Проект "Если про кашу не забудешь -здоровым будешь"
проект (старшая группа)

Ирина Александровна Краснова

Пояснительная записка

   «Без здоровья невозможно и счастье» Виссарион Григорьевич Белинский.

     Дошкольный возраст является благоприятным периодом для выработки правильных привычек и формирования здорового образа жизни, которые в сочетании с обучением дошкольников приемам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

     Только здоровый ребенок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении. От того насколько грамотно организована работа с детьми по физическому воспитанию, насколько эффективно используются для этого условия дошкольного учреждения, зависит здоровье ребенка.      В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптивные возможности, повышается устойчивость к внешним воздействиям, формируются движения, осанка, приобретаются физические качества, вырабатываются начальные гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Приобретаются привычки, представления, черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.      Работа по созданию здоровьесберегающей среды в детском саду строится на основе комплексного подхода, направленного на всестороннее развитие личности ребенка, с опорой на единство требований дошкольного учреждения и семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_esli_pro_kashu_ne_zabudesh_-_zdorovym_budesh.docx247.58 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА -C:\Users\Admin\Desktop\шаблоны\b1eb2efd1b96.jpg

ДЕТСКИЙ САД № 166 ГОРОДА ТЮМЕНИ

( МАДОУ д/с № 166 города Тюмени)

Образовательный проект для детей 5 – 6 лет

«Если про кашу не забудешь – здоровым будешь»

Краснова Ирина Александровна,

воспитатель

Тюмень, 2022

Пояснительная записка

   «Без здоровья невозможно и счастье» Виссарион Григорьевич Белинский.

     Дошкольный возраст является благоприятным периодом для выработки правильных привычек и формирования здорового образа жизни, которые в сочетании с обучением дошкольников приемам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

     Только здоровый ребенок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении. От того насколько грамотно организована работа с детьми по физическому воспитанию, насколько эффективно используются для этого условия дошкольного учреждения, зависит здоровье ребенка.      В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптивные возможности, повышается устойчивость к внешним воздействиям, формируются движения, осанка, приобретаются физические качества, вырабатываются начальные гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Приобретаются привычки, представления, черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.      Работа по созданию здоровьесберегающей среды в детском саду строится на основе комплексного подхода, направленного на всестороннее развитие личности ребенка, с опорой на единство требований дошкольного учреждения и семьи.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители.

Вид проекта: краткосрочный

Тип проекта: познавательно-творческий

Сроки проведения: 1 неделя с 27.06.2022 по 01.07.2022

Актуальность

      Всем известно, что питание в дошкольном детстве имеет особое значение для здоровья ребенка, так как оно должно не только покрывать расходуемую им энергию, но и обеспечить материал, необходимый для роста и развития всех органов и систем организма.

      Наблюдая за тем, как ребята едят кашу на завтрак, поговорив с детьми и родителями, мы пришли к выводу: одни кашу любят, другие - не очень, а кто-то считает кашу бесполезным продуктом.  Поэтому так важно дать детям представления о кашах, об их пользе для здоровья человека. 

      Полезность каши заключается в том, что злаки содержат практически все необходимые организму питательные вещества и любой, кто хочет быть здоровым и энергичным должен включать каши в свой рацион питания.

Современных детей, пищевые привычки которых изменены с рождения, сложно приучить к здоровому и полноценному питанию, поэтому с раннего детства необходимо формировать представление о полезном и здоровом питании.

Проблема

Во время завтрака в детском саду приходится наблюдать, что дети часто отказываются  от каш. Беседы с детьми помогли понять, что многие из них не знают о пользе каш, о том, что это полноценный продукт здорового питания.

Одна девочка из моей группы однажды сказала: «В детском саду часто говорят: «Ешьте больше каши, будете здоровы», «Не будете есть кашу, силы не будет», «А я кашу не очень люблю».

Да и в группе многие как дети отодвигают тарелку с кашей.

Мы вместе с детьми решили выяснить: «Действительно ли так полезны каши, как говорят?» Может быть, это правда? Ведь часто вредным для организма бывает что-нибудь очень вкусное, а вот полезным – не всегда вкусное.

Поэтому возникла идея проекта «Если про кашу не забудешь – здоровым будешь», реализация которого поможет узнать о злаках и крупах и их пользе для детского растущего организма.

Гипотеза «Каша не является полезной для организма человека».

Цель проекта: формирование представления о зависимости человека от правильного питания средствами проектной деятельности.

Задачи:

1. расширять представления о важных компонентах здорового образа жизни;

2. формировать у детей представления о пользе каши в рационе детского питания; развивать умение различать и называть злаковые культуры и крупы, из которых варят  каши;

3. повышать заинтересованность и компетентность родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей дошкольного возраста.

Продукт проекта:

  • Презентация «Каша-здоровье наше!».
  • Коллаж «Каша – матушка наша!»
  • Выставка творческих работ с использованием различных круп.
  • Брошюры для родителей «Родителям – о здоровом питании ребенка!»

Предполагаемый результат:

  • Дети должны получить первичные знания о крупах, кашах.
  • Уметь различать и называть каши.
  • Полюбить каши за их вкусность и полезность.
  • Повысить коммуникативные способности взаимодействия между детьми и родителями.

Этапы работы над проектом

1-й этап. Подготовительный.

  • Постановка цели и задач, определение направлений объектов исследования, изучение литературы, предварительная работа с детьми, родителями, поиск информации в глобальной сети интернет.
  • Уточнить представление детей о пользе каши как о ценном продукте для роста детского организма.

2-й этап. Основной.

  • Работа по формированию знаний детей о здоровом питании, о пользе каш в рационе детского питания.

3-й этап. Заключительный.

  • Обобщение результатов работы по проекту.
  •  Закрепление полученных знаний, анализ проведенной работы, формулирование выводов с детьми.

Основной план работы по образовательным областям с учетом принципа интеграции

Образовательные области

Виды деятельности

Работа с детьми

Работа с родителями

Познавательное развитие

Образовательная деятельность

«Кашу маслом не испортишь»

Беседа «О злаковых культурах» 

Презентации «Её величество каша».  «Каша – неотъемлемая часть в рационе питания детей дошкольного возраста».

Д/и «Узнай и назови крупу», «Полезно - неполезно», «Отгадай на ощупь», «Наполни емкость»,

«Скажи правильно»  

Рассматривание иллюстраций «Злаки»

Опыт: определение круп по их свойствам (по форме, цвету, запаху, размеру).

Просмотр мультфильма «Маша и каша».

Мини-музей «Каша – сила наша»

Беседа с родителями: «Что на завтрак кушают дети дома?», «Готовят ли дома детям каши?»

Памятки «О пользе каш».

Социально – коммуникативное развитие

Беседы: «Что я люблю есть?» «Каша, что это такое?», «Полезны ли каши?» «Что укрепляет здоровье»

Беседа о злаках, рассматривание разных видов злаков.

Беседа о пользе каши – «манная, рисовая, пшенная, перловая, кукурузная каша».

С/р игры: «Поможем маме накрыть на стол», «Завтрак для Мишутки».

Рекомендации: «Правильное питание для дошкольников».

Речевое развитие

Художественная литература:

•Братья Гримм «Горшок каши»

•Н. Носов «Мишкина каша»

•К. Авдеева «Домовята и каша»,

•Русская народная сказка «Лиса и журавль»

•Русская народная сказка «Каша из топора»

•Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко»

•Украинская сказка «Колосок»

Заучивание пословиц о каше.

Речевая игра «Из какой крупы какая каша?» «Отгадай кашу по описанию».

Словесная игра «Сварим кашу», «Исправь ошибку». Загадки о крупах.

Беседа-рассуждение «Что такое здоровое питание?»

Разучивание с детьми скороговорок, пальчиковых игр, пословиц о каше.

Художественно – эстетическое развитие

Рисование: «В каше – здоровье наше!»

Аппликация: «Тарелка каши»  из круп.

Инсценировка сказки «Маша и Медведь».

Рекомендация «Родителям о питании в детском саду».

Физическое развитие

Подвижные игры: «Съедобное – не съедобное», «Петушок и курочка».

Пальчиковая гимнастика: «Кашка - малашка», «Сорока – белобока, кашу варила», «Машина каша», «Варись каша!»

Дыхательная гимнастика: «Варим кашу».

Игры – эстафеты:

«Соберем урожай».

Буклеты: «Родителям – о здоровом питании ребенка!»

Результаты проекта

Мы с детьми, работая над проектом, пришли к заключению: что многие оказались неправы в своих догадках о том, что каша не является полезной. Наша гипотеза не подтвердилась, дети сделали вывод «Ешьте больше каши – будете здоровы!».

Дети рассказывали своим родителям интересные факты о каше, которые узнали во время проекта:

  • Давным-давно наши предки жили на земле, где росло много дикой пшеницы – полбы, из которой варили древние славяне первые каши. В народе кашу называют - «Праматерью хлеба» (Алена Н.)
  • На Руси каша занимала важнейшее место в питании как бедных, так и богатых людей. Отсюда и русская пословица: «Каша – мать наша» (Андрей Я.)
  • Каша была незаменимым подспорьем во время воин. Каши для солдат были и есть главной пищей дарующей здоровье и силу. (Вероника К.)
  • Любая каша – это  полезный  продукт. (Саша Х.)
  • Каша полезна для организма человека, так как зерно, из которого её варят, содержит различные витамины и микроэлементы (Маргарита П.)
  • Каши благотворно влияют на пищеварение, на работу сердца. (Стефания К.)

Приложение 1. Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Кашу маслом не испортишь»

Цель: познакомить детей с кашей - традиционным блюдом русской кухни, её пользой для здоровья.

Задачи:

  1. совершенствовать знания детей о здоровом, правильном питании.
  2. развивать умение различать и называть злаковые культуры и крупы, из которых варят  каши.
  3. познакомить детей, как и из чего, варят каши, как их едят.

Материалы: разные виды круп; картинки с продуктами для варки каши, шаблоны (из бумаги) тарелок с кашей и заготовки изюма, орехов, клубники для украшения каши; аудиозапись песни «Антошка - Антошка»; кисти для клея, клей, салфетки.

Предварительная работа: знакомство с пословицами и стихами о каше; рассматривание разных видов круп; игра – хоровод «Варим кашу».

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку, и вы поймете, о чём мы сегодня поговорим.

Это блюдо хоть куда:

Есть зерно там и вода.

Можно вылить молока, посолить его слегка.

Или сахара немножко

Можешь ты добавить в плошку.

Фрукты, семечки, орехи – это все не для потехи,

Для здоровья подкрепленье – сухофрукты и варенье.

С мясом, салом, даже птицей блюдо может подружиться.

Повари крупу немного – блюдо сытное готово!

Дети: Это каша!

Воспитатель: Правильно! Мы поговорим о каше. Даже существует такое выражение – «заварить кашу», что значит затевать какое-либо дело. Вот и наше дело сегодня – как можно больше узнать о ней. А что же такое каша?

Дети: Каша-это блюдо из круп. Каша - это когда блюдо варят из круп и добавляют молоко и масло.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, почему о некоторых людях говорят: «Он мало каши ел?» (Так говорят о слабых). Каша – это полезная еда, которая поможет вам стать здоровыми и сильными. Кашу едят на завтрак. Вы знаете, из чего варят каши?

Дети: из крупы

Воспитатель: правильно, ребята, кашу варят из крупы. А из чего получается крупа, вы узнаете, если загадку отгадаете:

В землю тёплую уйду,

К солнцу колосом взойду.

В нем тогда таких, как я,

Будет целая семья. (Зерно)

Воспитатель: каша получается из зерен разных растений. Сегодня я расскажу вам о приключениях зернышка:

«Посадили весной в землю маленькое зернышко. Появился из зернышка маленький росточек. Потом он подрос и превратился в колосок. Все лето рос колосок, набирался сил, наливался. Земля, вода и солнце помогли маленькому зернышку превратиться в сильный колосок, полный новых зерен. Осенью колоски собрали и обмолотили – достали зерна из колоска. Из зерен сделали крупу, а из крупы можно уже сварить кашу».

Воспитатель: сейчас я загадаю вам загадки, а вы будете отгадывать, о какой крупе идет речь. Но нужно будет не только загадку на словах отгадать, но и блюдечко с нужной крупой показать.

(Во время загадывания загадок детям показываются блюдечки с крупой)

Черна, мала крошка,

Соберут немножко,

В воде поварят,

Кто съест – похвалит. (Гречка)

(Дети находят блюдечко с нужной крупой)

Воспитатель: ребята, а как называется каша из зерен гречки?

Дети: гречневая!

Воспитатель: послушайте ещё загадку-

Как во поле на кургане

Стоит курица с серьгами. (Овес)

Воспитатель: крупа из овса называется овсянкой. Но мы чаще всего едим дробленую овсянку, или геркулес. А каша – овсяная.

Воспитатель: следующая загадка –

В поле метелкой,

В мешке – жемчугом. (Пшеница)

Воспитатель: какая крупа получается из пшеницы?

Дети: манная

Воспитатель: а как будет называться каша из манной крупы?

Дети: манная

Воспитатель: а вы любите манную кашу? Да, не все дети любят манную кашу. Но эта каша очень полезная. Раньше борцов кормили манной кашей перед соревнованиями, чтобы прибавилось силы.

Воспитатель: ребята, а вот колосок, который называется просом. Из него получают пшено. Какую кашу варят из пшена?

Дети: пшенную!

Воспитатель: сейчас мы поиграем в игру «Курочки и петушки». У вас на тарелочках насыпаны вперемешку разные крупы. Сначала из блюдечка нужно выбрать бобы, затем горох.

Дети выполняют задание

Воспитатель: Зерна какого растения остались в тарелочке?

Дети: зерна пшеницы.

Воспитатель: какую крупу можно получить из пшеницы?

Дети: манную.

Воспитатель: говорят, кашу маслом не испортишь. Но в кашу можно добавлять не только масло, но и ягоды, различные фрукты, изюм, варенье. А кто не любит сладкие каши, тот может добавить в кашу орешки. Ребята, а как называется человек, который готовит еду?

Дети: повар!

Воспитатель: и сейчас я предлагаю всем стать поварятами! А готовить мы будем не обычным способом, а в виде аппликации.

Аппликация: «Тарелка с кашей»

Воспитатель: Перед вами разные виды круп. Выберите любую из них и приготовьте вкусную кашу на своей тарелочке. Для этого намажьте середину тарелки клеем, возьмите щепотку крупы и насыпьте на клей. Когда крупа подсохнет, мы стряхнем остатки аккуратно в емкость. А пока мы отдохнем!

Физминутка

Чтобы каша не горела, мы ее мешаем смело. (Опускаем руки)

Мы возьмем большую ложку смело в правую ладошку. (Мешаем правой рукой)

Ты по стенкам проведи, кашу ложкой зачерпни.

Горстку смело наберешь и в руках ее помнёшь. (Набрали в ладошку, потерли)

Кашу вкусную мешаю, руку срочно поменяю.

Я возьму большую ложку смело в левую ладошку. (Мешаем левой рукой)

Горстку смело зачерпну и в руках ее потру. (Набрали в ладошку, потерли).

Что же в кашу положили?

С чем же мы ее сварили?

Все добавки ты найдешь,

Их ребятам назовешь.

Воспитатель: а теперь я предлагаю вам стать кулинарными художниками и украсить свою кашу, добавив в неё клубники орехов или изюма.

Дети рассказывают, кто что добавил, чтобы каша бала вкусней и полезней.

Воспитатель: молодцы! Как красиво и великолепно у вас получилось украсить кашу.

Вы настоящие творцы – поварята! И я думаю, что кто не любит кашу, обязательно её полюбит и расскажет своим сестричкам и братишкам о пользе русской каши. Ваши работы мы поместим на нашей выставке чтобы видели родители, какие из вас получились поварята!

Приложение 2. Скороговорки

  • Дали Клаше каши с простоквашей, ела Клаша кашу с простоквашей.
  • На столе каша, а на стуле Маша.
  • Маша ела кашу, мама мыла чашу.
  • Вкусная кашка у кошки в чашке.
  • Сладкая кашка для Пети и для Сашки.
  • Наша каша хороша – из пшеницы и овса.
  • Ели мышки кашку из миски. Вымыли мышки миски для мишки.

Приложение 3. Пальчиковая гимнастика

  • Пальчиковая гимнастика «Варись каша»

Варись, варись, каша!

Варись поскорее! (Водим указательным пальцем одной руки по ладони другой)

Будем кушать кашу,

Станем мы сильнее. (Сгибаем руки в локтях, сжимая пальцы в кулаки)

Пых-пых! Пых-пых!

Станем мы сильнее. («Полочка» поднимаем, опускаем 2 р. Показываем кулачки)

Угостим мы кашей

Мышек под окошком, (Протягиваем ладошки вниз - в стороны, показываем ушки)

Песика Аркашку (Показываем лапки песика).

И кота Тимошку. (Выставляем лапки вперед по очереди)

Да, да! Да, да! (4 хлопка)

И кота Тимошку (Лапки кота)

Кушайте на здоровье! (Развернутые руки вниз - в сторону)

  • Пальчиковая гимнастика «Машина каша»

Маша каши наварила, (указательным пальцем правой руки дети мешают в левой ладошке)

Маша кашей всех кормила.                    

Положила Маша кашу                 (Загибают по одному пальчику на левой руке).   

Кошке – в чашку,                                     

Жучке – в плошку,

А коту – в большую ложку.

В миску – курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла,                       (Разжимают кулачок).

Все до крошки раздала.                (Сдувают «крошку» с ладошки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар Реализация образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура» через интеграцию деятельности дошкольников в здоровьесберегающей среде «Здоровым будешь, все добудешь»

Методическая разработка проведения семинара с педагогами МДОУ по реализации образовательных областей "Физическая культура", "Здоровье"...

Проект "Очень каши хороши для здоровья и души".

Питание в дошкольном детстве имеет особое значение....

Если про кашу не забудешь - здоровым будешь

Информация о здоровом питании...

Конспект образовательной деятельности: "Если про кашу не забудешь - здоровым будешь"

В конспекте включены разные виды деятельности детей, использованы ИКТ, подобран материал для ознакомления детей с крупяными изделиями и их значением в жизни человека....

консультация для родителей "здоровым будешь, все добудешь"

Все родители желают только добра и счастья для своих детей. Все стараются и упорно трудятся для того, чтобы вырастить из них здоровых и достойных людей. Ребенок должен начать узнавать о полезных привы...