Психологические экоэтюды, как эффективный способ развития здоровьесберегающих технологий
статья на тему
В настоящее время состояние здоровья детей снижается уже в дошкольном возрасте. И поэтому поиск методов повышения эффективности оздоровительной работы в образовательных учреждениях становится в наши дни актуально значимым.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_k_prezentatsii.docx | 25.54 КБ |
prezentatsiya_o_psihoetyudah.pptx | 2.75 МБ |
Предварительный просмотр:
«Психологические экоэтюды, как эффективный способ развития здоровьесберегающих технологий»
Глубокова Зоя Ивановна , воспитатель 1 категории МБДОУ
детский сад «Светлячок», р. п. Шаранга
1
В настоящее время состояние здоровья детей снижается уже в дошкольном возрасте. И поэтому поиск методов повышения эффективности оздоровительной работы в образовательных учреждениях становится в наши дни актуально значимым.
Охрана жизни и укрепление физического и психическогох здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования. Т.к. дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка.
При современной «Скорости жизни» (телевидение, интернет…) родители и педагоги должны особенно стараться заботиться о психическом и социальном здоровье детей. Обеспечивать социально-эмоциональное благополучие ребенка.
2
Наш детский сад «Светлячок» с этого учебного года начал работу в режиме инновационной деятельности по теме «Возможности развития экологического сознания ребенка в образовательной области «Физическая культура» под руководством Коробовой Марии Владимировны, преподавателя дошкольной педагогики и психологии, методиста по дошкольному воспитанию; старшего научного сотрудника лаборатории проблем дошкольного образования ГОУ ДПО НИРО.
3
Мы живем в рабочем поселке Шаранга, который находится за 300 километров от города Нижний Новгород. Администрация Шарангского района уделяет большое внимание вопросам экологии. Т.к. окультуренный ландшафт гармонизирует отношения личности с социоприродным окружением, воспитывает её. И как результат, наш район имеет медаль международного экологического фонда «Экологически чистый район», а в 2013г. занял 2 место на федеральном уровне в конкурсе «Самый благоустроенный посёлок». Живя в таком прекрасном месте мы, работники детского сада, должны построить свою работу так, чтобы у наших воспитанников с раннего детства усвоилось убеждение бережного отношения к природе. Соприкасаясь с природой, дети должны удивляться, радоваться, любить и беречь природу.
4
К эффективным способам развития здоровьесберегающих технологий относится «Психогимнастика», как система этюдов, направленных на формирование взглядов. Она решает вопросы создания условий для психического благополучия каждого ребенка через интеграцию образовательных областей.
5
В ранних группах дошкольных учреждений дети изучают предметный мир, где можно наглядно показать «Это стул – на нём сидят, это стол – за ним едят…», но как помочь детям эмоционально раскрепоститься или замкнутому ребёнку приобрести уверенность в себе? Если воспитатель в детском саду обратит на это пристальное внимание, это поможет решить ему многие задачи.
Мы должны обеспечить эмоциональную комфортность и позитивно психологическое самочувствие детям, чтобы они могли свободно общаться со сверстниками и взрослыми, что очень важно для подготовки к школе.
6
Для развития этих и многих других качеств эффективно помогут этюды психологической экогимнастики – маленькие игры. При современных ФГТ игра является ведущей деятельностью в детском саду. В концепции общего экологического образования нам важны не только общепедагогические принципы, такие как гуманизм, научность, систематичность и др., но и специфические ( интеграция, взаимосвязанное раскрытие экопроблем и путей их решения).
7
Тем для этюдов большое множество и применить их можно как в ходе проведения НОД, так и в режимных моментах. Детям всегда интересны любые перевоплощения, а здесь можно превратиться в грустный осенний листок, весёлую снежинку или маленького зайчонка…
8
Экологическое направление проходит через все виды деятельности детей и оказывает всестороннее развития ребенка, формирует нравственные качества, экологически правильного поведения , вызывает положительные эмоции детей.
9
Эмоции ребенка проявляются, в первую очередь, при взаимодействии с яркими, интересными объектами, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни.
10
Например, при изучении темы «Осень» я использовала такой психоэтюд:
Осенний листочек.
Я листочек, который оторвался от веточки и упал под дерево. Мне так обидно, что другие листики висят на дереве, а я упал. Мне грустно и печально. Ой!!! Поднялся лёгкий - тёплый ветерок, он поднял меня высоко от земли и закружил. Как же весело кружиться и играть с ветерком!!! Ветер стих, ... и я упал на красивую лужайку... но ничего, я грустить не буду, тихонько полежу и подожду, когда же ветерок поиграет со мной и перенесёт на новое место!
11
При хорошо организованной работе, ребенок в образе этого листочка, сможет пережить чувства грусти, печали и радости. А выйдя на прогулку, он увидит те самые листочки, которым он был сам и возможно ребенок начнет импровизировать и тут появится идея для нового этюда.
12
А если вспомнить, как после долгой зимы, весной расцветают первые цветы и у детей сразу же появляется желание сорвать эти долгожданные первоцветы.
13
Но если ранней весной мы проведем психоэтюд на данную тему, то ребенок , увидев цветок, вспомнит о тех чувствах и переживаниях, которые он испытал, когда сам был «Цветком».
14
Играя, в такие небольшие игры, дети учатся общаться не только с животными и растениями, но и взаимодействовать с предметами неживой природы ("Солнышко - колоколнышко", "Волшебный камушек"...)
15
Всегда приятно видеть детей с любопытными, смышлеными глазами, входящих в удивительный мир природы и желающих знать, почему дует ветер, почему мокрая земля?..
16
Из практики, хочется добавить, что детям необходимо как можно больше читать, т.к. литературный материал незаменим в воспитательной работе, ведь
детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные.
17
Одним из важнейших условий экологического воспитания является организация предметно - развивающей среды. В каждой группе нашего д/с, в соответствии с САНПином и возрастом детей, создана среда способствующая формированию у детей элементов эк. культуры, эк. грамотного поведения.
18
Для проведения этюдов психогимнастики лучше применять не костюмы, а небольшие элементы, такие как манишка, накидка, шапочки, маски.
19
Если на улице, во время прогулки мы можем просто импровизировать, то для проведения игр в группе я приготовлю шапочки, маски и манишки…
20
В нашем саду формируется банк психологических экоэтюдов. Каждый воспитатель может придумать этюд на любую тему. Название этюда должно быть ярким, чтобы сразу можно было понять, о чем он. Текст, должен быть небольшим, но всегда от первого лица, чтобы ребенок мог на себе пережить чувства предложенные в конкретном образе.
21
Наша задача заключается в том, чтобы воспитывать в детях отзывчивость, стремление сочувствовать другим, быть ответственным.
В период дошкольного детства у ребенка происходит интенсивное социальное развитие, которое осуществляется при его взаимодействии с окружающими, сверстниками и взрослыми.
Дети с дошкольного возраста должны понимать, что от всех нас зависит, будет ли существовать гармония в отношениях человека и природы. Причем это единство должно быть не только понятно, но и прочувствовано ребенком.
22
Мы считаем, что успех в воспитании гуманных чувств возможен, только если ребенок будет относиться к каждому живому организму как самоценной, уникальной сущности, имеющей право на жизнь.
Природа - великий учитель! Поэтому экологическое воспитание тесно связано с нравственным, а это воспитание человечности, доброты, милосердия, ответственного отношения к природе.
Спасибо за внимание!
Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Экологический семинар во главе с научным руководителем Коробовой Марией Владимировной
«Шаранга»
Эффективный способ развития здоровьесберегающих технологий- психогимнастика .
Психоэтюды помогут замкнутому ребёнку эмоционально раскрепоститься и приобрести уверенность в себе.
Этюд: «Божья коровка»
Психоэтюд «Зайчонок»
Труд в природе
Созрела тыква в огороде, Она по весу не легка. Её поднять не смог Володя: Уж очень тыква велика!
Импровизируемые игры во время прогулки Индивидуальные занятия
«Огород на подоконнике »
«День берёзки»
Театрализованные игры Бабочки и ромашка
Ознакомление с природой Знакомство с аквариумными рыбками
Подвижные игры
Я желтенький утенок. мне так грустно и тоскливо. Мама не отпускает меня купаться в луже. Мне очень обидно! Ура!!! Мама передумала и разрешила мне идти гулять! Я плескаюсь в теплой лужице и шлепаю лапкой: шлёп,шлёп,шлёп!!! Мне так весело!.. Экоэтюд «Утёнок»
«Белочки»
Импровизация характерных действий персонажей
«Три медведя»
Картотека экологических мини-этюдов Весенний цветочек Солнечный зайчик Бабочка
Игротерапия
Всё хорошее в людях - из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим, чтоб земля расцветала, И росли, как цветы, малыши, Чтоб для них экология стала Не наукой, а частью души!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольников
Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики....
Семинар- практикум «Проектный метод как эффективный способ развития познавательной активности детей дошкольного возраста» (нормативно-проектная деятельность по технологии А.Н. Веракса и Н.Е. Веракса)
Семинар- практикум«Проектный метод как эффективный способ развития познавательной активности детей дошкольного возраста»(нормативно-проектная деятельность по технологииА.Н. Веракса и ...
Проект "Развитие графомоторных навыков - эффективный способ развития у детей 6-7 лет ручной умелости"
В проекте описаны методы и приемы, способствующие развитию графомоторных навыков у детей 6-7 лет....
Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольников.
Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольниковПальчиковая гимнастика — эффективный способ развития ...
СЦЕНАРИЙ выступления на РП(М)О воспитателя дошкольного образования, школ интернатов по теме: «Эффективные практики применения здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего и дошкольного возраста» (из опыта работы)
Тема нашего выступления - «Эффективные практики применения здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего и дошкольного возраста»....
Выступление на РП(М)О «Эффективные практики применения здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего и дошкольного возраста (из опыта работы)»
laquo;Использование здоровьесберегающих технологий на физкультурных занятиях с детьми дошкольного возраста»...
Водное поло - как эффективная практика применения здоровьесберегающей технологии в работе с детьми дошкольного возраста.
Игры на воде для детей в любом возрасте - это радость, они любят прыгать, брызгаться, предпочитают делать те двигательные действия, которые они уже умеют. Занятия в водной среде способствуют закаливан...