Проект "Если про кашу не забудешь -здоровым будешь"
проект (старшая группа)
Пояснительная записка
«Без здоровья невозможно и счастье» Виссарион Григорьевич Белинский.
Дошкольный возраст является благоприятным периодом для выработки правильных привычек и формирования здорового образа жизни, которые в сочетании с обучением дошкольников приемам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Только здоровый ребенок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении. От того насколько грамотно организована работа с детьми по физическому воспитанию, насколько эффективно используются для этого условия дошкольного учреждения, зависит здоровье ребенка. В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптивные возможности, повышается устойчивость к внешним воздействиям, формируются движения, осанка, приобретаются физические качества, вырабатываются начальные гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Приобретаются привычки, представления, черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Работа по созданию здоровьесберегающей среды в детском саду строится на основе комплексного подхода, направленного на всестороннее развитие личности ребенка, с опорой на единство требований дошкольного учреждения и семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_esli_pro_kashu_ne_zabudesh_-_zdorovym_budesh.docx | 247.58 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА -
ДЕТСКИЙ САД № 166 ГОРОДА ТЮМЕНИ
( МАДОУ д/с № 166 города Тюмени)
Образовательный проект для детей 5 – 6 лет
«Если про кашу не забудешь – здоровым будешь»
Краснова Ирина Александровна,
воспитатель
Тюмень, 2022
Пояснительная записка
«Без здоровья невозможно и счастье» Виссарион Григорьевич Белинский.
Дошкольный возраст является благоприятным периодом для выработки правильных привычек и формирования здорового образа жизни, которые в сочетании с обучением дошкольников приемам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Только здоровый ребенок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении. От того насколько грамотно организована работа с детьми по физическому воспитанию, насколько эффективно используются для этого условия дошкольного учреждения, зависит здоровье ребенка. В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптивные возможности, повышается устойчивость к внешним воздействиям, формируются движения, осанка, приобретаются физические качества, вырабатываются начальные гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Приобретаются привычки, представления, черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Работа по созданию здоровьесберегающей среды в детском саду строится на основе комплексного подхода, направленного на всестороннее развитие личности ребенка, с опорой на единство требований дошкольного учреждения и семьи.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители.
Вид проекта: краткосрочный
Тип проекта: познавательно-творческий
Сроки проведения: 1 неделя с 27.06.2022 по 01.07.2022
Актуальность
Всем известно, что питание в дошкольном детстве имеет особое значение для здоровья ребенка, так как оно должно не только покрывать расходуемую им энергию, но и обеспечить материал, необходимый для роста и развития всех органов и систем организма.
Наблюдая за тем, как ребята едят кашу на завтрак, поговорив с детьми и родителями, мы пришли к выводу: одни кашу любят, другие - не очень, а кто-то считает кашу бесполезным продуктом. Поэтому так важно дать детям представления о кашах, об их пользе для здоровья человека.
Полезность каши заключается в том, что злаки содержат практически все необходимые организму питательные вещества и любой, кто хочет быть здоровым и энергичным должен включать каши в свой рацион питания.
Современных детей, пищевые привычки которых изменены с рождения, сложно приучить к здоровому и полноценному питанию, поэтому с раннего детства необходимо формировать представление о полезном и здоровом питании.
Проблема
Во время завтрака в детском саду приходится наблюдать, что дети часто отказываются от каш. Беседы с детьми помогли понять, что многие из них не знают о пользе каш, о том, что это полноценный продукт здорового питания.
Одна девочка из моей группы однажды сказала: «В детском саду часто говорят: «Ешьте больше каши, будете здоровы», «Не будете есть кашу, силы не будет», «А я кашу не очень люблю».
Да и в группе многие как дети отодвигают тарелку с кашей.
Мы вместе с детьми решили выяснить: «Действительно ли так полезны каши, как говорят?» Может быть, это правда? Ведь часто вредным для организма бывает что-нибудь очень вкусное, а вот полезным – не всегда вкусное.
Поэтому возникла идея проекта «Если про кашу не забудешь – здоровым будешь», реализация которого поможет узнать о злаках и крупах и их пользе для детского растущего организма.
Гипотеза «Каша не является полезной для организма человека».
Цель проекта: формирование представления о зависимости человека от правильного питания средствами проектной деятельности.
Задачи:
1. расширять представления о важных компонентах здорового образа жизни;
2. формировать у детей представления о пользе каши в рационе детского питания; развивать умение различать и называть злаковые культуры и крупы, из которых варят каши;
3. повышать заинтересованность и компетентность родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей дошкольного возраста.
Продукт проекта:
- Презентация «Каша-здоровье наше!».
- Коллаж «Каша – матушка наша!»
- Выставка творческих работ с использованием различных круп.
- Брошюры для родителей «Родителям – о здоровом питании ребенка!»
Предполагаемый результат:
- Дети должны получить первичные знания о крупах, кашах.
- Уметь различать и называть каши.
- Полюбить каши за их вкусность и полезность.
- Повысить коммуникативные способности взаимодействия между детьми и родителями.
Этапы работы над проектом
1-й этап. Подготовительный.
- Постановка цели и задач, определение направлений объектов исследования, изучение литературы, предварительная работа с детьми, родителями, поиск информации в глобальной сети интернет.
- Уточнить представление детей о пользе каши как о ценном продукте для роста детского организма.
2-й этап. Основной.
- Работа по формированию знаний детей о здоровом питании, о пользе каш в рационе детского питания.
3-й этап. Заключительный.
- Обобщение результатов работы по проекту.
- Закрепление полученных знаний, анализ проведенной работы, формулирование выводов с детьми.
Основной план работы по образовательным областям с учетом принципа интеграции
Образовательные области | Виды деятельности | |
Работа с детьми | Работа с родителями | |
Познавательное развитие | Образовательная деятельность «Кашу маслом не испортишь» Беседа «О злаковых культурах» Презентации «Её величество каша». «Каша – неотъемлемая часть в рационе питания детей дошкольного возраста». Д/и «Узнай и назови крупу», «Полезно - неполезно», «Отгадай на ощупь», «Наполни емкость», «Скажи правильно» Рассматривание иллюстраций «Злаки» Опыт: определение круп по их свойствам (по форме, цвету, запаху, размеру). Просмотр мультфильма «Маша и каша». Мини-музей «Каша – сила наша» | Беседа с родителями: «Что на завтрак кушают дети дома?», «Готовят ли дома детям каши?» Памятки «О пользе каш». |
Социально – коммуникативное развитие | Беседы: «Что я люблю есть?» «Каша, что это такое?», «Полезны ли каши?» «Что укрепляет здоровье» Беседа о злаках, рассматривание разных видов злаков. Беседа о пользе каши – «манная, рисовая, пшенная, перловая, кукурузная каша». С/р игры: «Поможем маме накрыть на стол», «Завтрак для Мишутки». | Рекомендации: «Правильное питание для дошкольников». |
Речевое развитие | Художественная литература: •Братья Гримм «Горшок каши» •Н. Носов «Мишкина каша» •К. Авдеева «Домовята и каша», •Русская народная сказка «Лиса и журавль» •Русская народная сказка «Каша из топора» •Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко» •Украинская сказка «Колосок» Заучивание пословиц о каше. Речевая игра «Из какой крупы какая каша?» «Отгадай кашу по описанию». Словесная игра «Сварим кашу», «Исправь ошибку». Загадки о крупах. Беседа-рассуждение «Что такое здоровое питание?» | Разучивание с детьми скороговорок, пальчиковых игр, пословиц о каше. |
Художественно – эстетическое развитие | Рисование: «В каше – здоровье наше!» Аппликация: «Тарелка каши» из круп. Инсценировка сказки «Маша и Медведь». | Рекомендация «Родителям о питании в детском саду». |
Физическое развитие | Подвижные игры: «Съедобное – не съедобное», «Петушок и курочка». Пальчиковая гимнастика: «Кашка - малашка», «Сорока – белобока, кашу варила», «Машина каша», «Варись каша!» Дыхательная гимнастика: «Варим кашу». Игры – эстафеты: «Соберем урожай». | Буклеты: «Родителям – о здоровом питании ребенка!» |
Результаты проекта
Мы с детьми, работая над проектом, пришли к заключению: что многие оказались неправы в своих догадках о том, что каша не является полезной. Наша гипотеза не подтвердилась, дети сделали вывод «Ешьте больше каши – будете здоровы!».
Дети рассказывали своим родителям интересные факты о каше, которые узнали во время проекта:
- Давным-давно наши предки жили на земле, где росло много дикой пшеницы – полбы, из которой варили древние славяне первые каши. В народе кашу называют - «Праматерью хлеба» (Алена Н.)
- На Руси каша занимала важнейшее место в питании как бедных, так и богатых людей. Отсюда и русская пословица: «Каша – мать наша» (Андрей Я.)
- Каша была незаменимым подспорьем во время воин. Каши для солдат были и есть главной пищей дарующей здоровье и силу. (Вероника К.)
- Любая каша – это полезный продукт. (Саша Х.)
- Каша полезна для организма человека, так как зерно, из которого её варят, содержит различные витамины и микроэлементы (Маргарита П.)
- Каши благотворно влияют на пищеварение, на работу сердца. (Стефания К.)
Приложение 1. Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Кашу маслом не испортишь»
Цель: познакомить детей с кашей - традиционным блюдом русской кухни, её пользой для здоровья.
Задачи:
- совершенствовать знания детей о здоровом, правильном питании.
- развивать умение различать и называть злаковые культуры и крупы, из которых варят каши.
- познакомить детей, как и из чего, варят каши, как их едят.
Материалы: разные виды круп; картинки с продуктами для варки каши, шаблоны (из бумаги) тарелок с кашей и заготовки изюма, орехов, клубники для украшения каши; аудиозапись песни «Антошка - Антошка»; кисти для клея, клей, салфетки.
Предварительная работа: знакомство с пословицами и стихами о каше; рассматривание разных видов круп; игра – хоровод «Варим кашу».
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку, и вы поймете, о чём мы сегодня поговорим.
Это блюдо хоть куда:
Есть зерно там и вода.
Можно вылить молока, посолить его слегка.
Или сахара немножко
Можешь ты добавить в плошку.
Фрукты, семечки, орехи – это все не для потехи,
Для здоровья подкрепленье – сухофрукты и варенье.
С мясом, салом, даже птицей блюдо может подружиться.
Повари крупу немного – блюдо сытное готово!
Дети: Это каша!
Воспитатель: Правильно! Мы поговорим о каше. Даже существует такое выражение – «заварить кашу», что значит затевать какое-либо дело. Вот и наше дело сегодня – как можно больше узнать о ней. А что же такое каша?
Дети: Каша-это блюдо из круп. Каша - это когда блюдо варят из круп и добавляют молоко и масло.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, почему о некоторых людях говорят: «Он мало каши ел?» (Так говорят о слабых). Каша – это полезная еда, которая поможет вам стать здоровыми и сильными. Кашу едят на завтрак. Вы знаете, из чего варят каши?
Дети: из крупы
Воспитатель: правильно, ребята, кашу варят из крупы. А из чего получается крупа, вы узнаете, если загадку отгадаете:
В землю тёплую уйду,
К солнцу колосом взойду.
В нем тогда таких, как я,
Будет целая семья. (Зерно)
Воспитатель: каша получается из зерен разных растений. Сегодня я расскажу вам о приключениях зернышка:
«Посадили весной в землю маленькое зернышко. Появился из зернышка маленький росточек. Потом он подрос и превратился в колосок. Все лето рос колосок, набирался сил, наливался. Земля, вода и солнце помогли маленькому зернышку превратиться в сильный колосок, полный новых зерен. Осенью колоски собрали и обмолотили – достали зерна из колоска. Из зерен сделали крупу, а из крупы можно уже сварить кашу».
Воспитатель: сейчас я загадаю вам загадки, а вы будете отгадывать, о какой крупе идет речь. Но нужно будет не только загадку на словах отгадать, но и блюдечко с нужной крупой показать.
(Во время загадывания загадок детям показываются блюдечки с крупой)
Черна, мала крошка,
Соберут немножко,
В воде поварят,
Кто съест – похвалит. (Гречка)
(Дети находят блюдечко с нужной крупой)
Воспитатель: ребята, а как называется каша из зерен гречки?
Дети: гречневая!
Воспитатель: послушайте ещё загадку-
Как во поле на кургане
Стоит курица с серьгами. (Овес)
Воспитатель: крупа из овса называется овсянкой. Но мы чаще всего едим дробленую овсянку, или геркулес. А каша – овсяная.
Воспитатель: следующая загадка –
В поле метелкой,
В мешке – жемчугом. (Пшеница)
Воспитатель: какая крупа получается из пшеницы?
Дети: манная
Воспитатель: а как будет называться каша из манной крупы?
Дети: манная
Воспитатель: а вы любите манную кашу? Да, не все дети любят манную кашу. Но эта каша очень полезная. Раньше борцов кормили манной кашей перед соревнованиями, чтобы прибавилось силы.
Воспитатель: ребята, а вот колосок, который называется просом. Из него получают пшено. Какую кашу варят из пшена?
Дети: пшенную!
Воспитатель: сейчас мы поиграем в игру «Курочки и петушки». У вас на тарелочках насыпаны вперемешку разные крупы. Сначала из блюдечка нужно выбрать бобы, затем горох.
Дети выполняют задание
Воспитатель: Зерна какого растения остались в тарелочке?
Дети: зерна пшеницы.
Воспитатель: какую крупу можно получить из пшеницы?
Дети: манную.
Воспитатель: говорят, кашу маслом не испортишь. Но в кашу можно добавлять не только масло, но и ягоды, различные фрукты, изюм, варенье. А кто не любит сладкие каши, тот может добавить в кашу орешки. Ребята, а как называется человек, который готовит еду?
Дети: повар!
Воспитатель: и сейчас я предлагаю всем стать поварятами! А готовить мы будем не обычным способом, а в виде аппликации.
Аппликация: «Тарелка с кашей»
Воспитатель: Перед вами разные виды круп. Выберите любую из них и приготовьте вкусную кашу на своей тарелочке. Для этого намажьте середину тарелки клеем, возьмите щепотку крупы и насыпьте на клей. Когда крупа подсохнет, мы стряхнем остатки аккуратно в емкость. А пока мы отдохнем!
Физминутка
Чтобы каша не горела, мы ее мешаем смело. (Опускаем руки)
Мы возьмем большую ложку смело в правую ладошку. (Мешаем правой рукой)
Ты по стенкам проведи, кашу ложкой зачерпни.
Горстку смело наберешь и в руках ее помнёшь. (Набрали в ладошку, потерли)
Кашу вкусную мешаю, руку срочно поменяю.
Я возьму большую ложку смело в левую ладошку. (Мешаем левой рукой)
Горстку смело зачерпну и в руках ее потру. (Набрали в ладошку, потерли).
Что же в кашу положили?
С чем же мы ее сварили?
Все добавки ты найдешь,
Их ребятам назовешь.
Воспитатель: а теперь я предлагаю вам стать кулинарными художниками и украсить свою кашу, добавив в неё клубники орехов или изюма.
Дети рассказывают, кто что добавил, чтобы каша бала вкусней и полезней.
Воспитатель: молодцы! Как красиво и великолепно у вас получилось украсить кашу.
Вы настоящие творцы – поварята! И я думаю, что кто не любит кашу, обязательно её полюбит и расскажет своим сестричкам и братишкам о пользе русской каши. Ваши работы мы поместим на нашей выставке чтобы видели родители, какие из вас получились поварята!
Приложение 2. Скороговорки
- Дали Клаше каши с простоквашей, ела Клаша кашу с простоквашей.
- На столе каша, а на стуле Маша.
- Маша ела кашу, мама мыла чашу.
- Вкусная кашка у кошки в чашке.
- Сладкая кашка для Пети и для Сашки.
- Наша каша хороша – из пшеницы и овса.
- Ели мышки кашку из миски. Вымыли мышки миски для мишки.
Приложение 3. Пальчиковая гимнастика
- Пальчиковая гимнастика «Варись каша»
Варись, варись, каша!
Варись поскорее! (Водим указательным пальцем одной руки по ладони другой)
Будем кушать кашу,
Станем мы сильнее. (Сгибаем руки в локтях, сжимая пальцы в кулаки)
Пых-пых! Пых-пых!
Станем мы сильнее. («Полочка» поднимаем, опускаем 2 р. Показываем кулачки)
Угостим мы кашей
Мышек под окошком, (Протягиваем ладошки вниз - в стороны, показываем ушки)
Песика Аркашку (Показываем лапки песика).
И кота Тимошку. (Выставляем лапки вперед по очереди)
Да, да! Да, да! (4 хлопка)
И кота Тимошку (Лапки кота)
Кушайте на здоровье! (Развернутые руки вниз - в сторону)
- Пальчиковая гимнастика «Машина каша»
Маша каши наварила, (указательным пальцем правой руки дети мешают в левой ладошке)
Маша кашей всех кормила.
Положила Маша кашу (Загибают по одному пальчику на левой руке).
Кошке – в чашку,
Жучке – в плошку,
А коту – в большую ложку.
В миску – курицам, цыплятам
И в корытце поросятам.
Всю посуду заняла, (Разжимают кулачок).
Все до крошки раздала. (Сдувают «крошку» с ладошки).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар Реализация образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура» через интеграцию деятельности дошкольников в здоровьесберегающей среде «Здоровым будешь, все добудешь»
Методическая разработка проведения семинара с педагогами МДОУ по реализации образовательных областей "Физическая культура", "Здоровье"...
Проект "Очень каши хороши для здоровья и души".
Питание в дошкольном детстве имеет особое значение....
Если про кашу не забудешь - здоровым будешь
Информация о здоровом питании...
Проект "Здоровым будешь-все добудешь!" для межрегионального конкурса ФГБОУ ВО Шадринский государственный педагогический университет"
Физкультурное занятие...
Конспект образовательной деятельности: "Если про кашу не забудешь - здоровым будешь"
В конспекте включены разные виды деятельности детей, использованы ИКТ, подобран материал для ознакомления детей с крупяными изделиями и их значением в жизни человека....
консультация для родителей "здоровым будешь, все добудешь"
Все родители желают только добра и счастья для своих детей. Все стараются и упорно трудятся для того, чтобы вырастить из них здоровых и достойных людей. Ребенок должен начать узнавать о полезных привы...