Формирование навыков правильного произношения у детей младшего дошкольного возраста
консультация по логопедии (младшая группа)

Тарасенкова Юлия Владимировна

Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека. Главное и важнейшее приобретение раннего возраста — речь. Овладение речью – это сложный многосторонний психический процесс, становление которого происходит с момента рождения ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование навыков правильного произношения у детей младшего дошкольного возраста

Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека. Главное и важнейшее приобретение раннего возраста — речь. Овладение речью – это сложный многосторонний психический процесс, становление которого происходит с момента рождения ребенка.

Звуковая культура речи детей раннего возраста – это владение культурой речепроизношения, которая содержит в себе фонематическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительность, четкую дикцию и умение применять двигательные средства выразительности (жесты, мимика), элементы развитого общения (общая тональность речи детей, поза двигательные навыки в ходе беседы), речевого слуха.

Развитие звуковой культуры речи допустимо при условии создания полноценной речевой среды для детей и правильного его речевого развития.

Как известно, сразу после рождения дети не реагируют на звуки. Первые его реакции на звук проявляются в общем двигательном возбуждении. На втором – третьем месяце дети начинают воспринимать направление звуков, поворачивая головой в сторону источников звука. На третьем – четвертом месяцах у детей появляется реакция на обращение к ним улыбкой, общим оживлением. Интонация говорящего человека, прежде всего, привлекает внимание ребенка. На втором месяце жизни ласковый тон мамы может успокоить малыша. Позже ребенок начинает улавливать общий звуковой рисунок слов и ритмы речи. Распознание звуков речи приходит только к концу первого года жизни ребенка. С этой поры и начинается формирование речевого слуха. В первую очередь у детей появляется способность распознавать гласные, а спустя некоторое время они начинают различать и согласные.

Как правило, в возрасте более полутора лет большинство детей приступают к оживленному общению. Речь детей состоит из отдельных слов или из очень простых предложений, состоящих из нескольких слов. Чаще всего, используемые слова, неверно между собой согласованы. Не все слова и звуки дети произносят правильно. Основными задачами родителей является: расширение словарного запаса детей, учить их правильно произносить слова и правильно строить фразы.

Высокий интерес к звуковой стороне слова помогает детям изменять слова по аналогии с другими словами. Однако, не всегда данные изменения удачны. Дети в раннем возрасте еще допускают грамматические ошибки: неверно согласуют слова, особенно существительные среднего рода с прилагательными; неправильно используют падежные окончания; часто ошибаются в употреблении несклоняемых имен существительных; неверно изменяют по лицам употребляемые глаголы.

В раннем возрасте начинается новый этап усвоения речи детьми. Мотивом для энергичного овладения родным языком являются повышающиеся потребности детей рассказать, узнать и воздействовать на других людей. Речь содержится во всех видах деятельности людей, в том числе и связанной с познанием окружающего мира. Изменение стоящих перед дошкольниками задач, осложнение общения со взрослыми людьми и ровесниками, появление новых видов деятельности, расширение круга жизненных взаимоотношений, в которые включены дети, приводят к интенсивному формированию, во-первых, всех сторон речи (словаря, звуковой культуры, грамматического строя), во-вторых, ее форм (объяснительной и контекстной) и функций (коммуникативной, планирующей, обобщающей, знаковой и регулирующей).

В раннем возрасте начинается этап активного освоения родного языка. Потребности детей рассказать, узнать и воздействовать на другого человека все возрастают. Речь содержится во всех видах их деятельности, в том числе и деятельности, связанной с познанием окружающего мира.

В младшем дошкольном возрасте у детей продолжают уточняться и укрепляться правильная артикуляция и четкое произношение согласных и гласных звуков, а также трудных в артикуляционном отношении свистящих, шипящих и сонорных. В старшем дошкольном возрасте у детей завершается процесс фонематического развития речи. Ребенок верно слышит и правильно произносит все звуки.

Обучение звукопроизношению начинается с гласных звуков: А, У, О, И и простых по артикуляции согласных: М, П, Б, В, Ф.

В речи ребенка появляется значительно больше слов, что крайне важно, происходит развитие их значений. Ребенок рано заучивает слова, но их значение усваивает он постепенно. С возрастом изменяется характер обобщений, содержащихся в словах. Услышав новые слова, дети стремятся понять их, найти им аналогию в собственном опыте. Для ребенка важно не отношение слова к определенной категории, а его использование в конкретных обстоятельствах. Объясняя смысл слов, ребенок устанавливает связи со словами, которые ему знакомы (например: цыплят называют так потому, что ходят они на цыпочках).

В раннем возрасте настает новый этап развития грамматического строя речи. Это период освоения морфологической системы языка, спряжений исклонений. Изучение форм склонений у дошкольников происходит при главной роли ориентировки ребенка на форму слова, т.е. его окончание в именительном падеже.

Выдающийся российский психолог Т.Н. Ушакова, используя свою терминологию, отличную от лингвистической, выделила три принципа, по которым дети образуют новые слова:

1. «осколки слов», когда часть какого-нибудь слова используется как целое слово («лепь» – то, что слеплено, «прыг» – прыжок);

2. «чужие окончания», когда к корню слова добавляется окончание другого слова («рваность», «пургинки», «иметель», «помогание»);

3. «синтетические слова», когда одно слово составляется из двух («ворунишка» – вор и врунишка, «вкуски» – вкусные куски, «бабезьяна» –бабушка обезьяны)

Звуковая сторона слова тоже привлекает детей. Вместе с ориентацией на значение слова возрастает интерес и к звучанию слова независимо от его содержания. Возникают игры со словами. Ребенок намеренно изменяет звучание слов, придумывает слова, которые не имеют предметной отнесенности. Ребенок осваивает язык непроизвольно и достаточно на высоком уровне.

О развитии знаковой функции речи у детей говорит осознание ими словесного состава предложений и звукового строения слов, что создает предпосылки для обучения грамоте.

Формирование всех сторон речи невозможно без освоения ее звуковой культуры, которая является основой овладения языком. Звуковая культура речи содействует росту потенциала ориентирования детей раннего возраста в сложных соотношениях грамматических форм, обеспечивает усвоение морфологической системы языка.

В речи ребенка появляется больше слов, что очень важно, происходит развитие их значений. Ребенок рано заучивает слова, но их значение усваивает он постепенно. С возрастом изменяется характер обобщений, содержащихся в словах.

Развитие понимания речи детьми в раннем возрасте связано с выполнением поручений взрослых людей, знакомством с литературными произведениями. Понимание литературных произведений в этом возрасте выражается в том, что ребенок может сосредоточиться на несложном сюжете, описании, небольшом количестве персонажей. Он выделяет только содержание, а не основную идею литературных произведений.

Понимание словесных инструкции взрослых людей проявляется в двух моментах: в ее отсроченном выполнении и в следовании указанию не только на цель, но и на способ действия. Сначала дети сразу пытаются выполнить действие, не дослушав инструкцию. Причем при выполнении дети выполняют только те указания, которые относятся к общей цели действия: что надо сделать.

У детей раннего возраста появляется саморегулятивная функция речи, когда речь перемещается из результата на начало деятельности, фиксируя и предусматривая результаты деятельности. Ребенок все более часто применяет эту функцию в своей деятельности, особенно во время ее планирования, практического выполнения, принятия решения.

В раннем возрасте наиболее эффективным средством воспитания звуковой культуры речи является игра. Игра имеет важное значение в умственном, физическом и эстетическом воспитании детей. Дидактические игры – одно из средств воспитания и обучения детей раннего возраста. Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности,занимаясь которой, дети учатся.

Игры и упражнения для развития речи детей раннего возраста

Маленькие дети очень любят животных. Недаром во многих сказках главными героями являются звери и птицы. Знакомство с животными, их внешним видом, повадками, детенышами, позволит в интересной форме расширить представления ребенка об окружающем мире и способствует развитие речи.

Поэтому на занятиях по развитию речи с детьми раннего возраста целесообразно использовать игрушечных животных или картинки с их изображением.

Для занятий подберите фигурки животных из пластика или резины, желательно, чтобы они были естественных цветов, легко узнаваемыми, а также добрыми и симпатичными. Используя таких животных, можно организовать различные игры для развития речи.

Игра «Кто там?»

Взрослый прячет игрушку, воспроизводя крик животного, и просит ребенка отгадать кто это. Ребенок может ответить любым доступным ему способом – показать на картинку с изображением животного, назвать его словом или словом-звукоподражанием.

Игра «Гости»

Постройте вместе с малышом домик из кубиков. Тук-тук, кто там пришел к нам в гости?

— Мяу. Кто это? Ребенок отвечает. Впускаем кошку в дом и разговариваем с ней на ее языке, далее стучит следующий «гость».

        Игра «Отгадай, кто ушел»

Разложите игрушки перед ребенком, предложите ему отвернуться или загородите игрушки ширмой, потом предложите отгадать, кого не стало. Эта игра способствует также развитию памяти.

Предлагайте ребенку повторять за вами звукоподражания, слова и фразы. Начинать такие игры можно с небольшого количества игрушек, постепенно увеличивая количество персонажей. Если вы видите, что ребенок устал, то прекратите игру или замените ее на подвижную, предложите попрыгать, как воробушек, походить на четырех «лапках», поклевать зернышки.

Продолжать работу по развитию речи можно используя картинки с изображением животных. Причем следует подбирать картинки не только с изображением животного, но и с его действием.

Например: Корова пасется на лугу. Коровка жует вкусную траву и мычит: «Му! Му! Молока кому?».

Лошадка: Лошадка живет в конюшне. Лошадь умеет громко кричать: «И-го-го!» Лошадка скачет и стучит копытами: «Скок-скок!».

Продолжая занятия, можно изучать диких животных, а также животных разных стран и морей: слон, жираф, бегемот, зебра, лев, тигр, крокодил, мартышка, пингвин и др. Во время таких игр старайтесь быть эмоциональными, используйте в игре стремление малыша подражать взрослому, повторять за ним слова и действия, побуждайте ребенка к повторению звуков, слогов, слов и коротких фраз, а также характерных движений животных – походить как медведь, помахать крылышками как птичка, поскакать как лошадка и т.д.

Целесообразно постепенно развивать, обогащать и усложнять активную речь малыша. Например, изучение изображения кошки. Сначала – повторение ребенком звукоподражания «мяу». Затем – повторение названия животного «кошка». Следующие шаги – произнесение предложений: «Это кошка. Кошка пьет молоко».

Занимаясь с малышом, комментируйте его и свои действия: что вы делаете в игре, или что вы сейчас рисуете. Когда ребенок что-то вам показывает — называйте это словом. Если пытается что-то сказать, обязательно правильно повторяйте, как звучит слово, которое он хочет сказать. Для того, чтобы ребенок мог говорить длинными сложными предложениями, его необходимо научить правильному дыханию, а также развивать его артикуляционный аппарат. В этом очень хорошо помогают скороговорки.

Игра доставляет ребенку радость, удовольствие, а эти чувства являются сильным средством, способствующим для активного восприятия речи детьми и стимулирующим средством для развития речи.

Игры для закрепления в произношении изолированных звуков

  На этапе появления звука очень важно закрепить его правильное произнесение, для чего ребенку можно предложить побыть комариком, пчелкой, лягушкой, мышонком и показать, как поет комарик (з-з-з-з), пчелка (ж-ж-ж-ж) и т.д.

 Игра «Комарики»

 Цель: автоматизация изолированного звука з.

Ход игры. Дети, которых выбрали «комариками», «летают» и произносят длительно звук з-з-з-з, стараясь догнать других детей и укусить их. Тот, кого «комарик» укусил, сам становится «комариком» и начинает петь песенку комара и догонять других детей.

Игра «Свисток»

 Цель: автоматизация изолированного звука с.

Ход игры. Взрослый предлагает ребенку изобразить, как свистит свисток: длительно и громко произносить звук с-с-с-с.

Игры для закрепления произношения звуков в слогах, словах и предложениях

Игра «Куры и петух»

 Цель: отработка произнесения твердого согласного звука к в слогах.

Ход игры. Дети бегают по площадке, машут крыльями, изображая кур. Ведущий произносит стишок, а дети должны в нужном месте произносить слоги «ко-ко-ко».

Куры крыльями махали:

- Ко-ко-ко, ко-ко-ко!

Куры клювами стучали:

- Ко-ко-ко, ко-ко-ко!

Дай нам, Петя, крошек,

Крошек не жалей,

Дай еще немножко,

Будет веселей!

Игра «Гуси-Гуси»

 Цель: автоматизация произнесения твердого согласного звука Г в слогах.

Ход игры. Дети – гуси, один ребенок – волк. Взрослый спрашивает:

- Гуси-гуси!

- Га-га-га!

- Есть хотите?

- Да-да-да!

- Гуси белые, домой –

Серый волк под горой!Дети бегут и кричат «га-га-га», «волк» хочет их поймать.

Для закрепления звуков, уже появившихся в речи, детям можно предложить выучить и затем произносить вслух чистоговорки. На третьем году жизни внимание обращается на звуки Н, К, Г, Ф, Тˈ, Дˈ, Нˈ, Лˈ, Кˈ, Гˈ, Сˈ, Зˈ, Т, Д, К, Хˈ, Бˈ, Мˈ, Пˈ, П. полезно составлять такие чистоговорки, в которых наряду с отработкой нужного звука были бы представлены разные грамматические формы слов, например, косвенные падежи существительных.

 Примеры чистоговорок с грамматическими формами

Т

От-от-от – полосатый кот.

Та-та-та – увидели кота.

Ту-ту-ту – подошли к коту.

 

Т, Тˈ

Том-том-том – поиграй с котом.

Та-та-та – хвостик у кота.

Те-те-те – помним о коте.

Д, Дˈ

Да-да-да – холодная вода.

Ды-ды-ды – плохо без воды.

Де-де-де – купаемся в воде.

Дой-дой-дой – умываемся водой.

Н

На-на-на – синяя волна.

Ну-ну-ну – не ныряй в влону.

Й

Ай-ай-ай – мне конфетку дай.

Ой-ой-ой – Васенька больной.

Эй-эй-эй – догони сумей.

К, Кˈ

Ка-ка-ка – левая рука.

Ке-ке-ке – куколка в руке.

Ки-ки-ки – не поднять руки.

Х, Хˈ

Ха-ха-ха – варится уха.

Хи-хи-хи – нет у нас ухи.

Ух-ух-ух – бегает петух.

Ха-ха-ха – вижу петуха.

Хи-хи-хи – дерутся петухи.

В

Ва-ва-ва – серая сова.

Ву-ву-ву – видели сову.

Лˈ

Аль-аль-аль – убегаю в даль.

Оль-оль-оль – каменная соль.

Эль-эль-эль – кушай карамель.

Ф, Фˈ

Фа-фа-фа – мягкая софа.

Фы-фы-фы – в доме нет софы.

Фу-фу-фу – сядем на софу.

Фе-фе-фе – кукла на софе.

С

Са-са-са – рыжая лиса.

Сы-сы-сы след большой лисы.

Су-су-су – видели лису?

Се-се-се – помним о лисе.

З, Зˈ

За-за-за – серая коза.

Зы-зы-зы – рожки у козы.

Зе-зе-зе – травку дам козе.

Зу-зу-зу – я пасу козу.

Г, Гˈ

Гу-гу-гу – гуси на лугу.

Га-га-га – зеленые луга.

Ги-ги-ги – с сыром пироги.

Ге-ге-ге – начинка в пироге.

Большое значение имеет речь взрослого, его умение общаться с детьми. Речь взрослого должна быть выразительной, четкой, неторопливой. Фразы и слова, сказанные детям, не должны быть случайными. По возможности фразы надо продумывать заранее. Особенно это касается тех оборотов речи, которые педагог стремится сделать достоянием собственных высказываний ребенка: синтаксические конструкции, в частности предложения с однородными членами, слова, обозначающие качества предметов. Используя их на занятии, одобряя попытки детей воспроизвести слова или предложения, воспитатель тем самым обогащает активную речь детей.

Таким образом, развитию звуковой структуры речи детей раннего возраста способствует выполнение следующих условий:

1. Удовлетворение потребности детей в общении со сверстниками.

2. Постоянное доброе общение с детьми, что способствует возникновению доверия со стороны ребенка и желание общаться.

3. Предоставление детям в достаточном количестве образовательного материала; картинок, книг, игрушек и др. Необходимо помнить: главное не в красоте оформления, а в содержании того, что нарисовано, написано, сделано.

4. Культура речи всех взрослых, окружающих ребенка! Нельзя забывать, что дети раннего возраста берут за пример все, что говорит и делает взрослый человек.

5. Проведение специальных упражнений и игр по развитию речи детей.

Усвоение детьми родного языка проходит по строгой закономерности и характеризуется рядом общих черт, которые свойственны всем детям. Для того, чтобы понять патологию речи, надо четко знать последовательность развития речи детей в норме, знать закономерности и условия этого процесса, от которых в большей степени зависит успешное развитие речи детей. Также, надо хорошо понимать этапы развития речи детей, каждый «качественный скачок», чтобы вовремя заметить и заняться исправлением тех или иных отклонений от нормы.

С уважением,

учитель-логопед Тарасенкова Ю.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи у детей младшего дошкольного возраста».

«Страшно подумать, какое огромное множество грамматических форм сыплется на бедную детскую голову, а ребенок, как ни в чем не бывало, ориентируется во всем этом хаосе, постоянно распределяя по рубрика...

Формирование навыков связной речи у детей младшего дошкольного возраста.

Под связной речью понимается развёрнутое изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. Связная речь неотделима от мира...

Фольклор как средство формирования навыков выразительной речи у детей младшего дошкольного возраста в ДОО.

Коммуникативная система в речи является главенствующей, так как обслуживает общество и является общественным достоянием. В процессе коммуникации партнеры обмениваются сообщениями, содержащими для них ...

«Формирование навыков экологической безопасности у детей младшего дошкольного возраста».

Главными задачами являются:- закрепление у детей экологических знаний;- обучение правилам поведения в лесу, на водоёмах, с домашними животными, насекомыми, ядовитыми растениями.- формирование зн...