающих технологий
методическая разработка
Введение
Сoстояние здоровья российских школьников, вызывает серьёзную тревогу специалистов. Здоровье школьников уменьшается по сравнению с их сверстниками, двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов бoлезней происходит в возрастные периоды, сoвпадающие с получением ребёнком oсновного общего образования. По данным всероссийской диспансеризации 2007г., к 7 – 10 годам доля детей с третьей группой здоровья увеличивается в 1,7 раза и составляет 14.9%, а в возрасте 15 ‒ 17 лет – 22%, то есть увеличивается в 2,5 раза. В подростковом возрасте каждый пятый ребёнок имеет различные хронические заболевания или является ребёнком-инвалидом (Безруких 2003.).
По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска, с действием которых связано 20-50% негативных влияний, ухудшающих здоровье школьников. К ним относятся: стрессовая педагогическая тактика на уроках, несоответствие методик и технологий обучения возрастным, функциональным возможностям школьников, несоблюдение физиологических и гигиенических требований на уроках, интенсификация учебного процесса и функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья (Баранов,1999).
Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создаёт у школьников постоянные перегрузки, которые способствуют развитию хронических болезней. Необходимо изменить подходы к организации урока и способы оценки его качества с точки зрения здоровьесбережения.
Здоровьесбережение является, одним из требований ФГОС второго поколения, определяя данную технологию как одну из приоритетных. Таким образом, ФГОС формулирует цели, ключевые задачи, средства и формы формирования у учащихся культуры здоровья, предусматривающей самостоятельную сознательную регуляцию своих действий и поведения в интересах своего здоровья и здоровья окружающих. (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования 2010)
Актуальность использования здоровьесберегающих технологий на уроках и внеклассной работе обусловлена потребностью человека, общества, государства в здоровьесберегающем образовании.
Цель исследования: выявить эффективность здоровьесберегающих технологий, используемых в учебно-воспитательном процессе. Объект исследования: здоровьесберегающие технологии.
Предмет исследования: здоровьесберегающие технологии в современной общеобразовательной школе и детском саду.
Гипотеза исследования: предполагается, что обучение будет, эффективным и здоровье учащихся будет укрепляться, если использовать следующие условия:
- защитно - профилактические (личная гигиена и гигиена обучения);
- компенсаторно - нейтрализирующие (физкультминутки, оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, гимнастика, лечебная физкультура);
- массаж, самомассаж;
- психогимнастика, (тренинг, позволяющие частично нейтрализовать стрес-
совые ситуации);
- стимулирующие (элементы закаливания, физические нагрузки, приёмы психотерапии, фототерапии);
- информационно-обучающие;
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Проанализировать историческое развитие здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
2. Раскрыть научные предпосылки проблемы здоровьесбережения школьников, определить «здоровье» как поленаучную категорию в контексте психологии, педагогики, физиологии, медицины.
В качестве методов исследования использовались:
1.Теоретический – анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по теме исследования.
2.Эмпирические – педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, количественная и качественная обработка результатов.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы в педагогическом процессе общеобразовательных учреждений.
История развития. «Школьные болезни» впервые ввел Вирхов Рудольф (1821—1902), немецкий биолог и врач, основатель современной патологической анатомии. Его статья «О некоторых вредных для здоровья влияний школы» имела успех.
В 1905 г. – врачебно-санитарная часть учебных заведений – первые инструкции. В 1945 г. в школы введены должности школьного врача и
медсестры.
Валеология - совокупность знаний о здоровье и здоровом образе жизни человека.
Цель – максимальная реализация унаследованных механизмов и резервов жизнедеятельности человека и поддержание на высоком уровне возможностей его адаптации к условиям внутренней и внешней среды. В настоящее время имеется великое множество методик оздоровления и физического развития. В связи с этим возникают приоритетные направления стимулирования двигательной активности детей, внедряя и использования здоровьесберегающих техник и приемов, направленных на сохранение и укрепление интенсивно развивающегося детского организма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_razvitiya_zdorove_sberegayushchih_tehnologiy.docx | 16.65 КБ |
Предварительный просмотр:
История развития здоровьесберегающих технологий
Введение
Сoстояние здоровья российских школьников, вызывает серьёзную тревогу специалистов. Здоровье школьников уменьшается по сравнению с их сверстниками, двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов бoлезней происходит в возрастные периоды, сoвпадающие с получением ребёнком oсновного общего образования. По данным всероссийской диспансеризации 2007г., к 7 – 10 годам доля детей с третьей группой здоровья увеличивается в 1,7 раза и составляет 14.9%, а в возрасте 15 ‒ 17 лет – 22%, то есть увеличивается в 2,5 раза. В подростковом возрасте каждый пятый ребёнок имеет различные хронические заболевания или является ребёнком-инвалидом (Безруких 2003.).
По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска, с действием которых связано 20-50% негативных влияний, ухудшающих здоровье школьников. К ним относятся: стрессовая педагогическая тактика на уроках, несоответствие методик и технологий обучения возрастным, функциональным возможностям школьников, несоблюдение физиологических и гигиенических требований на уроках, интенсификация учебного процесса и функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья (Баранов,1999).
Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создаёт у школьников постоянные перегрузки, которые способствуют развитию хронических болезней. Необходимо изменить подходы к организации урока и способы оценки его качества с точки зрения здоровьесбережения.
Здоровьесбережение является, одним из требований ФГОС второго поколения, определяя данную технологию как одну из приоритетных. Таким образом, ФГОС формулирует цели, ключевые задачи, средства и формы формирования у учащихся культуры здоровья, предусматривающей самостоятельную сознательную регуляцию своих действий и поведения в интересах своего здоровья и здоровья окружающих. (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования 2010)
Актуальность использования здоровьесберегающих технологий на уроках и внеклассной работе обусловлена потребностью человека, общества, государства в здоровьесберегающем образовании.
Цель исследования: выявить эффективность здоровьесберегающих технологий, используемых в учебно-воспитательном процессе. Объект исследования: здоровьесберегающие технологии.
Предмет исследования: здоровьесберегающие технологии в современной общеобразовательной школе и детском саду.
Гипотеза исследования: предполагается, что обучение будет, эффективным и здоровье учащихся будет укрепляться, если использовать следующие условия:
- защитно - профилактические (личная гигиена и гигиена обучения);
- компенсаторно - нейтрализирующие (физкультминутки, оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, гимнастика, лечебная физкультура);
- массаж, самомассаж;
- психогимнастика, (тренинг, позволяющие частично нейтрализовать стрес-
совые ситуации);
- стимулирующие (элементы закаливания, физические нагрузки, приёмы психотерапии, фототерапии);
- информационно-обучающие;
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Проанализировать историческое развитие здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
2. Раскрыть научные предпосылки проблемы здоровьесбережения школьников, определить «здоровье» как поленаучную категорию в контексте психологии, педагогики, физиологии, медицины.
В качестве методов исследования использовались:
1.Теоретический – анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по теме исследования.
2.Эмпирические – педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, количественная и качественная обработка результатов.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы в педагогическом процессе общеобразовательных учреждений.
История развития. «Школьные болезни» впервые ввел Вирхов Рудольф (1821—1902), немецкий биолог и врач, основатель современной патологической анатомии. Его статья «О некоторых вредных для здоровья влияний школы» имела успех.
В 1905 г. – врачебно-санитарная часть учебных заведений – первые инструкции. В 1945 г. в школы введены должности школьного врача и
медсестры.
Валеология - совокупность знаний о здоровье и здоровом образе жизни человека.
Цель – максимальная реализация унаследованных механизмов и резервов жизнедеятельности человека и поддержание на высоком уровне возможностей его адаптации к условиям внутренней и внешней среды. В настоящее время имеется великое множество методик оздоровления и физического развития. В связи с этим возникают приоритетные направления стимулирования двигательной активности детей, внедряя и использования здоровьесберегающих техник и приемов, направленных на сохранение и укрепление интенсивно развивающегося детского организма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологические экоэтюды, как эффективный способ развития здоровьесберегающих технологий
В настоящее время состояние здоровья детей снижается уже в дошкольном возрасте. И поэтому поиск методов повышения эффективности оздоровительной работы в образовательных учреждениях с...
Авторская образовательная программа в ОО "Социально-комуникативное развитие" здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста"Будь здоров, малыш!"
Пояснительная записка к блоку «Формирование здорового образа жизни у дошкольников»Составитель: воспитатель Ковалёва Татьяна Александровна. Программа направлена на воспитание основ кул...
Конспект Непосредственной образовательной деятельности в образовательной деятельности «Физическое развитие. Здоровьесберегающие технологии» Тема: «Как кошка Дуся искала своего котёнка» Вторая младшая группа
Цель: продолжать работу по укреплению здоровья.Задачи:1. Образовательные:· Учить детей расслабляться и контролировать дыхание·...
КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы с использованием ЭОР и здоровьесберегающих технологий по теме «История флага».
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы с использованиемЭОР и здоровьесберегающих технологий по теме " История флага"...
Конспект НОД в средней группе ДОУ в образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Песочная страна - страна чудес» (с использованием игровых технологий, ИКТ, исследовательской технологии, здоровьесберегающие технологии)
Цель: Развитие познавательной активности в процессе опытно - экспериментальной деятельности с песком....
Конспект НОД в старшей группе ДОУ в образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Удивительная вода» (с использованием игровых технологий, ИКТ, исследовательской технологии, здоровьесберегающие технологии)
Программные задачи:Образовательные:• Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека и живых организмов; о свойствах воды (прозрачная, без цвета и запаха, без формы и вкуса, имеет ...