«ТЕХНОЛОГИЯ «ТРЕНИНГ ЧИСТОТЫ» КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
статья (младшая группа)

В современных условиях важно обеспечить формирование положительного отношения детей к здоровому образу жизни, воспитывать потребность заботиться о своем здоровье. Использование инновационной технологии «Тренинг чистоты» в работе с детьми младшего дошкольного возраста позволяет не только формировать необходимые культурно-гигиенические умения и навыки, но и расширять представления дошкольников об объектах окружающего мира через практические действия.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_trening_chistoty.docx24.68 КБ

Предварительный просмотр:

«ТЕХНОЛОГИЯ «ТРЕНИНГ ЧИСТОТЫ» КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Аннотация. В современных условиях важно обеспечить формирование положительного отношения детей к здоровому образу жизни, воспитывать потребность заботиться о своем здоровье. Использование инновационной технологии «Тренинг чистоты» в работе с детьми младшего дошкольного возраста позволяет не только формировать необходимые культурно-гигиенические умения и навыки, но и расширять представления дошкольников об объектах окружающего мира через практические действия.

Ключевые слова: образовательная деятельность, инновационные технологии, проблемная ситуация, экспериментальная деятельность, здоровый образ жизни, культурно – гигиенические навыки, познавательный интерес.

Здоровье человека закладывается и формируется в дошкольном возрасте. Организм ребенка восприимчив к различным воздействиям, как положительным, так и отрицательным. Поэтому первоочередная задача состоит в том, чтобы свести к минимуму неблагоприятные воздействия на детский организм и привить ребенку элементарные гигиенические навыки, содействующие укреплению и сохранению его здоровья.

Гигиеническое воспитание —это часть общего воспитания, а гигиенические навыки — это неотъемлемая часть культурного поведения, формирование которой требует систематической работы с использованием специальных педагогических приемов, методов и технологий. Для привития культурно-гигиенических навыков во всех возрастных группах дошкольного учреждения применяется показ, пример, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения. Широко используются игровые приёмы: дидактические игры, потешки, стихотворения, загадки, пальчиковую гимнастику. Дети просматривают видеоролики и мультфильмы на соответствующую тему.

Но современный образовательный процесс невозможно представить без поиска и внедрения инновационных технологий, призванных способствовать становлению у ребёнка правильного отношения к своему здоровью, привитию навыков здорового образа жизни и воспитанию культурно-гигиенических навыков. Для улучшения качества процесса по формированию навыков личной гигиены у детей младшего дошкольного возраста нами была разработана технология «Тренинг чистоты» - система опытов и экспериментов, которая включает в себя проблемную ситуацию, обсуждение и доказательный опыт. Сначала детям предлагается рассмотреть картинку или фотографию с проблемной ситуацией, которую они должны проанализировать, разобраться в ее сути и найти выход, доказав свои предположения экспериментальным путем.

Например, проблемная ситуация «Научим зайчика чистить зубы» заключалась в том, что в гости к детям приходит зайчик и просит научить его правильно чистить зубы. Дети вместе с педагогом знакомят зайчика с правилами чистки зубов. При проведении опыта с зубной щеткой дети внимательно рассмотрели ее, потерли о свою ладошку. Дети пришли к выводу о том, что маленькие ворсинки щетки попадают между нашими зубками и достают оттуда грязь, выгоняют микробов, которые разрушают наши зубки и не дают им оставаться чистыми и здоровыми.

Детям очень понравился игровой тренинг «Чьи следы», который заключался в том, что, придя в детский сад, они обнаружили грязные отпечатки ног и рук по всей группе. Дети, высказывая предположения и догадки, выяснили, что в группе появилась кукла-замарашка, и, для того чтобы помочь ей, нужны разные предметы гигиены (мыло, вода, мочалка, полотенце). Приготовив всё что нужно, дети привели куклу в порядок.

В процессе проведения игры-эксперимента «Микробы невидимы, но они существуют» под лучом УФ-фонарика, дети обнаруживают на своих ладошках «микробов», приходят к выводу, что руки надо мыть чаще, даже если они кажутся чистыми.

Таким образом, экспериментирование позволяет повысить детскую эрудированность, помогает ребенку осознать смысл различных явлений, составить представление о существующих взаимосвязях. Кроме того, для детей чрезвычайно привлекателен сам процесс экспериментирования, в ходе которого каждый из них может найти доказательства своим предположениям, активно участвовать в поиске решения общей проблемы, применить уже имеющиеся знания. Именно в ходе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить свойственные ему любопытство и любознательность, ощутить себя деятелем науки, исследователем, изобретателем.

Работа по формированию у детей культурно-гигиенических навыков с использованием технологии «Тренинг чистоты» проходила по двум направлениям: работа с родителями и работа с детьми.

Родители – наши единомышленники и помощники, поэтому именно их прежде всего мы познакомили с данной технологией, продемонстрировали им как в увлекательной форме приучить детей соблюдать правила личной гигиены: следить за чистотой и опрятностью, чистить зубы и мыть руки и т.д.  Работа с родителями в данном направлении осуществлялась в следующих формах: была оформлена серия наглядной информации, проведены индивидуальные и групповые консультации, изготовлен раздаточный материал в виде памяток, буклетов и рекомендаций, организованы совместные досуги, обмен опытом. Особый интерес вызвал мастер-класс «Моем руки мылом», целью проведения которого было показать родителям, как можно научить ребенка правилам личной гигиены (мытье рук) посредством игры-экспериментирования. Родители приняли активное участие в игровом тренинге, где на практике решали проблемные ситуации, проводили эксперименты, пробовали выполнить игровые задания, чтобы повторить их с детьми дома.

Повысив личную компетентность, апробировав опыт работы с родителями, мы решили внедрить данную технологию в педагогическую деятельность с детьми. С детьми раннего возраста проводились такие эксперименты как «Госпожа Зубная Щетка», «Пенка на ладошках!», «Фонтанчики», «Нарисуем свой портрет», «Мокрые рукава и полотенце», «Мыльные пузыри», «Разложи пену по формочкам», «Чистая и грязная вода», «Наши помощники».

Младшим дошкольникам нравятся такие эксперименты как «Научим зайчика чистить зубы», «Волшебный гребешок», «Микробы невидимы, но они существуют», «Причешем куклу Катю», «Микробы боятся мыла», «Тёплая и холодная вода», «Что я вижу одним глазом?», «Носики – курносики», «Слушай во все уши».

Целью проведения экспериментов было познакомить детей со свойствами мыла и зубной щетки, со строением тела человека, закрепить представления о том, что вода смачивает и очищает, показать необходимость засучивать рукава при умывании, научиться намыливать руки, полоскать рот и т.д.

Включение в образовательный процесс экспериментальной деятельности способствовало комплексному решению задач обучения младших дошкольников культурно-гигиеническим навыкам, формированию у них умений и навыков самостоятельной познавательной и исследовательской работы, расширению интереса к здоровому образу жизни.

Критериями успешности проведенной нами работы по использованию технологии «Тренинг чистоты» являются:

  • у воспитанников сформированы начальные представления о ценности здоровья;
  • знают правила личной гигиены;
  • понимают необходимость гигиенических процедур;
  • развит кругозор;
  • умеют мыслить, рассуждать, делать простейшие выводы;
  • стремятся к обязательному соблюдению правил личной гигиены; поддержанию культуры здоровья;
  • ведут здоровый образ жизни.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Белостоцкая, Е.М. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7

          //Е.М. Белостоцкая, Т.Ф. Виноградова. – М.: АСТ, 2017. – 187с.

  1. Дыбина, О.В., Поддъяков, Н.Н., Рахманова, Н.П., Щетина, В.В., «Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста» // Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2018. – 64 с.
  2. Кирьянова, Р.А. Учимся, играя: система игр и упражнений по обучению детей культурно-гигиеническим навыкам // Р.А. Кирьянова //Дошкольная педагогика. – 2019. – № 3. – С. 7–12.
  3. Полат, Е. С., Бухаркина, М. Ю., Моисеева, М. В., Петров, А. Е.  Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Учеб.пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е. С. Полат. М.: Издательский центр «Академия». – М.: Академия, 2018. – 268 с.
  4. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации» / Под общ. ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2017. – 64с.
  5. Урунтаева, Г.А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию //Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.: АСТ, 2020. – 172с.

     

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков связной речи у детей младшего дошкольного возраста.

Под связной речью понимается развёрнутое изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. Связная речь неотделима от мира...

Фольклор как средство формирования навыков выразительной речи у детей младшего дошкольного возраста в ДОО.

Коммуникативная система в речи является главенствующей, так как обслуживает общество и является общественным достоянием. В процессе коммуникации партнеры обмениваются сообщениями, содержащими для них ...

«Формирование навыков экологической безопасности у детей младшего дошкольного возраста».

Главными задачами являются:- закрепление у детей экологических знаний;- обучение правилам поведения в лесу, на водоёмах, с домашними животными, насекомыми, ядовитыми растениями.- формирование зн...

Формирование навыков правильного произношения у детей младшего дошкольного возраста

Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека. Главное и важнейшее приобретение раннего возраста — речь. Овладение речью – это сложный многосторонний психический п...